г. Санкт-Петербург |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А56-51088/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Слоневской А.Ю., СмирновойЯ.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шалагиновой Д.С.,
при участии:
от истца: представителя Полтановой С.Н., доверенность от 09.01.2020
от ответчика: представителя Михайловой А.Н., доверенность от 27.05.2019
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3324/2020) ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2020 по делу N А56-51088/2019 (судья Нетосов С.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова"
к обществу с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Силуэт"
о взыскании
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Силуэт" (далее - ответчик, Фирма) неосновательного обогащения в размере 202 237 руб. 56 коп. и 7 016 руб. 77 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением от 09.01.2020 в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец обжаловал решение в апелляционном порядке, считая его незаконным, необоснованным и подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Истец считает несостоятельными выводы суда о том, что истцом не представлено документов, обосновывающих размер взыскиваемой суммы, а также не доказано возникновение неосновательного обогащения у ответчика.
В заседании суда апелляционной инстанции истец поддержал доводы жалобы, настаивая на ее удовлетворении. Ответчик против удовлетворения жалобы возражал по основаниям. Изложенным в отзыве на жалобу, считая решение законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Ломоносов, ул. Александровская, д. 28, в котором ответчику на праве частной собственности принадлежит нежилое помещение, общей площадью 394,6 кв.м.
Истец направил в адрес ответчика проект договора на оказание услуг по накоплению с последующей передачей для размещения и обезвреживания ТКО и санитарное содержание контейнерной площадки, с расчетом размера платы, но ответчик от подписания договора отказался.
Полагая, что основания для освобождения ответчика от внесения соответствующей платы отсутствуют, истец направлял ответчику счета на оплату оказанных услуг по накоплению с последующей передачей для размещения и обезвреживания ТКО и санитарное содержание контейнерной площадки, рассчитав размер оплаты в соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт - Петербурга от 14.04.2017 N 30-р, согласно которому норматив накопления ТКО для магазинов промышленных товаров установлен в размере 0,131 куб.м на 1 кв.м. общей площади.
Истец в период с 01.07.2017 по 01.02.2018 года предоставлял в отношении жилых и нежилых помещений, расположенных по адресу: г. Санкт - Петербург, г. Ломоносов, ул. Александровская, д.28, лит А, услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, в том числе услуги по сбору и вывозу бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме, что подтверждается наличием договора N 17-ВП 0003642 на оказание услуг по вывозу отходов от 01.07.2017 года, заключенного истцом с ООО "Производственно - коммерческая фирма "Петро- Васт".
В соответствии с п.2.1 договора, установка контейнеров осуществляется в г. Ломоносове Петродворцового района Санкт-Петербурга на указанных заказчиком, предварительно согласованными с надзорными органами в сфере благоустройства органами государственной власти, специально для этого предусмотренные места установки контейнеров (контейнерные площадки). Пользователи жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Ломоносов, ул. Александровская, д.28, лит.А, осуществляют сбор твердых бытовых отходов на контейнерную площадку, расположенную рядом с многоквартирным домом 30 по ул. Александровская, на которую установлен контейнер для сбора мусора объемом 6 куб. м., который согласно условиям договора вывозится 2 раза в день. Так же к указанной контейнерной площадке привязаны пользователи жилых и нежилых помещений многоквартирных домов N N 30,32 А,32 Б, 32 В по ул. Александровская, дом N N 18, 19 по ул. Костылева.
Полагая, что не заключая договор и не оплачивая в период с 01.07.2017 года по 01.02.2018 года услуги истца по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, ответчик неправомерно за счет истца сберег средства, представляющие собой плату за содержание общего имущества многоквартирного дома в размере 202 237,56 руб., истец обратился в суд с рассматриваемым иском после того, как претензия истца об оплате долга была оставлена ответчиком без удовлетворения.
Выводы суда первой инстанции, отказавшего в удовлетворении иска на том основании, что истец не представил документов, обосновывающих размер взыскиваемой суммы, а также не доказал возникновение неосновательно обогащения у ответчика, суд апелляционной инстанции считает ошибочными.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд не учел следующего.
Ответчику, на праве частной собственности принадлежит нежилое помещения N 4-Н, общей площадью 394,6 кв.м., расположенное в многоквартирном доме по адресу: Санкт - Петербург, г. Ломоносов, ул. Александровская, д.28, лит.А, в котором осуществляется предпринимательская деятельность (расположен магазин промышленных товаров).
