г. Киров |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А28-9217/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Хоровой Т.В., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуровой М.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя - Санниковой А.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2020,
представителя ответчика - Сычевой С.Н., действующей на основании доверенности от 28.05.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Кировской области от 16.12.2019 по делу N А28-9217/2019,
по заявлению федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 52" Федерального медико-биологического агентства России (ИНН: 4341000054, ОГРН: 1034313500704)
к Государственному учреждению - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН: 4348004467, ОГРН: 1024301317920)
третье лицо: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области (ИНН: 4312000420, ОГРН: 1044313526278)
о признании недействительным решения,
установил:
федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 52" Федерального медико-биологического агентства России (далее - ФБУЗ "Медико-санитарная часть N 52", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ответчик) от 19.06.2019 N 137 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 16.12.2019 заявленные требования ФБУЗ "Медико-санитарная часть N 52" удовлетворены.
Государственное учреждение - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кировской области от 16.12.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что Учреждением неправомерно не начислены страховые взносы на стоимость бесплатно выдаваемого молока, так как наличие вредных производственных факторов не подтверждено, аттестация рабочих мест (специальная оценка условий труда) не проводилась.
В судебном заседании представитель Фонда поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании и в представленном отзыве на жалобу представитель ФБУЗ "Медико-санитарная часть N 52" указала на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Кировской области поддержала доводы апелляционной жалобы Фонда.
Инспекция о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя Инспекции.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом была проведена выездная проверка в отношении ФБУЗ "Медико-санитарная часть N 52" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2016 по 31.12.2016.
В ходе проверки Фондом установлено, что Учреждение в проверяемом периоде не уплатило страховые взносы со стоимости молока выданного работникам, в отсутствие специальной оценки условий труда, либо при наличии такой оценки, по результатам которой не установлена необходимость выдачи молока исходя из условий труда работников.
Результаты проверки отражены в акте от 20.05.2019 N 147 (т. 2 л.д. 4-23).
19.06.2019 Фондом принято решение N 137 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Указанным решением Учреждению доначислены к уплате страховые взносы в сумме 20 447 рублей 23 копеек (т. 2 л.д. 30-34).
Не согласившись с указанным решением, Учреждение обжаловало его в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования ФБУЗ "Медико-санитарная часть N 52", Арбитражный суд Кировской области, руководствовался статьями 1, 7, 8, 9 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ), статьями 219, 222 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 "О порядке определения норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, молока или других равноценных пищевых продуктов и осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов", приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н (далее - Приказ N 45н), и пришел к выводу, что спорные выплаты, произведенные ФБУЗ "Медико-санитарная часть N 52", не подлежат обложению страховыми взносами.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей Учреждения и Фонда, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
На основании подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно статье 219 ТК РФ каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
В статье 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 168 предусмотрено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, нормами и условиями бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов.
Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены Приказом N 45н.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Приказу N 45н бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.
Согласно пункту 13 приложения N 1 к Приказу N 45н в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Основанием для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам являются:
- наличие результатов проведения специальной оценки условий труда;
- согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
При отсутствии у работодателя данных о результатах проведения специальной оценки условий труда или невыполнении им вышеперечисленных требований сохраняется порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, действовавший до вступления в силу данного Приказа.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством работодатель обязан бесплатно выдавать молоко работникам, фактически занятым на работах с вредными условиями труда, если это предусмотрено положениями заключенного коллективного договора, до получения результатов аттестации их рабочих мест, подтверждающих обеспечение безопасных (допустимых) условий труда.
При этом для принятия работодателем решения о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам необходимо одновременное соблюдение двух условий: наличие результатов проведения специальной оценки условий труда и согласие первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при их наличии у работодателя) на прекращение бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам по результатам проведения на их рабочих местах специальной оценки условий труда.
По результатам проведенной проверки Фонд установил, что Учреждение в 2016 году бесплатно выдавало молоко, в том числе, тем работникам, по которым по итогам аттестации их условий труда на рабочих местах установлено отсутствие такой необходимости, а также при отсутствии у работодателя данных о результатах проведения специальной оценки условий труда.
Как следует из материалов дела, постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.1987 N 731/11-13 был утвержден Порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда (т. 32 л.д. 36-43).
На основании актов обследования рабочих мест начиная с 16.02.1989, Учреждением был установлен перечень должностей, которым была предусмотрена бесплатная выдача молока (т. 32 л.д. 44-55).
Из материалов дела следует, что приказами Учреждения, действовавшими в спорный период и принятыми на основании актов о результатах обследования рабочих мест и с учетом мнения профсоюзного комитета, а также положениями трудовых договоров, установлена обязанность работодателя по выдаче молока работникам, занятым на конкретных рабочих местах с вредными условиями труда, к которым относится наличие вредного биологического фактора (раздел 2 Перечня, являющегося приложением N 3 к Приказу N 45н) (например т. 6 л.д. 1-3).
Итогами проведенных в периоды с 2006 по 2017 годы (до и после спорного периода) аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда подтверждено, что условия труда работников являются вредными, имеют соответствующий класс условий труда - от 3,1 до 4 (например, т. 32 л.д. 102-202).
Занятость работников на работах, связанных с наличием на рабочем месте вредных производственных (биологических) факторов в спорные периоды, Фонд не оспаривает.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что проведенной Учреждением в 2006 по 2017 годах аттестацией рабочих мест, была установлена обязательная выдача молока в соответствии с действовавшей редакцией Приказа N 45н, которая не могла быть прекращена без получения согласия профсоюзной организации.
Ссылка Фонда на то, что в результате проведенной в Учреждении в 2013 году аттестации рабочих мест, не установлена необходимость бесплатной выдачи молока, не может быть принята во внимание, поскольку результаты такой аттестации в данном случае не возлагают на Учреждение безусловную обязанность принять решение о прекращении выдачи молока работникам.
Следовательно, Учреждением правомерно не включена в объект обложения страховыми взносами стоимость бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов, выдаваемых работникам Учреждения.
При таких обстоятельствах, Арбитражный суд Кировской области правомерно признал недействительным решение Фонда от 19.06.2019 N 137.
Апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 16.12.2019 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Фонд на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина по апелляционной жалобе с Фонда взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 16.12.2019 по делу N А28-9217/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кировское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
Т.В. Хорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-9217/2019
Истец: ФБУЗ "Медико-санитарная часть N52" Федерального медико-биологического агентства
Ответчик: ГУ Кировское региональное отделение Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: МИФНС N 7 по Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
17.03.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-501/20
16.12.2019 Решение Арбитражного суда Кировской области N А28-9217/19
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-9217/19
05.07.2019 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-9217/19