г. Самара |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А55-38445/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коршиковой Е.В.,
судей Романенко С.Ш., Ястремского Л.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Григорян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 марта 2020 года в зале N 6 помещения суда апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 декабря 2019 года по делу N А55-38445/2018 (судья Ануфриева А.Э.),
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Азимут-СК"; Общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль",
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
об урегулировании разногласий,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Главное управление Министерства России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области,
с участием в судебном заседании
от ООО "Азимут-СК" - Щипанов А.В., доверенность от 12.02.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут-СК"; Общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" обратились в Арбитражный суд Самарской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области об урегулировании разногласий при заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:568, общей площадью 21880 кв. м, с местоположением: Самарская обл., г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Ярославская, д.8 строение 26, с разрешенным использованием "для дальнейшей эксплуатации зданий и сооружений".
Просит изложить пункт 3.1 договора изложить в следующей редакции: "С 13.07.2017 размер арендной платы по Договору определяется в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, на основании кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Годовой размер арендной платы устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости в год.
Изменение ставки арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к Договору. В этом случае разница между новым размером арендной платы и размером арендной платы, указанным в п. 3.1. Договора, подлежит перечислению Арендатором по указанным в п. 3.4 Договора реквизитам в течении 10 (десяти) рабочих дней после государственной регистрации дополнительного соглашения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию прав.
Уведомление о перерасчете арендной платы вместе с дополнительным соглашением об изменении размера арендной платы направляется Арендодателем Арендатору. Дополнительное соглашение об изменении арендной платы составляет неотъемлемую часть настоящего договора и подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Также размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае изменения правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в части корректировки (изменения) размера арендной платы, новый порядок корректировки (изменения) размера арендной платы применяется к отношениям сторон без внесения соответствующих изменений в настоящий Договор".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20 декабря 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, которой просит отменить решение суда от 20.12.2019, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе заявитель сослался на то, что им исполнено решение суда по делу N А55-3048/2018, полагает, что при заключении договора аренды размер арендной платы должен быть определен на основании п. 6 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
В судебном заседании представитель ООО "Азимут-СК" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда от 20.12.2019 оставить без изменения.
От ООО "Вертикаль" и третьих лиц возражений на жалобу не поступило.
В судебное заседание представители ООО "Вертикаль", Управления и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 АПК РФ правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявителям на праве общей долевой собственности принадлежат нежилые помещения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0202053:568, площадью 21 880 кв. м, расположенным по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Ярославская, на котором расположено нежилое здание - корпус N 2 механического участка, бытовые помещения завода, цех металлоконструкций, корпус N 1 сборочно-сварочного участка, корпус N 2 литейного участка, здание механического участка; кадастровый (или условный) номер: 63-63-09/138/2006-203 и 63-63-09/138/2006-197, имеющее адрес: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Ярославская, д. 8, строение 26.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 07.06.2017 по делу А55- 694/2017, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 63:09:0202053:568 является федеральной собственностью ввиду нахождения на нем нежилого помещения (бомбоубежища), площадью 192, 2 кв. м, являющегося собственностью Российской Федерации.
ООО "Вертикаль", ООО "Азимут-СК" обратились с совместным заявлением от 18.10.2017 в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:568 в аренду сроком на 49 лет.
Письмом от 09.11.2017 N 12234 ТУ Росимущества в Самарской области отказало в предоставлении испрашиваемого участка в аренду по мотивам того, что к заявителям не перешло право (постоянного) бессрочного пользования. Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.04.2018 по делу N А55- 3048/2018, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 09.10.2018, признан незаконным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:568, площадью 21880 кв. м, расположенного по адресу: г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Ярославская, в порядке переоформления права (постоянного) бессрочного пользования, выраженный в письме от 09.11.2017 N 12234.
Приняв во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу N А55 - 694/2017, рассмотренному с участием Управления Росимущества и Обществ (истцов), суды сочли подтвержденным документально факт нахождения принадлежащего обществам объектов недвижимости на земельном участке, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:548, переданного ранее открытому акционерному обществу "Союзнеруд" на праве постоянного (бессрочного) пользования для эксплуатации зданий и сооружений. В рассматриваемом случае покупатели недвижимости как обладатели вещного права на земельный участок, которое перешло к ним в силу закона, вправе требовать переоформления права путем заключения договора аренды.
В соответствии с ч.2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области от 04.09.2018 N 307- р ООО "Вертикаль, ООО "Азимут-СК" в порядке переоформления постоянного (бессрочного) пользования предоставлен в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора земельный участок с кадастровым номером 63:09:0202053:568.
Письмом от 04.09.2018 N 9461 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области направило в адрес Истцов письмо с приложением проекта договора аренды земельного участка.
В соответствии с п.3.1 проекта договора, размер арендной платы за использование земельного участка с 13.07.2017 по 31.12.2017 составляет 474 051,84 руб., за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 составляет 1 025 440 руб. и определяется путем оценки рыночной стоимости права аренды земельного участка.
