г. Чита |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А19-20251/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2019 года по делу N А19-20251/2019 по заявлению публичного акционерного общества "Научно-производственная корпорация "Иркут" (ОГРН: 1033800001839, ИНН: 3810007296) к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН: 1033801046003, ИНН: 3808096980) о признании незаконным отказа в начислении и уплате процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, возвращенных с нарушением установленных сроков, выразившегося в письме N ЕА-30/5921 от 23.05.2019 г., с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска (ОГРН 1023801428738, ИНН 3810031323), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N19 по Иркутской области (ИНН 3810036667, адрес: 664007, Иркутская область, город Иркутск, улица Декабрьских Событий, дом 47В)
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
публичное акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" (далее - заявитель, ПАО "Корпорация "Иркут", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее - ОПФР по Иркутской области, Пенсионный фонд, ответчик) с заявлением о признании незаконным отказа в начислении и уплате процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, возвращенных с нарушением установленных сроков, выразившегося в письме N ЕА-30/5921 от 23.05.2019.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2019 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области N ЕА-30/5921 от 23.05.2019 г. об отказе в начислении и уплате процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в соответствии с нормами действующего законодательства. Взысканы с заинтересованного лица в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2019 года по делу N А19-20251/2019, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению Управления Пенсионного фонда, поскольку с 01.01.2017 г. администрирование страховых взносов и сборов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом, требование об уплате процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных сборов должно было быть предъявлено страхователем (заявителем по данному делу) к налоговому органу. Мотивируя оспариваемый заявителем отказ, Пенсионный фонд сослался на письмо Минфина России от 01.03.2017 г. N 03-02-07/2/11564.
В материалы дела поступил письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы, в котором заявитель с выводами суда первой инстанции согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 06.02.2020.
Лица, участвующие в деле, представителя в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом. Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, заявлением от 19.09.2017 г. ПАО "Корпорация "Иркут" обратилось в УПФР в Ленинском районе г. Иркутска с просьбой направить информацию о сальдо расчетов по страховым взносам на 01.01.2017 г., переданное в налоговые органы.
Письмом N НЗ-10/7085 от 04.10.2017 г. УПФР в Ленинском районе г. Иркутска сообщило, что корректировка сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 г. будет направлена отделением ПФР по Иркутской области в Управление ФНС России по Иркутской области после реализации технической возможности.
Письмом Пенсионного фонда РФ N НП-30-26/15844, ФНС России N ГД-4- 8/20020@ от 04.10.2017 г. "Об организации работы по осуществлению возврата плательщику страховых взносов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, образовавшихся за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, при поступлении денежных средств после 1 января 2017 года на коды бюджетной классификации с главой 182" было дано разъяснение территориальным органам о порядке работы в переходный период.
06.02.2018 г. Межрайонная ИФНС России N 19 по Иркутской области предоставила ПАО "Корпорация "Иркут" справку N 301608 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам в отношении ИАЗ - филиала ПАО "Корпорация "Иркут" по состоянию на 06.02.2018 г.
В данной справке содержатся следующие сведения:
1) наличие переплаты по страховым взносам и пени в Пенсионный Фонд Российской Федерации за периоды до 01.01.2017: 10357092,56 руб.- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии; 65672,40 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии; 1256,17 руб. - пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату накопительной пенсии; 81466 руб.- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 2002-2009; 107980,38 руб. - взносы в ПФ РФ на выплату доплат к пенсии членам летных экипажей судов гражданской авиации; 2089,96 руб. - пени по взносам в ПФ РФ на выплату доплат к пенсии членам летных экипажей судов гражданской авиации; 238830,19 руб. - страховые взносы в ПФ РФ по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии (п.1 ч.1 ст.30 N 400-ФЗ); 2064,26 руб. - пени по страховым взносам в ПФ РФ по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии 4 (п.1 ч.1 ст.30 N 400-ФЗ); 7693473,54 руб. - страховые взносы в ПФ РФ по дополнительному тарифу на выплату страховой пенсии (пп.2-18 ч.1 ст.30 N 400-ФЗ);
итого переплаты:
10357092,56+65672,40+1256,17+81466+107980,38+2089,96+238830,19+2064, 26+7693473,54= 11625799,46 руб.;
2) наличие переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования и по пени по указанным взносам, в общей сумме 2351505,1+4453,14 =2355958,24 руб.
Заявлением от 27.02.2018 г. ПАО "Корпорация "Иркут" обратилось в орган Пенсионного фонда Российской Федерации о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов (в отношении всех вышеуказанных сумм переплат).
Фактически Отделением ПФР по Иркутской области вынесено два решения:
1) N 048F07180001218 от 22.03.2018 г. об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств (11365270 руб. 29 коп. страховых взносов и 2064 руб. 26 коп. пеней);
2) N 048F07180001218 от 22.03.2018 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств (107980 руб. 38 коп. страховых взносов и 2089 руб. 96 коп. пеней).
