г. Красноярск |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А74-5324/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" марта 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Бабенко А.Н., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии:
от заявителя (общества с ограниченной ответственностью "Жарки"): Метелевой Н.В., представителя по доверенности от 21.10.2019,
от налогового органа (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия): Трубициной Т.В., представителя по доверенности от 09.01.2020, служебного удостоверения,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жарки"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "23" декабря 2019 года по делу N А74-5324/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жарки" (ИНН 1902028704, ОГРН 1181901003734 далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (ИНН 1902018760, ОГРН 1041902100019, далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 29.10.2017 N 34933 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "23" декабря 2019 года в удовлетворении заявления общества отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на то, что дополнительный вид деятельности ООО "Жарки" под кодом 35.30.2 - передача пара и горячей воды (тепловой энергии) подтверждает правомерность применения пониженной ставки к налогу на имущество, относящееся к линиям энергопередачи; в обоснование своей позиции ссылается на соглашение от 06.12.2016 N Ж-СОГ/16-223 об обеспечении им тепловой энергией и горячим, холодным водоснабжением организацию ООО "Гостиница "Меридиан" и на акты приемки-сдачи услуг за период 01.01.2017 - 31.12.2017 на возмещение затрат на производство и транспортировку тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, которые подтверждают энергопередачу третьим лицам.
Налоговый орган представил письменные мотивированные отзывы на апелляционную жалобу, в котором с ее доводами не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя изложил доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель налогового органа изложил возражения на апелляционную жалобу, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится путем использования системы видеоконференц-связи.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ОАО "Жарки" 30.01.2003 (ИНН 1902017734) зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией министерства по налогам и сборам N 2 по
Республике Хакасия.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основной вид деятельности общества - деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, дополнительные виды деятельности - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
19.03.2018 ОАО "Жарки" представило в налоговый орган декларацию по налогу на имущество организаций за 2017 год.
Требованиями от 23.03.2018 N 13349, от 21.05.2018 N 13668, от 13.06.2018 N 17617, от 18.06.2018 N 17730 налоговый орган запрашивал у ОАО "Жарки" дополнительные документы и пояснения (т2 л25, 27, 29, 30).
Уведомлением от 19.06.2018 ОАО "Жарки" вызвано в налоговый орган на 03.07.2018 для дачи пояснений (т2 л32).
20.06.2018 ОАО "Жарки" представило пояснения (т2 л31).
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт налоговой проверки от 03.07.2018 N 31359 (т2л4). Указанный акт направлен ОАО "Жарки" по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) и получен им 05.07.2018.
Извещением от 05.07.2018 N 13081 ОАО "Жарки" сообщено о том, что рассмотрение материалов налоговой проверки состоится 13.08.2018, извещение получено обществом по ТКС 06.07.2018 (т2 л12).
30.07.2018 ОАО "Жарки" представлены возражения на акт налоговой проверки (т2 л12).
13.08.2018 налоговым органом принято решение N 130 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки (т2 л14). Указанное решение получено налогоплательщиком по ТКС 14.08.2018.
13.08.2018 налоговый орган направил в адрес Государственного унитарного предприятия Республики Хакасия "Управление технической инвентаризации" запрос о предоставлении документов в отношении перечисленного в нём имущества, принадлежащего ОАО "Жарки" (т2 л34). В ответ на запрос 20.08.2018 представлена копия технического паспорта на объекты недвижимости, принадлежащие ОАО "Жарки" (т2 л35).
13.08.2018 налоговый орган направил в адрес Енисейского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору запрос о предоставлении документов в отношении перечисленного в нём имущества, принадлежащего ОАО "Жарки" (т2 л101). Аналогичный запрос направлен налоговым органом 13.08.2018 в адрес Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия" (т2 л102).
16.08.2018 из Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия" в налоговый орган поступили документы (т2 л103).
Требованиями от 13.08.2018 N 14141, от 17.08.2018 N 18949, от 10.08.2018 N 10-15я/14141, налоговый орган запрашивал у ОАО "Жарки" дополнительные документы и пояснения (т2 л116, 117, т4).
23.08.2018 ОАО "Жарки" представило пояснения и документы на требования (т2 л120).
Налоговый орган направил 13.08.2018 требования о предоставлении документов (информации): N 14143 (т3 л59) в адрес ООО "Электрические сети и системы"; N 14140 (т3 л60) в адрес ООО "Ресторан "Меридиан"; N 14142 (т3 л62) в адрес ООО "Хакинвестстройдом"; N 14139 (т3 л65) в адрес ООО "Гостиница "Меридиан".
На указанные требования представлены ответы: 17.08.2018 от ООО "Ресторан "Меридиан" (т3 л61), 20.08.2018 от ООО "Хакинвестстройдом" (т3 л62), 20.08.2018 от ООО "Гостиница "Меридиан" (т3 л66).
С 06.09.2018 ОАО "Жарки" прекратило деятельность путём реорганизации в форме преобразования.
ООО "Жарки" (ИНН 1902028704) 06.09.2018 зарегистрировано в качестве юридического лица путём реорганизации в форме преобразования Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основной вид деятельности общества - деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, дополнительные виды деятельности - производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
13.09.2018 налоговым органом составлена справка N 77 о проведённых дополнительных мероприятиях налогового контроля (т2 л16).
03.10.2018 налоговым органом вынесено решение N 130/1 о внесении изменений в решение от 13.08.2018 N 130 (т3 л88). Указанное решение получено обществом по ТКС 03.10.2018.
Извещением от 03.10.2018 N 10-18я/13081.2 обществу сообщено о том, что рассмотрение материалов налоговой проверки состоится 23.10.2018, извещение получено обществом по ТКС 03.10.2018 (т2 л27).
Извещением от 23.10.2018 N 10-18я/13081.3 рассмотрение материалов налоговой проверки перенесено на 29.10.2018, извещение получено обществом по ТКС 23.10.2018 (т2 л23).
29.10.2018 налоговым органом в отсутствие надлежащим образом извещённого налогоплательщика рассмотрены материалы налоговой проверки, представленные возражения и результаты проведённых дополнительных мероприятий налогового контроля.
По итогам рассмотрения заместителем начальника налогового органа принято решение от 29.10.2018 N 34933 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением обществу доначислен налог на имущество в сумме 13 148 рублей, пени в сумме 352 рублей 59 копеек (т3 л92).
Поскольку на момент принятия решения о привлечении к ответственности ОАО "Жарки" прекратило деятельность путём реорганизации в форме преобразования, на основании пункта 2 статьи 50 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), штрафные санкции по пункту 1 статьи 122 НК РФ оспариваемым решением не наложены на правопреемника реорганизованного лица.
Основанием для начисления сумм налога и пени явился вывод налогового органа о занижении налогоплательщиком суммы налога на имущество, подлежащей уплате по налоговой декларации за 2017 год в результате необоснованного применения ставки налога в размере 1,6%.
Решение от 29.10.2018 N 34933 получено ООО "Жарки" по ТКС 06.11.2018.
В связи с технической ошибкой, допущенной в наименовании решения N 34933, налоговый орган решением от 04.12.2018 N 34933/1 (т3 л105) о внесении изменений изменил наименование решения N34933 на "Решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения". Указанное решение получено налогоплательщиком по ТСК 04.12.2018.
Не согласившись с решением налогового органа от 29.10.2018 N 34933, общество направило апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган (т1 л39).
Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия апелляционная жалоба рассмотрена, 11.02.2019 принято решение N 16 (т1 л40), которым жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
С учетом положений статей 89, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемое решение принято уполномоченным государственным органом, процедура и сроки проведения проверки не нарушены. При рассмотрении материалов выездной проверки налоговым органом не допущено нарушений существенных условий процедуры рассмотрения, являющихся самостоятельным основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Судом апелляционной инстанции установлено, что досудебный порядок обжалования решения налогового органа и срок для обращения с заявлением в арбитражный суд обществом соблюдены.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований заявителя, пришел к выводу о том, что оспариваемое решение налогового органа является правомерным, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 373 НК РФ общество является плательщиком налога на имущество организаций. В соответствии со статьёй 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учёта налоговые декларации (расчёты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2017 год, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 75 528 рублей.
Налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки пришёл к выводу о неправомерном применении обществом ставки 1,6% в отношении следующих объектов основных средств:
1) кадастровый номер 19:06:120102:809
- здание электрокотельной код ОКОФ114521012, инв. N 00000017;
- оборудование котельной код ОКОФ 124521126, инв. N 00001564;
- оборудование котельной (ЭКО-1) код ОКОФ 124521126, инв. N 00001569;
- помещение Ввода 0.4кВN 1,пс 35/0.4кВ "Жарки" код ОКОФ 114521012, инв. N 00001548;
- помещение ОРУ-0.4кВпс-35/0,4 кВ "Жарки" код ОКОФ 143120010, инв. N 00001550;
- система отопления главного корпуса код ОКОФ 124521126, инв. N 00000749;
2) кадастровый номер 19:06:120102:803 Насосная первого подъёма код ОКОФ142911090, инв. N 00000168;
3) кадастровый номер 19:06:120103:70
- подстанция код ОКОФ114521012, инв. N 00000215;
- электрокотел с пан.упр. КЭВ-400/0.4 код ОКОФ124521126, инв. N 00000094;
- электрокотел с пан.упр. КЭВ-400/0.4 код ОКОФ124521126, инв. N 00000096;
- электрокотел с пан.упр. КЭВ-400/0.4 код ОКОФ124521126, инв. N 00000097;
- электрокотел с пан.упр. КЭВ-400/0.4 код ОКОФ124521126, инв. N 00000093;
- электрокотел КЭВ 100/0.4 код ОКОФ124521126, инв. N 00000092;
4) кадастровый номер 19:06:120102:804
- насосная второго подьема (отель) код ОКОФ 142911090, инв. N 00001565;
- насосная второго подьема код ОКОФ 142911090, инв. N 00000167;
- тепловые сети от ТК-1 до ТК-2код ОКОФ 124521126, инв. N 00001547;
- помещение ввода 0.4кВN 1,пс 35/0.4кВ "Жарки" код ОКОФ 114521012, инв. N 00001549.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Статьёй 2 Закона Республики Хакасия от 27.11.2003 N 73 "О налоге на имущество организаций" общая ставка по налогу на имущество установлена в размере 2,2 %.
В силу пункта 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от налогообложения организации - в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью
указанных объектов, не могут превышать в 2017 году - 1,6 процента.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 утверждён Перечень имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций (далее - Перечень N 504). В Перечне N 504 приведены коды ОКОФ, напротив каждого включённого в перечень кода содержится примечание, которое описывает возможный состав льготируемого имущества.
Согласно указанному постановлению подлежит льготированию имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью, в том числе:
- здания электрических и тепловых сетей, код ОКОФ 11 4521012 (инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления, трансформаторной подстанции, блочной комплектной трансформаторной подстанции и т. д., закрытого распределительного устройства, переходного пункта, автоматического подпитывающего устройства маслонаполненных кабелей высокого давления, подпитывающего маслохозяйства маслонаполненных кабелей низкого давления, электролизной установки, компрессорной установки, преобразовательной подстанции (установки), павильонов тепловой сети, насосноперекачивающих станций, зданий линейно-эксплуатационной службы, предназначенных для размещения электросетевого оборудования линий электропередачи и подстанций);
- сеть тепловая магистральная, код ОКОФ 12 4521126 (трубопровод и его детали с теплоизоляцией, камера с запорной и регулирующей арматурой, контрольно-измерительными приборами, электросиловым управляющим оборудованием, средствами автоматики и телемеханики, вентиляцией, средствами пожаротушения, дренажные насосные станции, дюкер и элементы сети тепловой магистральной);
- оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей), код ОКОФ 14 2911090: оборудование подпитывающих устройств маслонаполненных кабельных линий электропередачи, баки давления, запорная и регулирующая арматура, технологическое оборудование для поддержания давления (насосы, электродвигатели, электропечи), измерительные приборы; оборудование насосно-перекачивающих станций магистральных тепловых сетей, трубопроводы, металлоконструкции, сетевые насосы с системой питания и управления, запорная и регулирующая арматура, регулирующие и предохранительные клапаны, гидрозатворы, измерительные приборы, телемеханика, связь, устройства противоаварийной автоматики; оборудование павильонов тепловой сети, тепломеханическое оборудование с запорной, регулирующей, дренажной арматурой и клапанами, насосы, устройства телемеханики, контрольно- измерительные приборы.
Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочленённых предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: Х0 0000000 - раздел, ХХ 0000000 - подраздел, ХХ ХХХХ000 - класс, ХХ ХХХХ0ХХ - подкласс, ХХ ХХХХХХХ - вид.
В соответствии с Перечнем N 504 подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне с учётом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне). При этом льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне N 504, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). В частности, имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "Примечание". Состав имущественных объектов по Перечню N 504 является закрытым.
Оспаривая решения суда первой инстанции, заявитель указывает на то, что поскольку вышеперечисленные объекты по своему функциональному назначению используются для водо- и теплоснабжения как самого общества, так и ООО "Загородный отель Гладенькая" (ранее ООО "Гостиница Меридиан"), содержатся в Перечне N 504, соответственно заявитель правомерно рассчитал и уплатил налог за 2017 год в отношении указанных объектов основных средств с применением ставки 1,6 процента.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией заявителя, на основании следующего.
С принятием Федерального закона от 29.11.2012 N 202-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", вступившего в силу с 01.01.2013, освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении линий энергопередачи (пункт 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации) было заменено на налогообложение по пониженной налоговой ставке (пункт 3 статьи 380 названного Кодекса).
Учитывая, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом (пункт 1 статьи
11), для определения юридически значимых признаков объектов - линий энергопередачи и их неотъемлемых технологических частей в целях применения налоговой льготы следует принимать во внимание нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере электроэнергетики, а также Перечень N 504.
Из толкований вышеприведённых норм следует, что право на применение налоговой льготы возникает у организации при соблюдении одновременно следующих условий: имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в пункте 11 статьи 381 НК РФ; имущество поименовано в постановлении N 504; имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учёта.
Из анализа положений пункта 3 статьи 380 НК РФ, Перечня N 504, Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) и отраслевых нормативных правовых актов и стандартов следует, что законодатель предусмотрел применение пониженной налоговой ставки в отношении не всего имущества субъектов электроэнергетики, которыми в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ являются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности, а только имущества, непосредственно участвующего в процессе передачи энергии и обязательно указанного в Перечне N 504, в связи с чем имущество, используемое в производстве электрической и/или тепловой энергии, несмотря на связь этого процесса с процессом передачи энергии, не может быть отнесено к подлежащему льготированию.
Из статей 3 и 26 Закона N 35-ФЗ следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями и совершение которых может осуществляться с учётом особенностей, установленных пунктом 11 статьи 8 настоящего Федерального закона. Оказание услуг по передаче электроэнергии осуществляется в отношении точек поставки на розничном рынке на основании публичного договора возмездного оказания услуг, заключаемого потребителями самостоятельно или в их интересах обслуживающими их гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями). Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) тепловая сеть - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 6 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утверждённого Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029, энергоснабжение (электроснабжение) - обеспечение потребителей энергией (электрической энергией). При этом на основании пункта 21 названного ГОСТ потребителем признаётся предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приёмники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Как следует из Перечня N 504, возможность применения пониженной налоговой ставки по налогу на имущество предусмотрена не в отношении всех тепловых сетей, а лишь тех из них, которые являются магистральными (код ОКОФ 12 4521126).
Из положений пунктов 3 - 5 и 14 статьи 2 ЗаконаN 190-ФЗ следует, что к системе теплоснабжения относится совокупность источников тепловой энергии (устройств, предназначенных для производства тепловой энергии) и теплопотребляющих установок (устройств, предназначенных для использования тепловой энергии, теплоносителей для нужд потребителя тепловой энергии), технологически соединённых тепловыми сетями, которые составляют совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.06.2012 N 280 утверждена и введена в действие актуализированная редакция документа - "Свод правил СП 124.13330.2012 "СНиП 41-02-2003 "Тепловые сети".
Согласно пункту 4.1 СП 124.13330.2012 тепловые сети подразделяются на магистральные, распределительные, квартальные и ответвления от магистральных и распределительных тепловых сетей к отдельным зданиям и сооружениям. Разделение тепловых сетей устанавливается проектом или эксплуатационной организацией.
Согласно пунктам 3.6, 3.7, 3.9, 3.12 СП 124.13330.2012 под магистральными тепловыми сетями понимают тепловые сети (со всеми сопутствующими конструкциями и
сооружениями), транспортирующие горячую воду, пар, конденсат водяного пара, от выходной запорной арматуры (исключая её) источника теплоты до первой запорной арматуры (включая её) в тепловых пунктах; распределительные тепловые сети - тепловые сети от тепловых пунктов до зданий, сооружений, в том числе от ЦТП (центрального теплового пункта) до ИТП (индивидуального теплового пункта); ответвление - участок тепловой сети, непосредственно присоединяющий тепловой пункт к магистральным тепловым сетям или отдельное здание и сооружение к распределительным тепловым сетям; тепловой пункт - сооружение с комплектом оборудования, позволяющее изменить температурный и гидравлический режимы теплоносителя, обеспечить учёт и регулирование расхода тепловой энергии и теплоносителя.
Обществом заявлена льгота согласно разделу Перечня "Имущество, относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружения, являющиеся их неотъемлемой технологической частью". В указанном разделе поименовано имущество и сооружения линий энергопередачи, относящихся как к объектам электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Жарки" (заказчик) и ОАО "МРСК Сибири" (исполнитель) заключён договор от 20.02.2014 N 18.1900.565.14 (т4) оказания услуг по передаче электрической энергии, согласно которому исполнитель обязуется оказывать заказчику услуги по передаче электрической энергии до точек поставки, посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином законном основании.
Между ОАО "Жарки" (потребитель) и ОАО "Хакасэнергсбыт" (гарантирующий поставщик) заключён также договор от 02.04.2014 N 63020 (т3 л28) купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) для 3 ценовой категории, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность).
В ходе налоговой проверки налоговым органом установлено, что объект основного средства здание электрокотельной код ОКОФ114521012, инв. N 00000017 является сооружением, в котором размещено оборудование электрических и тепловых сетей ОАО "Жарки".
Согласно пояснениям налогоплательщика от 23.08.2018 N 68-18 (т2 л120) электроснабжение ОАО "Жарки" осуществляется от ПС 35/0,4 кВ "Жарки", находящейся на балансе МРСК-Сибири и распределяется по всем объектам ОАО "Жарки", через собственные сети и устройства: подстанция код, инв. N00000215; помещение Ввода 0.4кВN1,пс 35/0.4кВ "Жарки", инв. N00001548; помещение ОРУ-0.4кВпс-35/0,4 кВ "Жарки" код ОКОФ 143120010, инв. N00001550; помещение ввода 0.4кВN1,пс35/0.4кВ "Жарки" код ОКОФ 114521012, инв. N00001549. Данное электрооборудование используется обществом в том числе для работы основных средств, предназначенных для водо- и теплоснабжения гостиничного комплекса ОАО "Жарки" и Загородного отеля, принадлежащего ООО "Гостиница "Меридиан".
Холодная вода поднимается из скважин насосной второго подъёма (инв. N 00000167, N00001565), насосной первого подъёма (инв. N 00000168).
Перед нагревом холодная вода проходит процесс водоподготовки и смягчения воды при помощи оборудования котельной (ЭКО-1) инв. N 00001569. После подготовки вода подаётся на электрокотлы с пан. упр. КЭВ 100/0.4 инв. N 00000092, КЭВ-400/0.4 инв.
N 00000093, N 00000094, N 00000096, N 00000097, в которых происходит её нагрев.
Горячая вода оборудованием котельной (инв. N 00001564) подаётся в тепловые сети от ТК-1 до ТК-2 (инв. N 00001547) и систему отопления главного корпуса (инв. N 00000749). Указанные тепловые сети и система отопления являются единой системой, через которую горячая вода и отопление распределяются между объектами гостиничного комплекса ОАО "Жарки" и Загородным отелем, принадлежащим ООО "Гостиница "Меридиан".
Указанные спорные объекты основных средств определены налогоплательщиком в качестве имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью с кодами ОКОФ 11 4521012 "Здания электрических и тепловых сетей", ОКОФ 12 4521126 "Сеть тепловая магистральная", ОКОФ 14 3120010 "Аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители)", ОКОФ 14 2911090 "Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)".
При этом само по себе присвоение имуществу кода ОКОФ, отмеченного в Перечне N 504, не означает, что у налогоплательщика автоматически возникает право на применение льготы в отношении данного имущества. Право на применение пониженной налоговой ставки законодатель связывает с функциональной принадлежностью объектов налогообложения, а не с теми данными, которые указаны в учёте налогоплательщика (в инвентарных карточках). В основу классификации положено назначение объекта, его связь с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами.
Функциональным назначением имущества, указанного в Перечне N 504, является передача электрической и тепловой энергии. Указанный перечень направлен на объекты основных средств, осуществляющих транспортирующие функции.
Вместе с тем заявитель ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции не представил соответствующие доказательства, подтверждающие выполнение спорными объектами транспортирующих функций и обоснованность отнесения имеющегося у него имущества к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью.
Стоит отметить, что заявителем в ходе налоговой проверки не был представлен запрашиваемый налоговым органом (требование от 13.08.2018 N 14141) акт разграничения балансовой принадлежности теплосетей в виду его отсутствия.
Как следует из материалов дела, а соответствии со статьёй 85 НК РФ у Филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РХ налоговым органом были истребованы документы (техпаспорта, схемы, техническая документация, паспорта с экспликациями, топографические карты и иная техническая документация) в отношении имущества, принадлежащего ОАО "Жарки" (запрос от 13.08.2018 исх. N 10-15я/10999). В ответ на указанный запрос (вх. 20205 от 22.08.2018) филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РХ сообщил, что на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 19:06:120102:803, 19:06:120102:804, 19:06:120102:809 техническая документация в филиале отсутствует. Филиалом представлен электронный образ технического паспорта объекта недвижимости с кадастровым номером 19:06:120103:70, из анализа которого следует, что здание подстанции Лит В7 ЛОК "Жарки", расположенное в Долине "Бабик" Бейский р-он, РХ с кадастровым номером 19:06:120103:70, площадью 40.7 м.2, высота 3.85 м2, состоит из:1 этажа, на котором расположены: распределительное устройство общей площадью 4.8 кв.м.; распределительное устройство общей площадью 5.8 кв.м.; распределительное устройство общей площадью 4.6 кв.м.; подсобное помещение 10.2 кв.м.
Налоговым органом 13.08.2018 (исх. N 10-15я/11000) также направлен запрос в ГУП ПХ УТИ (т2 л34) о предоставлении документов (техпаспорта, схемы, технической документации, паспорта с экспликациями, топографических карт и иной технической документации) в отношении имущества, принадлежащего ОАО "Жарки". В ответ на указанный запрос (вх. 20047 от 20.08.2018) ГУП РХ УТИ представило копию технического паспорта на объекты недвижимого имущества, принадлежащие ОАО "Жарки": здание электрокотельной, насосная первого подъёма, подстанция, насосная второго подъёма (представлен технический паспорт на здание "Лечебно-оздоровительного комплекса "Жарки") (т2 л35). Кроме этого, ГУП РХ УТИ пояснило, что в архиве ГУП РХ УТИ имеются сведения только об объектах недвижимого имущества и отсутствует информация об оборудовании (котельных, системы отопления, электрокотлах, прочем).
Согласно техническому паспорту Здание "Лечебно-оздоровительного комплекса "Жарки" имеет назначение и использование объектов - лечебно-санаторное (т2 л36).
Согласно экспликации электрокотельная состоит из 2 этажей: 1 этаж - коридоры, туалет, душевая, встроенный шкаф, кабинеты, раздевалка, тамбуры, столярка, электр. котлы, общей площадью 263.7 кв.м.; 2 этаж - коридор и кабинеты, общей площадью 63.3 кв.м. Насосная I подъёма состоит из тамбура и насосной, общей площадью 32.8 кв.м. Насосная II подъёма состоит из коридоров, насосной, тамбуров, туалета, склада, кабинета, дистелятора и электроболлера, общей площадью 113,4 кв.м.
В представленном обществом (вх. N 20330 от 23.08.2018) топографическом плане с расположением объектов территории СРК Жарки указаны следующие объекты: тепловой колодец N 2 с теплотрассой и водопроводом для обеспечения здания отеля; корпус N 3 СРК Жарки; корпус N 2 СРК Жарки; летняя столовая СРК Жарки; тёплый склад СРК Жарки (АТЦ); административное здание (Корпус N4); станция первого подъёма; станция 2 подъёма; здание электрокотельной; подстанция с помещениями ввода и ОРУ; подстанция 110 кВ; тепловой колодец N 1 включая тепловую и водопроводную сеть; здание Главного корпуса с системой отопления, баками накопителями и водогрейными котлами.
Из анализа представленного топографического плана, налоговым органом сделан вывод, что указанные объекты основных средств соединены в единой цикл производства энергии и предназначены для производства и подачи, транспортировки тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения между объектами гостиничного комплекса ОАО "Жарки" и Загородным отелем, принадлежащем ООО "Гостиница "Меридиан".
Согласно свидетельским показаниям генерального директора ОАО "Жарки" Дмитриева М.А. (протокол допроса от 28.08.2018 N 1) имущество, принадлежащее ОАО "Жарки", предназначено для генерации и передачи тепловой электроэнергии, а также для теплоснабжения гостиничного комплекса ОАО "Жарки" и Загородного отеля, принадлежащего ООО "Гостиница "Меридиан". Данные объекты связаны с одной стороны подстанцией АО "МРСК", с другой стороны посредством теплоцентрали с загородным отелем Гладенькой, отель находится под управлением ООО "Гостиница "Меридиан". Электроснабжение данных объектов осуществляется от подстанции АО "МРСК", расположенной на территории ОАО "Жарки" и далее осуществляется теплоснабжение помещений, принадлежащих ОАО "Жарки", а также зданиям загородного отеля Гладенькая, принадлежащего ООО "Гостиница Меридиан" (т3 л82).
Между ОАО "Жарки" и ООО "Гостиница Меридиан" заключён договор теплоснабжения, водоснабжения. Обществом представлено в ходе проверки соглашение от 06.12.2016 N Ж-СОГ/16-223 (т1 л63) на обеспечение ООО "Гостиница "Меридиан" тепловой энергией и горячим, холодным водоснабжением, действующее с 06.12.2016 по настоящее время и ежемесячные акты приёмки-сдачи услуг за период 01.01.2017 по 31.12.2017 на возмещение затрат на производство и транспортировки тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения.
Таким образом, из материалов дела следует, что спорное имущество как функционально, так и по месту нахождения относится к оборудованию, участвующему в обеспечении жизнедеятельности ООО "Жарки", для теплоснабжения гостиничного комплекса ООО "Жарки" и Загородного отеля, принадлежащего ООО "Гостиница "Меридиан".
Судом первой инстанции верно отмечено, что имеющиеся в материалах дела документы свидетельствуют лишь об участии заявленного к льготе имущества в едином цикле производства энергии, об отнесении его к технологической части производства, но не к передаче.
Спорные основные средства участвуют в генерации и потреблении энергии, не выполняют функции транспортировки энергии и к линиям энергопередачи (теплопередачи) не относятся, в связи с этим к льготному налогообложению по смыслу, придаваемому в Перечне N 504, оспариваемое имущество не относится.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что соглашение от 06.12.2016 N Ж-СОГ/16-223 об обеспечении им тепловой энергией и горячим, холодным водоснабжением организацию ООО "Гостиница "Меридиан" и на акты приемки-сдачи услуг за период 01.01.2017 - 31.12.2017 на возмещение затрат на производство и транспортировку тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения, которые подтверждают энергопередачу третьим лицам.
Между тем, поскольку услуги по передаче тепловой энергии, водоснабжению через свои теплосети в адрес конечного потребителя осуществляются в границах балансовой принадлежности общества, указанные документы не могут являться основанием для применения пониженной налоговой ставки. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Также заявитель указывает на то, что дополнительный вид деятельности ООО "Жарки" под кодом 35.30.2 - передача пара и горячей воды (тепловой энергии) подтверждает правомерность применения пониженной ставки к имуществу, относящемся к линиям энергопередачи относящемуся к линиям энергопредачи.
Данный довод подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку установленные пунктом 3 статьи 380 НК ставки по налогу на имущество организаций применяются в отношении поименованных в Перечне N 504 объектов, относящихся к линиям энергопередачи, а также к сооружениям, являющимся неотъемлемой их технологической частью, вне зависимости от вида экономической деятельности, указанного в Едином государственном реестре юридических лиц.
Также заявителем в апелляционной жалобе указано, что одним из доводов законности оспариваемого судебного акта, суд первой инстанции счел доводы о том, что у общества имеются договоры поставки электрической энергии, заключенные с ОАО "МРСК Сибири" N 18.1900.565.14 от 20.02.2014 и с ОАО "Хакасэнергосбыт" N 63020 от 02.04.2014.
Однако, данное обстоятельство не является доводом законности оспариваемого решения, а лишь констатация фактов того, что ООО "Жарки" являлось покупателем электроэнергии у сторонних организаций.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорные объекты, исходя из их функционального назначения и характеристик, относятся к оборудованию, обеспечивающему производство (выработку), преобразование, распределение энергии, не участвуют в процессе передачи энергии потребителям и не относятся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и, следовательно, к имуществу, указанному в Перечне N 504, в отношении которого применяется пониженная налоговая ставка.
Данные выводы соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной, в определениях от 11.10.2017 N 307-КГ17-14399, от 07.11.2017 N 306-КГ17-15755, от 07.03.2018 N 307-КГ18-3, от 10.07.2018 N 306-КГ18-8637.
При этом судом первой инстанции учтено, что что обязанность доказывания правомерности соблюдения всех условий для применения льготы возложена на налогоплательщика. Налогоплательщиком, по спорным объектам, представленными в материалы дела доказательствами правомерность применения льготы по налогу на имущество не подтверждена. Указанные объекты включены в состав льготируемого имущества в нарушение Постановления N 504, пункта 11 статьи 381 НК РФ, поскольку обществом не подтверждено, что объекты относятся к магистральным тепловым сетям или оборудованию энергетическому прочему (коды ОКОФ 12 4521126, 142911090).
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции о том, что обществом в нарушение пункта 1 статьи 374, пункта 3 статьи 380 НК РФ неправомерно применены пониженные ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,6% в отношении спорных объектов основных средств, что повлекло занижение суммы налога на имущество, подлежащего уплате по налоговой декларации за 2017 год на 13 148 рублей.
Судом апелляционной инстанции повторно проверен расчет суммы налога на имущество организаций и пени и признан арифметически верным. Арифметический расчет заявителем не оспаривается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.
При изложенных обстоятельствах, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции и для удовлетворения апелляционной жалобы. Согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Поскольку решение суда первой инстанции оставлено без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, следовательно, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по уплате государственной пошлины, связанные, в том числе с подачей апелляционной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "23" декабря 2019 года по делу N А74-5324/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-5324/2019
Истец: ООО "Жарки"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N2 ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