город Ростов-на-Дону |
|
17 марта 2020 г. |
дело N А53-18659/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ефимовой О.Ю.
судей Емельянова Д.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.
при участии:
от Управления ЖКХ г.Таганрога: представитель Саламова В.Г. по доверенности от 03.02.2020,
от Жилищно-строительному кооперативу-16: представитель Москаленко Д.В. по доверенности от 23.07.2019, от администрации: представитель Саламова В.Г. по доверенности от 27.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Таганрога на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2019 по делу N А53-18659/2019, принятое по исковому заявлению Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Таганрога к Жилищно-строительному кооперативу-16 при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "БК-Строй"; администрации г.Таганрога ;
о взыскании 110701 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога (далее - УЖКХ г. Таганрога) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к жилищно-строительному кооперативу-16 (далее - ЖСК-16) о взыскании денежной суммы, оплаченной по завышенной стоимости выполненных работ в размере 110 701,00 рублей.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 25.06.2019 судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "БК-Строй" (ИНН 6165148313, ОГРН 1086165003583) и муниципальное образование г. Таганрог в лице Администрации города Таганрога (ИНН 6154061491, ОГРН 1026102581350).
Решением от 25.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, УЖКХ г. Таганрога обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что в рамках проведенных мероприятий было выявлено, что взамен ограждения газонов, цветников и урн производства ООО "Наш двор" установлены ограждение и урны неустановленного производителя.
Третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителекй в судебное заседание не обеспечили.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства г.Таганрога и администрации г. Таганрога доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Жилищно-строительного кооператива-16 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 01.11.2018 между Управлением жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога (управление) и жилищно-строительным кооперативом - 16 (получатель) заключено соглашение N 5 на предоставление субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Таганрог".
Согласно пункту 1.1 соглашения в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 N 169 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды", постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 N 834 "О порядке расходования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам", постановлением Администрации города Таганрога от 20.11.2017 N 2050 "О реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на территории муниципального образования "Город Таганрог" в 2018-2022 годах", постановлением Администрации города Таганрога от 29.08.2017 N 1419 "Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным и иным специализированным потребительским кооперативам на благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов на территории муниципального образования "Город Таганрог" получатель принимает на себя обязанности по организации работ благоустройству территории многоквартирного жилого дома по адресу: Ростовская область, г, Таганрог, ул. Транспортная, д.121 в рамках реализации приоритетного проекта Министерства Строительства РФ "Формирование комфортной городской среды", а управление - оплатить выполненные работы за счет субсидий федерального, областного бюджета и обязательной доли городского бюджета на условиях долевого софинансирования благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме за календарный год.
Пунктом 1.2 соглашения установлено, что субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными управлению как получателю бюджетных средств по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации на цели, указанные в разделе 1 настоящего договора, в размере: 3 883 865 (три миллиона восемьсот восемьдесят три тысячи восемьсот шестьдесят пять) рублей 00 копеек по коду бюджетной классификации 910 0503 21200L5552811.
Итоговая общая сумма средств на проведение благоустройства дворовой территории, в том числе источники финансирования: средства федерального бюджета; средства областного бюджета; средства местного бюджета; внебюджетные средства -116 515,95 (сто шестнадцать тысяч пятьсот пятнадцать) рублей.
В пункте 3.1 соглашения согласовано, что для получения субсидии получатель представляет управлению следующие документы:
- протокол выбора подрядной организации на выполнение работ по благоустройству дворовой территорий многоквартирного дома (заверенная получателем субсидии копия);
- договор подряда на выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома с приложением графика выполнения работ и других приложений (заверенная получателем субсидии копия);
- дизайн-проект (заверенная получателем субсидии копия);
- сметная документация на выполнение работ по благоустройству дворовой территории, утвержденная решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме и прошедшая экспертизу и (или) оценку достоверности в случаях, предусмотренных законодательством (заверенная получателем субсидии копия);
- соглашение о делегировании полномочий получателя субсидии к заказчика работ одной организации из числа управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов, дворовая территория которых подлежит благоустройству и прилегает к двум и более многоквартирным домам, которые находятся в управлении нескольких управляющих организаций и (или) товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных потребительских кооперативов (при наличии данной дворовой территории предоставляется заверенная получателем субсидии копия).
В целях получения субсидии между жилищно-строительным кооперативом - 16 (заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "БК-Строй" (подрядчик) заключен договор N 016/121 на оказание услуг и (или) выполнение работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Таганрог, ул. Транспортная, д. 121.
Согласно пункту 1.1 договора подряда заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Транспортная, д. 121 в рамках реализации приоритетного проекта Министерства Строительства РФ "Формирование комфортной городской среды", в соответствии с проектно-сметной документацией.
Пунктом 1.2. договора подряда установлена общая стоимость работ по договору в размере 3 883 865,00 рублей.
