г. Санкт-Петербург |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А56-55942/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Изотовой,
судей И.В. Масенковой, М.А. Ракчеевой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Ю. Рудько,
рассмотрев в судебном заседании при участии:
от Общества представителя Нестеренко О.Н. (доверенность от 10.01.2020),
от Администрации представитель не явился,
от Управления представитель не явился,
апелляционную жалобу администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2019 по делу N А56-55942/2019 (судья Д.А. Егорова), по иску:
Тосненского районного потребительского общества (187000, Ленинградская обл., г. Тосно, ул. Советская, д. 7; ОГРН 1024701895558, ИНН 4716000538)
к администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (187010, Ленинградская обл., п. Ульяновка, ул. Победы, д. 34; ОГРН 1054700604804, ИНН 4716024722),
третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3; ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624),
о признании права собственности,
установил:
Тосненское районное потребительское общество (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (далее - суд первой инстанции) с иском к администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (далее - ответчик, Администрация) о признании права собственности на здание ангара общей площадью 438,9 кв. м, с кадастровым номером 47:26:0301001:894, расположенное по адресу: Ленинградская область, п. Ульяновка, Советский проспект, д. 15.
Определением от 17.09.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра).
Решением от 03.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что истец не представил доказательства, подтверждающие возникновение у него права собственности на спорное имущество, строительство здания ангара осуществлено Обществом в отсутствие права на земельный участок и разрешительной документации.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит оставить решение без изменения, указывает, что право собственности на построенное здание ангара возникло у Общества по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ссылается на добросовестное, открытое и непрерывное владение спорным имуществом в течение срока приобретательной давности как на самостоятельное основание для удовлетворения заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, 07.06.2018 на основании заявления Администрации здание ангара площадью 438,9 кв. м с кадастровым номером 47:26:0301001:894, расположенное по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пгт Ульяновка, пр. Советский, д. 15, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества.
Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права собственности Общества на указанное здание.
Решением от 30.10.2018 N 47/129/010/2018-077 в государственной регистрации права собственности Общества отказано в связи с отсутствием у Общества прав на земельный участок, на котором расположено указанное здание, указано, что здание ангара поставлено на учет как бесхозяйное имущество Ульяновским городским поселением Тосненского района Ленинградской области.
Ссылаясь на невозможность получения документа, подтверждающего право Общества на земельный участок, и, следовательно, оформления права собственности на спорные объекты недвижимости в административном порядке, Общество обратилось в суд с настоящим иском, указывая, что спорный объект с 1978 года находится в открытом и непрерывном владении Общества, Общество осуществляет в отношении него все правомочия собственника; в подтверждение правомерности владения зданием Общество представило решение Исполнительного комитета Тосненского городского совета депутатов трудящихся Ленинградской области от 08.02.1977 N 24/6, акт приемки вновь выстроенного здания от 30.10.1978, распоряжение Правления Ленинградского областного Союза Потребительских Обществ от 30.10.1978 N 61-КС об утверждении акта приемки вновь выстроенного здания (склада) в пос. Ульяновка Тосненского района.
Суд первой инстанции, оценив представленные истцом доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявленные требования удовлетворил.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В соответствии с положениями статьи 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты права.
В соответствии с пунктом 59 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления N 10/22, граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).
Из смысла положений пункта 1 статьи 218 ГК РФ следует, что основанием для приобретения права собственности на вновь созданную вещь является факт изготовления ее для себя с соблюдением закона и иных правовых актов.
Согласно техническим паспортам на здание ангара, составленным по состоянию на 25.06.2008 и 30.11.2012, объект построен в 1978 году и данные сведения не противоречат другим представленным в дело документам.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12048/11, здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками.
Материалами дела подтверждается, что решением Исполнительного комитета Тосненского городского совета депутатов трудящихся Ленинградской области от 08.02.1977 N 24/6 Обществу отведен земельный участок площадью 4 га под проектно-изыскательские работы для строительства складской базы в коммунально-складской зоне поселка Ульяновка, Обществу предписано уточнить границы и площадь участка при проектировании с последующим отводом в натуре в постоянное пользование по материалам согласованного проекта.
30.10.1978 комиссией подписан акт приемки вновь выстроенного здания арочного типа 30 х 15 по типовому проекту АО "Финхоле" (Финляндия) площадью 438,9 кв. м.
Распоряжением правления Ленинградского областного Союза Потребительских Обществ от 30.10.1978 N 61-КС утвержден акт государственной комиссии о приемке в эксплуатацию вновь выстроенного здания ангара/склада в поселке Ульяновка Тосненского района Ленинградской области, пр. Советский, 15.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), признаются действительными.
До вступления в силу Градостроительного кодекса ввод объектов в эксплуатацию осуществлялся по ранее действующему законодательству.
Согласно части 1 постановления СовМина СССР от 15.09.1962 N 949 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством предприятий зданий и сооружений" (далее - Постановление N 949) вновь построенные или реконструированные предприятия, здания и сооружения подлежат обязательной приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.
Отменяющим Постановление N 949 постановлением СовМина СССР от 13.07.1970 N 538 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения" (далее - Постановление N 538) также установлено, что законченные строительством (реконструкцией) объекты жилищно-гражданского назначения предъявляются заказчиками (застройщиками) государственным приемочным комиссиям к приемке в эксплуатацию после выполнения всех строительно-монтажных работ и работ по благоустройству территории, а также при условии обеспеченности объектов оборудованием и инвентарем в полном соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами и сметами.
В отношении объектов производственного назначения принято постановление СовМина СССР от 22.01.1966 N 57 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов производственного назначения", частью 1 которого установлено, что объекты производственного назначения, законченные строительством (или реконструкцией) в соответствии с проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются к приемке заказчиком (застройщиком) государственным приемочным комиссиям.
Порядок приемки законченных строительством объектов регулировался в спорный период также СНиП III-3-76, утвержденным постановлением Госстроя СССР от 30.03.1976 N 28.
Впоследствии в соответствии с пунктами 1, 8 постановления СовМина СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" (отменяющего Постановление N 538) объекты, законченные строительством (реконструкцией, расширением) в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, должны были предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям. Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 N 5698/12, вышеуказанный порядок приемки распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам.
Спорный объект возводился кооперативной организацией хозяйственным способом на собственные средства, приемку объекта осуществляла комиссия, назначенная Ленинградским областным Союзом Потребительских Обществ, им же утвержден акт приемки.
Спорный объект принят Обществом к учету 30.10.1978, инвентарный номер 1042.
Как установлено судом первой инстанции, с момента окончания строительства Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение спорным объектом, что подтверждается также договорами аренды от 21.12.2015 N 61, 21.12.2016 N 61, заключенными Обществом с обществом с ограниченной ответственностью "Техстройпроект", эксплуатационными договорами от 01.01.2002 N 1 на отпуск и пользование электрической энергией, договорами энергоснабжения от 01.01.2009 N 87401, 01.01.2012 N 87401.
В силу части 1 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" гражданин или другое лицо приобретают право собственности на имущество, полученное по не противоречащим закону основаниям, в том числе на созданные ими вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 14 названного Закона хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Общества возникло право собственности на построенный им объект недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.07.2013 N 1150/13, отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.
Данное обстоятельство не является препятствием для признания права собственности Общества на спорный объект.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о наличии у Общества оснований для приобретения права собственности на спорное имущество.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а по существу свидетельствуют о несогласии с ними, в связи с чем не могут служить основанием для отмены вынесенного судебного акта. Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.12.2019 по делу N А56-55942/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ульяновского городского поселения Тосненского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Изотова |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55942/2019
Истец: ТОСНЕНСКОЕ РАЙОННОЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ОБЩЕСТВО
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ УЛЬЯНОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТОСНЕНСКОГО РАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Управление Росреестра по Лен.обл.