Заявитель, полагая данные решения незаконными, нарушающими его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.01.2019 г. по делу N А19- 17429/2018 решения Отделения ПФР по Иркутской области N 048F07180001218 от 22.03.2018 г. и N 048F07180001218 от 22.03.2018 г. признаны незаконными, суд обязал Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
После вступления данного решения в законную силу Отделение ПФР по Иркутской области уведомило заявителя (исх. N 9 от 04.03.2019 г.) о том, что им приняты решения о возврате уплаченных (взысканных) взносов, пеней, штрафов в размере 11 477 404 руб. 63 коп.
Заявитель, полагая, что ответчик не в полном объеме исполнил решение суда в части устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, обратился в Пенсионный фонд с требованием (от 25.04.2019 г. N 313/1469) об уплате процентов, начисленных на сумму излишне уплаченных сборов.
В ответ на данное обращение Пенсионным органом 23.05.2019 г. представлена информация исх. N ЕА-30/5921 от 23.05.2019 г. об отказе в начислении и уплате процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов.
Не согласившись с указанным решением публичное акционерное общество "Научно-производственная корпорация "Иркут" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражения отзыва, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно применены следующие нормы права и правовые позиции.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 21 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее Закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, указанный в части 1 настоящей статьи срок исчисляется со дня завершения органом Пенсионного фонда Российской Федерации, органом Фонда социального страхования Российской Федерации камеральной проверки указанного расчета (часть 2 статьи 21 Закона N 250-ФЗ).
Частью 3 Закона N 250-ФЗ установлено, что решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года.
На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
До 01.01.2017 г. отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование до 01.01.2017 г. регулировались Федеральным законом от 24.07.09г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, статьи 26 и 27 которого регулируют отношения по возврату излишне уплаченных (взысканных) взносов.
Сумма излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов подлежит возврату по заявлению плательщика страховых взносов, поданному в письменной форме или в форме электронного документа, в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления. Если возврат суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов осуществляется с нарушением срока, органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
К правоотношениям сторон, возникшим в связи с несвоевременным возвратом фондом излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, применяются и положения статей 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующих порядок зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налога, сбора, пени и штрафа.
Таким образом, законодатель закрепил одинаковую ответственность органов, осуществляющих публично-властные по отношению к плательщику налогов и сборов функции, за нарушение сроков возврата излишне уплаченных (взысканных) как налогов, так и сборов, как за отчетные периоды до 01.01.2017 г., так и позднее этой даты.
Таким образом, с учетом изложенных норм права, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ОПФР по Иркутской области обязано было начислить проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных ПАО "Корпорация "Иркут" (взысканных) взносов, поэтому обращение к нему страхователя с требованием о начислении и уплате процентов является обоснованным, а отказ ответчика в начислении и уплате процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, выраженный в письме N ЕА-30/5921 от 23.05.2019 г., незаконным, нарушающим законные права и экономические интересы ПАО "Корпорация "Иркут".
Как правильно указал суд первой инстанции, наличие оснований для возврата излишне уплаченных (взысканных) взносов и их размер установлены решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.01.2019 по делу N А19-17429/2018.
Заявителем представлен расчет подлежащих начислению процентов:
Дата подачи заявления о возврате: 27.02.2018.
Денежные средства должны были быть перечислены не позднее 27.03.2018 г. (месячный срок). Сумма подлежащих возврату средств: 11475313,8 руб. (11365243.46 +107980,38+2089,96).
Судом первой инстанции проверен расчет начисленных процентов на общую сумму 886 668,17 руб., ошибок в нем не установлено. Пенсионным фондом указанный расчет в апелляционной жалобе не оспаривается.
Апелляционный суд отмечает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка основаниям отказа в уплате процентов за задержку в возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пени, штрафов, указанным в решении Пенсионного фонда N ЕА-30/5921 от 23.05.2019:
1) наличие задолженности по взносам, пеням, штрафам. Указанный довод отклонен судом первой инстанции, поскольку, как указывалось выше, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 28.01.2019 по делу N А19-17429/2018 отказ в возврате средств, в части, превышающей имеющуюся задолженность по пени, признан незаконным;
2) положения п. 10 статьи 78 Налогового кодекса РФ не распространяются на возврат сумм излишне уплаченных денежных средств за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года; в соответствии с разъяснениями, направленными письмом Минфина России от 01.03.2017 N 03-02-07/2/11564, Законом N 250-ФЗ не предусмотрена уплата процентов плательщикам страховых взносов за нарушение установленного срока возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Аналогичная позиция приведена Пенсионным фондом и в апелляционной жалобе.
Вместе с тем, как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, первоначальное рассмотрение Отделением ПФР по Иркутской области заявления от 27.02.2018 г. о возврате излишне уплаченных (взысканных) средств было рассмотрено 22.03.2018 г. и по нему приняты решения об отказе, признанные впоследствии в судебном порядке незаконными.
Довод ответчика о том, что с 01.01.2017 г. администрирование страховых взносов и сборов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом, требование об уплате процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных сборов должно было быть предъявлено страхователем (заявителем по данному делу) к налоговому органу, судом первой инстанции рассмотрен и обоснованно отклонен ввиду следующего,
Федеральным законом от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" полномочия по взысканию недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшейся на 1 января 2017 года, перешли к налоговым органам.