Исходя из пункта 1.5. договора подряда заказчик берет на себя обязательство уплатить подрядчику за выполнение работ сумму, равную их стоимости, определенную в соответствии с договором, в пределах суммы, указанной в пункте 1.2. договора, в сроки и в порядке, определенные настоящим договором.
Оплата выполненных работ согласно пункту 2.1. договора осуществляется по факту выполнения работ согласно графику производства работ на основании справки о стоимости выполненных работ и затрат в соответствии с актами выполненных работ.
В рамках проводимой Контрольно-счетной палатой Ростовской области проверки законности, эффективности, результативности и экономности использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета, бюджету муниципального образования "Город Таганрог" на финансирование расходов по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Комиссией проведены выборочные контрольные обмеры выполненных работ по объекту "Благоустройство внутридворовой территории МКД по адресу:
г. Таганрог ул. Транспортная, д. 121", выполненные подрядной организацией ООО "БК-Строй".
В ходе выборочной проверки локальных смет было установлено, что в ранее утвержденную проектно-сметную документацию по объекту "Благоустройство внутридворовой территории МКД по адресу: г. Таганрог, ул. Транспортная, д. 121, ООО "БК-Строй" были внесены изменения, связанные с изменением марок и видов малых архитектурных форм на общую сумму 110 701 рублей.
Данные работы были приняты и оплачены заказчиком в полном объеме.
По результатам проведенных выборочных контрольных обмеров установлено завышение стоимости выполненных работ, связанное с несоответствием примененных материалов, установленного оборудования, принятым и оплаченным заказчиком в соответствии с первичными учетными документами на общую сумму 110 701 рублей.
Визуальным осмотром установлено, что взамен ограждения газонов, цветников производства ООО "Наш Двор" применены ограждения индивидуального изготовления, взамен урн производства ООО "Наш Двор" смонтированы урны неустановленного производителя.
В адрес ЖСК-16 была направлена претензия о возврате денежных средств в размере 110 701 рублей, оплаченных по завышенной стоимости выполненных работ.
В ответ на претензию ЖСК-16 отказался вернуть денежные средства, ссылаясь, на то, что работы по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Таганрог, ул. Транспортная, д. 121 выполнены в объемах, указанных в сметной документации и выделенных денежных средств.
При таких обстоятельствах, УЖКХ обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет, в том числе, бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 указанной статьи.
Из буквального толкования положений бюджетного законодательства следует, что законодатель различает понятия "условия предоставления субсидии" и "условия использования субсидии" как по их правовой природе, так и по правовым последствиям нарушений условий предоставления и использования субсидий. По смыслу бюджетного законодательства, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (статьи 69, 78 БК РФ).
Исходя из положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств при условии ее целевого и своевременного использования, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
Исходя из требований действующего законодательства субсидия безусловно должна быть возвращена по двум основаниям:
- в силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при получении субсидии лицом, не имеющим по субъективным либо объективным критериям права на ее получение;
- возврат субсидии также возможен при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что пунктом 5.2 соглашения предусмотрено, что в случае выявления факта нецелевого использования субсидии, получатель в течение месяца производит возврат субсидии в бюджет города в объемах, признанных нецелевыми с уплатой пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день со дня поступления субсидии на счет получателя до дня ее возврата.
При установлении нецелевого расходования средств субсидии, указанные средства подлежат возврату в местный бюджет в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.1. соглашения субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Управлению как получателю бюджетных средств по классификации расходов бюджетов РФ на цели, указанные в разделе 1 настоящего договора, в размере 3 883 865 рублей, в том числе: субсидия федерального бюджета, субсидия областного бюджета, субсидия бюджета города, а также внебюджетные средства.
В соответствии с пунктом 4.1. соглашения Управление осуществляет: проверку представленных документов; технический надзор за проведением благоустройства дворовой территории многоквартирного дома на безвозмездной основе; перечисление субсидии на отдельный банковский счет получателя.
Согласно пункту 4.3. соглашения оплата выполненных работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома производится на основании выполненных работ и затрат форма N КС-3 и актов о приемке выполненных работ формы КС-2 (в т.ч. представленных поэтапно), согласованных с Управлением и подписанных представителем собственника помещений в многоквартирном доме.
Для целей выполнения работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Таганрог, ул. Транспортная, д. 121 ЖСК-16 (заказчик) заключило с ООО "БК-Строй" (подрядчик) договор N 016/121 на оказание услуг и (или) работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома по адресу: г. Таганрог, ул. Транспортная, д. 121, по условиям которого заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по оказанию услуг и (или) выполнению работ по благоустройству дворовой территории многоквартирного дома (далее - работы), расположенного по адресу: г. Таганрог, ул. Транспортная, д. 121 (далее - объект), в соответствии с проектно-сметной и (или) сметной документацией (приложение N 1 к договору) (пункт 1.1. договора).
Согласно пункту 1.2. договора общая стоимость работ по договору составляет 3 883 865 рублей, без учета НДС.
В соответствии с пунктом 1.4. договора в счет стоимости работ, в пределах суммы, указанной в пункте 1.2. договора, подрядчик берет на себя обязательство перед заказчиком на свой риск из своих материалов, своими силами и средствами выполнить работы в соответствии с договором и передать результаты выполненных работ Заказчику.
В соответствии с п.1 ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
Заключенный между ЖСК-16 и ООО "БК-Строй" договор представляет собой договор строительного подряда, правовое регулирование правоотношений по которому осуществляется положениями параграфа 3 главы 37 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 1 статьи 745 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.
Подрядчик производит работы в соответствии со сметной документацией (приложение N 1) и с использованием своих материалов.
Как правильно указано судом первой инстанции, ни договором, ни сметной документацией к нему не предусмотрена обязанность подрядчика использовать ограждения газонов, цветников и урн производства ООО "Наш Двор".
По смыслу пунктов 7.1. и 7.4. договора заказчик при приемке работ, выполненных подрядчиком, проверяет качество и объем работ, а также их соответствие сметной документации.
По смыслу пунктов 4.1 и 4.3. Соглашения управление осуществляет не только проверку и согласование представленных документов, но и осуществляет технический надзор за проведением благоустройства дворовой территории многоквартирного дома на безвозмездной основе.
Из материалов дела следует, что подрядчиком работы были выполнены качественно, в срок и в полном объемом на общую сумму 3 565 205,56 рублей, о чем свидетельствуют подписанные сторонами акты выполненных работ по форме КС-2 N 1 от 11.10.2018 и N 2 от 11.10.2018 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 N 1 от 11.10.2018.
Приемка работ и подписание указанных выше документов осуществлялись с участием МКУ "ОДСО ЖКХ г. Таганрога", осуществлявшего технический надзор за ходом проведения работ.
Согласно выводам заключения N 2-8-1-0433-17 ГОУ РО "Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий" расценки, принятые в сметной документации, по объекту: "Благоустройство территории многоквартирного жилого дома по адресу: Ростовская область, г. Таганрог, ул. Транспортная, 121, в рамках реализации приоритетного проекта Министерства Строительства РФ "Формирование комфортной городской среды" соответствует сметным нормативам, внесенным в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов, указанных в пункте 2.2 заключения.
По смыслу пункта 3.1. соглашения утверждение сметной документации на выполнение работ по благоустройству дворовой территории относится к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД.
19.10.2018 собственниками МКД (членами ЖСК) был рассмотрен вопрос об исключении материалов по локально-сметному расчету (далее - JICM) N 4 и КС-2 N 3 и включению материалов согласно ЛСМ N 5 и КС-2 N 4.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания членов ЖСК от 19.10.2018 по указанному вопросу решение было принято единогласно.
Таким образом, фактически общим собранием собственников МКД (членами ЖСК) были устранены противоречия в части производителя спорных малых архитектурных форм.
Доказательств обратного управлением не представлено.
07.05.2019 все необходимые корректирующие документы были переданы в Управление и МКУ "ОДСО ЖКХ г. Таганрога".
Из изложенного следует, что работы по благоустройству были выполнены, а спорные архитектурные формы на объекте установлены и их производители утверждены общим собранием собственников МКД (в компетенцию которых согласно соглашению и входит утверждение сметной документации).
Таким образом, основания для удовлетворения искового заявления Управления жилищно-коммунального хозяйства города Таганрога о взыскании с ЖСК-16 денежной суммы, оплаченной по завышенной стоимости выполненных работ в размере 110 701 рублей не установлены.
В частности, управление не доказало как нецелевое использование бюджетных средств, так и получение субсидии лицом, не имеющим права на ее получение.
Судом апелляционной инстанции с учетом приведенных обстоятельств не принимаются во внимание доводы управления о том, что в рамках проведенных мероприятий было выявлено, что взамен ограждения газонов, цветников и урн производства ООО "Наш двор" установлены ограждение и урны неустановленного производителя; в рамках проведения работ и в рамках контрольных мероприятий, ЖСК-16 так и не были предоставлены доказательства производителя данных изделий.
Как указано, общее собрание собственников МКД утвердило корректировки в сметную документацию 19.10.2018 и предоставило соответствующие документы управлению 07.05.2019, то есть в ходе досудебного урегулирования спора (иск зарегистрирован судом 31.05.2019).
При таких обстоятельствах, заявленные УЖКХ требования не обоснованы и не подтверждены надлежащими доказательствами.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 18.10.2019.
Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.12.2019 по делу N А53-18659/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-18659/2019
Истец: УЖКХ г. Таганрога, Управление жилищно-коммунального хозяйства г.Таганрога
Ответчик: ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ-16
Третье лицо: ООО "БК-Строй"