г. Москва |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А41-65613/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмедовым Н.П.,
при участии в заседании:
от Администрации г.о. Серпухов - Сигунов С.А. по доверенности от 30.12.2019,
от ООО "ОКУЮП" - Гусев Б.С. по доверенности от 05.03.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.о. Серпухов на решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2019 года по делу N А41-65613/19, по иску ООО "ОКУЮП" к Администрации г.о. Серпухов о признании,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Окское карьероуправление - Южное Подмосковье"" (далее "Общество", "заявитель") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными отказов Администрация городского округа Серпухов Московской области (далее - "Администрация", "заинтересованное лицо") в предоставлении в собственность Общества земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0040229:2706, 50:32:0040229:2709, 50:32:0040229:2705, изложенных в письмах от 29.04.2019 г. и обязании Администрации предоставить указанные земельные участки в собственность Общества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2019 года по делу N А41-65613/19 признаны незаконными отказы Администрация городского округа Серпухов Московской области в предоставлении в собственность ООО "ОКУЮП" земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0040229:2706, 50:32:0040229:2709, 50:32:0040229:2705, изложенные в письмах от 29.04.2019 г.
Суд обязал Администрацию городского округа Серпухов Московской области осуществить подготовку проектов договоров купли-продажи земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0040229:2706, 50:32:0040229:2709 50:32:0040229:2705 в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанных договоров для подписания заявителю.
Не согласившись с данным судебным актом, Администрация г.о. Серпухов обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Представитель ООО "ОКУЮП" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником следующих объектов недвижимости:
- здание механические мастерские, 1-этажный, общая площадь 348,10 кв. м, инв. N 548, тит. Д, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный, кадастровый номер 50:32:0010108:109;
- здание материальный склад, назначение: объекты производственного назначения, площадь 125 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный кадастровый номер 50:32:0000000:36879;
- здание депо, назначение: нежилое здание, площадь 560,3 кв. м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный; кадастровый номер 50:32:0000000:26880;
- здание склад горючего, назначение: нежилое, площадью 22,6 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный кадастровый номер 50:32:0040229:2846;
- здание проходная, назначение: нежилое, площадь 14,9 кв. м, количество этажей: 1, адрес местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный, кадастровый номер 50:32:0000000:10982;
- здание водопроводная станция в составе водонапорной башни и насосной станции, общая площадь 29,5 кв. м, инв. N 548, лит. М, М1, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный; кадастровый номер 50:32:0020110:1009;
- здание - санитарно-бытовой корпус, магазин, назначение: нежилое, площадь 1629 кв. м, количество этажей: 2, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный; кадастровый номер 50:32:0000000:10912;
- здание электроцех, назначение: объекты производственного назначения, площадь 430,9 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный; кадастровый номер 50:32:0040229:2770;
- гараж, назначение: нежилое здание, площадью 419,6 кв. м, количество этажей: 1, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный; кадастровый номер 50:32:0020102:173;
- сооружение путь железнодорожный, назначение: нежилое, протяженность 3400 м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный; кадастровый номер 50:32:0040229:2767;
- ЛЭП 6 КВ, назначение: нежилое, протяженность 2996 м, адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, в районе п. Мирный; кадастровый номер 50:32:0000000:10983.
Право собственности заявителя на указанные объекты приобретено в соответствии с договором купли-продажи Единого производственного комплекса от 21 ноября 2002 года, заключенного между ООО "Окское карьероуправление - Южное Подмосковье" и ОАО "Эксперимент", договор зарегистрирован в установленном порядке Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по московской области (т. 1 л.д. 35). Также в материалы дела представлены свидетельства о праве собственности заявителя на каждый из указанных объектов недвижимости.
Между Обществом и Администрацией заключен договор аренды земельного участка от 29.12.2018 N 75 (далее - договор аренды).
В соответствии с пунктом 1.1. договора аренды предметом договора аренды является земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040229:2, площадью 18,9 га, расположенный по адресу: Московская область, Серпуховский район, категория земель: "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование: "для размещения производственной площадки".
Договор аренды земельного участка заключен на 10 лет (пункт 1.3. договора аренды). Земельный участок 50:32:0040229:2 был преобразован и разделен на следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040229:2705, площадью 12123 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, п. Мирный;
- земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040229:2706, площадью 7871 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, п. Мирный;
- земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040229:2708, площадью 149998 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, п. Мирный;
- земельный участок с кадастровым номером 50:32:0040229:2709, площадью 3006 кв.м., адрес (местонахождение) объекта: Московская область, Серпуховской район, п. Мирный.
Общество обратилось в Администрацию с заявлением о предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 50:32:0040229:2706, 50:32:0040229:2709, 50:32:0040229:2705, как необходимых для эксплуатации принадлежащих заявителю вышеуказанных объектов недвижимого имущества.
29.04.2019 г. Администрация отказала в предоставлении в собственность испрашиваемых земельных участков, в качестве основания для отказа указав на то, что проект договора купли-продажи земельных участков не согласован с Министерством имущественных отношений Московской области.
Вместе с тем, Администрация сообщила о готовности заключить с Обществом без проведения торгов договоры аренды в отношении тех же земельных участков.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на принявшие акт, решение или совершившие действия (бездействие) орган или лицо (статья 65 и часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В силу подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется за плату без проведения торгов.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 39.17 ЗК РФ, к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.17 ЗК РФ, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 5 статьи 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
- осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
- принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
- принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность содержатся в статье 39.16 ЗК РФ.
Указанной нормой права не предусмотрено такое основание для отказа, как несогласование проекта договора с любым иным органом.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемые отказанные отказы не соответствуют требованиям закона, поскольку являются необоснованными.
В связи с наличием возражений Администрации в отношении площади испрашиваемого земельного участка КН 50:32:0040229:2705, площадью 12 123 кв.м., определением от 19.11.2019 г. по настоящему делу назначена экспертиза.
Согласно заключению эксперта, площадь и границы земельного участка, необходимого для функционального использования здания депо КН 50:32:0000000:36880, части сооружения - путь железнодорожный, КН 50:32:0040229:2767, расположенных на земельном участке КН 50:32:0040229:2705, исключительно для эксплуатации указанных объектов с учетом документации по планировке и межеванию территории составляет 12 147 кв.м.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что экспертное заключение соответствует указанным выше нормам.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что у суда не было оснований для удовлетворения исковых требований по причине отсутствия оспаривания заявителем протокола МВК, не основан на нормах действующего законодательства.
Согласно п.5.1. Административного регламента, утвержденного распоряжением Минмособлимущества от 26.12.2018 N 15ВР-1814, органом местного самоуправления, ответственным за предоставление Государственной услуги, является Администрация городского округа, на территории которого расположен земельный участок.
В соответствии с п. 6.2.2. Административного регламента, результатом предоставления услуги является решение администрации. Согласно указанного административного регламента, именно отказ органа местного самоуправления может быть оспорен в суде, в случае если он нарушает нормы действующего законодательства и законные права и интересы заявителя.
Земельный кодекс РФ не содержит такого основания для отказа в предоставлении земельного участка, как отсутствие согласования решения в вышестоящих органах. Учитывая, что нормы федерального закона обладают большей юридической силой, следует применять положения Земельного кодекса РФ.
Довод заявителя апелляционной жалобы со ссылкой на несоразмерность земельного участка, подлежит отклонению с учетом, что необходимый размер земельного участка испрашиваемый заявителем, установлен экспертным заключением.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2019 по делу N А41-65613/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-65613/2019
Истец: ООО "Окское Карьероуправление-Южное Подмосковье"
Ответчик: Администрация городского округа Серпухов Московской области
Третье лицо: ООО "АРТИФЕКС КОНСАЛТ", АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЕРПУХОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