город Ростов-на-Дону |
|
19 марта 2020 г. |
дело N А53-40839/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Новик В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гребенкиной И.П., в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
члена правления МСОО "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" Маслвова В.М.
на определение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2020 по делу N А53-40839/2019
о передаче дела на рассмотрение суда общей юрисдикции
по заявлению войскового атамана Международного Союза Общественных Объединений "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ"
Козицына Николая Ивановича
(ОГРН 1026100019208, ИНН 6150023128)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области
о признании незаконным об исключении юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
войсковой атаман МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" Козицын Николай Иванович обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области со следующими требованиями:
- о признании незаконным внесение Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области записи об исключении МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ",
- об обязании Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области исключить сведения о прекращении деятельности МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" в связи с прекращением из Единого государственного реестра юридических лиц.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2020 дело N А53-40839/2019 передано по подсудности в Ростовский областной суд.
Не согласившись с принятым судебным актом, член правления МСОО "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" Маслвов В.М. обжаловал его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просил определение суда первой инстанции отменить. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что целью некоммерческой организации ( в том числе общественной), является реализация прав граждан, а не извлечение прибыли.
Стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражные суды являются специализированными судами, рассматривающими экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Из указанной нормы следует, что арбитражные суды рассматривают экономические и иные споры при условии, что федеральный закон, устанавливающий компетенцию суда, соответствует нормам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2002 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" арбитражным судам подведомственны дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации коммерческих организаций, а также иных организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном постановлении также разъяснено, что дела по спорам о создании, реорганизации и ликвидации, а также по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации других организаций (некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и организаций, политических партий, общественных фондов, религиозных объединений и др.), не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, не подлежат рассмотрению арбитражными судами.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Согласно статье 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства, возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, указанных в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации и иных федеральных законах, другими организациями и гражданами.
Из смысла данных процессуальных норм следует, что определяющими критериями отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав и предмет спора (экономический характер требования). Критериями отнесения споров к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав и характер правоотношений, которые должны быть связаны с предпринимательской и иной экономической деятельностью.
К числу таких дел относятся, в частности, согласно положениям статьи 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации споры, связанные с созданием, реорганизацией и ликвидацией юридических лиц, а также споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что заявитель оспаривает действия Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области об исключении МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" (ОГРН: 1026100019208, ИНН: 6150023128) из ЕГРЮЛ.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (абзац 1 статьи 5 Федерального закона от 19.05.1995 N 82- ФЗ "Об общественных объединениях").
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться общественные объединения, в том числе, в форме общественной организации.
Также из материалов дела следует, что МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" (ОГРН: 1026100019208, ИНН: 6150023128) являлся общественным объединением, созданным форме общественной организации.
Основой вид деятельности за МЕЖДУНАРОДНЫМ СОЮЗОМ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" (ОГРН: 1026100019208, ИНН: 6150023128) был зарегистрирован как "деятельность профессиональных организаций". В соответствии с пунктом 2.1 Уставом Всевеликого Войска Донского от 3 декабря 1994 года, с дополнениями и изменениями 27 апреля 1999 года, опубликованным в сети Интернет на странице сайта МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" http://www.vvd2003.narod.ru/ustavv.htm, главной целью создания и деятельности Войска является возрождение и сплочение казачества, возрождение лучших традиций, форм самоуправления и землепользования, содействие реализации законных правы граждан в своем объединении на основе общности интересов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2.2 Устава основными задачами и направлениями деятельности Войска являются:
· оказание помощи гражданам России, иностранным гражданам, являющихся казаками (потомками казаков), в реализации их прав в соответствии с государственными программами (решениями) о возрождении и реабилитации казачества;
· содействие в местах компактного проживания Донских казаков установлению единой структуры органов местного самоуправления и порядка землепользования, культуры и обычаев казаков;
· оказание помощи Донским казачьим организациям и отдельным казакам в развитии промышленности, сельского хозяйства, в бытовых и иных предприятий, успешном ведении деятельности в условиях действия рыночных отношений;
· объединение всех заинтересованных в возрождении Донского казачества общественных организаций казаков;
· содействие государственным органам в реализации законодательства Российской Федерации о реабилитации репрессированных народов и государственной поддержке казачества;
· установление и развитие международного сотрудничества с зарубежными казачьими организациями;
· духовная, общественная и материальная поддержка казачьих организаций, семей и отдельных казаков, оказавшихся в трудных условиях, особенно казакам - ветеранам Вооруженных Сил, инвалидам войны и труда;
· всесторонняя поддержка Русской Православной Церкви и утверждение норм христианской морали как основы возрождения и единения казачества при взаимном уважении других религий;
· ведение научно-исследовательской работы по изучению истории казачества, пропаганда места и роли казачества в историческом прошлом и современном России и других государств.
Согласно статье 8 Федерального закона N 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
В соответствии со статьей 117 Гражданского кодекса Российской Федерации общественные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Статьей 37 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" также определено, что общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Из содержания пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, основополагающим признаком предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли.
С учетом данного признака, исходя из того, является ли деятельность по извлечению прибыли основной или нет, в статье 50 Гражданского кодекса Российской Федерации проведено разграничение юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации.
Предусмотренное пунктом 3 указанной статьи право некоммерческих организаций осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям, не изменяет вида юридического лица как некоммерческой организации.
К компетенции арбитражных судов в соответствии с положениями статей 27, 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся дела с участием тех организаций, деятельность которых связана с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
К числу таких споров не могут быть отнесены споры о создании, реорганизации и ликвидации (в том числе, споры об исключении из ЕГРЮЛ) некоммерческих организаций, создаваемых в иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательства.
Поскольку МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" является некоммерческой организацией, основная цель которого не связана с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности и не направлена на получение прибыли от своей деятельности, данный спор о восстановлении права МЕЖДУНАРОДНОГО СОЮЗА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ" путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный спор не отнесен к компетенции арбитражного суда.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно передал дело в Ростовский областной суд для направления его в суд общей юрисдикции, к подсудности которого оно отнесено законом.
Согласно разъяснениям пункта 6.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" обжалование в суд кассационной инстанции постановлений суда апелляционной инстанции, принятых по результатам рассмотрения жалоб на определения суда первой инстанции о передаче дела по подсудности или об отказе в передаче дела по подсудности (часть 3 статьи 39 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), законом не предусмотрено. При этом следует иметь в виду, что в отношении указанных определений могут быть заявлены возражения при обжаловании судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, в суде апелляционной инстанции, суде кассационной инстанции или при пересмотре дела в порядке надзора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2020 по делу N А53-40839/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и обжалованию не подлежит.
Судья В.Л. Новик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-40839/2019
Истец: МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЮЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ "ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОНСКОЕ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО РО, Управление Федеральной налоговой службы по Ростовской области