г. Киров |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А82-4410/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Черных Л.И.,
судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Пестовой К.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2019 по делу N А82-4410/2019
по заявлению Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области
(ИНН: 4401001182, ОГРН: 1024400517580)
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям
(ИНН: 7603028094, ОГРН: 1047600206334)
о признании недействительным решения и об обязании возвратить излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду,
установил:
Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области (далее - Отделение) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям от 19.12.2018 N 5/КО в редакции решения от 05.06.2019 N 2/КО, а также об обязании возвратить излишне уплаченную плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС) в размере 4 006 рублей 71 копейки за 2017 год, 1 001 рубля 68 копеек за 1 квартал 2018 года.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, по состоянию на 24.09.2019 ответчик имеет наименование - Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. В связи с этим суд апелляционной инстанции в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производит замену Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям на Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление).
Отделение не согласилось с решением суда, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, отказ Управления в возврате переплаты является неправомерным, в том числе по причине неправомерного непринятия корректирующей декларации. Выводы об уплате сумм за выбросы в атмосферный воздух не относятся к предмету спора, так как спорные суммы были уплачены за размещение отходов.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами заявителя жалобы.
Стороны надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Отделение заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделение представило в Управление декларацию по плате за НВОС за 2017 год с суммой к уплате 4 006 рублей 71 копейка (лист дела 121 том 1) и уплатило 3 360 рублей 84 копейки (платежными поручениями от 27.04.2017 N 33910, от 12.05.2017 N 81983, от 19.07.2017 N 348148, от 19.10.2017 N 701031, от 07.05.2018 N 661649 - листы дела 56-60 том 1).
Кроме того, Отделение уплатило 1 001 рубль 68 копеек в качестве авансового платежа по плате за НВОС за 1 квартал 2018 года (платежным поручением от 10.05.2018 N 679656).
Отделение сочло, что не обязано было уплачивать плату за НВОС за 2017 и за 2018 год, в связи с чем обратилось в Управление с заявлениями от 09.11.2018 и от 14.11.2018 о возврате излишне уплаченных сумм платы за НВОС за 2017 год в сумме 4 006 рублей 71 копейки и за 1 квартал 2018 года в сумме 1 001 рубля 68 копеек (листы дела 40, 41, 42 том 1).
Отделение с сопроводительным письмом от 13.11.2018 N 6017/04 представило в Управление уточненную декларацию по плате за НВОС за 2017 год от 09.11.2018 с суммой платы 0 рублей (лист дела 47 том 1).
На данное письмо Управление письмом от 19.12.2018 N 06-141/7597 сообщило, что рассмотрев уточненную декларацию, Управление выявило ошибки, поскольку отсутствует документ, подтверждающий размещение на полигоне отходов, за которые нужно исчислять плату, мусор (ФККО 73310001724) является твердыми коммунальными отходами, в декларации нужно показывать движение твердых коммунальных отходов путем заполнения в разделе 3 графы 11; на этом основании Управление не принимает уточненную декларацию (лист дела 43 том 1).
Управление решением от 19.12.2018 N 5/КО в редакции решения от 05.06.2019 N 2/КО отказало в возврате указанных сумм (листы дела 61, 55 том 2).
Кроме того, Управление письмом от 06.06.2019 N 06-71/2849 указало, что внесение авансовых платежей предусмотрено статьей 16.4 Закона N 7-ФЗ (лист дела 5 том 2).
Не согласившись с решением Управления, Отделение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался статьями 1, 3, пунктами 1 и 2 статьи 16, пунктом 1 статьи 16.1, статьей 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду", приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что суд не может подменять собой административный орган и обязать произвести возврат уплаченных платежей до проведения процедуры рассмотрения заявления Отделения в полном соответствии с нормативным регулированием.
Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению.
Согласно пункту 1 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ).
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 5 статьи 16.2 Закона N 3-ФЗ).
Из положений приведенных норм следует, что юридическое лицо, осуществляющее хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (кроме деятельности на объектах IV категории), за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, а также при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов (далее - ТКО)) является плательщиком платы за НВОС.
Кроме того, из положений указанных норм, а также приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2017 N 3 "Об утверждении порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы" следует, что плата за выбросы (сбросы) объектом загрязняющих веществ и за размещение отходов определяется в декларации за отчетный период, которая представляется лицами, обязанными вносить плату.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) размещение отходов - хранение и захоронение отходов. Данное понятие соответствует понятию размещения отходов, названному в пункте 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ.
В статье 1 Закона N 89-ФЗ также определено, что хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 503-ФЗ), плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается.
Материалами дела подтверждается, что объект, на котором Отделение осуществляет деятельность, относится к IV категории. Вместе с тем, данное обстоятельство не освобождает Отделение от платы при размещении отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам.
Отделение самостоятельно в декларации о плате за НВОС за 2017 год отразило образование и размещение собственных отходов.
Как следует из первичной декларации (раздел 3), у Отделения образовались следующие отходы: лампы ртутные; кислота аккумуляторная серная отработанная; аккумуляторы без электролита. Данные отходы обезврежены (столбец 8, лист дела 130 том 1).
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Материалами дела не подтверждается размещение данных отходов. Следовательно, исходя из сведений первичной декларации, Отделением не размещались данные отходы.
Далее, как следует из первичной декларации (раздел 3), у Отделения образовались следующие отходы: обтирочный материал, загрязненный нефтепродуктами; автомобильные масляные и воздушные фильтры; отходы резиноасбестовых изделий и содержащие медные сплавы; покрышки шин; мусор от офисных и бытовых помещений; лом и отходы, содержащие черные металлы; смет с территорий; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства. В первичной декларации указано, что данные отходы размещены, переданы другим организациям в целях размещения (строки 6-15, столбец 12, лист дела 131 том 1).
Согласно кодам отходов в соответствии с ФККО (столбец 3) - в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, который утверждается Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (утвержден Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242), указанные отходы с кодами блоков 4 и 9 ФККО не относятся к твердым коммунальным отходам.
Отходы: мусор от офисных и бытовых помещений (код 7 33 100 01 724); смет с территории организации (поскольку входит в код 7 30 000 00 00 0) относятся в соответствии с ФККО к твердым коммунальным отходам (строки 12 и 14 раздела 3 первичной декларации).
Как предусмотрено вышеназванными нормативными актами, в том числе Законом N 503-ФЗ, плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2017 год не исчисляется и не взимается.
В связи с этим в отношении платы за НВОС за 2017 год судом апелляционной инстанции установлено, что Отделением излишне исчислено в первичной декларации 3 900 рублей 73 копеек (0,019 + 0,072 (обезврежены) + 3 866,27 + 34,31 (ТКО) + 0,053 + 0,006 (не образовались)) - строки 1, 2, 3, 12, 14, 4, 5 столбец 25 раздела 3 первичной декларации за 2017 год (лист дела 132 том 1).
Данный вывод апелляционного суда основан на том, что не образовалось отходов, указанных в строках 4 и 5 раздела 3 первичной декларации за 2017 год. Плата взимается за размещение отходов, а отходы, указанные в строках 1-3 раздела 3 первичной декларации за 2017 год, обезврежены. Отсутствие доказательств передачи твердых коммунальных отходов другой организации в целях их размещения или непредставление Отделением сведений Управлению о полигоне, на котором Отделение могло разместить эти отходы, а также довод Управления о том, что в декларации нужно показывать движение твердых коммунальных отходов путем заполнения в разделе 3 графы 11, не свидетельствует об обязанности Отделения внести плату за НВОС в данной части, так как в силу прямого указания Закона N 503-ФЗ плата за 2017 год при размещении твердых коммунальных отходов не взимается. Строки 1, 2, 3, 12, 14 столбец 25 раздела 3 первичной декларации за 2017 год (лист дела 132 том 1) на сумму 3 900 рублей 67 копеек - обезврежено отходов и размещено твердых коммунальных отходов. Строки 4 и 5 столбец 25 раздела 3 первичной декларации за 2017 год - не образовалось отходов.
При размещении отходов, которые не могут быть отнесены к твердым коммунальным отходам (строки 6-11, 13, 15 раздела 3 первичной декларации за 2017 год), Отделение является плательщиком платы за НВОС. Ошибок в сумме платы при размещении данных отходов в первичной декларации за 2017 год не установлено. В нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Отделением не доказано, что отходы с кодами блоков 4 и 9 ФККО относятся к твердым коммунальным отходам. Отделением не представлено доказательств, что эти отходы передавались другим организациям в целях их размещения.
Ссылка Отделения на договор возмездного оказания услуг от 30.12.2015 N 224/1-213/15 не принимается, поскольку согласно предмету договора другой организации передавались твердые коммунальные отходы (код 73310001724), а не отходы, при размещении которых, как установлено выше, Отделение является плательщиком платы.
Представленные Отделением в суд апелляционной инстанции документы в отношении контрактов на выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств (от 10.05.2017 N 46/17, от 11.07.2017 N 74/17) также не свидетельствуют о передаче размещенных отходов (названных в столбце 12 раздела 3 первичной декларации, в отношении которых Отделение обязано вносить плату) другой организации для целей размещения, поскольку отходы, отраженные Отделением по строкам 6-11, 13, 15 раздела 3 первичной декларации за 2017 год, в этих контрактах не поименованы.
Контракт на оказание услуг от 23.12.2019 N 160/19, представленный Отделением в суд апелляционной инстанции, не относится к проверяемому периоду, и не свидетельствует о передаче отходов другой организации для целей размещения в 2017 году, период его действия (согласно тексту контракта) не распространялся на 2017 год.
Данные уточненной декларации по плате за НВОС за 2017 год, представленной Отделением 09.11.2018 (листы дела 73, 78 том 1), не изменили вышеуказанных обстоятельств (коды отходов, обезврежено отходов, передано отходов - все данные такие же, как в первичной декларации). При этом доказательств передачи другой организации отходов, при размещении которых Отделение является плательщиком платы за НВОС, Отделение не представило. Позиция Отделения о необходимости заполнения столбца 11 (в уточненной декларации) вместо столбца 12 (в первичной декларации) не изменяет обстоятельств, имеющих значение для данного спора, поскольку при размещении спорных отходов (не твердых коммунальных отходов) Отделение обязано вносить плату за НВОС.
Кроме того, ссылка Отделения на представление уточненной декларации за 2017 год не принимается, поскольку решение Управления (лист дела 43 том 1) либо действия (бездействие) уполномоченного органа не были обжалованы, не могут являться предметом проверки в рамках настоящего спора.
Отделение не представило документы, подтверждающие ошибочность исчисления платы за 2017 год в полном размере, в частности, которые могли указывать, что отходы являются только ТКО, или отходы размещались другими лицами. Доказательств отнесения всех видов отходов, самостоятельно указанных Отделением в первичной декларации, к твердым коммунальным отходам, заявителем не представлено.
Согласно пункту 4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила N 255), контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода. Недоимки по плате за негативное воздействие на окружающую среду за отчетный период подлежат уплате лицами, обязанными вносить плату.
На основании пункта 36 Правил N 255 сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
В соответствии с пунктом 40 Правил N 255 в случае если при проведении проверки декларации о плате выявлены ошибки в этой декларации и (или) противоречия между сведениями в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных лицом, обязанным вносить плату, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у администратора платы, и (или) полученным им в ходе проведения контроля за исчислением платы, об этом сообщается лицу, обязанному вносить плату, с требованием представить в течение 7 рабочих дней необходимые обоснованные пояснения (с приложением при необходимости дополнительных документов) и (или) внести соответствующие исправления в установленный срок.
В силу пункта 48 Правил N 255 в случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода.
Лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля за исчислением платы, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.
Решения о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм платы принимаются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами (к которым относится Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования) закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 15.03.2017 N АС-06-02-36/5194 "О зачете, возврате излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду" зачет, возврат излишне уплаченных сумм платы осуществляется территориальными органами Росприроднадзора по письменным заявлениям лиц, обязанных вносить плату (с приложением ими документов, подтверждающих переплату, и документов, необходимых для проведения сверки по платежам), по результатам рассмотрения которых принимается решение о зачете или возврате излишне уплаченных сумм платы.
Из материалов дела следует, что Отделение 13.11.2018 и 14.11.2018 обратилось в Управление с заявлениями от 09.11.2018 о возврате излишне уплаченной платы за НВОС за 2017 и за 2018 годы (листы дела 40, 41 том 1, листы дела 51-52, 61 том 2).
Управление и Отделение провели сверку и составили акт N 873/КО (лист дела 38 том 1), в котором отражено, что Отделением по декларации за 2017 год исчислена плата в сумме 4 006 рублей 71 копейки и уплачена в сумме 3 360 рублей 84 копеек, а за 2018 год уплачен авансовый платеж в сумме 1 001 рубля 68 копеек.
Управлением принято решение от 19.12.2018 N 5/КО об отказе в возврате Отделению указанной платы за НВОС, указано - в связи с отказом в принятии корректирующей декларации за 2017 год (листы дела 60-61 том 2).
Управлением принято решение от 05.06.2019 N 2/КО об отказе в возврате Отделению указанной платы за НВОС, указано - в связи с отказом в принятии корректирующей декларации за 2017 год и отсутствием декларации за 2018 год (лист дела 55 том 2).
Между тем, указанные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в возврате излишне уплаченной платы. В данном случае переплата подтверждается первичной декларацией по плате за НВОС за 2017 год и платежными поручениями. Акт сверки платежей сторонами составлен, спора в расчетах не имеется. Из сведений первичной декларации за 2017 год видно, что имеет место (частично) размещение твердых коммунальных отходов, а при их размещении Отделение в силу закона не является плательщиком этой платы, и данные обстоятельства не ставились Управлением под сомнение, а по коду отходов и другим сведениям первичной декларации за 2017 год могли быть определены суммы платы, которую Отделение уплатило излишне за 2017 год.
С учетом указанных выше обстоятельств, при размещении отходов, отраженных по строкам 6-11, 13, 15 раздела 3 первичной декларации за 2017 год (при отсутствии доказательств отнесения данных размещенных отходов к твердым коммунальным отходам), плата за 2017 год составляет 105 рублей 98 копеек (лист дела 132 том 1), следовательно, излишне уплачено за 2017 год 3 254 рубля 86 копеек.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Отделение уплатило авансовый платеж за 1 квартал 2018 года в сумме 1 001 рублей 68 копеек.
Поскольку плата, подлежащая уплате за 2017 год, составляет 105 рублей 98 копеек, авансовый платеж за 1 квартал 2018 год излишне уплачен в сумме 975 рублей 20 копеек (1 001 рубль 68 копеек - 26 рублей 48 копеек (1/4 суммы платы за 2017 год)).
Материалами дела не подтверждается, что Отделение является плательщиком платы за НВОС за 2018 год за иное негативное воздействие, кроме размещения отходов производства и потребления.
Следовательно, ссылка Управления на непредставление Отделением декларации за 2018 является неправомерной.
Вместе с тем, при обращении с заявлением в Управление о возврате переплаты, а также в материалы дела Отделение также не представило доказательств (в том числе соответствующих договоров), подтверждающих ошибочность определения размера квартального авансового платежа за 2018 год и излишнюю его уплату в полном размере, в частности, которые могли указывать, что отходы производства и потребления являются только ТКО, и отходы размещались другими лицами.
В связи с этим оспариваемое решение Управления не соответствует представленным Отделением документам: сведениям первичной декларации о плате за НВОС за 2017 год, документам об уплате платы за НВОС за 2017 и 2018 годы, договорам и другим документам, приложенным Отделением к заявлениям о возврате платы, и поскольку оснований для отказа в возврате излишне уплаченной платы за НВОС за 2017 год и авансового платежа за 1 квартал 2018 года не имелось, оспариваемое решение Управления подлежит признанию недействительным в части отказа в возврате 3 254 рублей 86 копеек платы за 2017 год (3 360 рублей 84 копейки уплачено - 105 рублей 98 копеек подлежало уплате) и в части отказа в возврате 975 рублей 20 копеек авансового платежа за 1 квартал 2018 года.
Ссылка Отделения (в заявлении о возврате платы за 2017 год) на платежное поручение от 02.11.2016 N 266432 (листы дела 40, 55 том 1) не принимается, поскольку этим платежным поручением уплачивался авансовый платеж за 3 квартал 2016 года, а не плата за 2017 год; в акте сверки N 873/КО этот платеж также за 2016 год.
Кроме того, вопрос о возврате уплаченной платы за 2016 год имелся у Отделения в рамках рассмотрения корректирующей декларации о плате за НВОС за 2016 год (дело N А31-13584/2017), и имеет место быть в рамках правоотношений по плате за 2016 год.
Таким образом, исходя из требований Отделения по настоящему делу (лист дела 47 том 2), согласно которым Отделение просило обязать ответчика возвратить плату за 2017 год и за 1 квартал 2018 года, требования Отделения в отношении суммы 645 рублей 87 копеек (заявлено о возврате 4 006 рублей 71 копеек за 2017 год - уплачено 3 360 рублей 84 копейки за 2017 год), не подлежат удовлетворению, так как не имеется доказательств, что данная сумма была уплачена (зачтена в установленном порядке) в уплату за 2017 год.
Как уже указывалось, Отделение обращалось в Управление с заявлениями о возврате спорных излишне уплаченных сумм за 2017 год и за 1 квартал 2018 года, на основании которых Управление рассматривало требования Отделения, и по результатам рассмотрения приняло оспариваемые решения об отказе в возврате излишне уплаченных сумм платы.
Следовательно, административная (досудебная) процедура рассмотрения заявлений Отделения о возврате переплаты проведена.
В связи с этим суд апелляционной инстанции признал неправомерным основание, указанное судом первой инстанции для отказа в удовлетворении требований заявителя, как невозможность удовлетворения этих требований до проведения процедуры рассмотрения заявления Отделения в полном соответствии с нормативным регулированием. При таком основании отказа в удовлетворении требований заявителя, в ситуации территориальным органом неполного рассмотрения заявлений плательщика либо не в соответствии с нормативным регулированием, отказ территориального органа в возврате переплаты повлечет невозможность предъявления плательщиком искового требования о возврате переплаты. При этом суд апелляционной инстанции в своих выводах исходит из того, что действовавшие Правила N 255 (в период заявлений Отделения и принятия оспариваемых решений Управления) не предусматривали иных заявлений лица, обязанного вносить плату, в территориальный орган Росприродназора (пункт 36 Правил N 255). Судебные акты по делу N А31-13584/2017 приняты при рассмотрении другого требования заявителя и по иным фактическим обстоятельствам. В частности, в настоящем случае, как указано выше, Управление в письме от 19.12.2018 N 06-141/7597 (лист дела 43 том 1) указало, что рассмотрело корректирующую декларацию за 2017 год; в отношении 2018 года декларация не представлялась.
При таких обстоятельствах заявленные Отделением требования подлежат удовлетворению частично, а именно: решение Управления от 19.12.2018 N 5/КО в редакции решения от 05.06.2019 N 2/КО подлежит признанию недействительным в части отказа в возврате 3 254 рублей 86 копеек платы за 2017 год и в части отказа в возврате 975 рублей 20 копеек авансового платежа за 1 квартал 2018 года; Управление необходимо обязать возвратить Отделению излишне уплаченную плату в сумме 3 254 рублей 86 копеек за 2017 год и в сумме 975 рублей 20 копеек за 1 квартал 2018 года.
Решение Арбитражного суда Ярославской области подлежит отмене в указанной части на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ.
В остальной части решение Арбитражного суда Ярославской области об отказе Отделению в удовлетворении требований является правомерным.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2019 по делу N А82-4410/2019 отменить частично.
Признать недействительным решение Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям от 19.12.2018 N 5/КО в редакции решения от 05.06.2019 N 2/КО в части отказа в возврате 3 254 рублей 86 копеек платы за 2017 год и 975 рублей 20 копеек авансового платежа за 1 квартал 2018 года.
Обязать Верхне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования осуществить в установленном порядке возврат Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 3 254 рублей 86 копеек за 2017 год и в сумме 975 рублей 20 копеек за 1 квартал 2018 года.
В остальной части решение Арбитражного суда Ярославской области от 19.09.2019 по делу N А82-4410/2019 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Л.И. Черных |
Судьи |
М.В. Немчанинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-4410/2019
Истец: ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО ЯРОСЛАВСКОЙ И КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТЯМ