г. Хабаровск |
|
30 января 2024 г. |
А04-5928/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2024 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Брагиной Т.Г.
судей Воронцова А.И., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шутенко В.М.
при участии в заседании:
от Федерального казначейства - Костюк С.В., представитель по доверенности N 21-19-11/54 от 26.12.2023;
от иных лиц - представители не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Амурской области
на решение от 26.10.2023
по делу N А04-5928/2023
Арбитражного суда Амурской области
по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Амурской области
к обществу с ограниченной ответственностью животноводческому комплексу "Бирминский"
о взыскании 7 250 133,52 руб.
третьи лица: Федеральное казначейство, общество с ограниченной ответственностью "Транзит ДВ"
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Амурской области (ОГРН 1072801009071, ИНН 2801123689, далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью животноводческому комплексу "Бирминский" (ОГРН 1122804001077, ИНН 2824005459, далее - ответчик, ООО ЖК "Бирминский") о взыскании 7 250 133,52 руб., суммы субсидии на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казначейство, общество с ограниченной ответственностью "Транзит ДВ".
Решение от 26.10.2023 в удовлетворении иска отказано.
Законность, обоснованность принятого по делу судебного акта проверяется судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), по апелляционной жалобе Министерства, которое ссылаясь на наличие оснований, предусмотренных статьёй 270 АПК РФ, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт о взыскании суммы неправомерно полученной субсидии.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы о том, что судом дана неверная квалификация договора, заключенного между ООО ЖК "Бирминский" и ООО "Транзит ДВ" от 01.01.2020 N 1/Т-2020 и, как следствие, затраты по договору неправомерно отнесены к затратам на проведение культуртехнических работ.
Ответчик в отзыве на жалобу против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, приведённым в решении суда.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, суд апелляционной инстанции оснований для отмены судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела, между Министерством и ООО ЖК "Бирминский" заключено соглашение от 15.12.2020 N 10-2020-10381 о предоставлении субсидии.
Платежным поручением N 1149 от 17.12.2020 денежные средства в размере 7 250 133,52 руб. перечислены ООО ЖК "Бирминский".
По результатам проведенной Федеральным казначейством внеплановой выездной проверки Министерством в адрес ООО ЖК "Бирминский" направлено требование о возврате субсидии в областной бюджет в размере 7 250 133,52 руб.
В связи с тем, что требование о возврате субсидии ответчиком в добровольном порядке не исполнено, истец обратился с настоящим иском в суд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 447 "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Амурской области" Правительством Амурской области Постановлением от 26.05.2014 N 312 утверждены Правила предоставления субсидии на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения (в части возмещения части затрат по проведению культуртехнических мероприятий) (приложение N 1); Правила предоставления субсидии на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" (приложение N 2).
Правилами определены цели, условия и порядок предоставления субсидии на реализацию мероприятий в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения в рамках федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" (далее соответственно - культуртехнические мероприятия, субсидия), категории лиц, имеющих право на получение субсидии, а также порядок возврата субсидии.
В соответствии пунктом 1.5 Правил субсидия предоставляется в размере 90% прямых затрат, понесенных заявителем в текущем финансовом году и (или) отчетном финансовом году на проведение культуртехнических мероприятий (без учёта НДС), но не более 12 800 рублей на 1 гектар по следующим направлениям затрат: в случае проведения культуртехнических работ хозяйственным способом: приобретение горюче-смазочных материалов; приобретение запасных частей и комплектующих к сельскохозяйственной технике; амортизация, начисленная по основным средствам, используемым при проведении культуртехнических работ; оплата труда работников с отчислениями во внебюджетные фонды; 2) в случае проведения культуртехнических работ подрядным способом - оплата услуг подрядной организации.
В ходе проверки целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных в рамках федерального проекта "Экспорт продукции агропромышленного комплекса" подпрограммы "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" и ведомственной программы "Развитие мелиоративного комплекса России "подпрограммы "Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса" проведения внеплановой выездной проверки Министерства сельского хозяйства должностными лицами контрольно-ревизионного управления Федерального казначейства сделан вывод о неправомерности заключения соглашения от 15.12.2020 N 10-2020-10381 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с проведением культуртехнических работ на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в том числе на расчистку земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также камней и иных предметов, рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичную обработку почвы, внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв для выращивания экспортно-ориентированной сельскохозяйственной продукции на сумму 7 250 133 руб. 52 коп., поскольку представленные для возмещения затраты по заявке от 17.12.2020 N 1149 не соответствуют Правилам предоставления субсидии.