Согласно ст. 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации.
Исходя из положений Закона N 250-ФЗ и разъяснений изложенных в письме Пенсионного фонда Российской Федерации NНП-30-26/15844 и ФНС NГД-4-8/20020@ от 04.10.2017 г., решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов могут быть приняты лишь на уровне отделений ПФР, однако, в силу прямого указания п. 4 ст. 21 Закона N250-ФЗ обязанность по исполнению решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов возложена на налоговый орган.
Спорные правоотношения по возврату излишне уплаченных сумм сборов, пеней, штрафов в Пенсионный Фонд Российской Федерации возникли за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017 г., в отношении которых налоговый орган в настоящее время выступает в качестве технического исполнителя соответствующих решений органа Пенсионного Фонда Российской Федерации (Определение Верховного Суда РФ от 13.09.2019 г. N 308-ЭС19-15997 по делу NА53-41184/2018).
В силу части 1 статьи 21 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного Фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Из положений статей 19 - 21 и иных положений Закона N 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате - 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.
Следовательно, налоговый орган исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если требования заявителя удовлетворены и возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.
Ссылка ответчика в оспариваемом решении на письмо Минфина России от 01.03.2017 г. N 03-02-07/2/11564 также получила надлежащую оценку судом первой инстанции и признана необоснованной, поскольку письмо не является нормативным правовым актом. Данные в нем разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний, рассчитанных на многократное применение, что следует из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 г. N 12547/06.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации N 832-0-0 от 23.06.2009 г., проценты на сумму излишне взысканного налога, представляют собой дополнительные гарантии для защиты прав граждан и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) органов государственной власти.
Кроме того, обязанность по выплате процентов, которая ранее была предусмотрена статьями 26 и 27 Закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", в настоящее время установлена в ст. 78 и ст. 79 НК РФ.
Таким образом, и до 01.01.2017 и после указанной даты государством установлена гарантия восстановления нарушенных прав плательщиков взносов в случае нарушения установленного срока возврата им излишне уплаченных (взысканных) взносов.
Спорные отношения возникли относительно взносов, излишне уплаченных (взысканных) за периоды до 01.01.2017, поэтому в соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 250-ФЗ действия по возврату процентов осуществляются Пенсионным Фондом Российской Федерации и подлежит применению порядок, предусмотренный Федеральным законом N 212-ФЗ.
Согласно статье 20 Закона N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В связи с тем, что решение о возврате взносов принимается органом Пенсионного фонда, то в силу прямого указания статьи 27 Федерального закона N 212- ФЗ, именно на него возлагается обязанность по начислению процентов. При этом, разрешение вопроса кассового исполнения решения органа Пенсионного Фонда о фактической выплате начисленных процентов в отсутствие данного решения не может быть возложено на налоговый орган в силу вышеприведенных императивных норм законодательства.
Довод Пенсионного фонда, приведенный в апелляционной жалобе о пропуске заявителем срока обращения в суд с данным заявлением, который, по его расчету, истек 22.06.2018 г., был также рассмотрен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, исходя из следующего.
По мнению Пенсионного фонда, заявитель узнал о нарушении его прав с момента получения отказа в возврате сумм излишне уплаченных денежных средств, изложенный в решение N 048F07180001218 от 22.03.2018 г.
Вместе тем, предметом настоящего дела является оспаривание заявителем иного решения Пенсионного фонда - N ЕА-30/5921 от 23.05.2019 г. об отказе в начислении и уплате процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов. На основании чего, судом сделан обоснованный вывод о том, что с настоящим заявлением заявитель обратился в суд в пределах процессуального срока, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод жалобы о том, что оспариваемый отказ носит информационно-разъяснительный характер, не содержит предписаний властного характера, поэтому не является ненормативным правовым актом, также был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получил надлежащую оценку.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение о признании ненормативного правового акта недействительным принимается арбитражным судом в том случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Следовательно, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" письменное заявление страхователя или застрахованного лица по спорным вопросам, возникающим в сфере обязательного социального страхования, рассматривается страховщиком в течение десяти рабочих дней со дня получения указанного заявления. О принятом решении страховщик сообщает заявителю в письменной форме в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления.
В случае несогласия страхователя или застрахованного лица с принятым страховщиком решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях страховщика или в суде в порядке, установленном законодательством РФ.
Таким образом, поскольку судом установлено, что оспариваемый отказ составлен по результатам рассмотрения заявления общества, подписан уполномоченным должностным лицом Пенсионного фонда, затрагивает права заявителя, так как содержит отказ произвести начисление процентов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, решение Пенсионного фонда N ЕА-30/5921 от 23.05.2019 г. содержит признаки ненормативного правового акта, который может быть обжалован в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 декабря 2019 года по делу N А19-20251/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20251/2019
Истец: ПАО "Научно-производственная корпорация "Иркут"
Ответчик: ГУ Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области
Третье лицо: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Иркутска, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N19 по Иркутской области