г. Владимир |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А43-25704/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2024.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.01.2024.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Новиковой Е.А.,
судей Белякова Е.Н., Фединской Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Васильевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области
от 16.11.2023 по делу N А43-25704/2023,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" (ИНН 5256068455, ОГРН 1075256004009) к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (ИНН 5247051127, ОГРН 1115247001748) о взыскании долга, пеней,
в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОРБ Нижний" (далее - ООО "ОРБ Нижний", истец) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с иском к Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (далее - Администрация, ответчик) о взыскании 8837 руб. 31 коп. долга по оплате оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) с 01.04.2020 по 30.06.2022, 3927 руб. 30 коп. пеней за период с 13.05.2020 по 21.08.2023 и далее с 22.08.2023 по день фактической оплаты долга.
Решением от 16.11.2023 суд удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своих возражений заявитель жалобы указал, что без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным, свидетельство о праве на наследство Администрации не могло быть выдано. Взыскав с Администрации в пользу ООО "ОРБ Нижний" задолженность по оплате услуг регионального оператора по обращению с ТКО за счет наследственного имущества Биткина М.А., умершего 18.02.2021, суд не определил порядок признания такого имущества выморочным и признание права муниципальной собственности на него, который необходим для дальнейшего осуществления права муниципальной собственности на это имущество. Так же необоснованно не установлено, фактическое использование указанного имущества после смерти наследодателя, поскольку на момент смерти Биткина М.А., согласно выписке из похозяйственной книги в спорной квартире были зарегистрированы Шарова Дарья Михайловна (дочь) и Заречнева Варвара Кирилловна (выписаны 08.04.2021), из чего следует что Шарова Д.М. фактически приняла наследство отца. Неполучение свидетельства о праве на наследство не освобождает наследников, приобретших наследство, в том числе при наследовании выморочного имущества, от возникших в связи с этим обязанностей. Кроме того, признание имущества выморочным вне порядка, утвержденного Положением о порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность городского округа город Выкса Нижегородской области бесхозяйных вещей и выморочного имущества, а также о порядке прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое или используемое не по назначению жилое помещение (утверждено постановлением Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области от 21.01.2015 N 83), влечет за собой нарушение прав третьих лиц, фактически вступивших в наследство, поскольку таковые не были надлежащим образом установлены и проинформированы о признании имущества выморочным. Вместе с тем Администрация не уклоняется от оформления объекта недвижимости, собственником которого является умерший должник, ею предпринимаются для этого соответствующие меры. Судом не учтена необходимость соблюдения порядка оформления выморочного имущества в муниципальную собственность городского округа город Выкса Нижегородской области.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе от 21.11.2023.
К апелляционной жалобе Администрация приложила копии постановления Администрации городского округа г. Выкса Нижегородской обл. от 21.01.2015 N 83 (ред. от 19.04.2017) "Об утверждении положения о порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность городского округа город Выкса Нижегородской области бесхозяйных вещей и выморочного имущества, а также о порядке прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое или используемое не по назначению жилое помещении", постановление Администрации городского округа г. Выкса Нижегородской обл. от 04.05.2022 N 1330 "О внесении изменений в постановление администрации городского округа города Выкса Нижегородской области от 21.01.2015 N 83 "Об утверждении положения о порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность городского округа город Выкса Нижегородской области бесхозяйных вещей и выморочного имущества, а также о порядке прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое или используемое не по назначению жилое помещение", постановление Администрации городского округа г. Выкса Нижегородской обл. от 29.10.2021 N 2823 "О внесении изменений в Положение о порядке принятия, учета и оформления в муниципальную собственность городского округа город Выкса Нижегородской области бесхозяйных вещей и выморочного имущества, а также о порядке прекращения права собственности на бесхозяйственно содержимое или используемое не по назначению жилое помещение, утвержденное постановлением Администрации городского округа города Выкса Нижегородской области от 21.01.2015 N 83", выписки из похозяйственной книги от 24.07.2023 N 55.
Суд расценил данное приложение как ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 41, 159, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), рассмотрев вопрос о приобщении данных документов к материалам дела, установив отсутствие обоснования невозможности их предоставления при рассмотрении спора в суде первой инстанции, отказывает в их приобщении на основании статьи 268 АПК РФ в связи с отсутствием процессуальных оснований.
Данные документы подлежат возвращению заявителю жалобы, однако фактически на бумажном носителе возвращены не будут, поскольку поступили в суд апелляционной инстанции в электронном виде.
ООО "ОРБ Нижний" в отзыве на апелляционную жалобу от 16.01.2024 указало на отсутствие оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о дате, времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.1aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным в статье 121 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 257 - 262, 265, 266, 268, 269, 270 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Повторно оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва нее, Первый арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Согласно материалам дела 10.05.2018 Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области с ООО "ОРБ Нижний" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Нижегородской области (зона деятельности 6), в соответствии с которым истец наделен статусом регионального оператора по обращению с ТКО в зoне деятельности 6 в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами на период с 01.01.2019, сроком на 10 лет (далее - соглашение).
В пункте 2.1.4 соглашения определено, что в обязанности регионального оператора входит сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Нижегородской области (зона деятельности 6), заключение и исполнение договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (пункт 2.1.9 соглашения).
Для оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО собственником помещения (квартиры), находящегося по адресу ул. Молодежная, д. 25, кв. 7, д. Новая, Выксунский р-н, Нижегородская обл., открыт лицевой счет 950833436.
Собственник данной квартиры Биткин М.А. умер 18.02.2021.
При этом неоплаченной осталась задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО с 01.04.2020 по 30.06.2022 в сумме 8837 руб. 31 коп.
Указанные обстоятельства установлены решением Выксунского городского суда от 06.02.2023 по делу N 2-163/2023.
Данным решением суд отказал ООО "ОРБ Нижний" в удовлетворении требований о взыскании с наследников Биткина М.А. задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО, поскольку у последнего отсутствуют законные наследники.
Полагая, что спорное помещение является выморочным имуществом и в обязанности Администрации в соответствии с гражданским законодательством входит оплата жилищно-коммунальных услуг в отношении спорого жилого помещения, истец направил ей претензию от 07.07.2023 N 1616, предложив оплатить долг в сумме 8837 руб. 31 коп. в добровольном порядке.
Администрация в ответе на претензию от 13.07.2023 указала, что только после признания спорного имущества выморочным у истца возникнет право предъявления к ней соответствующего требования.
Оставление претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения ООО "ОРБ Нижний" с соответствующим иском в арбитражный суд.
На основании статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе из договоров и иных сделок, а также вследствие неосновательного обогащения.
В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (пункт 1 статьи 307 ГК РФ).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статьи 309, 310 (пункт 1) ГК РФ).
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия, осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Под услугами понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности (пункт 1 статьи 779, пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Заключение договоров с Региональным оператором на обращение с ТКО является обязательным для всех юридических лиц. Оплачивать услуги Регионального оператора организации обязаны с того момента, как Региональный оператор начал свою работу, а именно с 01.01.2019. При этом действие ранее заключенных договоров с местными организациями прекратилось 31.12.2018.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Жилищным кодексом установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ); плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящею Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимается транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153 ЖК РФ).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).
В статье 24.7 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходам является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах- (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 148.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения; конклюдентных действий.
Для заключения в письменной форме договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами собственник жилого помещения в многоквартирном доме или собственник жилого дома (домовладения) подает региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы, по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами способом подписанное собственником (одним из сособственников) заявление о заключении договора в 2 экземплярах, содержащее информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д" и "л" пункта 19 настоящих Правил, а также сведения о количестве расчетных единиц, утверждаемых при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления поселений или городских округов (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) для данной категории объекта, и копии документов, указанных в пункте 148(14) настоящих Правил (пункт 148.16).
В соответствии с пунктом 8.17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на, 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг но обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Суд первой инстанции установил, что Биткин М.А. являлся собственником квартиры, расположенной по адресу: ул. Молодежная, д. 25, кв. 7, д. Новая Деревня, городской округ город Выкса, Нижегородская обл.
Поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме между обществом и Биткиным М.А. не заключен, то в силу Правил N 1156 он считался заключенным по типовой форме.
Биткин М.А. умер 18.02.2021.
При этом осталась неоплаченной задолженность за оказанные услуги по обращению с ТКО в сумме 8837 руб. 31 коп. за период с 01.04.2020 по 30.06.2022.
Истец обратился в Выксунский городской суд с иском о взыскании с наследников умершего собственника спорной квартиры указанной задолженности.
Выксунский городской суд установил, что согласно сведениям с официального сайта Федеральной нотариальной палаты наследственных дел к имуществу Биткина М.А. не заводилось. Сведения о фактическом принятии наследства кем-либо из наследников отсутствуют. В связи с указанными обстоятельствами Выксунский городской суд решением отказа в удовлетворении иска о взыскании с наследников Биткина М.А. задолженности по оплате услуг по обращению с ТКО.
В силу статей 1152 и 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В случае если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158 ГК РФ), имущество умершего считается выморочным. В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории, в том числе жилое помещение. При наследовании выморочного имущества отказ от наследства не допускается (статья 1151 ГК РФ).
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени муниципальных образований выступают их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 5). Выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации (пункт 50).
Ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования по закону (пункт 60).
В пункте 2 статьи 125 ГК РФ установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут, приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Перечень субъектов платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен в части 2 статьи 153 ЖК РФ и включает в себя собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3 статьи 153 ЖК РФ).
Суд установил, что наследство после смерти Биткина М.А. наследниками не принято, право собственности на спорное жилое помещение к иным лицам в порядке наследования не перешло.
Таким образом, в отсутствие наследников в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: ул. Молодежная, д. 25, кв. 7, д. Новая Деревня, городской округ г. Выкса, Нижегородская обл., указанное имущество считается выморочным и в соответствии с положениями ГК РФ перешло в порядке наследования по закону в собственность городского округа город Выкса.
С учетом изложенного суд первой инстанции, вопреки доводам заявителя жалобы, правомерно счел доказанным факт, что в обязанность Администрации в спорный период входила оплата жилищно-коммунальных услуг в отношении данного помещения.
Факт оказания истцом услуг по вывозу ТКО в период с 01.04.2020 по 30.06.2022 подтвержден имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе договором на оказание услуг по транспортированию ТКО, актами оказанных услуг к данному договору, договором оказания услуг по обработке и захоронению ТКО, актами оказанных услуг к данному договору.
Тариф на услугу регионального оператора установлен приказом Республиканской службы по тарифам Нижегородской области. Нормативы накопления отходов по различным категориям объектов утверждены постановлением Правительства Нижегородской области.
По расчету истца стоимость оказанных услуг составляет 8837 руб. 31 коп. исходя из площади помещения ответчика.
Суд, проверив расчет суммы долга, обоснованно признал его верным.
Доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз ответчиком и утилизацию ТКО способами, не нарушающими санитарного законодательства; заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых можно сделать вывод о том, что ответчик не пользуется услугой по вывозу ТКО, предоставляемой региональным оператором, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суд верно установил, что истец в спорный период оказывал услуги по вывозу ТКО, а ответчик принимал эти услуги.
Доказательств, опровергающих сведения истца об объеме, стоимости оказанных услуг в спорный период, размере задолженности ответчика перед истцом и ее оплаты в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности требования истца о взыскании с ответчика 8837 руб. 31 коп. долга исходя из площади помещения ответчика.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом первой инстанции не учтена необходимость соблюдения порядка оформления выморочного имущества в муниципальную собственность городского округа город Выкса Нижегородской области, судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Кроме того, истец заявил требование о взыскании с ответчика 3927 руб. 30 коп. пеней за период с 13.05.2020 по 21.08.2023 и далее с 22.08.2023 по день фактической оплаты долга.
Согласно статье 329 ГК РФ исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).
В пункте 26 типового договора указано, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что по смыслу статьи 330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Поскольку факт ненадлежащего исполнений ответчиком условий типового договора на вывоз ТКО подтвержден материалами дела, требование истца о взыскании неустойки является правомерным.
Расчет пеней судом первой инстанции проверен и признан верным.
В этой связи суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика в пользу истца 3927 руб. 30 коп. пеней за период с 13.05.2020 по 21.08.2023.
Требование истца о взыскании пеней с 22.08.2023 по день фактической оплаты долга также обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Расчет пеней судом апелляционной инстанции повторно проверен и признан верным.
Таким образом, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца.
Все иные доводы и аргументы заявителя жалобы также проверены судом апелляционной инстанции и подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Обстоятельства дела, собранные по делу доказательства исследованы судом первой инстанции в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ и получили надлежащую правовую оценку, изложенную в обжалуемом судебном акте; судом не нарушено единообразие в применении и толковании норм права.
В ходе проверки законности и обоснованности принятого по делу судебного акта коллегия судей не установила каких-либо нарушений со стороны суда первой инстанции и полностью согласилась с оценкой представленных в дело доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.11.2023 по делу N А43-25704/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Выкса Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия через Арбитражный суд Нижегородской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Новикова |
Судьи |
Е.Н. Беляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25704/2023
Истец: ООО "ОРБ Нижний"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ВЫКСА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