г. Чита |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А19-15624/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2019 года по делу N А19-15624/2019 по иску заместителя прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859; адрес: 664003, Иркутская обл., г. Иркутск, ул. Горького, 31), обществу с ограниченной ответственностью "Элит" (ОГРН 1113851001648, ИНН 3851003597; адрес: 665460, ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ, ГОРОД УСОЛЬЕ-СИБИРСКОЕ, УЛИЦА ИНДУСТРИАЛЬНАЯ, ЗДАНИЕ 146), третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ЛесСтройМаркет" (ОГРН 1083819000022, ИНН 3819019867, адрес: 665460, Иркутская обл., г. Усолье-Сибирское, ул. Луначарского, д. 4) о признании недействительным дополнительного соглашения от 02.06.2017,
(суд первой инстанции - Е.В. Рукавишникова),
при участии в судебном заседании:
от истца: Дьячкова Ж.В. (по поручению);
от ответчиков: не явились, извещены;
от третьего лица: не явился, извещен;
установил:
Заместитель прокурора Иркутской области (далее - прокурор) в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - истец, Росимущество) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском о признании недействительным дополнительного соглашения к договору аренды лесного участка от 08.08.2008 N 1, заключенного 02.06.2017 между Министерством лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) и обществом с ограниченной ответственностью "Элит" (далее - общество), в редакции договора уступки права от 10.07.2018.
Решением Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены. Дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 08.08.2008 N 1, заключенное 02.06.2017 между Министерством лесного комплекса Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью "ЛесСтройМаркет" в редакции договора уступки права от 10.07.2018 между обществом с ограниченной ответственностью "ЛесСтройМаркет" и обществом с ограниченной ответственностью "Элит" признано недействительным. Взыскана с общества с ограниченной ответственностью "Элит" в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 3 000 руб.
В обосновании суд первой инстанции указал, что дополнительное соглашение от 02.06.2017, которым изменены существенные условия количественных и качественных показателей использования лесов, заключено сторонами в обход установленной законом процедуры, что является недопустимым.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда Иркутской области от 06.12.2019 по делу N А19-15624/2019, отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Полагает, что отождествление параметров использования лесов и количественных/качественных характеристик лесного участка, основано на ошибочном толковании закона.
Частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ предусмотрена возможность изменения условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, в случаях изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. При этом данная норма не устанавливает требование о внесении указанных выше изменений в судебном порядке.
Таким образом, по убеждению министерства законодатель в статьи 74.1 ЛК РФ дифференцировал в части 2 и части 3 основания для внесения изменений в договор аренды:
по соглашению сторон - при существенном изменении параметров использования лесов: возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов.
по решению суда - при существенном изменении количественных и качественных характеристик лесного участка: площадь участка, распределение земель на лесные (занятые лесными насаждениями, лесные культуры, лесные питомники) и нелесные земли (дороги, просеки, болота и др.)
Отождествлять указанные два основания для изменения договора аренды недопустимо.
Указывает, что объем рубок ухода не был определен условиями договора аренды, а также аукционной документацией.
Проект освоения лесов является разрешительным документом (составляемым согласно установленным императивным требованиям к форме, содержанию и порядку его подготовки), без которого, как использование лесного участка по основной цели (заготовка древесины), так и выполнение лесовосстановительных мероприятий - незаконно.
Во исполнение требований законодательства, дополнительным соглашением на арендатора возложена обязанность разработать в течение 2-х месяцев и представить арендодателю изменение к проекту освоения лесов или новый проект для прохождения государственной экспертизы.
Из чего следует, что положения дополнительного соглашения от 02.06.2017 конкретизируют не детализированное обязательство арендатора обеспечивать уход за лесом на арендованном лесном участке при обязательном внесении изменений в проект освоения лесов.
На апелляционную жалобу министерства поступил отзыв прокуратуры, в котором она полагает, что при принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, основания для его отмены отсутствуют.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.02.2020.
Представитель прокуратуры дала пояснения согласно отзыву на апелляционную жалобу. Просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 08.08.2008 в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда, на основании приказа агентства лесного хозяйства Иркутской области от 15.07.2008 N 374-апр "О приведении в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации договора аренды участка лесного фонда с ООО "Тибет" между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Черемховскому лесничеству (арендодатель) и ООО "Тибет" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 1,
Согласно договору обществу предоставлен в аренду лесной участок, общей площадью 24662 га, имеющий местоположение: Иркутская область, Черемховский район, Черемховское лесничество, Мало-Бельское участковое лесничество, Мало-Иретская дача, эксплуатационные леса, кварталы N N 146, 147, 168-170, 172, 175, 176, 179-183, 193-195, 197-202, 204-206, 210-213, 226, 228, 234-236, 239-241, 260-265, 280, 281, 283-285, Голуметское участковое лесничество, Шанхарская дача, эксплуатационные леса, кварталы NN 32-34, 56, 57, 68, 74, 91, в целях заготовки древесины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений с возможным ежегодным отпуском ликвидной древесины - 23 тыс.куб.м., в том числе по хвойному хозяйству - 12 тыс.куб.м. (пп.2, 4 договора).