Обращаясь с иском в суд Министерство, ссылаясь на результаты проведенной проверки, просило взыскать сумму предоставленной субсидии по основаниям нарушения получателем условий, целей и порядка предоставления субсидии, поскольку расходы, понесенные по оплате услуг по договору аренды строительной техники с экипажем от 01.01.2020 N 1/Т-2020, не связаны с выполнением культуртехнических мероприятий, поскольку являются расходами по аренде, собственно, техники.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1.3 Правил, субсидия предоставляется в целях возмещения части затрат на проведение культуртехнических работ на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в том числе на расчистку земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также от камней и иных предметов, рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичную обработку почвы.
Согласно пункту 2.2 Правил, с целью получения субсидии заявитель не позднее 25 декабря текущего года предоставляет в министерство пакет документов, в том числе, в случае выполнения культуртехнических мероприятий подрядным способом акты о приемке выполненных работ по форме N КС-2, справку о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, утвержденным Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 года N 100; акт выполненных культуртехнических работ согласно приложению N 3 к настоящим Правилам.
В качестве подтверждения затрат на культуртехнические работы, выполненные подрядным способом, ООО ЖК "Бирминский" представлен договор аренды строительной техники с экипажем от 01.01.2020 N 1/Т-2020, заключенный между ООО ЖК "Бирминский" (заказчик) и ООО "Транзит ДВ" (исполнитель), по условиям которого исполнитель по заявкам заказчика предоставляет на объекты строительства заказчика строительные машины, механизмы, иную специальную строительную технику, в дальнейшем именуемые "Техника", для выполнения работ по землеустройству, погрузочно-разгрузочных работ, техническому обеспечению строительно-монтажных работ и иным работам и оказывает своими силами услуги по управлению и технической эксплуатации техники, а также осуществляет доставку (перебазировку) техники на объекты заказчика и обратно.
В силу статьи 632 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Согласно пункту 1 статьи 635 ГК РФ, предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре. Договором аренды транспортного средства с экипажем может быть предусмотрен более широкий круг услуг, предоставляемых арендатору.
При рассмотрении спора по существу суд первой инстанции, исходя из системного толкования пунктов 1.1, 3.2, 4.1 договора от 01.01.2020 N 1/Т-2020, по условиям которых размер и стоимость работ по землеустройству определяется исходя из количества фактической работы техники за отчетный период (с 1-го по 15-ое, с 16-го по 30/31-ое числа текущего месяца) путем зачисления заказчиком денежных средств на расчетный счет исполнителя в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с момента подписания сторонами акта оказания услуг, оформленного исполнителем, на основании подписанных уполномоченными представителями сторон следующих документов: акта о приемке выполненных работ (форма КС-2); справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3); журнала учета выполненных работ (форма КС-6а); счета-фактуры, счета на оплату выполненных работ, пришел к выводу о том, что договор аренды транспортного средства дополнен услугами экипажа, выходящими за рамки технической эксплуатации транспортного средства и возлагающими на арендатора бремя дополнительных расходов, предусмотренных пунктами 2.3.2, 2.3.4, 2.3.5 договора, оплата по договору зависит от факта и объёма оказанных услуг.
В связи с чем доводы апелляционной жалобы о неправильной квалификации договора аренды строительной техники с экипажем от 01.01.2020 N 1/Т-2020 подлежат отклонению, поскольку из обстоятельств, установленных судом, следует, что между обществами фактически сложились подрядные отношения, соответственно, заключенный договор может быть квалифицирован как договор другого вида.
Оценив представленные доказательства, в том числе Приложение N 1 "Протокол согласования договорной цены" к договору, акт приема-передачи техники, акт о приемке выполненных за период с 01.01.2020 по 06.03.2020 культуртехнических работ, УПД N 31 от 06.03.2020 на сумму 4 038 000 руб., справку о стоимости выполненных работ и затрат от 06.03.2020 документы, обосновывающие расходы, связанные с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, суд признал доказанным связь расходов по договору от 01.01.2020 N 1/Т-2020 с фактом выполнения культуртехнических работ на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, подрядным способом.
Факт выполнения культуртехнических работ истцом не оспаривается.
Таким образом, поскольку нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидии ответчиком не допущено, при том, что на цели, указанные в пункте 1.3 настоящих Правил, ООО ЖК "Бирминский" не должно получать средства из областного бюджета на основании иных нормативных правовых актов Амурской области, оснований для возврата ответчиком суммы предоставленной ему субсидии, не имеется.
Заявитель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции о выполнении культуртехнических работ подрядным способом, доказательств в обоснование апелляционной жалобы не представил.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона, условий договора от 01.01.2020 N 1/Т-2020 не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 АПК РФ.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 26.10.2023 по делу N А04-5928/2023 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.Г. Брагина |
Судьи |
А.И. Воронцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-5928/2023
Истец: Министерство сельского хозяйства Амурской области
Ответчик: ООО ЖК "Бирминский"
Третье лицо: ООО "Транзит ДВ", Федеральное казначейство, УФК по Амурской области