г. Саратов |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А57-20201/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 11.03.2020 года.
Полный текст постановления изготовлен - 18.03.2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Макарихиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2020 года по делу N А57-20201/2019 (судья Мамяшева Д.Р.)
по заявлению Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (ОГРН: 1136439002292, ИНН: 6439083029, 413801, Саратовская область, Балаковский район, с. Натальино, ул. К.Маркса, д. 4 "А")
заинтересованные лица:
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) (ОГРН: 1026401400794, ИНН: 6439037907, 413853, Саратовская область, г. Балаково, ул. Академика Жук, д. 12 "А"),
Муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления Балаковского муниципального района" (ОГРН: 1086439001230, ИНН: 6439068528, 413864, Саратовская область, г. Балаково, ул. Трнавская, д. 12),
о признании недействительным решения от 03.07.2019 N 073S19190012831.
при участии в судебном заседании:
от ГУ - УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) - Киселева Ю.В., представитель по доверенности N 09-23915 от 30.12.2019 (срок доверенности по 31.12.2020.
другие участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения ГУ - УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) (далее - Пенсионный фонд) от 03.07.2019 N 073S19190012831.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области не согласилась с принятым решением и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
ГУ - УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) представило письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области, Муниципальное казенное учреждение "Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления Балаковского муниципального района" в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 29.01.2020, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта арбитражного суда первой инстанции проверяется апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области зарегистрирована в качестве страхователя в ГУ - УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное).
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-Стаж "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц" за 2018 год администрацией Натальинского МО должны быть представлены не позднее 01.03.2019.
Администрацией 22.02.2019 представлена исходная форма СЗВ-СТАЖ на 43 застрахованных лица за 2018 год.
Однако, 14.05.2019 представлена дополняющая форма СЗВ-СТАЖ на 1 застрахованное лицо за 2018 год (Обухова Т.Д.), сведения о котором в исходной форме отсутствовали (т. 1 л.д. 31-32).
Представление дополняющей формы СЗВ-СТАЖ явилось основанием для проведения в отношении страхователя проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений по форме электронного документа.
Результаты проверки отражены в Акте проверки от 24.05.2019 N 073S18190010924 (т. 1 л.д. 75).
Решением от 03.07.2019 N 073S19190012831 Администрация привлечена к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ за несвоевременное предоставление сведений в виде штрафа в размере 500 руб. (т. 1 л.д. 78).
Не согласившись с указанным Решением, Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области обратилась в суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) заявитель является страхователем и обязан предоставлять сведения о каждом застрахованном лице.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
Страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом (за исключением случаев, если иные сроки предусмотрены настоящим Федеральным законом), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;
5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
8) другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии;
9) суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения;
11) документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
По положению статьи 1 Закона N 27-ФЗ отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
Требованиями части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Состав указанного правонарушения заключается как в непредставлении в установленные сроки сведений, так и неполном и (или) недостоверном предоставлении страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем в силу статьи 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министерством труда и социальной защиты РФ от 21.12.2016 N 766н.
С 01.01.2017 абзацем 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, т.е. на момент предоставления исходной и дополняющей форм и вынесения оспариваемого решения, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
С 1 января 2017 года статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица (письмо ПФ РФ от 29 ноября 2017 г. N ЛЧ-08-26/20004).
Согласно пункту 37 указанной Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу императивного требования пункта 39 Инструкции N 766н, имеющей нормативный характер, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются
Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемого решения, было предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Судом установлено, что исходные сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год представлены Администрацией в Управление 22.02.2019, то есть в установленный законом срок.
В материалы дела представлено соглашение от 10.02.2014 N 1338, заключенное между ГУ - УПФ РФ в Балаковском районе Саратовской области (Управление) и Администрацией Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области (Абонент) об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи, по условиям которого, Управление и Абонент осуществляют обмен документами в электронном виде в рамках СЭД ПФР по телекоммуникационным каналам связи (т. 1 л.д. 125-130).
После представления первоначальных сведений в адрес Администрации 25.03.2019 по электронным каналам связи был направлен протокол проверки от 25.03.2019 с уведомлением о том, что представленная 22.02.2019 отчетность не принята, в связи с отсутствием в подаваемых сведениях страхового номера ранее подававшегося по форме СЗВ-М за 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12 месяцев, что подтверждается протоколом предварительной проверки файлов с указанием на отсутствие соответствующих данных (т. 1 л.д. 85-88).
Таким образом, установлено, что нарушение выявлено органом Пенсионного фонда в связи с подачей сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2018 год, представленных страхователем 22.02.2019.
Выявив ошибку в представленных страхователем сведениях, орган Пенсионного фонда 25.03.2019 направил в адрес Администрации уведомление в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, содержащее сведения об ошибках и несоответствиях представленных индивидуальных сведений.
Между тем, дополняющая форма СЗВ-СТАЖ на 1 застрахованное лицо за 2018 год была представлена Администрацией лишь 14.05.2019 (т. 1 л.д. 31-32).
Оценив обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что дополняющая форма СЗВ-СТАЖ за 2018 года представлена Администрацией в орган Пенсионного фонда за пределами установленного законодательством пятидневного срока, в связи с чем, имеются основания для привлечения страхователя к ответственности.
Кроме того, из материалов дела следует, что вступившим в законную силу постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Балаково Саратовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 1 Балаковского района Саратовской области от 13.08.2019 по делу N 5-350/2019, Глава администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области привлечен к административной ответственности по статье 15.33.2 КоАП РФ за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации (т. 1 л.д. 62-65).
В апелляционной жалобе Администрация Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области указывает на то, что лишь в ходе рассмотрения настоящего дела ей стало известно о том, что направленная исходная форма СЗВ-СТАЖ за 2018 год не принята, а также на то, что протокол предварительной проверки файлов не содержит сведений о необходимости устранения выявленных нарушений в течение пяти рабочих дней.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод заявителя, поскольку в материалы дела представлены доказательства направления 25.03.2019 протокола проверки в адрес страхователя. С учетом подписанного между Управлением Пенсионного фонда и Администрацией соглашения от 10.02.2014 N 1338, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что УПФР в Балаковском районе выполнено требование п. 37 Инструкции N 766н. Отсутствие в уведомлении предписания об устранении нарушений в пятидневный срок не является основанием для освобождения Администрации от ответственности, поскольку данная обязанность также предусмотрена п. 37 Инструкции N 766н.
Учитывая то, что в рассматриваемом случае допущенные недочеты выявлены Управлением Пенсионного фонда и страхователем своевременно не устранены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу наличии у УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
При таких обстоятельствах, выводы суда о правомерности оспариваемого решения УПФР в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное) являются верными.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба Администрации Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09 января 2020 года по делу N А57-20201/2019 оставить без изменения, апелляционную жалоб - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-20201/2019
Истец: Администрация Натальинского МО Балаковского муниципального района Саратовской области
Ответчик: Государтсвенное учреждение -управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе Саратовской области (межрайонное)
Третье лицо: МКУ "Централизованная бухгалтерия органов местного самоуправления Балаковского муниципального района"