г. Челябинск |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А76-9210/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2019 по делу N А76-9210/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Лидерс" - Микушина Н.В. (паспорт, доверенность от 15.05.2019);
Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - Елисеева С.Г. (паспорт, доверенность от 09.01.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Лидерс" (далее - заявитель, ООО "Лидерс") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" (далее - ответчик, инспекция, ГУ "ГЖИ Челябинской области") о признании незаконными действий инспекции, выраженных в несоблюдении порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, а также о признании незаконным решения о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области от 20.02.2019 N 1163-в/1.
Определением суда от 16.05.2019 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью ООО "ДЕЗ Калининского района" (далее - ООО "ДЕЗ Калининского района", т. 2, л.д. 34-35).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2019 заявленные требования удовлетворены.
ГЖИ Челябинской области (далее также- податель жалобы, апеллянт) с принятым судебным актом не согласилась, обратившись с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что оснований для не включения ООО "ДЕЗ Калининского района" в реестр лицензий не имелось.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы изложенные в апелляционной жалобе в полном объеме, представитель заявителя - возражения на нее.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представители третьего лица не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей третьего лица.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ГУ "ГЖИ Челябинской области" рассмотрено заявление о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области от 06.12.2018 N 15451-в о включении в реестр лицензий Челябинской области многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Каслинская, д.19Б (далее - МКД).
По результатам рассмотрения заявления инспекцией вынесено решение о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области N 15451-в/1 от 25.12.2018 (т. 1, л.д.14).
Указанным решением внесены следующие изменения в реестр:
- включить в реестр лицензий Челябинской области указанный МКД за ООО "Лидерс", лицензия N 0652;
- исключить из реестра лицензий Челябинской области указанный МКД за ООО "ДЕЗ Калининского района", лицензия N 0143.
Дата внесения изменений в реестр лицензий 01.01.2019. 30.01.2019 ООО "ДЕЗ Калининского района" подано заявление о включении в реестр лицензий Челябинской области спорного МКД с приложением протокола внеочередного общего собрания от 24.12.2018 (т. 1, л.д. 111-149; т. 2, л.д. 1-27).
Рассмотрев заявление ООО "ДЕЗ Калининского района" о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области от 30.01.2019 N 1163-в о включении в реестр лицензий Челябинской области многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Каслинская, д.19Б, инспекцией принято решение о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области N 1163-в/1 от 20.02.2019 (т. 1, л.д.48, 104).
Указанным решением внесены следующие изменения в реестр:
- включить в реестр лицензий Челябинской области указанный МКД за ООО "ДЕЗ Калининского района", лицензия N 0143;
- исключить из реестра лицензий Челябинской области указанный МКД за ООО "Лидерс", лицензия N 0652.
Полагая, что названное решение N 1163-в/1, а также действия инспекции, выраженные в несоблюдении порядка внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N938/пр, нарушают права и законные интересы ООО "Лидерс", заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения заявленных требований.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 2 статьи 161 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно пунктам 2, 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса при выборе собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления домом управляющей организацией, ей передается весь комплекс полномочий по управлению домом.
Согласно части 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно части 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (далее - Порядок N 938/пр).
Согласно пункту 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений (пункт 7 Порядка N 938/пр):
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Как следует из материалов дела, 06.12.2019 ГУ "ГЖИ Челябинской области" рассмотрено заявление ООО "Лидерс" о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области N 15451-в о включении в реестр лицензий Челябинской области спорного МКД.
По результатам рассмотрения заявления инспекцией вынесено решение о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области N 15451-в/1 от 25.12.2018 (т. 1, л.д.14).
Указанным решением внесены следующие изменения в реестр:
- включить в реестр лицензий Челябинской области указанный МКД за ООО "Лидерс", лицензия N 0652;
- исключить из реестра лицензий Челябинской области указанный МКД за ООО "ДЕЗ Калининского района", лицензия N 0143.
Дата внесения изменений в реестр лицензий 01.01.2019.
В дальнейшем, 20.01.2019 собственниками помещений МКД на внеочередном собрании принято решение о выборе способа управления - управляющей организации ООО "Лидерс" (т. 1, л.д. 25-32).
В связи с чем, 22.01.2019 ООО "Лидерс" подано заявление в инспекцию о принятии на хранение подлинного протокола внеочередного общего собрания собственников от 20.01.2019 (т. 1, л.д. 33).
30.01.2019 ООО "ДЕЗ Калининского района" подано заявление о включении в реестр лицензий Челябинской области спорного МКД с приложением протокола внеочередного общего собрания от 24.12.2018 (т. 1, л.д. 111-149, т. 2, л.д. 1-27).
В ходе рассмотрения заявления и документов ответчиком выявлены наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления, а именно:
- согласно реестру лицензий Челябинской области указанный МКД внесен за ООО "Лидерс".
Заключением по итогам проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области от 13.02.2019 Инспекция зафиксировала факт наличия основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления (т. 1, л.д. 109-110).
В связи с чем, решением от 13.02.2019 N 1163-в ГУ "ГЖИ Челябинской области" приостановило рассмотрение заявления до 20.02.2019, которое направлено в адрес ООО "ДЕЗ Калининского района" 18.02.2019 (т. 1, л.д. 107- 110).
Инспекция, рассмотрев заявление ООО "ДЕЗ Калининского района" о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области от 30.01.2019 N 1163-в о включении в реестр лицензий Челябинской области МКД, расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Каслинская, д.19Б, приняла решение о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области N 1163-в/1 от 20.02.2019 (т. 1, л.д.48, 104).
Указанным решением внесены следующие изменения в реестр:
- включить в реестр лицензий Челябинской области указанный МКД за ООО "ДЕЗ Калининского района", лицензия N 0143;
- исключить из реестра лицензий Челябинской области указанный МКД за ООО "Лидерс", лицензия N 0652.
26.02.2019 собственниками помещений МКД проведено внеочередное общее собрание, на котором собственники утвердили вопрос о расторжении договора с любыми УК на данном многоквартирном доме, кроме ООО "Лидерс" (т. 1, л.д. 34-39).
27.02.2019 ООО "Лидерс" подано заявление в инспекцию о принятии на хранение подлинного протокола внеочередного общего собрания собственников от 26.02.2019 (т. 1, л.д. 40).
Инспекция 05.03.2019 в адрес ООО "Лидерс" направила письмо, в котором ответчик довел до сведения заявителя о рассмотрении заявления ООО "ДЕЗ Калининского района" о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области и включении спорного МКД с 01.03.2019 за ООО "ДЕЗ Калининского района" (т. 1, л.д. 41-42).
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что у инспекции на момент рассмотрения заявления ООО "ДЕЗ Калининского района" о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области в части спорного МКД - 20.02.2019, в отсутствие предоставленных документов, исключающих противоречивые сведения, наличие которых выявлено 13.02.2019 и послужило основанием для приостановления рассмотрения указанного заявления, отсутствовали правовые основания для принятия решения о внесении изменений в реестр лицензий Челябинской области N 1163-в/1.
Наличие в реестре сведений о том, что управление МКД осуществляет ООО "Лидерс", с учетом указанных выше обстоятельств, в том числе с учетом подачи 22.01.2019 (ранее 30.01.2019) заявителем в ГУ "ГЖИ Челябинской области" заявления о принятии на хранение подлинного протокола внеочередного общего собрания собственников от 20.01.2019, согласно которому собственниками принято решение о расторжении договора управления МКД с любыми УК на данном многоквартирном доме и выборе способа управления управляющей организации ООО "Лидерс" (т. 1, л.д. 24-33), само по себе свидетельствует о наличии противоречий в сведениях, которые могут быть основанием для принятия ГУ "ГЖИ Челябинской области" решения об отказе во включении спорного МКД в реестр лицензий Челябинской области за ООО "ДЕЗ Калининского района".
Решением Калининского районного суда г. Челябинска от 05.08.2019 по делу N 2-1755/2019 решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Челябинск, ул. Каслинская, д. 19Б, проведенного в форме очно-заочного голосования, оформленного в протоколе N 01/19Б/18 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 24.12.2018, которым управляющей организацией избрано ООО "ДЕЗ Калининского района", признано недействительным (т. 2, л.д. 44-52, 69-73).
Указанное решение суда вступило в законную силу 05.11.2019.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании вышеизложенного, требования заявителя обоснованно удовлетворены судом первой инстанции. Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и в связи с освобождением подателя апелляционной жалобы от уплаты государственной пошлины, распределение судебных расходов не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2019 по делу N А76-9210/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-9210/2019
Истец: ООО "Лидерс"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: ООО "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА"