город Ростов-на-Дону |
|
18 марта 2020 г. |
дело N А32-59694/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Клята Е.В.,
рассмотрев без вызова сторон в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский машиностроительный колледж"
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2020 по делу N А32-59694/2019
по заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский машиностроительный колледж"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю
об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский машиностроительный колледж" (далее - колледж) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (далее - управление) от 03.12.2019 N 1820.
Определением от 27.02.2020 дело N А32-59694/2019 передано в Краснодарский краевой суд для передачи его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Не согласившись с принятым судебным актом, колледж обратился с апелляционной жалобой, в которой просит определение от 27.02.2020 отменить. Заявитель жалобы указывает, что в обжалуемом определении указано, что юридическое лицо привлечено к административной ответственности не как субъект предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а за нарушение санитарно-эпидемиологических требований в рамках образовательного процесса. В соответствии с п.п.2.3.3, 2.3.7 Устава колледж осуществляет деятельность, которая позволяет получать плату в столовой за собственную продукцию со стороны обучающихся, сотрудников, специалистов и иных лиц. Судом не учтена имеющаяся судебная практика о возможности рассмотрения таких заявлений в арбитражном суде.
Апелляционная жалоба рассмотрена апелляционным судом в порядке части 3 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без вызова сторон в пятидневный срок со дня ее поступления в суд.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции определения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Часть 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ) предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, если правонарушение связано с осуществлением юридическим лицом предпринимательской или иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется § 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Из приведенных норм следует, что к компетенции арбитражного суда отнесены дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подлежат рассмотрению судом общей юрисдикции.
При определении компетенции арбитражного суда по указанным делам, в соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения.
Судом установлено, что обжалуемым постановлением Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 03.12.2019 N 1820 юридическое лицо привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции. При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда.
Часть 1 статьи 6.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определяет административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения, к техническим, в том числе аудиовизуальным, и иным средствам воспитания и обучения, к учебной мебели, а также к учебникам и иной издательской продукции (глава 6 КоАП РФ "Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность").
Наличие у заявителя статуса юридического лица и осуществление им в ходе образовательного процесса хозяйственной деятельности, в том числе организации питания для сотрудников и студентов, сами по себе не дают оснований для безусловного отнесения спора с его участием к компетенции арбитражного суда.
В данном случае колледж привлечен к административной ответственности не как субъект предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а за нарушение санитарно-эпидемиологических требований в рамках образовательного процесса при организации питания (нарушения СанПин 2.4.5.2409-08: работники не обеспечены достаточными комплектами специальной санитарной одежды, в морозильной камере для хранения рыбы отсутствует термометр, разделочные доски для сырной продукции с щелями и зазорами и др.)
На основании изложенного, суд пришел к выводу о том, что рассмотрение заявления о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю от 03.12.2019 N 1820 о привлечении государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Краснодарский машиностроительный колледж" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 6.7 КоАП РФ, относится к компетенции суда общей юрисдикции.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.01.2010 N 1-П, каждый имеет право на рассмотрение его дела компетентным судом. Суд, не уполномоченный на рассмотрение данного конкретного дела, по смыслу статьи 46 и статьи 47 Конституции Российской Федерации не является законным судом, принятые же в результате такого рассмотрения судебные акты не могут признаваться реально обеспечивающими права и свободы.
Доказательств того, что юридическое лицо обращалось с аналогичными требованиями в суд общей юрисдикции и ему было отказано в рассмотрении заявления по мотиву необходимости рассмотрения спора арбитражным судом, в материалы дела не представлено.
Согласно части 4 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если при рассмотрении дела в арбитражном суде выяснилось, что оно подлежит рассмотрению судом общей юрисдикции, арбитражный суд передает дело в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области или суд автономного округа того же субъекта Российской Федерации для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Ссылки заявителя о возможности рассмотрения такого заявления в арбитражном со ссылкой на судебную практику не могут быть приняты, так как устойчиво (в том числе и в округе) сложилась актуальная судебная практика при схожих обстоятельствах о невозможности рассмотрении таких заявлений в арбитражном суде (напр. Постановление 15 ААС от 13.01.2018 по делу N А32-41675/2017 или Постановление 1 ААС от 10.07.2017 по делу N А43-14173/2017).
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.02.2020 о передаче дела N А32-59694/2019 на рассмотрение другого суда оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья М.Г. Величко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-59694/2019
Истец: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Краснодарский машиностроительный коледж" КК, государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Краснодарский машиностроительный колледж"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по КК, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4774/20