В соответствии с пп. 5, 6 договора арендная плата составляет 1340508 рублей в год. Арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными частями в размере 1/4 части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала. Срок действия договора аренды установлен с 30.10.2006 года по 30.10.2031 (п. 19).
Соглашениями от 29.10.2008, 22.12.2010 к договору аренды лесного участка N 1 от 08.08.2008 права и обязанности по договору перешли новому арендатору - ООО "ЛесСтройМаркет", изменен размер арендной платы, который составил 790917,12 рублей в год.
Постановлением Правительства Иркутской области N 178-пп от 31.03.2016 Агентство лесного хозяйства Иркутской области переименовано в Министерство лесного комплекса Иркутской области.
Дополнительным соглашением от 02.06.2017 сторонами изменен п. 1.1. раздела I договора, а именно размер возможного годового объема заготовки древесины с 2017 года:
А) при рубке спелых и перестойных насаждений:
- по сплошным рубкам в размере 40 тыс. куб.м. ликвидной древесины (в том числе по хвойному хозяйству 22,4 тыс. куб.м.).
Б) При рубках ухода:
* прореживание в размере 1961 куб.м.
* проходные рубки в размере 230 куб.м.
Согласно приложениям N 3, 4 указанного соглашения арендная плата составила: по сплошным рубкам - 1 263 808,07 рублей, всего за 2017 год арендная плата составила 1 446 709,73 руб.
В соответствии с договором уступки права от 10.07.2018, заключенным между ООО "ЛесСтройМаркет" и ООО "Элит", арендатор (ООО "ЛесСтройМаркет") уступил свои права и обязанности по договору аренды лесного участка от 08.08.2018 N 1 новому арендатору - ООО "Элит".
Заместитель прокурора Иркутской области в интересах Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Решением Арбитражного суда Иркутской области требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, министерство обратилось в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения представителя прокуратуры в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Как установлено частью 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, одним из видов использования леса является заготовка древесины.
В силу части статьи 29 Лесного кодекса граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.4 ст.71 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения; если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В силу статьи 74 Лесного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого дополнительного соглашения от 02.06.2017 к договору аренды лесного участка) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
При заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 74.1 Лесного кодекса РФ изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса.
Частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Как правильно указывает суд первой инстанции, при заключении оспариваемого соглашения от 02.06.2017 стороны должны были руководствоваться требованиями частей 2, 3 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ. При этом в рассматриваемой ситуации применение нормативных положений части 2 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации должно производиться в совокупности и взаимосвязи с положениями части 3 указанной статьи, поскольку изменение разрешенного использования лесов (добавления к рубкам ухода рубки спелых и перестойных насаждений), параметров использования (расчетной лесосеки), существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, допускается, только если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса (ликвидации чрезвычайной ситуации) - то есть когда качественные и количественные характеристики изменились в силу природных явлений или чрезвычайных ситуаций.
Апелляционный суд выводы суда первой инстанции поддерживает, доводы апелляционной жалобы отклоняет, как основанные на ошибочном толковании положений ст.74.1 ЛК РФ.
Как правильно указывает суд первой инстанции, оспариваемым дополнительным соглашением от 02.06.2017 объем отпуска ликвидной древесины, определенный договором аренды лесного участка (и аукционной документацией) увеличился с 23 тыс. куб. м до 40 тыс. куб. м, т.е. более чем в 1,7 раза.
Следовательно, данные обстоятельства являются существенным изменением условий договора аренды. При таких обстоятельствах в рассматриваемой ситуации один из ответчиков должен был обратиться за изменением условий заключенного договора в судебном порядке, поскольку обоснованность указанных материалов, законность увеличения объемов рубок, предоставления права на виды рубок, не предусмотренные аукционной документацией и условиями первоначально заключенного договора аренды, подлежали проверке судом.
Апелляционный уд соглашается с судом первой инстанции в том, что дополнительное соглашение от 02.06.2017, которым изменены существенные условия количественных и качественных показателей использования лесов, заключено сторонами в обход установленной законом процедуры, что является недопустимым, поэтому дополнительное соглашение от 02.06.2017 к договору аренды лесного участка N 1 от 08.08.2008 нарушило установленный порядок изменения существенных условий договора, заключенного по результатам публичных процедур.
Согласно пункту 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 74 и 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.
Применительно к статьям 166 и 168 Гражданского кодекса Российской Федерации под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Согласно пункту 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительная с момента ее совершения.
В силу пункта 3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что требование прокурора о признании недействительным дополнительного соглашения от 02.06.2017 к договору аренды лесного участка от N 1 от 08.08.2008, заключенного между Министерством и обществом "ЛесСтройМаркет", является обоснованным, доказанным материалами дела и подлежащим удовлетворению.
Выводы суда первой инстанции относительно вопроса надлежащего ответчика по делу в апелляционной жалобе не оспариваются, оснований для иных выводов апелляционный суд не усматривает.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 декабря 2019 года по делу N А19-15624/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Н.В.Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15624/2019
Истец: Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, Прокуратура Иркутской области
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области, ООО "Элит"
Третье лицо: ООО "ЛесСтройМаркет"