г. Хабаровск |
|
18 марта 2020 г. |
А04-1691/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой М.О.,
судей Брагиной Т.Г., Усенко Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дубининой А.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Теплоснабжающая компания "Амур 2": Савченко Д.С., представитель по доверенности от 01.01.2020 N 2, Федоров А.С., представитель по доверенности от 01.01.2020;
от Администрации Поярковского сельсовета, УФАС по Амурской области, Министерства ЖКХ Амурской области, Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области: представители не явились, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания "Амур 2"
на решение от 26.12.2019
по делу N А04-1691/2019
Арбитражного суда Амурской области
по иску общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания "Амур 2"
к администрации Поярковского сельсовета
о внесении изменений в концессионное соглашение, об обязании совершить действия
третьи лица: Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая компания "Амур - 2" (ОГРН 1172801007224, адрес местонахождения: г. Завитинск, Амурская область, далее - ООО "ТСК "Амур - 2") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к администрации Поярковского сельсовета (ОГРН 1022801199596, адрес местонахождения: с. Поярково, Амурская область, далее - администрация Поярковского сельсовета) о внесении изменений в концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью Поярковского сельсовета от 12.12.2017, в том числе:
- изложить раздел 7 "Порядок передачи концессионером концеденту объектов имущества" концессионного соглашения в следующей редакции:
Пункт 39 концессионного соглашения "Концедент обязан передать концессионеру, а концессионер обязан принять объект соглашения (объекты, входящие в состав объекта Соглашения) в срок, указанный в пункте 58 Соглашения. Передаваемый концедентом объект Соглашения должен находиться в состоянии, указанном в Приложении N 1 к настоящему Соглашению, быть пригодным для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего Соглашения, и не должен быть обременен правами третьих лиц.";
Пункт 40 концессионного соглашения "Передача Концедентом Концессионеру объектов, указанных в пунктах 2, 39 настоящего Соглашения, осуществляется по акту приема - передачи, подписываемому Сторонами.";
Пункт 41 концессионного соглашения "Концедент передает Концессионеру копии документов, относящихся к передаваемому объекту Соглашения одновременно с передачей объекта Соглашения Концессионеру.";
Пункт 42 концессионного соглашения "Обязанность Концедента по передаче объекта Соглашения считается исполненной с момента подписания Сторонами акта приема - передачи и (или) государственной регистрации прав. Обязанность Концедента по передаче движимого имущества, входящего в состав объекта Соглашения, считается исполненной с момента подписания Сторонами акта приема - передачи и (или) государственной регистрации прав. При уклонении Концессионера от подписания акта приема - передачи, обязанность Концедента по передаче объектов, указанных в пунктах 2, 28, 30 настоящего Соглашения, считается исполненной, если Концедент осуществил все необходимые действия по передаче указанных объектов, включая действия по государственной регистрации прекращения прав Концедента на владение и пользование этими объектами.";
Пункт 43 концессионного соглашения "Прекращение прав Концедента на владение и пользование объектом Соглашения подлежит государственной регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Государственная регистрация прекращается указанных прав Концедента осуществляется за счет Концессионера. Стороны обязуются осуществить действия, необходимые для государственной регистрации прекращения указанных прав Концедента, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня прекращения настоящего Соглашения.".
- изложить раздел 6 "Владение, пользование и распоряжение объектами имущества, предоставляемыми Концессионеру" пункт 29. концессионного соглашения в следующей редакции: "Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта Соглашения, в рамках технического задания по реконструкции объекта соглашения согласно Приложению N 3 к концессионному соглашению от 12.12.2017".
Кроме того, истец просил суд обязать ответчика совершить следующие действия:
- произвести ремонт здания котельной "Квартальная" (адрес: Амурская область, Михайловский район, с. Поярково, ул. Ленина, д. 54 "А") в виде замены оконных блоков и кровли;
- произвести ремонт теплотрассы (Амурская область, Михайловский район, с. Поярково, ул. Набережная, ул. Центральная, ул. Амурская, общей протяженностью 3 509 м, за исключением следующих тепловых сетей: протяженностью 3 м в районе дома N 160 по ул. Амурская; протяженностью 39,5 м в районе дома N 99 по ул. Амурская; протяженностью 100 м в районе водонапорной башни котельной "Квартальная") путем поэтапной замены магистральных теплосетей;
- заменить следующее оборудование котельной "Квартальная": Котел КВ м-1,1 Б, мощностью 0,96 Ггал/с, в количестве 2 ед., 2011 года выпуска;
- произвести капитальный ремонт здания котельной "Центральная" (адрес: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.Амурская, 109 "А");
- произвести ремонт теплотрассы, расположенной по адресу: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.Черемисина, ул.Чапаева, ул.Амурская, ул.Лазо, ул.Ленина, протяженностью 2 255 м, за исключением тепловой сети, протяженностью 11,6 м по ул.Лазо, путем поэтапной замены магистральных теплосетей;
- заменить следующее оборудование котельной "Центральная": Дымосос ДН-9, 2002 года выпуска;
- произвести ремонт здания котельной "Котельная Строительная" (адрес: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.Строительная, 5 "А");
- произвести ремонт теплотрассы, расположенной по адресу: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.Трудовая, ул.Строительная, пер.Молодежный, протяженностью 936 м путем поэтапной замены магистральных теплосетей;
- произвести ремонт здания котельной "Котельная Юбилейная" (адрес: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.Юбилейная, 27);
- произвести ремонт теплотрассы, расположенной по адресу: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.Садовая, ул.Луговая, ул.Дзержинского, пер.Дорожный, ул.Терешковой, протяженностью 1 984 м, путем постепенной замены магистральных теплосетей, исключив участок тепловых сетей протяженностью 7 метров по ул.Юбилейная;
- произвести капитальный ремонт здания котельной, расположенной по адресу: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.Амурская, 232;
- произвести ремонт тепловой сети, расположенной по адресу: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.Амурская, 232, путем поэтапной замены магистральных сетей;
- заменить следующее оборудование котельной "Сельхозхимия": дымовая труба диаметром 0,3 м, высотой 22 м, 1996 года выпуска, котел Квр-0,6 Б, мощностью 0,06 Ггал/ч, 2013 года выпуска;
- произвести капитальный ремонт "Котельная Школа Интернат" (адрес: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.Гагарина, 14);
- произвести ремонт теплотрассы, расположенной по адресу: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.Гагарина, ул.Гарнизонная, протяженностью 1 994 м, путем поэтапной замены магистральных теплосетей;
- произвести капитальный ремонт здания котельной "Котельная средняя школа" (адрес: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.О. Кошевого, 4);
- произвести ремонт теплотрассы, расположенной по адресу: Амурская область, Михайловский район, с.Поярково, ул.О.Кошевого, ул.Амурская, ул.Калинина, протяженностью 2 891 м, путем поэтапной замены магистральных теплосетей;
- заменить следующее оборудование котельной "Средняя школа": насос сетевой, 2002 года выпуска, вытяжной вентилятор 1999 года выпуска, емкость резервная 1996 года выпуска, в соответствии со ст.ст. 12, 309, 310, 450, 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 4 ст. 13, ст. 17 Федерального закона от 21.07.2005 "О концессионных соглашениях";
взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 000 руб.
Требования мотивированы заключенным между сторонами концессионным соглашением от 12.12.2017, передачей по акту приема-передачи имущества в отсутствие претензий к техническому, косметическому, санитарному состоянию передаваемого имущества, к требованиям пожарной безопасности у принимающей стороны. Вместе с тем, при эксплуатации переданных ответчиком объектов выяснилось их ненадлежащее состояние, а обязанность привести в рабочее состояние объекты концессионного соглашения возложена на ответчика нормами действующего законодательства, в этой связи концессионное соглашение подлежит изменению.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.
До рассмотрения дела по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ неоднократно уточнял заявленные требования, окончательно (заявление вх. N 53475 от 10.12.2019) просил суд обязать ответчика внести следующие изменения в концессионное соглашение от 12.12.2017, заключенное между истцом и ответчиком:
- изложить раздел 6 "Владение, пользование и распоряжение объектами имущества, предоставляемыми Концессионеру" - пункт 29 концессионного соглашения, в следующей редакции: "Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии с выполнением мероприятий по Приложению 3 и предельным размером расходов на реконструкцию, в течение всего срока действия объекта Соглашения в размере 19 534 000,00 (девятнадцать миллионов пятьсот тридцать четыре тысячи) рублей, в рамках п.16 Соглашения".
- обязать ответчика произвести следующие действия по ремонту комплекса имущества передаваемого концессионеру по Соглашению, а именно:
Здание котельной "Юбилейная"
Виды работ по устранению существенных недостатков:
- наружные поверхности - стены здания котельной - 41,6-м
- крыша - 520,0м2;
- отмостка с вертикальной планировкой - 177,9 м;
- тепловой пункт 2,5-м х 2,5-м - 1,0 шт.;
- подземные переходы трубопроводов - 13,0 шт.;
- тепловой узел D = 1500 мм к домам - 41,0 шт.;
- трубопроводы - 3 375,5 м.п.;
- теплоизоляция - 4 242,14 м
Котельная "Средняя школа"
Виды работ устранения существенных недостатков:
- пристройка - 103,1 м3;
- крыша общая - 417,2 м2;
- вертикальная планировка - 199,1 м2;
- тепловой пункт 2,5 х 2,5-м. - 1,0 шт.;
- подземные переходы - 13,0 шт.;
- тепловой узел D - 1 500 мм - 43,0 шт.,
- трубопроводы - 2 465,0 м.п.;
- теплоизоляция - 2 464,0 м.п.
Котельная "Квартальная"
Виды работ устранения существенных недостатков:
- крыша общая - 518,58 м2;
- вертикальная планировка - 193,3 м2;
- тепловой пункт 2,5 х 2,5-м - 1,0 шт.;
- подземные переходы - 8,0 шт.;
- тепловой узел D - 1 500 мм - 18,0 шт.;
- трубопроводы - 3 254,0 м.п.;
- теплоизоляция - 3 254,0 м.п.
Котельная "Центральная"
Виды работ по устранению существенных недостатков:
- пристройка - 303,0 м;
- крыша - 443,0 м2;
- отмостка с вертикальной планировкой - 201,0 м;
- тепловой пункт 2,5 м х 2,5 м - 1,0 шт.;
- подземные переходы трубопроводов - 6,0 шт.;
- тепловой узел D - 1 500 мм к домам - 30,0 шт.;
- тепловой узел D - 1 000 мм - 1,0 шт.;
- трубопроводы - 1 915,0 м.п.;
- теплоизоляция - 1 915,0 м.п.
Котельная "Строительная"
Виды работ по устранению существенных недостатков:
- крыша - 504,8 м;
- отмостка с вертикальной планировкой - 174,3 м;
- тепловой пункт 2,5 м х 2,5 м - 1,0 шт.;
- подземные переходы трубопроводов - 7,0 шт.;
- тепловой узел D - 1 500 мм к домам - 9,0 шт.;
- трубопроводы - 963,0 м.п.;
- теплоизоляция - 1 330,48 м.п.
Котельная "Школа - интернат"
Виды работ устранения существенных недостатков:
- ограждение территории - 155,0 м;
- ремонт наружных стен - 51,0 м;
- крыша общая - 220,02 м2;
- вертикальная планировка - 112,8 м3;
- дымовая труба - 1,0 шт.;
- тепловой пункт 2,5 х 2,5 м - 1,0 шт.;
- подземные переходы - 3,0 шт.;
- тепловой узел D - 1500 мм. - 20,0 шт.;
- трубопроводы - 2 007,0 м.п.;
- теплоизоляция - 2 772,9 м2;
Котельная "Сельхозхимия"
Виды работ по устранению существенных недостатков:
- ограждение территории - 203,0 м2;
- ремонт наружных стен - 87,52 м3;
- кровля - 216,0 м2;
- вертикальная планировка - 177,6 м2;
- тепловой пункт 2,5 х 2,5 - 1,0 шт.;
- подземный переход - 4,0 шт.;
- тепловой пункт D - 1500 мм. - 2,0 шт.;
- трубопровод - масляная окраска - 260,0 м.п.;
- теплоизоляция - 359,22 м2.
Решением от 26.12.2019 в иске отказано.
Не согласившись с судебным актом, ООО "ТСК "Амур-2" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит принятое решение отменить, иск удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что фактически концессионер был введен в заблуждение при подписании концессионного соглашения и приложений к нему, имущество передано концессионеру в нерабочем, аварийном состоянии.
Полагает ошибочным вывод суда о том, что истец был уведомлен о техническом состоянии принимаемых объектов, поскольку большую часть аварийного состояния объектов теплоснабжения возможно выявить лишь в отопительный период.
Факт нахождения в аварийном состоянии объектов и оборудования на момент заключения соглашения подтвержден экспертизой от 18-28.09.2018 N 140918-22, заключением экспертов от 02.10.2019 N 2019-06/000422.
По мнению заявителя, сам факт подписания актов приема-передачи и Приложения N 1 к концессионному соглашению не могут достоверно свидетельствовать, что отраженное в них состояние объектов недвижимости и оборудования соответствует фактическому, поскольку многие дефекты могут быть скрытыми и проявляться лишь в процессе эксплуатации.
Ссылается на пункты 89, 91 концессионного соглашения, предусматривающие возможность досрочного расторжения соглашения на основании решения суда при существенном нарушении концендентом условий соглашения: передачи концессионеру объекта соглашения по описанию, технико-экономическим показателям и назначению и в состоянии, не соответствующем установленному Приложением N 1, в случае если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами соглашения акта приема-передачи и не могло быть выявлено при передаче объекта соглашения.
Полагает также необоснованным отказ суда в удовлетворении требования о внесении изменений в раздел 6 концессионного соглашения пункта 29.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Поярковского сельсовета с ее доводами не согласилась, просила оспариваемый судебный акт оставить без изменения, указав, что отопительный период начинается в октябре, концессионное соглашение подписано 12.12.2017, что свидетельствует о том, что истец пользовался имуществом по договорам аренды от 11.10.2017 и от 10.11.2017 в течение отопительного периода и имел возможность убедиться в работоспособности имущества. Согласно паспорту готовности к отопительному периоду 2016/2017 и акту Ростехнадзора N Р-А72-464-03А-05, а также справке к акту N А-Р-А72-464-03А-05 от 11.11.2016 муниципальное образование Поярковского сельсовета к работе в отопительном периоде готово. Актом Ростехнадзора N Р-А72-383, справкой к акту от 03.11.2017 также подтверждена готовность к отопительному сезону Поярковского сельсовета в период 2017-2018 г.г. Наличие произведенных ремонтов подтверждается материалами дела, в том числе письмом от 23.11.2017 N 33 ООО "ТСК "Амур-2", согласно которому в процессе эксплуатации имущества по договорам аренды произведена замена и ремонт изношенного оборудования на сумму 4 485 288 руб.; ежегодно между отопительными периодами проводится ремонт имущества, что подтверждается проведенными электронными аукционами, судебными актами о взыскании задолженности за выполненные капитальные ремонты на объектах теплоснабжения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе, дав соответствующие пояснения.
Ответчик, третьи лица, извещенные в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, пояснения истца, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемого решения.
Как следует из материалов дела, 12.12.2017 между муниципальным образованием Поярковский сельсовет, от имени которого выступает администрация муниципального образования Поярковского сельсовета (концедент), Правительство Амурской области, от имени которого выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области (Субъект Российской Федерации) и ООО "ТСК "Амур-2" (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Поярковского сельсовета, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II настоящего соглашения (далее - объект соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта соглашения. Со своей стороны, концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 соглашения).
Объектом соглашения являются объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, подлежащие реконструкции (пункт 2 соглашения).
В соответствии с пунктом 6 соглашения концедент обязался передать концессионеру, а концессионер обязался принять объект соглашения, указанный в Приложении N 1 к настоящему соглашению, а также права владения и пользования указанным объектом соглашения в срок, установленный в разделе IX настоящего соглашения. Передача концедентом концессионеру объекта соглашения, указанного в Приложении N 1 к настоящему соглашению, осуществляется по акту приема-передачи, подписываемому сторонами. Обязанность концедента по передаче объекта соглашения считается исполненной после принятия объекта концессионером и подписания сторонами акта приема-передачи.
В Приложении N 1 Состав и описание, в том числе технико-экономические показатели объекта соглашения, указаны: наименование имущества, местонахождение, адрес; характеристика имущества; единица измерения; количество; дата ввода в эксплуатацию; срок полезного использования; общая стоимость (балансовая); износ, расход; правоустанавливающие документы.
В Приложении N 1 концессионного соглашения указано, что все имущество находится в рабочем состоянии.
По акту приема-передачи объекта соглашения от 12.12.2017 (Приложение N 2 концессионного соглашения) спорное имущество передано ООО ТСК "Амур-2", согласно которому имущество находится в рабочем состоянии. При этом в акте указано, что настоящий акт подтверждает отсутствие претензий к техническому, косметическому, санитарному состоянию передаваемого имущества, к требованиям пожарной безопасности у принимающей стороны в отношении принимаемого имущества и подтверждает факт его передачи по концессионному соглашению.
В пункте 16 концессионного соглашения и в Приложении N 3 "Техническое задание по реконструкции объекта Соглашения" указаны конкретные виды работ по реконструкции объектов концессионного соглашения, период выполнения работ, затраты на производство работ, установлен предельный размер расходов на реконструкцию объекта соглашения, осуществляемых в течение срока действия настоящего соглашения концессионером - 19 534 000 руб.
Пунктом 29 соглашения предусмотрена обязанность концессионера поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения. За счет собственных средств приобретать и заменять вышедшее из строя оборудование, в том числе водогрейные котлы и участки теплотрасс, с последующей безвозмездной передачей концеденту.
Пунктом 55 соглашения установлен срок его действия: вступает в силу со дня его подписания и действует в течение 10 (десяти) лет.
Государственная регистрация концессионного соглашения проведена Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области 31.01.2018.
Порядок изменения соглашения установлен разделом XV соглашения.
В соответствии с пунктом 84 соглашение может быть изменено по соглашению сторон. Условия соглашения, определенные на основании решения о заключении настоящего соглашения, могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения администрации Поярковского сельсовета, а также в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом "О концессионных соглашениях".
Настоящее соглашение может быть изменено по требованию одной из сторон по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (пункт 87 соглашения).
Полагая, что при заключении концессионного соглашения истец был введен в заблуждение относительно состояния принятых объектов теплоснабжения, истец обратился в суд с требованием о внесении изменения в пункт 29 концессионного соглашения, изложив его в следующей редакции: "Концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии с выполнением мероприятий по Приложению 3 и предельным размером расходов на реконструкцию, в течение всего срока действия объекта Соглашения в размере 19 534 000,00 (девятнадцать миллионов пятьсот тридцать четыре тысячи) рублей, в рамках п.16 Соглашения".
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правомерно квалифицировал отношения сторон, как основанные на концессионном соглашении, к которому применяются нормы Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), а также общие нормы Гражданского кодекса о договорах.
Согласно статье 1 Федерального закона N 115-ФЗ концессионные соглашения заключаются в целях привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В соответствии со статьей 3 названного Закона по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение должно включать в себя существенные условия, в том числе обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции, по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; срок действия концессионного соглашения; описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения (статья 10 Федерального закона N 115-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение может быть изменено по соглашению сторон.
Согласно части 4 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение по требованию стороны соглашения может быть изменено решением суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.
В силу статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно пункту 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В соответствии с частью 12 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях концессионер несет расходы на исполнение обязательств по концессионному соглашению, если концессионным соглашением не установлено иное.
Корреспондирующая указанным положениям закона обязанность концессионера изложена в пункте 29 оспариваемого концессионного соглашения.
Таким образом, в силу Закона концессионер обязан поддерживать весь объект Соглашения, указанный в Приложении N 1, в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта, а не только производить реконструкцию в рамках Технического задания по реконструкции объекта Соглашения, согласно Приложению N 3 к концессионному соглашению.
Заключенное сторонами концессионное соглашение иных условий не содержит.
На основании изложенного, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований в изменении пункта 29 концессионного соглашения в редакции истца, правомерно отказав в удовлетворении указанного требования.
Довод апелляционной жалобы о том, истец при заключении концессионного соглашения был введен в заблуждение относительно состояния принимаемых объектов теплоснабжения, апелляционным судом отклоняется.
Как следует из материалов дела, объекты теплоснабжения ранее находились в пользовании истца на основании заключенных с ответчиком договоров аренды муниципального имущества от 01.08.2017, от 31.08.2017, от 11.09.2017, от 11.10.2017, от 10.11.2017.
Отопительный период в Амурской области начинается в октябре, в то время как концессионное соглашение подписано сторонами 12.12.2017.
При таких обстоятельствах, с учетом использования истцом имущества, в том числе в отопительный период, до заключения оспариваемого соглашения, истцу достоверно было известно о состоянии объектов теплоснабжения, их работоспособности либо неработоспособности.
В этой связи ссылка заявителя жалобы на то, что фактическое ненадлежащее состояние имущества возможно выявить только в отопительный период, апелляционным судом отклоняется.
Кроме того, в соответствии счастью 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", проверке готовности к отопительному периоду подлежат теплоснабжающие организации и теплосетевые организации.
Так, в материалы представлен паспорт готовности к отопительному периоду 2016/2017, из которого следует, что в отношении, в том числе муниципального образования Поярковский сельсовет, проводилась проверка готовности к отопительному сезону (т.8 л.д.31).
Названный паспорт выдан на основании акта проверки готовности к отопительному периоду 2016/2017 от 11.11.2016 N Р-А72-464-03А-05, согласно которому комиссией сделан вывод о готовности муниципального образования Поярковский сельсовет к отопительному сезону.
Согласно акту Ростехнадзора N Р-А72-383, справке к акту N Р-А72-383 от 03.11.2017 муниципальное образование Поярковский сельсовет готово к работе в отопительном периоде 2017-2018 (т.8 л.д.л.д.38-43).
В свою очередь, истец, являясь профессиональным участником отношений в сфере оказания коммунальных услуг, подписывая концессионное соглашение от 12.12.2017 и вступая в договорные обязательства с ответчиком, должен был предвидеть как объем средств, необходимый для содержания имущества, так и для ремонта, учитывая доказанность факта использования принятого имущества в отопительный период до заключения такого соглашения на основании договоров аренды.
На основании изложенного, оценив представленные в дело доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности, суд первой инстанции правомерно не установил оснований для внесения изменений в спорное концессионное соглашение.
В ходе повторного рассмотрения дела апелляционным судом таких оснований также не установлено.
Истцом, кроме того, заявлено требование об обязании ответчика произвести действия по ремонту комплекса имущества, переданного по соглашению, в объемах, указанных в уточнениях иска.
Требования обоснованы тем, что на дату передачи 12.12.2017 имущество не соответствовало условиям концессионного соглашения, поскольку находилось в аварийном состоянии с большим физическим износом. В подтверждение своих доводов истец представил заключение эксперта N 140918-22 от 28.09.2018 ООО "Бизнес-центр Ресфин".
В целях установления обстоятельств дела судом в порядке статьи 82 АПК РФ назначена судебная экспертиза, проведение которой поручена экспертам ООО "Строительно-техническая экспертиза".
Из выводов экспертов, указанных в экспертном заключении N 2019-06/000422 от 02.10.2019, следует, что фактически имущество передавалось с физическим износом 100%, в аварийном состоянии, с учетом проведенного исследования и данных балансовой стоимости и износа имущества, определенных на дату заключения концессионного соглашения от 12.12.2017 согласно Приложений N 1, N 2.
В силу части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов относятся к доказательствам, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
При этом согласно пояснениям эксперта ООО "Строительно-техническая экспертиза" Донцова А.Г., опрошенного судом, физические исследования спорного имущества, проведенные в 2019 году, указывают лишь на вероятностный характер и не могут ответить утвердительно о его техническом состоянии на дату передачи 12.12.2017.
Пунктом 4 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях закреплено, что концедент обязан передать в установленный концессионным соглашением срок концессионеру объект концессионного соглашения и (или) иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Как следует из пункта 1 заключенного сторонами концессионного соглашения, концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления соответствующей деятельности.
В свою очередь, концессионер обязался за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведен в разделе II соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии с использованием объекта соглашения.
Пунктом 2 соглашения установлено, что объектом соглашения являются объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты теплоснабжения, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения, подлежащие реконструкции.
Согласно пункту 5 раздела 2 концессионного соглашения сведения о составе и описании объекта Соглашения, в том числе о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, балансовой, остаточной стоимости передаваемого объекта Соглашения приведены в Приложениях N 1 к настоящему Соглашению.
В соответствии с пунктом 8 соглашения концессионер обязался за свой счет реконструировать объект соглашения, состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в Приложении N 1, в сроки, указанные в разделе IX настоящего соглашения.
В Приложении N 1 концессионного соглашения указано, что передаваемое имущество находится в рабочем состоянии.
Согласно акту приема-передачи объекта соглашения от 12.12.2017 (Приложение N 2 концессионного соглашения) передаваемое имущество также находится в рабочем состоянии. Кроме того, в акте указано на отсутствие претензий к техническому, косметическому, санитарному состоянию передаваемого имущества, к требованиям пожарной безопасности у принимающей стороны в отношении принимаемого имущества. Настоящий акт подтверждает факт передачи имущества по концессионному соглашению.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ в совокупности, учитывая выводы судебной экспертизы, пояснения эксперта к нему, а также учитывая принятие истцом имущества в отсутствие претензий к состоянию имущества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец на момент принятия спорного имущества был уведомлен о его техническом состоянии, как о рабочем.
Кроме того, как указано выше, объекты теплоснабжения ранее находились у него в пользовании на основании заключенных с ответчиком договоров аренды муниципального имущества от 01.08.2017, от 31.08.2017, от 11.09.2017, от 11.10.2017, от 10.11.2017, что также свидетельствует о том, что ему было известно о фактическом состоянии имущества до подписания концессионного соглашения.
Ответчик, как концедент исполнил свою обязанность по передаче в установленный концессионным соглашением срок концессионеру прав владения и пользования объекта концессионного соглашения.
Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (части 1, 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (часть 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 421 ГК РФ стороны свободны в заключении договора и определении его условий.
Доказательств понуждения истца к заключению концессионного соглашения в материалах дела не имеется.
В этой связи истец, подготовив проект соглашения и добровольно его подписав, согласился с изложенными в нем условиями, приняв на себя соответствующие обязательства, в том числе в части определения принимаемого имущества, его состояния, а также обязательства по его реконструкции.
В свою очередь, истец, являясь профессиональным участником гражданского оборота в сфере теплоснабжения, осуществляя предпринимательскую деятельность, как в целом, так и применительно к специфике спорных правоотношений в частности, имел возможность объективно оценить все возможные риски, и адекватно предвидеть последствия согласования либо несогласования определенных договорных условий в сфере своей специализации.
В этой связи, в отсутствие доказательств иного оно предполагается обладающим равной силой в процессе согласования условий концессионного соглашения наряду с концедентом.
По смыслу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 24.02.2004 N 3-П, судебный контроль не призван проверять экономическую целесообразность решений, принимаемых субъектами предпринимательской деятельности, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией.
Применительно к настоящему спору ограничительное понимание истцом объекта концессионного соглашения, которое могло быть включено в его условия, является деловым просчетом самого истца.
Ссылка заявителя жалобы на заключение эксперта N 140918-22 от 18-28.09.2018 и заключение экспертов N 2019-06/000422 от 02.10.2019 в обосновании ненадлежащего состояния объектов и оборудования, с учетом установленных по делу обстоятельств, апелляционным судом отклоняется. Указанными заключениями не установлен достоверно факт аварийности имущества на момент его передачи истцу.
Доказательств того, что в отопительный период 2017/2018 имели место обстоятельства, свидетельствующие о том, что услуги по предоставлению тепла населению оказаны ненадлежащим образом, либо вовсе не оказаны, в том числе ввиду нерабочего состояния теплоснабжающего оборудования и имущества, в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены, что также опровергает доводы жалобы о передаче имущества концессионеру в нерабочем, аварийном состоянии.
Как указано выше, готовность муниципального образования Поярковского сельсовета к отопительному сезону 2017/2018 подтверждена актом Ростехнадзора N Р-А72-383, справкой к акту N Р-А72-383 от 03.11.2017.
Иных доказательств, свидетельствующих о невозможности использования объектов концессионного соглашения ввиду нахождения в нерабочем, аварийном состоянии, истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлено.
Поскольку истцом не доказан факт передачи имущества по концессионному соглашению в нерабочем, либо аварийном состоянии, учитывая принятие истцом на себя обязательства по реконструкции объектов соглашения, оснований для возложения на концедента обязанности по выполнению работ, испрашиваемых истцом, у суда первой инстанции не имелось.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных истцом требований.
Поскольку истцом не доказан факт существенного нарушения условий соглашения концедентом, ссылка в апелляционной жалобе на пункт 91 соглашения, как на основание для внесения изменений в соглашение, апелляционным судом не принимается.
Ссылка в апелляционной жалобе на недействительность концессионального соглашения на основании статьи 178 ГК РФ, апелляционным судом не принимается, поскольку предметом настоящего спора является внесение изменений в концессионное соглашение и обязание ответчика совершить определенные действия.
Требование о признании сделки недействительной является самостоятельным, подлежащим рассмотрению в порядке искового производства.
С соответствующим требованием о признании сделки недействительной истец при рассмотрении дела судом первой инстанции в рамках настоящего дела не обращался. Доказательств обращения с самостоятельным требованием об оспаривании сделки и признания такой сделки недействительной в установленном законом порядке истцом также не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности ответчиком передачи истцу объекта концессионного соглашения в рабочем состоянии опровергается представленными в материалы дела доказательствами, и отклоняются по основаниям, изложенным выше.
Ссылка заявителя жалобы на отсутствие доказательств осуществления ответчиком каких-либо ремонтных работ в отношении объекта соглашения апелляционным судом не принимается, поскольку вопреки доводам апелляционной жалобы, ответчиком в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие, что в отношении переданных объектов концессионного соглашения ежегодно между отопительными периодами проводился ремонт имущества (контракты на выполнение соответствующих работ, судебные акты о взыскании задолженности за фактически выполненные работы на спорных объектах теплоснабжения).
Ввиду отказа в удовлетворении требований истца судебные расходы по оплате государственной пошлины, а также издержки по оплате экспертиз возложены на истца на основании статьи 110 ГК РФ.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого решения и несостоятельности доводов апелляционной жалобы.
По указанным основаниям решение суда отмене не подлежит.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Согласно статье 110 АПК РФ при отклонении заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины относятся на сторону, обратившуюся в суд.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Амурской области от 26.12.2019 по делу N А04-1691/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.О. Волкова |
Судьи |
Т.Г. Брагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-1691/2019
Истец: ООО "ТСК "Амур 2"
Ответчик: Администрация Поярковского сельсовета
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хазяйства Амурской области, Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд(1691/19 3т), ООО "Строительно-техническая экспертиза"-Горелик Н.Х.,Коновалов А.С., Донцов А.Г.