г. Владивосток |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А51-14683/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2020 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Е.Л. Сидорович, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни,
апелляционное производство N 05АП-7439/2019
на решение от 05.09.2019
судьи Н.Н. Куприяновой
по делу N А51-14683/2019 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Владивостокской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛИП" (ИНН 2537122600, ОГРН 1162536050995) о взыскании в пользу Владивостокской таможни с ООО "ЛИП" суммы утилизационного сбора в размере 313 800,00 рублей за товар N 1 по ДТ N10702030/151116/007368,
при участии:
от Владивостокской таможни: Цветков В.С. по доверенности N 320 от 17.09.2019, сроком действия до 17.09.2020, служебное удостоверение, диплом N 1050242437089;
от общества с ограниченной ответственностью "ЛИП": не явились;
УСТАНОВИЛ:
Владивостокская таможня (далее - заявитель, таможенный орган, таможня) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ЛИП" (далее - ООО "ЛИП", общество, декларант) о взыскании суммы утилизационного сбора в размере 313 800,00 рублей за товар N 1 по ДТ N10702030/151116/007368.
Решением суда от 05.09.2019 с общества взыскан утилизационный сбор в сумме 65 200 руб., в удовлетворении остальной части требований отказано. Также суд взыскал с общества в доход федерального бюджета государственную пошлину по заявлению в сумме 1927,55 руб.
Таможня, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит его отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В доводах жалобы указывает на то, что при уплате утилизационного сбора должны применяться коэффициенты, действующие на день предоставления заявления с пакетом документов, предусмотренных пунктом 11 постановления Правительствам 1291. Документы, предусмотренные пунктом 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, Постановлением N 1291, в таможенный орган не предоставлялись, ООО "ЛИП" не уплачивались. Задолженность по спорным транспортным средствам выявлена таможенным органом. В связи с тем, что ООО "ЛИП" не предоставил расчет утилизационного сбора, а также иные документы, установленные Постановлением N1291, таможенный орган самостоятельно произвел расчет подлежащего уплате утилизационного сбора. При этом применив размер коэффициента, а также базовой ставки на дату составления расчета и уплаты утилизационного сбора.
Данная позиция таможенного органа подтверждается выводами Арбитражного суда Дальневосточного округа, изложенными в постановлении от 29.11.2017 N ФОЗ-4410/2017.
Представитель таможни в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Общество, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило.
В соответствии с частью 5 статьи 156, статьей 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя общества.
Из материалов дела следует, что 15.11.2016 ООО "ЛИП" на таможенную территорию Таможенного союза ввезено транспортное средство - автомобиль б/у легковой, который был помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10702030/151116/007368.
В графе 31 указанной декларации товар описан следующим образом: "автомобиль бывший в употреблении легковой, марка MAZDA, модель DEMIO, момент выпуска 15.12.2009, год выпуска 2009, идентификационный номер отсутствует, номер кузова DE3FS- 269884, НОМЕР кабины отсутствует, номер шасси отсутствует, цвет оранжевый, модель двигателя ZJ,номер двигателя 814193, бензиновый тип двигателя, объем двиг. 1348 cm3, мощность двиг. 90 Л.С./67.5 КВТ, экологический класс 4, фреон R134A, мест, помимо места водителя 4, пробег 99000 км, идентификационный номер устройств или систем вызова экстренных оперативных служб, которыми оборудовано транспортное средство отсутствует", в количестве 1 штука, код ТН ВЭД ЕАЭС 8703229094; в графе 38 вес нетто указан 1 000 кг.
В целях проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора, в отношении ООО "ЛИП" была проведена проверка документов и сведений после выпуска товаров.
В ходе контрольных мероприятий, было установлено, что декларантом уплата утилизационного сбора за ввезенное транспортное средство не осуществлялась.
Письмом от 04.04.2019 N 25-35/13585 ООО "ЛИП" было направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора до 29.04.2019 года.
В связи с неоплатой ООО "ЛИП" в добровольном порядке утилизационного сбора, таможенный орган обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
В пункте 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ сказано, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним, ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 указанной статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор - это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1194 "О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств", основной целью которого является обеспечение экологической безопасности. По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство.
Пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определены плательщики утилизационного сбора, в числе которых названы лица, осуществляющие ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
В пункте 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ сказано, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством РФ принято Постановление от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1291).
Названным Постановлением установлены порядок взимания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации.
На основании пункта 5 Правил N 1291, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Коэффициент расчета размера утилизационного сбора зависит от года выпуска и максимальной технически допустимой массы транспортного средства. Для транспортных средств с рабочим объемом двигателя свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров - базовая ставка для расчета утилизационного сбора составляет 20 000 руб., коэффициент расчета утилизационного сбора составляет 8,26.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что сумма утилизационного сбора, подлежащая уплате при ввозе спорного транспортного средства, составляет 65 200 руб. (20 000 руб. x 8,26).
Как установлено судом, выпуск товара (автомобиль бывший в употреблении легковой, марка MAZDA, модель DEMIO, момент выпуска 15.12.2009, год выпуска 2009, идентификационный номер отсутствует, номер кузова DE3FS- 269884, НОМЕР кабины отсутствует, номер шасси отсутствует, цвет оранжевый, модель двигателя ZJ,номер двигателя 814193, бензиновый тип двигателя, объем двиг. 1348 cm3, мощность двиг. 90 Л.С./67.5 КВТ.), ввезенного обществом по ДТ N 10702030/151116/007368, осуществлен таможней 30.11.2016, о чем свидетельствует отметка в графе "С" указанной ДТ.
Из анализа положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуры (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Соответственно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска таможенным органом в свободное обращение. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения. В этой связи, коллегия признает ошибочным мнение таможни о том, что расчет утилизационного сбора следует производить с применением базовой ставки в размере 20 000 руб. и коэффициента 15,69 с момента обнаружения таможней факта неуплаты в соответствии с внесенными изменениями в отношении колесных транспортных средств и прицепов к ним в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1291.
Установив, что правоотношения по ввозу в Российскую Федерацию спорного транспортного средства возникли 30.11.2016, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска колесного транспортного средства таможенным органом в свободное обращение.
Согласно пункту 15 (1) Правил N 1291 в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
Как следует из материалов дела, во исполнение пункта 15 (1) Правил N 1291 таможенный орган письмом от 04.04.2019 N 25-35/13585 уведомил общество о необходимости уплаты утилизационного сбора в срок не позднее чем через 20 календарных дней со дня получения указанного уведомления. По истечении срока, в отношении указанного товара общество не осуществило уплату утилизационного сбора, т.е. им не исполнена законодательно установленная обязанность об уплате утилизационного сбора в размере 62 500 руб.
На основании вышеизложенного, коллегия апелляционной инстанции, с учетом положений пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, пункта 15 (1) Постановления Правительства Российской Федерации N 1291 поддерживает вывод суда о необходимости частичного удовлетворения требования таможенного органа о взыскании с общества неуплаченного утилизационного сбора в размере 65 200 руб.
Доводы таможни со ссылкой на иную судебную практику, апелляционной инстанцией не принимаются во внимание, поскольку обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами.
С учетом результатов рассмотрения настоящего спора, отнесение на общество обязанности по уплате государственной пошлины по заявлению соответствует положениям части 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.09.2019 по делу N А51-14683/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Е.Л. Сидорович |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-14683/2019
Истец: Владивостокская таможня
Ответчик: ООО "ЛИП"