Письмом от 05.10.2018 ООО "Азимут-СК", ООО "Вертикаль" направили Ответчику протокол разногласий к проекту договора аренды земельного участка, предложив изложить пункт 3.1 в следующей редакции: "С 13.07.2017 г. размер арендной платы по Договору определяется в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 г. N 582, на основании кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Годовой размер арендной платы устанавливается в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости в год.
Изменение ставки арендной платы осуществляется на основании дополнительных соглашений к Договору. В этом случае разница между новым размером арендной платы и размером арендной платы, указанным в п. 3.1. Договора, подлежит перечислению Арендатором по указанным в п. 3.4 Договора реквизитам в течении 10 (десяти) рабочих дней после государственной регистрации дополнительного соглашения в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию прав.
Уведомление о перерасчете арендной платы вместе с дополнительным соглашением об изменении размера арендной платы направляется Арендодателем Арендатору. Дополнительное соглашение об изменении арендной платы составляет неотъемлемую часть настоящего договора и подлежит обязательной государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию прав.
Также размер арендной платы пересматривается в случае перевода земельного участка из одной категории земель в другую или изменения разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае изменения правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в части корректировки (изменения) размера арендной платы, новый порядок корректировки (изменения) размера арендной платы применяется к отношениям сторон без внесения соответствующих изменений в настоящий Договор."
Письмом от 01.11.2018 Ответчик отклонил предложенный протокол разногласий и предложил передать разногласия, возникшие при заключении договора на рассмотрение суда.
Стороны не пришли к соглашению об определении размера арендной платы земельного участка.
Указанные обстоятельства послужили истцам основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Доводы апелляционной жалобы рассмотрены апелляционным судом и отклоняются, поскольку удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права исходя из установленного частью 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации права истцов передать разногласия, возникшие при заключении договора, заключение которого обязательно для сторон, на рассмотрение суда.
При заключении договора аренды земельного участка стороны не пришли к соглашению относительно условий начала действия договора, определения размера арендной платы.
На спорном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие истцам на праве собственности. Судебными актами по делу N А55-3048/2018 установлен факт нахождения принадлежащих обществам объектов недвижимости на земельном участке, образованном путем раздела земельного участка с кадастровым номером 63:09:0202053:548, принадлежащего ранее открытому акционерному обществу "Союзнеруд" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
На спорном земельном участке также расположено защитное сооружение - объект гражданской обороны бомбоубежище, в силу своего статуса принадлежащий на праве собственности Российской Федерации, что делает земельный участок ограниченным в обороте.
В соответствии с п. 2, 3 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Право истцов на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие им помещения, ограничено п. 4 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" в связи с нахождением на указанных земельных участках принадлежащих Российской Федерации защитных сооружений гражданской обороны.
Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - Правила N 582). В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Правил N 582 в редакции Постановления Правительства РФ от 05.05.2017 N 531, действующей в момент обращения истцов с заявлением о предоставлении земельного участка установлено арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 1,5 процента в отношении земельного участка в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "в" пункта 3 и пункте 5 настоящих Правил, предоставленного собственнику зданий, сооружений, право которого на приобретение в собственность земельного участка ограничено законодательством Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
В предыдущей редакции Правил N 582 применялась отсылочная норма, имеющая аналогичное содержание: "1,5 процента в отношении земельного участка в случае заключения договора аренды в соответствии с пунктом 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, но не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в размере не выше размера земельного налога, рассчитанного в отношении такого земельного участка, в случае заключения договора аренды земельного участка с лицом, которое в соответствии с настоящим Кодексом имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте.
Ссылаясь на перечисленные нормы, суд первой инстанции верно указал, что при заключении Договора аренды земельных участков арендная плата должна определяться в соответствии с п/п. г) п. 3 Правил N 582 в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка, но не выше размера земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Согласно пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора.
Из материалов дела усматривается, что стороны пришли к соглашению о распространении действия договора на более ранние отношения.
В соответствии с разъяснениями п. 16, 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" в силу абзаца второго пункта 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом. Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно изложил порядок изменения арендной платы в следующей редакции: "В случае изменения правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации в части корректировки (изменения) размера арендной платы, новый порядок корректировки (изменения) размера арендной платы применяется к отношениям сторон с момента вступления в силу указанных нормативных правовых актов без внесения соответствующих изменений в настоящий Договор".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, иные доводы рассмотрены и оценены верно судом первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы, который в силу ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 декабря 2019 года по делу N А55-38445/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Коршикова |
Судьи |
С.Ш. Романенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-38445/2018
Истец: ООО "Азимут-СК", ООО "Вертикаль"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Третье лицо: ГУ МЧС РОССИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГБУ ФКП ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ, Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения