г. Самара |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А72-13406/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Буртасовой О.И., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горянец Д.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 марта 2020 года апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 4 декабря 2019 года по делу N А72-13406/2018 (судья Малкина О.К.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом", г.Ульяновск (ОГРН 1127327000151, ИНН 7327062343) к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082), к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, (ОГРН 1027301160886, ИНН 7325037133), к Фонду модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области, г. Ульяновск, о взыскании взносов на капитальный ремонт,
третье лицо - временный управляющий ООО "Наш дом" Ажгихина Мария Алексеевна,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Наш Дом" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее - Управление имущественных отношений), муниципальному образованию "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска (далее- Управление ЖКЖ) о взыскании в солидарном порядке взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул.Отрадная д.74, ул.Промышленная д.24, ул.Станкостроителей, д. 16, ул. Станкостроителей, д. 18, ул.Станкостроителей, д.20, в отношении нежилых помещений за период с 01.12.2014 по 31.12.2017 в сумме 824 587 руб. 67 коп.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области суда от 04.12.2018 по ходатайству истца участию в деле в качестве соответчика привлечен Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области. В связи с переименованием по ходатайству истца определением от 04.12.2018 суд заменил ответчика муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска на муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска (ОГРН 1027301162822, ИНН 7303006082).
Определением Арбитражного суда Ульяновской области суда от 12.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий ООО "Наш дом" Ажгихина Мария Алексеевна.
На основании ст. 49 АПК РФ судом удовлетворено ходатайство истца об уточнении исковых требований, в соответствии с которым общество просило взыскать 488 237 руб., в том числе: в пользу ООО "Наш Дом", владельца специального банковского счета многоквартирного дома находящимся по адресу: г.Ульяновск, ул.Отрадная д.74, с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в размере 87 791,68 руб., путем зачисления на специальный банковский счет N 40705810029280000123 в Филиал "Нижегородский" АО "АЛЬФА-БАНК" г.Нижний Новгород (ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328, БИК 042202824, корреспондентский счет N 30101810200000000824 в ВОЛГО-ВЯТСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ); взыскать в пользу ООО "Наш Дом", владельца специального банковского счета многоквартирного дома находящимся по адресу: г.Ульяновск, ул.Промышленная д.24, с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в размере 31 987,21 руб., путем зачисления на специальный банковский счет N 40705810429280000121 в Филиал "Нижегородский" АО "АЛЬФА-БАНК" г.Нижний Новгород (ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328, БИК 042202824, корреспондентский счет N 30101810200000000824 в ВОЛГО-ВЯТСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ); взыскать в пользу ООО "Наш Дом", владельца специального банковского счета многоквартирного дома находящимся по адресу: г.Ульяновск, ул.Станкостроителей д. 16, с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в размере 169 770,82 руб., путем зачисления на специальный банковский счет N 40705810729280000122 в Филиал "Нижегородский" АО "АЛЬФА-БАНК" г.Нижний Новгород (ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328, БИК 042202824, корреспондентский счет N 30101810200000000824 в ВОЛГО-ВЯТСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ); взыскать в пользу ООО "Наш Дом", владельца специального банковского счета многоквартирного дома находящимся по адресу: г.Ульяновск, ул.Станкостроителей д. 18, с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в размере 86 085,69 руб., путем зачисления на специальный банковский счет N 40705810329280000124 в Филиал "Нижегородский" АО "АЛЬФА-БАНК" г.Нижний Новгород (ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328, БИК 042202824, корреспондентский счет N 30101810200000000824 в ВОЛГО-ВЯТСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ); взыскать в пользу ООО "Наш Дом", владельца специального банковского счета многоквартирного дома находящимся по адресу: г.Ульяновск, ул.Станкостроителей д.20, с Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции Администрации города Ульяновска, Муниципального образования "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Ульяновска задолженность по взносам на капитальный ремонт общего имущества в размере 112 601,60 руб., путем зачисления на специальный банковский счет N 40705810129280000120 в Филиал "Нижегородский" АО "АЛЬФА-БАНК" г.Нижний Новгород (ИНН 7728168971, ОГРН 1027700067328, БИК 042202824, корреспондентский счет N 30101810200000000824 в ВОЛГО-ВЯТСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.12.2019 года по делу N А72-13406/2018 исковые требования удовлетворить частично.
С муниципального образования город Ульяновск в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска за счет казны муниципального образования город Ульяновск в пользу общества с ограниченной ответственностью "Наш Дом" взыскано 452 002 руб. 74 коп. - неосновательного обогащения, 11 818 руб. 00 коп. - в возмещение госпошлины.
Обществу с ограниченной ответственностью "Наш Дом" из федерального бюджета возвращено 6 727 руб. - госпошлины.
В остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда изменить, исковые требования оставить без удовлетворения, признать Управление ненадлежащим ответчиком по делу.
Доводы заявителя жалобы мотивированы неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела; неправильным применением норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2020 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 12.03.2020 на 14 час. 40 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представители сторон и третьего лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании статей 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие сторон и третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, муниципальному образованию "город Ульяновск" принадлежат на праве собственности квартиры, расположенные в многоквартирных домах по адресу: г. Ульяновск, ул. Отрадная д. 74, ул. Промышленная д.24, ул. Станкостроителей д.16, д.18, д.20.
Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами.
Общими собраниями собственников в многоквартирных домах принято решение о выборе специального счета на капитальный ремонт, открытом на имя общества.
Ссылаясь на то, что муниципальное образование "город Ульяновск" не исполнило обязательства по уплате взносов за капитальный за период с декабря 2014 года по декабрь 2017 года, общество обратилось в суд с настоящим иском о взыскании задолженности в сумме 488 237 руб. (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований в частит.7,л.д. 127-131), суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статей 210, 244 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), 36, 37, 158, 169, 170, 171 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), в соответствии с которыми собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, уплачивать взносы на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Взносы на капитальный ремонт объектов общего имущества являются расходными обязательствами муниципального образования "город Ульяновск" и в соответствии с частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям муниципального образования, как исполнения его расходных обязательств.
Согласно части 2 статьи 171 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В связи с принятием Федерального закона от 25.12.2012 года N 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" порядок организации проведения капитального ремонта был изменен.
Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 3 статьи 169 ЖК РФ обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен соответствующий многоквартирный дом.
Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 ЖК РФ); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 ЖК РФ, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Действующее законодательство предусматривает аккумулирование денежных средств собственников жилых помещений многоквартирных домах для проведения капитального ремонта на счетах регионального оператора, либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Оценив в совокупности представленные доказательства и обстоятельства дела, руководствуясь названными нормами права, суд первой инстанции признал заявленные требования обоснованными в части взыскания задолженности по взносам на катальный ремонт в сумме 452 002 руб. 74 коп., установив, что расчет истца не соответствует площади квартир, принадлежащих муниципальному образованию ( т.7, л.д. 127-131).
Квартиры в МКД являются муниципальной собственностью, в связи с чем, согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) муниципального образования выступает главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67, к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, то есть муниципального образования "город Ульяновск".
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 3 статьи 40 Устава муниципального образования "город Ульяновск", утвержденного Решением Ульяновской городской Думы от 30.06.2010 N 67, к полномочиям исполнительно-распорядительного органа муниципального образования "город Ульяновск" в вопросах местного значения относятся в области владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом: решение вопросов от имени муниципального образования "город Ульяновск" по владению, пользованию и распоряжению муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, порядком и условиями, установленными решениями Городской Думы; передача муниципального имущества в возмездное и безвозмездное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждение, совершение иных сделок, в том числе приватизация, создание межмуниципальных хозяйственных обществ в соответствии с федеральными законами в порядке, установленном Городской Думой.
В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Устава Муниципального образования "Город Ульяновск" главным распорядителем средств местного бюджета является администрация города Ульяновска, которая в рамках предоставленных полномочий распределила осуществление отраслевых функций территориальными органами и подразделениями администрации на основании Положений, утвержденных Ульяновской Городской Думой.
В соответствии с Положением об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы N 90 от 24.05.2006, Управление ЖКХ является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в области жилищно-коммунального хозяйства, защиты населения и территории муниципального образования "город Ульяновск" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
От имени муниципального образования по специальному поручению администрации города Ульяновска заключает договоры управления многоквартирными домами с управляющими организациями от имени собственника муниципальных жилых помещений.
Кроме того, к функциям Управления ЖКХ относятся вопросы подготовки решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, согласование Администрацией города Ульяновска акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ведомственной структуре расходов бюджета муниципального образования "город Ульяновск" на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной решением Ульяновской Городской Думы от 14.12.2018 N 189, получателем бюджетных средств на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за площади помещений, находящихся муниципальной собственности, на капитальный ремонт муниципального жилищного фонда, на капитальный ремонт жилищного фонда по решению судебных инстанций является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска.
Порядком предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов и работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска, утвержденным постановлением администрации города Ульяновска от 05.09.2018 N 1676 определен механизм предоставления в 2018 году из бюджета муниципального образования "город Ульяновск" субсидий на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с проведением работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования "город Ульяновск" и работ по ремонту общего имущества многоквартирных домов в рамках исполнения решений судов, возложенных на администрацию города Ульяновска. Главным распорядителем средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск", предусмотренных на предоставление субсидий, является Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска. Аналогичные положения о предоставлении субсидий на возмещение затрат, связанных с проведением работ по капитальному ремонту действовали в 2014-2016 годах (постановление администрации города Ульяновска от 20.10.2014 N 5658, постановление администрации города Ульяновска от 31.03.2016 N 1042, постановление администрации города Ульяновска от 21.04.2017 N 1041).
В этой связи, суд пришел к обоснованному выводу, надлежащим ответчиком по иску является муниципальное образование "город Ульяновск" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Ульяновска, так как именно на данный орган администрации города в соответствии с приведенным решением Ульяновской Городской Думы будет возложена обязанность по исполнению судебного акта по настоящему делу.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, поскольку ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 4 декабря 2019 года по делу N А72-13406/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-13406/2018
Истец: ООО "НАШ ДОМ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, МО "г. Ульяновск" в лице Управления имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации г. Ульяновска, МО "город Ульяновск" в лице Управления ЖКХ и благоустройства администрации города Ульяновска, МО ГОРОД УЛЬЯНОВСК В ЛИЦЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, ФОНД МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО в/у "Наш Дом" Ажгихина Мария Алексеевна, ООО временный управляющий "Наш Дом" Ажгихина Мария Алексеевна