В соответствии с п. 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением действий, указанных в подпунктах "д(1)" и "л" пункта 11 настоящих Правил, или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Истец был выбран собственниками многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, в качестве управляющей организации, в соответствии с решением общего собрания собственников жилых и нежилых помещений (Протокол общего собрания N 1 от 05.02.2007 года).
Решение собственников помещений в доме о выборе способа управления обязательно для всех владельцев помещений в многоквартирном доме, в том числе и для ответчика (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно подпункту "д" пункта 11 названных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в частности, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов.
В пункте 26 постановления Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" указано на то, что вывоз ТБО включен в состав работ (услуг) по содержанию общего имущества и является составной частью деятельности управляющей компании по содержанию общего имущества
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для истца обязательными в силу закона.
Собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, обязан нести расходы на содержание общего имущества, соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Данная обязанность возникает в силу закона и не обусловлена наличием договорных отношений с управляющей компанией.
Таким образом, ответчик, не оплачивая услуги истца, неосновательно сберег свое имущество.
Вывод суда о том, что истец не представил документов, обосновывающих размер взыскиваемой суммы, является ошибочным.
Во - первых, в материалы дела представлен договор управления многоквартирным домом, проект которого утвержден общим собранием собственников (протокол N 1 от 05.02.2007 года), и, в соответствии с условиями которого, размер платы определяется в порядке, установленным действующим законодательством Санкт -Петербурга.
Во - вторых, в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме 28 по ул. Александровская (протокол от 19.02.2010 года) собственниками дома утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, управление многоквартирным домом, содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с размером платы, утвержденным Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для нанимателей жилых помещений.
В - третьих, в соответствии с решением общего собрания собственников жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (протокол общего собрания от 06.12.2011 года), письмом Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 20.10.2005 N 2-3456/05, N 3028/10 от 06.09.2010 года; письмом Управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт - Петербурга от 27.01.2010 N 27/21/11-ор-1, начисления за сбор, вывоз мусора производятся исходя из нормативов накопления ТБО в зависимости от вида деятельности, осуществляемого в нежилом помещении.
Норматив накопления твердых бытовых отходов, в соответствии со ст. 24.10 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления", утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
При отсутствии расчета нормативов образования отходов ТБО, рассчитанного с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц, в 2017 году применялись временные нормативы накопления ТБО, утвержденные директором ФГУП "Федеральный центр благоустройства и обращения с отходами Госстроя России" по Северо - Западному федеральному округу СП. Якуцени.
Согласно данным нормативам, для магазинов промышленных товаров, применялся расчетный коэффициент в соответствии с видом деятельности предпринимателей и юридических лиц (собственников, арендаторов) нежилых помещений 0,0036 куб.м на 1 кв.м. общей площади.
Начиная с 2018 года Комитет по тарифам Санкт - Петербурга установил нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Санкт - Петербурга, в том числе для объектов общественного назначения, торговых и культурно - бытовых учреждений, встроенных в многоквартирные дома (распоряжение Комитета по тарифам Санкт - Петербурга от 14.04.2017 года N 30-р).
В соответствии с распоряжением Комитета по тарифам Санкт - Петербурга норматив накопления ТКО для магазинов промышленных товаров установлен в размере 0,131 куб.м на 1 кв.м. общей площади.
В материалах дела имеется обоснование расчета цены исковых требований. Согласно данному расчету, ответчик обязан был ежемесячно оплачивать услуги истца за сбор и вывоз твердых бытовых отходов, в размере, рассчитанным в соответствии с вышеуказанными документами.
Таким образом, размер взыскиваемой суммы обоснован договором управления многоквартирным домом N б/н от 01.02.2008 года; протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 19.02.2010 года; протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 06.12.2011 года; договором истца с ООО "Производственно -коммерческая фирма "Петро-Васт"; счетами на оплату; актами выполненных работ; счетами -фактурами.
Отказывая в удовлетворении иска, суд также исходил из того, что в представленном в материалы дела договоре N 17-ВП 0003642 от 01.07.2017 на оказание услуг по вывозу отходов, заключенного с ООО "Производственно-коммерческая фирма "Петро-Васт", указано, что исполнитель не при каких обстоятельствах не принимает для вывоза отходы коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей и всех иных, которые образовались не в результате жизнедеятельности человека.
Данное условие договора не доказывает того, что истец не оказывает услуги по сбору и вывозу ТБО от собственника нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (далее Закон N 89-ФЗ).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) содержит следующие понятия: Отходы, под которыми понимаются остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. При этом под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления (п.3.1.).
Отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства (п. 3.11).
Отходы потребления - остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделии), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации (п. 3.12). К отходам потребления в основном относят твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей (п.2). Под определение понятия "отходы потребления" также подходит (или является его частным случаем) понятие "бытовые отходы" - отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.
Согласно классификационного каталога отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению (код 7 30 ООО 00 00 0) включают в себя, кроме всего прочего:
- отходы коммунальные твердые (7 31 000 00 00 0)
- отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам (7 31 200 00 00 0)
- мусор и смет уличный (7 31 200 00 724);
- растительные отходы при уходе за газонами, цветниками (7 31 200 01 20 5);
- растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (7 31 200 02 20
- отходы потребления на производстве, подобные коммунальным:
а) мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам (7 33 100 00 00 0);
б) мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (7 33 100 01 72 4);
в) мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный (7 33 100 02 72 5)
- мусор и смет производственных и складских помещений, не относящийся к твердым коммунальным отходам (7 33 200 00 00 0);
- смет с прочих территорий предприятий, организаций (7 33 390 00 00 0);
- прочие отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (7 33 900 00 00
- отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (7 35 000 00 00 0);
- отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами (7 35 100 02 72 5) и т.д.
Аналогичный подход к классификации отходов содержится в Санитарных правилах СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", утвержденных постановлением Министерства здравоохранения РФ (Главного государственного врача РФ) от 30 мая N 16, и Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88).
Так, согласно СП 2.1.7.1038-01: на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3-4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами.
Таким образом, СП 2.1.7.1038-01, СанПиН 42-128-4690-88, ГОСТ 30772-2001 и Классификационный каталог отходов относят (приравнивают) неопасные и малоопасные отходы, образовавшиеся в результате деятельности непромышленных (недобывающих, необрабатывающих) организаций, к бытовым отходам (или к отходам потребления).
На основании вышеизложенного сбор и вывоз отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности организаций, использующих нежилые помещения в многоквартирных домах, специальные требования к сбору, вывозу и захоронению которых отсутствуют и которые признаются бытовыми, в том числе, образовавшиеся в результате деятельности по уборке и ремонту служебных и иных помещений, в результате жизнедеятельности сотрудников (потребления на личные нужды), в результате производственной деятельности (например, бумажные отходы, типографские изделия, деловые бумаги), осуществляется в общем порядке, установленном договором управления для всех собственников помещений в данном доме, и оплачивается в счет содержания общего имущества.
В соответствии с условиями договора, заключенного истцом с ООО "Производственно-коммерческая фирма "Петро-Васт", исполнитель (ООО "Производственно-коммерческая фирма "Петро-Васт") по заданию заказчика (истца) обязуется оказывать комплекс услуг, связанных с удалением (вывозов) отходов, образованных населением, проживающим в многоквартирных домах и помещениях государственного жилищного фонда, расположенных в г. Ломоносове, Петродворцового района Санкт - Петербурга, находящихся в управление и (или) на техническом обслуживании заказчика отходов потребления.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что именно истец оказывает услуги по сбору и вывозу ТБО всем собственникам многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу.
Истец не оказывает услуги по сбору и вывозу отходов производства, соответственно ООО "Производственно-коммерческая фирма "Петро-Васт" не осуществляет вывоз отходов, которые образовались не в результате жизнедеятельности человека (т.е. отходов производства).
С учетом изложенного обжалуемое решение подлежит отмене, заявленные требования - удовлетворению.
Госпошлина по иску и апелляционной жалобе подлежит отнесению на ответчика в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.01.2020 по делу N А56-51088/2019 отменить.
Взыскать с общество с ограниченной ответственностью "Торговая фирма "Силуэт" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис г. Ломоносова" 202 237 руб. 56 коп. неосновательного обогащения, 7 016 руб. 77 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 10 185 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.М. Попова |
Судьи |
А.Ю. Слоневская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51088/2019
Истец: ООО "Жилкомсервис г. Ломоносова"
Ответчик: ООО "ТОРГОВАЯ ФИРМА "СИЛУЭТ"