г. Хабаровск |
|
18 марта 2020 г. |
А73-15936/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Вертопраховой Е.В.
судей Тищенко А.П., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис Дальний Восток": представитель не явился;
от Хабаровской таможни: представителя Колесниковой Т.В. по доверенности от 18.09.2019 (сроком на 1 год);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис Дальний Восток"
на решение от 09.01.2020
по делу N А73-15936/2019
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис Дальний Восток" (ИНН 2543090843, ОГРН 1162536054339)
к Хабаровской таможне (ИНН 2722009856, ОГРН 1022701131826)
о признании незаконным решения от 08.07.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10703070/300816/0006544,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Экспресс Сервис Дальний Восток" (далее - заявитель, общество, ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток", декларант) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Хабаровской таможне (далее - таможенный орган, таможня) о признании незаконным решения от 08.07.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 10703070/300816/0006544.
Решением суда от 09.01.2020 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать незаконным оспариваемое решение таможенного органа.
Заявитель жалобы утверждает о том, что: судом не рассматривались и не оценивались доводы заявителя о несоблюдении требований Соглашения от 03.09.1994 к порядку получения и способу оформления документов в процессе международного сотрудничества таможенных органов (запрос таможни от 12.07.2017 N 13-15/7363 в адрес Харбинской таможни оформлен с нарушением статьи 6 Соглашения - нет основания направления запроса, нет ссылок на нормы права, нет углового штампа ДВОТ и т.д.); таможней новые доказательства недостоверности представленных сведений собраны вне рамок камеральной таможенной проверки.
В представленном в суд отзыве на апелляционную жалобу, таможня доводы жалобы отклонила, просит решение суда оставить без изменения.
Представитель ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании арбитражного суда апелляционной инстанции не принимал.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд рассматривает апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителя ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток".
В судебном заседании представитель таможни отклонила доводы апелляционной жалобы общества, просила отказать в ее удовлетворении.
Заслушав представителя таможни, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, 30.08.2016 ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" с использованием средств электронного декларирования подана декларация на товары N 10703070/300816/0006544 (далее - ДТ N 6544) на товар - мешки из ткани полотняного переплетения из полипропиленовых полос для строительного мусора, размер 50*90 см - 1836 кг (50000 шт.).
Поставка товара осуществлялась в рамках внешнеторгового контракта от 01.08.2016 между ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" (покупатель) и китайской компанией Нeilongjiang Wanshida Indastrial CO.,LTD (продавец) заключен контракт N HLML-017-032 на поставку товаров хозяйственного назначения в количестве 590 000 кг.: мешков из ткани полотняного переплетения их полипропиленовых полос для строительного мусора, размер: 55 х 92 см, 55 х 105 см, 55 х 95 см, 50 х 90 см, 70 х 120 см, 45 х 75 см, 40 х 70 см, 75 х 115 см, 80 х 120 см; 50 х 85 см, 90 х 130 см; мешков сетчатых трикотажных машинного вязания из ленточных полиэтиленовых нитей, для упаковки сельхозпродукции, размер: 50 х 80 см, 52 х 85 см, 40 х 43 см, 45 х 75 см, 55 х 90 см; 49 х 77 см, 40 х 60 см, 30 х 47 см; мешков тканных полипропиленовых упаковочных, с открытой горловиной, для упаковки пищевой продукции, покрытие слоем бумаги, содержание бумаги не более 49%, размер: 40 х 105 см, 50 х 80 см, 40 х 109 см, 42 х 105 см, 45 х 75 см; 45 х 110 см, 58 х 90 см; мешков из ткани полотняного переплетения из полипропиленовых полос для пищевой продукции, размер: 55 х 95 см, 56 х 96 см, 55 х 105 см, 50 х 90 см, 32 х 52 см. Товары ввезены Обществом на условиях FCA Суйфэньхе.
Таможенная стоимость товара, задекларированного ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" по ДТ N 6544 определена по первому методу по стоимости сделки.
По результатам таможенного контроля таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 6544 с учетом представленных декларантом в ходе дополнительной проверки документов, таможенным органом принято решение от 24.11.2016 о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по указанной ДТ.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 10.05.2017 по делу N А73-2639/2017, производство по делу прекращено в связи с отменой оспариваемого решения Хабаровской таможней в порядке ведомственного контроля.
В период с 28.03.2019 по 28.05.2019 Хабаровской таможней проведена камеральная таможенная проверка, по результатам которой выявлены факты заявления декларантом недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 6544, что зафиксировано в акте от 28.05.2019 N 10703000/210/280519/А000015.
Товар перемещался на автотранспортном средстве N С788ЕХ/АЕ0333. В вышеуказанной ДТ была заявлена фактурная стоимость товара - 20 028,96 долл. США. Упаковочные мешки перемещались в адрес ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" в счет исполнения внешнеторгового контракта N HLML-017-032 от 01.08.2016, заключенного с компанией Heilongjiang Wanshida Industrial Co. LTD. Отправителем и изготовителем товаров выступала компания Heilongjiang Wanshida Industrial Co. LTD.
08.11.2017 из Департамента по борьбе с контрабандой Харбинской таможни Главного таможенного управления Китайской Народной Республики ДВОТ получено письмо N 93, согласно которому поставки товаров по вышеуказанным ДТ осуществлялись в адрес ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" в рамках исполнения внешнеторгового контракта N HLML-017-032 заключенного с компанией Heilongjiang Wanshida Industrial Co. LTD.
Согласно предоставленным экспортным китайским декларациям КНР, а также инвойсам (счетам) стоимость упаковочных мешков, задекларированных по ДТ N 10703070/300816/0006547, составила - 47 840 долл. США.
На основании акта камеральной таможенной проверки Хабаровской таможней 08.07.2019 принято решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 6544, согласно которому таможенная стоимость товаров, задекларированных по указанной ДТ, определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами на основании сведений о стоимости товаров, содержащихся в экспортной декларации от 29.08.2016 N 192520160256659513, полученной от Департамента по борьбе с контрабандой Харбинской таможни, дополненной стоимостью расходов по доставке товаров до МАПП Пограничный, заявленных в ДТС-1 к ДТ N 6544.
Не согласившись с решением Хабаровской таможни от 08.07.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 6544, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Согласно статье 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в Евразийском экономическом союзе (далее - Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами.
Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Согласно пункту 1 статьи 444 ТК ЕАЭС названный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления настоящего Кодекса в силу, настоящий Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 444 ТК ЕАЭС).
Поскольку правоотношения по определению, заявлению и контролю таможенной стоимости товаров, задекларированных в рассматриваемой ДТ возникли в 2016 году, то есть до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, к данным правоотношениям в указанной части подлежат применению положения Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), а также Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение т 25.01.2008; Соглашения).
В свою очередь, к правоотношениям, связанным с проведением камеральной таможенной проверки и оформлением её результатов, в рассматриваемом случае, подлежит применению Таможенный кодекс Евразийского экономического союза.
В соответствии подпунктом 27 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза, действовавшего на момент совершения таможенных операций по декларации на товары N 6544, под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.
Согласно пункту 2 статьи 65 ТК ТС декларирование таможенной стоимости ввозимых товаров осуществляется путем заявления сведений о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представления подтверждающих их документов; заявленная таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
По пункту 1 статьи 2 Соглашения от 25.01.2008 об определении таможенной стоимости товаров основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 Соглашения.
Пунктом 1 статьи 4 Соглашения установлено, что Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения.
Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (страны происхождения, вида товаров, участников сделки и др.) (пункт 3 статьи 2 Соглашения).
Статьей 66 ТК ТС установлено, что контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенным органом в рамках проведения таможенного контроля как до, так и после выпуска товаров, в том числе с использованием системы управления рисками.
Согласно пункту 1 статьи 331 ТК ЕАЭС (действующей на дату начала проведения таможенной проверки) таможенная проверка - форма таможенного контроля, проводимая таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных настоящим Кодексом, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 ТК ЕАЭС камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Камеральные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения (пункт 3 статьи 332 ТК ЕАЭС).
Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 332 ТК ЕАЭС).
Пунктом 10 статьи 331 ТК ЕАЭС установлено, что порядок принятия таможенным органом решений по результатам проведения таможенной проверки устанавливается законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В соответствии с частями 1, 28, 33 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются актом камеральной таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе или электронного документа; на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных Кодексом Союза и (или) статьей 218 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка; решения, принятые по результатам таможенной проверки, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия, если иной срок не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, вручаются проверяемому лицу или его представителю либо направляются в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Согласно пункту 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных названным Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.
Порядок совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, после выпуска товаров утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289; Порядок), согласно подпункту "б" пункта 11 которого изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров производится, в том числе при выявлении по результатам проведенного таможенного контроля (в том числе в связи с обращением) или иного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов: недостоверных сведений, заявленных в ДТ.
Изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров по решению таможенного органа производится на основании решения таможенного органа о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ, после выпуска товаров в соответствии с разделом V названного Порядка.
В соответствии с пунктом 3 Положения об особенностях проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.03.2018 N 42 (далее - Положение N 42; Положение) при проведении контроля таможенной стоимости товаров используется имеющаяся в распоряжении таможенного органа информация, в максимально возможной степени сопоставимая с имеющимися в отношении ввозимых товаров сведениями, включая сведения об условиях и обстоятельствах рассматриваемой сделки, физических характеристиках, качестве и репутации ввозимых товаров, в том числе: а) о сделках с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, полученная, в том числе с использованием информационных ресурсов таможенных органов; б) о биржевых котировках, биржевых индексах, ценах аукционов, сведения из ценовых каталогов.
Информация, указанная в пункте 3 названного Положения, может быть получена таможенным органом, в том числе от государственных представительств (торговых представительств) государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства- члены, Союз) в третьих странах, от государственных органов государств- членов, от организаций, включая профессиональные объединения (ассоциации), транспортные и страховые компании, поставщиков и производителей ввозимых, идентичных, однородных товаров, любым не запрещенным законодательством государств-членов способом, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 49) исходя из пункта 7 статьи 310 Таможенного кодекса принятие таможенной стоимости, иных сведений, имеющих значение для исчисления таможенных платежей и заявленных декларантом при ввозе товара, либо их изменение по результатам таможенного контроля, начатого до выпуска товаров, не исключает права таможенных органов на проведение таможенного контроля после выпуска товаров; однако проведение мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров не должно быть направлено на преодоление законной силы судебных актов, которыми ранее разрешен спор о правильности исчисления таможенных платежей в связи с имевшимися между декларантом и таможенным органом разногласиями, в том числе по определению таможенной стоимости, классификации, происхождению товаров и т.п.; в частности, таможенный орган не вправе выносить решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, основанное на тех же обстоятельствах ее недостоверного заявления, которые являлись предметом оценки суда и послужили основанием для признания недействительным ранее принятого решения (например, если вновь принятое таможенным органом решение воспроизводит, по существу, то же обоснование изменения таможенной стоимости, которое было изложено в ранее принятом решении и признано судом ошибочным); в тоже время не исключается возможность определения таможенной стоимости ввезенных товаров в ином (большем) размере, если о недостоверности ранее заявленной (измененной) таможенной стоимости, кода товара по ТН ВЭД, сведений о происхождении товара свидетельствуют новые доказательства, полученные таможенным органом в ходе таможенного контроля, начатого после выпуска товаров.
Согласно акту камеральной таможенной проверки от 28.05.2019 N 10703000/210/280519/А000015 и решению от 08.07.2019, вывод таможенного органа о заявлении ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" при декларировании товаров по ДТ N 6544 недостоверных сведений о таможенной стоимости товаров основан на новых доказательствах - полученных таможенным органом в рамках международного сотрудничества экспортной декларации и инвойса.
В соответствии со статьей 396 ТК ЕАЭС таможенные органы взаимодействуют и сотрудничают с таможенными и иными органами государств, не являющихся членами Союза, а также с международными организациями в соответствии с международными договорами Союза с третьей стороны и (или) международными договорами государств-членов с третьей стороной.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах (Заключено в г. Москве 03.09.1994) (далее - Соглашение о сотрудничестве от 03.09.1994; Соглашение о сотрудничестве) предусмотрен обмен информацией между таможенными службами государств, который не требует дополнительной легализации документов, представляемых по запросу в рамках указанного Соглашения.
Согласно статье 3 названного Соглашения о сотрудничестве от 03.09.1994 таможенные службы сторон, по собственной инициативе или по запросу, предоставляют друг другу всю имеющуюся информацию, в том числе ту, которая может помочь в обеспечении точного взимания ввозных или вывозных таможенных пошлин, налогов, сборов; о совершенных или готовящихся правонарушениях в отношении перемещения товаров или материалов, которые представляют угрозу для окружающей среды или здоровья населения; наркотических и психотропных веществ; оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; предметов, представляющих значительную историческую, художественную, культурную или археологическую ценность; товаров, имеющих особо важное значение, в соответствии с перечнями, которыми обмениваются таможенные службы сторон.
По запросу таможенной службы одной стороны, таможенная служба другой стороны передает этой таможенной службе информацию, касающуюся, в том числе подлинности официальных документов, выданных в отношении грузовой декларации, предъявляемой таможенной службе запрашивающей стороны; были ли товары, ввезенные на территорию государства запрашивающей стороны, законно вывезены с территории государства другой стороны; были ли товары, вывезенные с территории государства запрашивающей стороны, законно ввезены на территорию государства запрашиваемой стороны (статья 5 Соглашения о сотрудничестве).
Из статьи 15 этого же Соглашения о сотрудничестве следует, что содействие в соответствии с положениями Соглашения оказывается непосредственно таможенными службами сторон, которые достигнут между собой договоренности о конкретных мероприятиях в этих целях; таможенные службы сторон по отдельной договоренности предусматривают установление прямых каналов связи между их центральными подразделениями и уполномочивают их местные подразделения осуществлять контакты между собой.
Соглашение о сотрудничестве от 03.09.1994 является действующим и в соответствии со статьей 17 такого Соглашения заключено на неопределенный срок; с целью его реализации на рабочей встрече по вопросам правоохранительной деятельности между Дальневосточной оперативной таможни (далее - ДВОТ) и Департаментом по борьбе с контрабандой Харбинской таможни (далее - ДБК Харбинской таможни) определена сфера взаимодействия, каналы, направления, список контактных лиц ДВОТ и ДБК Харбинской таможни (Протокол рабочей встречи от 21.06.2016).
Как следует из материалов дела, на запрос ДВОТ ответ Департамента по борьбе с контрабандой Харбинской таможни получен на электронную почту ДВОТ dvot_otspozs@dvtu.customs.ru, с факса ДБК Харбинской таможни 86-451-8232-0434; названные реквизиты связи указаны в протоколе рабочей встречи от 21.06.2016 как контактные данные офицеров связи и контактных лиц с обеих сторон, подписавших данный протокол.
Из изложенного следует, что обмен информацией между указанными таможенными органами осуществляется в рамках Соглашения о сотрудничестве от 03.09.1994 и в соответствии с протоколом рабочей встречи по вопросам в сфере правоохранения ДВОТ и ДБК Харбинской таможни от 21.06.2016.
В материалы дела представлен запрос Дальневосточной оперативной таможни от 12.07.2017 N 13-15/7363, в котором содержится основание его направления, сведения о поставках товаров с указанием даты пересечения границы, пункта пропуска, наименования товара, номера транспортного средства, грузополучателя, в отношении которых запрошены документы; ответ ДКБ Харбинской таможни с переводом на русский язык, документы, подтверждающие квалификацию должностного лица, выполнившего перевод с китайского языка на русский язык ответа на запрос и приложенных к нему документов.
В силу части 7 статьи 75 АПК РФ иностранные официальные документы признаются в арбитражном суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
По пункту "b" абзаца 3 статьи 1 Гаагской Конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных документов, она не распространяется на документы, совершенные дипломатическими и консульскими агентами, а также на административные документы, имеющие отношение к коммерческой или таможенной операции.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 23 "О рассмотрении арбитражными судами дел по экономическим спорам, возникающим из отношений, осложненных иностранным элементом" арбитражный суд принимает в качестве доказательств официальные документы из другого государства при условии их легализации консульскими учреждениями Российской Федерации и консульскими отделами дипломатических представительств Российской Федерации, если нормами международного договора не установлено иное.
В случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации о правовой помощи, арбитражный суд вправе принимать иностранные официальные документы без консульской легализации.
Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах от 03.09.1994 определен обмен информацией между таможенными службами государств, который не предусматривает заверение копий либо дополнительной легализации документов, представленных по запросу в рамках указанного Соглашения.
На основании изложенного выше, суд правомерно согласился с доводами Хабаровской таможни о том, что документы (экспортная декларация, инвойс) получены таможенным органом в предусмотренном действующим международным регулированием порядке, в связи с чем, отклонены доводы заявителя о неустановленном способе и неизвестном правовом основании получения данных материалов таможенным органом и невозможности представления таких документов в качестве доказательств в арбитражный суд.
Письмом Дальневосточной оперативной таможни от 19.03.2019 N 11-13/3081 в Хабаровскую таможню направлены копии таможенных и коммерческих документов, полученных от Департамента по борьбе с контрабандой Харбинской таможни, в соответствии с которыми осуществлялось таможенное декларирование товаров, поставляемых по контрактуN HLML-017-032, заключенному ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" с китайской компанией "НEILONGJIANG WANSHIDA INDASTRIAL CO.,LTD": копия экспортной декларации от 27.09.2016 N 192520160256661040, оформленная в таможенном органе КНР, копия инвойса от 27.09.2016 N 2016092701, копия доверенности на лицо, осуществившее таможенное декларирование со стороны отправителя товаров.
При сопоставлении данных, указанных ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" при декларировании товаров в ДТ N 6544, инвойсе от 29.08.2016 N 011Y, со сведениями, отраженными в экспортной декларации и инвойсе, полученных от ДВОТ, установлено, что стоимость товаров, заявленная в экспортной декларации от 29.08.2016 N 192520160256659513, инвойсе от 27.08.2016 N 2016082703, выше стоимости, указанной в коммерческих и таможенных документах, представленных ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" при декларировании и проведении дополнительных проверок по ДТ N 6544.
В обоснование вывода, что полученные в рамках международного сотрудничества документы относятся к поставке товаров, сведения о которых заявлены в ДТ N 6544, таможенным органом указано следующее.
Полученный от Харбинской таможни инвойс от 27.08.2016 N 2016082703 выставлен в адрес ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" продавцом - Хэйлунцзянским производственным ОАО "Вань Ши Да", что подтверждено печатью продавца. Кроме того, инвойс, полученный от государственного органа КНР официальным путем, содержит сведения о наименовании товаров, количестве товаров - 598000 шт., идентичные сведениям, заявленным в ДТ N 10703070/300816/0006544, что позволяет однозначно идентифицировать товары, на которые выставлены полученные инвойсы, с товарами, заявленными в проверяемой ДТ, и исключает возможность отнесения полученного инвойса к иным поставкам товаров.
При этом стоимость проверяемых товаров, заявленной ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" в ДТ N 10703070/300816/0006544 значительно ниже стоимости, указанной в полученном от ДБК Харбинской таможни инвойсе. Так в инвойсе, предоставленном ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" стоимость товаров составила 20028,96 долларов США, а в инвойсе, полученном от уполномоченного органа КНР, указана 47840 долларов США, что свидетельствует о существенном отклонении заявленной таможенной стоимости проверяемых товаров в ДТ N 10703070/300816/0006544, то есть установлено значительное расхождение уровня заявленной ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" таможенной стоимости товаров по ДТ N 10703070/300816/0006544 от уровня таможенной стоимости однородных товаров, что подтверждается полученной информацией с использованием ИСС "Малахит" (отклонение составляет по ФТС России - 56,70 %, по ДВТУ - 54,59 %).
Отправителем проверяемых товаров, согласно сведениям экспортной декларации КНР N 192520160256659513 от 29.08.2016, является HEILONGJIANG WANSHIDA INDUSTRIAL CO.LTD (ООО "Торгово-промышленная компания "Вань Ши Да", Хейлунцзян, 2310960147), идентичный отправителю, указанному в экспортной декларации ДБК Харбинской таможни - Хейлунцзянское производственное ОАО "Вань Ши Да", 2310960147. Дата декларирования проверяемых товаров, указанная в экспортной декларации КНР N 192520160256659513 от 29.08.2016, также совпадает с датой, указанной в экспортной декларации ДБК Харбинской таможни. Идентичны и номера товаросопроводительного документа - С788ЕХ160829, который в свою очередь состоит из номера транспортного средства, на котором перемещались проверяемые товары через таможенную границу, и даты перемещения. Кроме того, количество товаров, количество мест, вес брутто, место происхождения и дата заполнения таможенных деклараций также совпадают.
При этом стоимость проверяемых товаров в анализируемых экспортных декларациях отлична: в экспортной декларации КНР, предоставленной ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" стоимость товаров составила 20028,96 долларов США, а согласно сведениям экспортной ДТ государственного органа КНР - 47840 долларов США.
По результатам анализа базы данных "Мониторинг-анализ" таможенным органом установлено, что в период совершения таможенных операций по таможенному декларированию товаров по ДТ N 6544, из КНР на территорию Союза в адрес ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" товары в указанном количестве, на указанном транспортном средстве через пункт пропуска МАПП Пограничный не поступали, за исключением заявленных в проверяемой ДТ.
Указанные обстоятельства также следуют из письма Уссурийской таможни от 08.04.2019 N 38-18/00520, в котором указано, что транспортное средство С788ЕХ/АЕ0333 пересекло таможенную границу ЕАЭС через пункт пропуска МАПП Пограничный один раз в дату экспорта - 29.08.2016.
Исходя из изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что сравнительный анализ сведений, указанных в документах, полученных в рамках межгосударственного взаимодействия таможенных органов и сведений, указанных в ДТ N 6544 и коммерческих документах по данной поставке товаров, обоснованно позволил таможенному органу прийти к выводу о том, что в указанных документах содержатся сведения об одной и той же партии товара, вывезенной из КНР в РФ автомобильным транспортом.
Ссылки заявителя на несоответствие в анализируемых экспортных декларациях сведений о коде товара, обосновано не приняты судом исходя из следующего.
В соответствии с Международной конвенцией о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (подписанной в Брюсселе 14 июня 1983 года) в государствах-участниках Конвенции классификация товаров в таможенных целях осуществляется на основании указанной Гармонизированной системы.
Статьей 3 Международной Конвенции от 14.06.1983 года определены обязательства по применению государствами-участниками Международной Конвенции от 14.06.1983 Гармонизированной системы в основе Товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности.
Китайская Народная Республика и Российская Федерация присоединились к данной Международной Конвенции в 1992 и 1996 годах, соответственно.
В пункте "а" статьи 1 Международной Конвенции от 14.06.1983 указано, что Гармонизированная система описания и кодирования товаров означает номенклатуру, включающую в себя товарные позиции, субпозиции и относящиеся к ним цифровые коды, примечания к разделам, группам и субпозициям, а также Основные правила интерпретации Гармонизированной системы.
Гармонизированная система предусматривает кодирование товаров шестизначными цифровыми кодами, соответственно, классификационный код в отношении рассматриваемого товара, принятый в стране вывоза товара, должен совпадать с классификационным кодом страны ввоза на уровне первых шести знаков.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Международной Конвенции от 14.06.1983 каждая договаривающаяся Сторона может создавать в своих таможенно-тарифных или статистических номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в Гармонизованной системе, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 в целях реализации принятых обязательств после подписания Международной Конвенции от 14.06.1983, разработана единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, в основе которых лежит Гармонизированная система описания и кодирования товаров.
При этом ТН ВЭД ЕАЭС предусматривает кодирование товаров на уровне 10 знаков (товарных подсубпозиций).
С учетом изложенного, код ТНВЭД товара 6305330090, указанный продавцом - Хейлунцзянским производственным ОАО "Ва Ши Да" в экспортной декларации N 192520160256661040, соответствует заявленному ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" в ДТ N 6544 коду ТН ВЭД 63053390000, на уровне шести знаков (товарной субпозиции), что соответствует Международной Конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983.
Ссылки заявителя на расхождения в наименовании товара правомерно не приняты судом как несостоятельные, поскольку, как обоснованно указано таможенным органом, как в экспортной декларации, представленной обществом, так и в экспортной декларации, полученной Таможней, в названии товара отражено "мешок 100% полипропилен", описание в копии экспортной декларации ДБК Харбинской таможни и экспортной декларации, представленной обществом, соответствует описанию товара в товарной позиции код 6305 33 100 ТН ВЭД "мешки и пакеты упаковочные: - из полос или лент или аналогичных форм из полиэтилена или полипропилена прочие: - трикотажные машинного или ручного вязания"; указание Обществом на способ вязания "полотняного переплетения" не свидетельствует о расхождении в описании, а лишь направлено на уточнение способа переплетения.
Также в ходе камеральной таможенной проверки Хабаровской таможней письмом от 04.04.2019 ООО "Райтекс Перевод" - лица, чьей печатью заверен перевод экспортной декларации, представленной обществом при проведении дополнительной проверки, получены сведения о том, что договор на оказание услуг по письменному переводу документов с китайского языка на русский язык между ООО "Райтекс Перевод" и ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" не заключался; заявок на перевод от ООО "Экспресс Сервис Дальний Восток" на перевод документации в адрес ООО "Райтекс Перевод" не поступало, в связи с чем, сведения, отраженные в экспортной декларации, представленной обществом при декларировании товаров по ДТ N 7788, как обоснованно указала Таможня, не могут подтверждать достоверность сведений о стоимости товара.
Поскольку в ходе камеральной таможенной проверки Хабаровской таможней получены документы, содержащие сведения о достоверной стоимости товаров, их таможенная стоимость определена методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, содержащейся в экспортной декларации N 192520160256661040 и дополнительной стоимостью расходов по доставке товаров до МАПП Пограничный, заявленной в ДТС-1 к ДТ N 6544.
С учетом изложенного, суд пришел к правомерному выводу о том, что декларант, в нарушение пункта 4 статьи 65 ТК ТС, пункта 3 статьи 2 Соглашения при таможенном декларировании товаров по ДТ N 6544 в качестве документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров, представил документы, содержащие недостоверные сведения в части указания цены товара.
Поскольку поставка товара в рамках внешнеэкономической деятельности является единым непрерывным процессом, совершаемым сторонами сделки по обе стороны границы, и оформляемые вследствие этого документы по содержанию не должны противоречить друг другу, суд, исходя из не устранения выявленных противоречий относительно таможенной стоимости товара, ввезенного по ДТ N 6544, пришел к обоснованному выводу о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость не основана на достоверной, количественно определенной и документально подтвержденной информации, что в соответствии со статьей 65 АПК РФ доказано таможенным органом в ходе судебного разбирательства, в связи с чем, решение таможенного органа от 08.07.2019 о внесении изменений в сведения, указанные в ДТ N 6544 является законным.
На основании изложенного выше, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, оценив согласно положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что решение Хабаровской таможни от 08.07.2019 о внесении изменений (дополнений) в сведения, указанные в ДТ N 6544является законным и обоснованным, права и интересы заявителя не нарушает, что в силу части 3 статьи 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами суда первой инстанции, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного выше, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятого по делу решения суда.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта, арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 09 января 2020 года по делу N А73-15936/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Вертопрахова |
Судьи |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-15936/2019
Истец: ООО "ЭКСПРЕСС СЕРВИС ДАЛЬНИЙ ВОСТОК"
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2020 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-703/20
09.01.2020 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-15936/19
08.10.2019 Определение Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6810/19
28.08.2019 Определение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-15936/19