город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2020 г. |
дело N А53-24459/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
от истца - представитель Самофалов В.В., доверенность от 07.10.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Азовского района на решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2019 по делу N А53-24459/2019
по иску ГУП Ростовской области "Ростовавтодор"
к ответчику - Управлению капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Азовского района
о взыскании задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами
УСТАНОВИЛ:
государственное унитарное предприятие Ростовской области "Ростовавтодор" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к управлению капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства Администрации Азовского района о взыскании задолженности в размере 7042145 руб. 54 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 217872 руб. 39 коп. (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 1 л.д. 119-122).
Решением от 10.12.2019 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 7042145 руб. 54 коп. задолженности, 217872 руб. 39 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение мотивировано тем, что истцом выполнены работы по муниципальному контракту от 26.11.2018 N 39-МК. Оплата работ в полном объеме не произведена. В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате к ответчику применена ответственность, предусмотренная статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на необоснованность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчик отказался от подписания актов о приемке выполненных работ в связи с тем, что в актах НДС указан в размере 20 %, тогда как по условиям муниципального контракта НДС составляет 18 %. Дополнительное соглашение об увеличении стоимости работ по муниципальному контракту в связи с увеличением ставки НДС не подписано. Вопрос о подписании дополнительного соглашения рассматривался на собрании депутатов Азовского района Ростовской области. Решением от 28.05.2019 бюджетные лимиты по спорному контракту доведены с учетом увеличения НДС. Истец отказался корректировать акты выполненных работ. По мнению заявителя, поскольку вина ответчика в неоплате выполненных работ отсутствует, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.05.2019 по 30.10.2019 неправомерно.
В связи с болезнью судьи Шапкина П.В. определением от 11.03.2020 судья Шапкин П.В. заменен на судью Баранову Ю.И.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель управления капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Азовского района не явился. Управление о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца доводы жалобы не признал.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между ООО "Ростовавтодор" (подрядчик) и управлением капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Азовского района (заказчик) заключен муниципальный контракт от 26.11.2018 N 39-МК, согласно которому подрядчик обязался качественно, в установленный срок и в пределах установленной настоящим контрактом цены, выполнить работы по объекту: "Реконструкция автомобильной дороги по ул. Южная в с. Кугей".
В соответствии с пунктом 2.1 цена контракта составляет 7154550 рублей.
Согласно пункту 2.5 контракта расчеты производятся по факту приемки выполненных работ в тридцать календарных дней со дня подписания заказчиком документов на оплату выполненных работ.
Заказчик принимает результат работ по объему и качеству в течение 10 дней со дня получения документов, указанных в пункте 3.4 контракта или направляет подрядчику мотивированный отказ от приемки результата работ (пункт 5.8 контракта).
В пункте 3.1 контракта установлен срок выполнения работ с даты заключения контракта до 31.03.2019.
Во исполнение названного контракта подрядчик выполнил работы.
В обоснование факта выполнения работ в материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ N 2 от 28.12.2018, N 3 от 29.03.2019, N 4.1 от 05.04.2019, N 4.2 от 05.04.2019, N 4.3 от 05.04.2019, справки о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 17.12.2018, N 2 от 28.12.2018, N 3 от 29.03.2019, N 4 от 05.04.2019.
В связи с увеличением с 2019 года НДС до 20 % ГУП Ростовской области "Ростовавтодор" направило в адрес управления письмо N 22 от 14.01.2019 (т. 1 л.д. 100) о необходимости рассмотреть вопрос об увеличении лимитов бюджетных ассигнований по контракту путем подписания дополнительного соглашения в пределах 2 % на сумму 17619 руб. 49 коп.
Акты N 3 от 29.03.2019, N 4.1 от 05.04.2019, N 4.2 от 05.04.2019, N 4.3 от 05.04.2019, справки N 3 от 29.03.2019, N 4 от 05.04.2019 заказчиком не подписаны.
Акт о приемке выполненных работ N 3 от 29.03.2019 и справки о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 29.03.2019 на сумму 3430037 рублей направлены в адрес заказчика с сопроводительным письмом N 852 от 29.03.2019 (т. 1 л.д. 87).
Акты о приемке выполненных работ N 4.1 от 05.04.2019, N 4.2 от 05.04.2019, N 4.3 от 05.04.2019 и справка о стоимости выполненных работ и затрат N 4 от 05.04.2019 на сумму 3612108 руб. 54 коп. направлены в адрес заказчика с сопроводительным письмом N 918 от 05.04.2019 (т. 1 л.д. 94).
С письмом N 917 от 05.04.2019 (т. 1 л.д. 95) ГУП Ростовской области "Ростовавтодор" направило в адрес управления для подписания дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контракту N 39-МК от 26.11.2018, предусматривающее увеличение цены контракта.
В письмах от 05.04.2019 N 453 (т. 1 л.д. 101-102) управление сообщило предприятию о невозможности принять работы на основании актов N 3 от 29.03.2019, N 4.1 от 05.04.2019, N 4.2 от 05.04.2019, N 4.3 от 05.04.2019, справок о стоимости выполненных работ и N 3 от 29.03.2019, N 4 от 05.04.2019, поскольку в названных документах установлен НДС в размере 20 %, тогда как, в муниципальном контракте установлен НДС в размере 18 %.
При этом, управлением сообщено, что заказчиком направлены предложения финансовому управлению администрации Азовского района о выделении дополнительных финансовых средств на оплату разницы по НДС по муниципальному контракту N 39-МК от 26.11.2018. После принятия решения Азовский районным Собранием депутатов по внесению изменений в бюджет Азовского района и доведением заказчику лимитов бюджетных обязательств, возможно заключение дополнительного соглашения на выплату разницы по НДС.
Решением собрания депутатов Азовского района Ростовской области от 28.05.2019 бюджетные лимиты по спорному контракту доведены с учетом увеличения НДС.
Платежными поручениями N 52389 от 29.12.2018, N 52390 от 28.12.2018 заказчиком произведена оплата работ в размере 215000 рублей (и. 1 л.д. 82-83).
В связи с неисполнением заказчиком обязательств по оплате задолженности в полном объеме, ГУП Ростовской области "Ростовавтодор" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 763 Кодекса, подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" под муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени муниципального образования муниципальным заказчиком для обеспечения муниципальных нужд.
В силу статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В статье 746 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что ответчик отказался от подписания актов о приемке выполненных работ в связи с тем, что в актах НДС указан в размере 20 %, тогда как по условиям муниципального контракта НДС составляет 18 %. Дополнительное соглашение об увеличении стоимости работ по муниципальному контракту в связи с увеличением ставки НДС не подписано. Вопрос о подписании дополнительного соглашения рассматривался на собрании депутатов Азовского района Ростовской области. Решением от 28.05.2019 бюджетные лимиты по спорному контракту доведены с учетом увеличения НДС. Истец отказался корректировать акты выполненных работ.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации об увеличении с 01.01.2019 общую ставку НДС с 18 % до 20 %.
С учетом положений пункта 4 статьи 5 названного выше Федерального закона, разъяснений Министерства финансов Российской Федерации (письма Минфина России от 06.08.2018 N 03-07-05/55290, от 07.09.2018 N 03-07-11/64045, от 10.09.2018 N 03-07-11/64576) ставка НДС в размере 20 % применяется в отношении товаров (работ, услуг), отгружаемых (выполняемых, оказываемых) с 01.01.2019, в том числе на основании договоров, заключенных до указанной даты. Цена договора, определенная с учетом НДС, по договорам, заключенным до повышения ставки НДС, является окончательной и не подлежит изменению в связи с таким повышением. При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав с 01.01.2019 организации обязаны исчислять НДС и уплачивать его в бюджет по ставке, установленной действующим законодательством.
Согласно пункту 1 письма Федеральной налоговой службы от 23.10.2018 N СД-4-3/20667 "О порядке применения налоговой ставки по НДС в переходный период" при получении до 01.01.2019 оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав с 01.01.2019 исчисление НДС с оплаты, частичной оплаты на основании пункта 4 статьи 164 Кодекса производится по налоговой ставке в размере 18 %. При отгрузке с 01.01.2019 вышеуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты, налогообложение НДС производится по налоговой ставке в размере 20 % (пункт 3 статьи 164 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2019).
Согласно пункту 54 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" до 1 октября 2019 года в рамках срока исполнения контракта допускается по соглашению сторон изменение цены заключенного до 1 января 2019 года контракта в пределах увеличения в соответствии с законодательством Российской Федерации ставки налога на добавленную стоимость в отношении товаров, работ, услуг, приемка которых осуществляется после 1 января 2019 года, если увеличенный размер ставки налога на добавленную стоимость не предусмотрен условиями контракта. Государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное настоящей частью изменение может быть осуществлено в пределах, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством, Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Как отмечено выше, акт о приемке выполненных работ N 3 от 29.03.2019 и справки о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 29.03.2019 на сумму 3430037 рублей направлены в адрес заказчика с сопроводительным письмом N 852 от 29.03.2019 (т. 1 л.д. 87).
Акты о приемке выполненных работ N 4.1 от 05.04.2019, N 4.2 от 05.04.2019, N 4.3 от 05.04.2019 и справка о стоимости выполненных работ и затрат N 4 от 05.04.2019 на сумму 3612108 руб. 54 коп. направлены в адрес заказчика с сопроводительным письмом N 918 от 05.04.2019 (т. 1 л.д. 94).
С письмом N 917 от 05.04.2019 (т. 1 л.д. 95) ГУП Ростовской области "Ростовавтодор" направило в адрес управления для подписания дополнительное соглашение N 1 к муниципальному контракту N 39-МК от 26.11.2018, предусматривающее увеличение цены контракта.
В письмах от 05.04.2019 N 453 (т. 1 л.д. 101-102) управление сообщило предприятию о невозможности принять работы на основании актов N 3 от 29.03.2019, N 4.1 от 05.04.2019, N 4.2 от 05.04.2019, N 4.3 от 05.04.2019, справок о стоимости выполненных работ и N 3 от 29.03.2019, N 4 от 05.04.2019, поскольку в названных документах установлен НДС в размере 20 %, тогда как, в муниципальном контракте установлен НДС в размере 18 %.
При этом, управлением сообщено, что заказчиком направлены предложения финансовому управлению администрации Азовского района о выделении дополнительных финансовых средств на оплату разницы по НДС по муниципальному контракту N 39-МК от 26.11.2018. После принятия решения Азовский районным Собранием депутатов по внесению изменений в бюджет Азовского района и доведением заказчику лимитов бюджетных обязательств, возможно заключение дополнительного соглашения на выплату разницы по НДС.
Решением собрания депутатов Азовского района Ростовской области от 28.05.2019 бюджетные лимиты по спорному контракту доведены с учетом увеличения НДС.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в качестве отчетного периода выполнения работ в акте о приемке выполненных работ N 3 от 29.03.2019 и справке о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 29.03.2019 указан период с 29.12.2018 по 29.03.2019.
Определением от 19.02.2020 суд апелляционной инстанции предложил истцу представить общий журнал работ, а также пояснения по работам, выполненным до 01.01.2019 и предъявленным к приемке по акту формы КС-2 N 3 от 29.03.2019.
Согласно пояснениям представителя истца, изложенным в судебном заседании 11.03.2020, в указанный в акте о приемке выполненных работ N 3 от 29.03.2019 и справке о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 29.03.2019 отчетный период с 29.12.2018 работы фактически не выполнялись, что подтверждается сведениями, содержащимися в представленном в материалы дела общем журнале работ, согласно которым подрядчик приступил к работам 13.02.2019.
Таким образом, предъявление к приемке работ по акту о приемке выполненных работ N 3 от 29.03.2019 и справке о стоимости выполненных работ и затрат N 3 от 29.03.2019 с учетом НДС в размере 20 % правомерно.
В данном случае, факт наличия обязанности по оплате работ по спорным актам и справка с учетом НДС 20 % заказчиком не отрицается.
Поскольку доказательства оплаты работ в полном объеме в материалы дела не представлены, требование о взыскании задолженности обоснованно удовлетворено судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.
Истцом также заявлено о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за периоды с 29.05.2019 по 30.10.2019 в размере 217872 руб. 39 коп. (расчет - т. 1 л.д. 122).
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.08.2016) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов за пользование чужими денежными средствами проверен судом первой инстанции и признан правильным, требование о взыскании процентов удовлетворено в заявленном к взысканию размере.
В апелляционной жалобе возражений по методике расчета процентов не заявлено, контррасчет не представлен.
Довод заявителя о том, что поскольку вина ответчика в неоплате выполненных работ отсутствует, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 29.05.2019 по 30.10.2019 неправомерно, отклоняется апелляционным судом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 Кодекса).
Управлением капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации Азовского района не представлено доказательств отсутствия вины в ненадлежащем исполнении обязательств перед ГУП Ростовской области "Ростовавтодор" по оплате за выполненные работы, а также принятия мер к надлежащему исполнению обязательств.
Оснований для отказа в применении к управлению ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту судом апелляционной инстанции не установлено.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что размер процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащий взысканию, является минимальным размером потерь кредитора от неисполнения денежного обязательства.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 10.12.2019 по делу N А53-24459/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Баранова Ю.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-24459/2019
Истец: ГУП РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РОСТОВАВТОДОР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ АЗОВСКОГО РАЙОНА