город Москва |
|
18 марта 2020 г. |
дело N А40-166829/19 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17.03.2020.
Полный текст постановления изготовлен 18.03.2020.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Лепихин Д.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Водоканал Кировского района" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2019
по делу N А40-166829/19
по заявлению МУП "Водоканал Кировского района" (ОГРН 1174704013197)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663)
третьи лица: 1) ООО "Водоканал "Невский", 2) временный управляющий МУП "Водоканал Кировского района" Зайцев С.В., 3) Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
об отмене решений;
при участии:
от заявителя - Перфильева И.М. по доверенности от 13.11.2019;
от заинтересованного лица - Соловьев П.А. по доверенности от 21.02.2020;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2019 в удовлетворении заявленных МУП "Водоканал Кировского района" требований о признании незаконными решений Федеральной антимонопольной службы N СП/46658/19, N СП/46661/19 от 04.06.2019; признании того, что тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, установленные для МУП "Водоканал Кировского района" на 2019, приняты Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) на уровне ниже экономически обоснованного; признании размера расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки по услугам водоснабжения и водоотведения МУП "Водоканал Кировского района" на 2019, отказано.
Предприятие не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьих лиц в деле участвуют ООО "Водоканал "Невский", временный управляющий МУП "Водоканал Кировского района" Зайцев С.В., Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, представители в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и в картотеке арбитражных дел в сети Интернет в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители предприятия и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что Федеральной антимонопольной службой рассмотрены в досудебном порядке споры по заявлению МУП "Водоканал Кировского района" (исх. от 28.12.2018 N 2391, вх. от 29.12.2018 N 219503-ЭП/18, от 29.01.2019 N 14111/19, от 29.01.2019 N 14089/19), возникшие с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (ЛенРТК) по вопросу установления тарифов на водоотведение и на питьевое водоснабжение на 2019.
По результатам рассмотрения указанных споров антимонопольной службой приняты решения от 27.05.2019, на которых указаны исходящие номера N СП/46658/19 и N СП/46661/19 от 04.06.2019.
Согласно резолютивной части решения N СП/46658/19, Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области признан нарушившим п. п. 24, 39, 41 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406; частично удовлетворены требования МУП "Водоканал Кировского района", указанные в заявлении о рассмотрении в досудебном порядке спора в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (исх. от 28.12.2018 N 2391, вх. от 29.12.2018 N 219503-ЭП/18, от 29.01.2019 N 14111/19) и указанным решением на орган исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения возложены обязанности в срок до 01.07.2019 провести анализ и учесть экономически обоснованные расходы по статьям "расходы на электрическую энергию на общепроизводственные нужды", "прочие прямые расходы", "цеховые расходы", "общехозяйственные расходы", пересмотрев установленную необходимую валовую выручку МУП "Водоканал" Кировского района" в части оказываемых услуг водоотведения на 2019 с учетом положений Основ ценообразования N 406 и мотивировочной части настоящего предписания, в срок до 01.07.2019 пересмотреть тариф на водоотведение, установленный для МУП "Водоканал Кировского района" на 2019; на основании п. 3 настоящего решения с учетом не превышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации, в случае необходимости средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифе на водоотведение МУП "Водоканал Кировского района" 2019 учесть при установлении тарифов в сфере водоотведения в отношении МУП "Водоканал Кировского района" на 2020 - 2021; об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифа в сфере водоотведения для МУП "Водоканал Кировского района" письменно проинформировать, представив надлежащим образом заверенные копии: - решения об установлении цен (тарифов) в сфере водоотведения, принятие которого предписывается настоящим решением; протокола заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением; экспертного заключения по делу об установлении для МУП "Водоканал Кировского района" цен (тарифов) в сфере водоотведения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения и данным решением отказано в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении МУП "Водоканал Кировского района".
Согласно резолютивной части решения N СП/46661/19, Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области признан нарушившим п. п. 24, 39, 41 Основ ценообразования N 406; частично удовлетворены требования МУП "Водоканал Кировского района", указанные в заявлении о рассмотрении в досудебном порядке спора в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (исх. от 28.12.2018 N 2392, вх. от 29.12.2018, N 219503-ЭП/18, от 29.01.2019 N 14089/19); указанным решением на орган исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоотведения возложены обязанности в срок до 01.07.2019 провести анализ и учесть экономически обоснованные расходы по статьям "расходы на электрическую энергию на общепроизводственные нужды", "прочие прямые расходы", "цеховые расходы", "общехозяйственные расходы", пересмотрев установленную необходимую валовую выручку МУП "Водоканал Кировского района" в части оказываемых услуг питьевого водоснабжения на 2019 с учетом положений Основ ценообразования N 406 и мотивировочной части настоящего предписания; в срок до 01.07.2019 пересмотреть тариф на питьевое водоснабжение, установленный для МУП "Водоканал Кировского района" на 2019; на основании п. 3 настоящего решения с учетом не превышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации, в случае необходимости средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифе на питьевое водоснабжение МУП "Водоканал Кировского района" 2019, учесть при установлении тарифов в сфере питьевого водоснабжения в отношении МУП "Водоканал Кировского района" на 2020 - 2021; об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений об установлении (пересмотре) тарифа в сфере водоснабжения для МУП "Водоканал Кировского района" письменно проинформировать антимонопольный орган, представив надлежащим образом заверенные копии решения об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения, принятие которого предписывается настоящим решением; протокола заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением; экспертного заключения по делу об установлении для МУП "Водоканал Кировского района" цен (тарифов) в сфере водоснабжения, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения и данным решением отказано в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении МУП "Водоканал Кировского района".
Не согласившись с вынесенными решениями, посчитав их нарушающими права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемых актов действующему законодательству.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Из материалов дела следует. что в ходе досудебного урегулирования споров, антимонопольным органом установлено, что размер необходимой валовой выручки, установленный оспариваемым решением, в части оказываемых услуг водоотведения составил 117.563, 22 тыс. руб.
МУП "Водоканал Кировского района" указывает на то, что утвержденный Комитетом тариф на 2019 экономически необоснован, в связи с чем просит признать размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки МУП "Водоканал Кировского района", в общей сумме в части оказываемых услуг водоотведения 339.778, 41 тыс. руб.
В отношении статьи затрат "расходы на электроэнергию на технологические нужды в части оказываемых услуг водоотведения" в части формирования объема сточных вод в размере 17.875, 22 тыс.куб.м. антимонопольный орган обоснованно указал на то, что расходы на электрическую энергию на технологические нужды по своей экономической сущности относятся к условно-переменным затратам, размер которых, в свою очередь, напрямую зависит от объема оказываемых услуг.
В представленных регулируемой организацией расчетах объем приобретаемой электрической энергии был определен МУП "Водоканал Кировского района" исходя из максимальной годовой производительности эксплуатируемого оборудования, согласно которому годовой объем принимаемых сточных вод составляет 17.875, 22 тыс.куб.м., что не соответствует объемным показателям, утвержденным ЛенРТК (3.613,57 тыс.куб. м.), при этом регулируемой организацией не оспаривались установленные органом регулирования объемы принимаемых сточных вод в части оказываемых услуг водоотведения.
Регулируемой организацией представлен в табличной форме расчет заявленного расхода электрической энергии на 2019 по каждому муниципальному образованию (МО "Кировск", МО "Мгинское ГП", МО "Город Отрадное").
В графе 17 данных таблиц указана формула расчета технологических затрат на электрическую энергию, из которой следует, что расход электроэнергии определялся заявителем от годовой производительности оборудования (графа 8), который не соответствует (больше) заявленного МУП "Водоканал Кировского района" объема принятых сточных вод на тарифное регулирование.
Разница в объемных показателях представлена в таблице ниже: муниципальное образование объем стоков в год, учтенный организацией в заявленных расчетах, тыс. куб.м. Объем стоков в год, заявленный организацией и учтенный ЛенРТК в тарифе, тыс. куб.м. МО "Кировск", МО "Мгинское ГП", МО "Город Отрадное".
Разница составляет 14.261,65 тыс.куб.м. (или объем сточных вод в расчетах заявителем больше учтенного в тарифе в 5 раз).
Довод заявителя в отношении не учета антимонопольным органом КПД насосов и электродвигателя (граф 12 и 13 расчетной таблицы), необоснован, поскольку в формуле расчета заявителя (графа 17) отражено, что расчет МУП "Водоканал Кировского района" проводился без использования граф 12 и 13 расчетной таблицы, в связи с чем антимонопольный орган в своих расчетах правомерно исходил из графы 16 предприятия (расход электроэнергии на технологические нужды), приведенного к учтенным в тарифе объемам реализации услуг.
Довод заявителя в отношении непринятия во внимание довода о технологическом цикле перекачки сточных вод, необоснован, исходя из того, что объемы сточных вод, собранных с других канализационных насосных станций, не принадлежащих МУП "Водоканал Кировского района", не могут быть учтены при определении расходов заявителя, поскольку возмещение расходов по водоотведению объемов сточных вод иных регулируемых организаций предусмотрено тарифами, утвержденными для данных организаций.
Кроме того, главная канализационная насосная станция на основании свидетельства о государственной регистрации права от 28.11.2008 N 78-АГ 769941 принадлежит АО "ЛОКС", для которой утвержден свой тариф на транспортировку сточных вод на 2019.
Относительно отсутствия полученного объема по прочему оборудованию.
В части расходов на станциях очистки сточных вод регулируемой организацией в материалах тарифного дела и в материалах, представленных в антимонопольный орган не было представлено обоснования полученного необходимого объема приобретаемой электрической энергии, в том числе по оборудованию: насос активного ила СД 450/22,5, воздуходувка ТВ 50-1,6, электроприводы, воздуходувка 2AF53M2-МН-30-11, 1, ВВН-ЗУХЛ4, насос К 8/18, электрокотел ЭК-18, в связи с чем, экономическая обоснованность заявленных регулируемой организацией объемов не подтверждена.
В заявлении МУП "Водоканал Кировского района" указывает на то, что по данному оборудованию формула расчета расходов электроэнергии была указана в расчетных таблицах. Между тем согласно формуле расчета (графа 17 расчетных таблиц) расход электроэнергии по вышеуказанному оборудованию определяется на основании данных граф 10 и 11.
При этом значений по данным графам не отражено в представленных в антимонопольный орган расчетных таблицах. Также отсутствует и любой иной расчет, позволяющий оценить заявленные регулируемой организацией суммы.
Таким образом, представленные регулируемой организацией материалы не позволили антимонопольной службе признать заявленные МУП "Водоканал Кировского района" требования по статье "расходы на электроэнергию на технологические нужды в части оказываемых услуг водоотведения" экономически обоснованными.
В отношении графы "расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды" в части штатного расписания.
Заявитель ссылается на то, что расходы на оплату труда сформированы МУП "Водоканал Кировского района" на основании штатного расписания, утвержденного директором МУП "Водоканал Кировского района" на 2019.
Между тем, в соответствии с п. 52 Основ ценообразования N 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно п. 17 Методических указаний N 1746-э при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к настоящим Методическим указаниям.
Таким образом, штатное расписание, утвержденное на предприятии, не поименовано в п. 52 Основ ценообразования N 406 в качестве материала, на основании которого определяются расходы на оплате труда.
Доводы заявителя относительно несогласия с анализом численности и средней заработной платы у аналогичных организаций со ссылками на то, что МУП "Водоканал Кировского района" не является правопреемником регулируемых организаций, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению в Кировском районе в 2017, в связи с чем учет численности и среднемесячной оплаты труда по данным организациям в тарифном решении МУП "Водоканал Кировского района" необоснованные, исходя из того, что МУП "Водоканал Кировского района" в 2019 осуществляло деятельность в части оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения на том же оборудовании и в тех же районах, что и ранее действующие организации, соответственно в п. 52 Основ ценообразования N 406 прямо предусмотрено определение расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, с учетом фактического уровня фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях. При этом, единственным представленным МУП "Водоканал Кировского района" в антимонопольный орган обосновывающим документом явилось штатное расписание. Иных обоснований и расчетов (в том числе, в соответствии с параметрами отраслевого тарифного соглашения, рекомендациями по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйству, утвержденными приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 N 66 мотивированного обоснования необходимости учета дополнительных штатных единиц) заявителем не представлено.
ЛенРТК, в свою очередь, при принятии оспариваемого в антимонопольном органе тарифного решения проанализирована численность и среднемесячная оплата труда производственного персонала за 2016 - 2017 у других регулируемых организаций, ранее осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности и оказывающих полный технологический цикл, произведен расчет численности производственного персонала в части оказываемых услуг водоотведения в соответствии с рекомендациями N 66.
При этом средняя заработная плата, утвержденная ЛенРТК для всех категорий персонала на 2019 для МУП "Водоканал Кировского района" учтена выше фактической среднемесячной оплаты труда по Ленинградской области по видам деятельности водоснабжения и водоотведения.
На основании изложенного, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о неправомерности удовлетворения требований предприятия.
В отношении статьи затрат "расходы на электрическую энергию на общепроизводственные нужды".
В расчетных таблицах, направленных заявителем как в ЛенРТК при утверждении тарифов на 2019 так и в антимонопольный орган на досудебное урегулирование спора, заявителем не представлены наименования (марки) эксплуатируемых агрегатов, задействованных на общепроизводственные нужды и расчеты принимаемого коэффициента загрузки по каждому агрегату.
При этом, учитывая тот факт, что расходы по данной статье не учтены ЛенРТК в составе необходимой валовой выручки заявителя, антимонопольным органом правомерно предписано ЛенРТК провести анализ дополнительно представленных МУП "Водоканал Кировского района" расчетов, содержащих наименование (марку) эксплуатируемых агрегатов, а также расчет принимаемого коэффициента загрузки по каждому агрегату, (оценив при этом фактический объем потребления электрической энергии на общепроизводственные нужды за 2018) и учесть в случае предоставления заявителем надлежащего обоснования, экономически обоснованные расходы на электрическую энергию на общепроизводственные нужды с учетом цен на электрическую энергию, предложенных регулируемой организацией, и корректного темпа роста цен на электроэнергию в размере 105,9 % в составе необходимой валовой выручки МУП "Водоканал Кировского района" 2019.
Таким образом, в условиях отсутствия достаточного обоснования со стороны заявителя, при этом понимая необходимость расчета регулируемой организации с контрагентами в части оплаты расходов на электрическую энергию, антимонопольным органом правомерно предписано ЛенРТК провести дополнительный анализ данных расходов и учесть их в тарифах МУП "Водоканал Кировского района" в случае подтверждения, в связи с чем, антимонопольным орагном учтены интересы заявителя при рассмотрении данной статьи затрат.
В отношении статьи затрат "расходы на арендную плату".
Доводы заявителя о не направлении ЛенРТК запросов о предоставлении дополнительных документов, отклоняются, поскольку осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению относится к числу регулируемых сфер, ограниченных нормами Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
На регулируемую организацию возложено бремя предоставления в орган регулирования всех необходимых документов, подтверждающих заявленные требования.
Учет органом регулирования расходов, экономическая обоснованность которых не подтверждена регулируемой организацией, противоречит принципам государственного тарифного регулирования.
Следовательно, во избежание необоснованного не учета тех или иных расходов, в том числе расходов на арендную плату, регулируемой организации необходимо предоставлять в материалах тарифного дела в орган регулирования актуальные на расчетный период регулирования договоры, а также документы и расчеты к данным договорам, подтверждающие заявленные требования.
Доводы заявителя относительно некорректности сравнения размера арендной платы заявителя с размером арендной платы с иными организациями, действующими ранее, отклоняются, поскольку объекты основных средств, передаваемые в аренду МУП "Водоканал Кировского района" и ранее эксплуатируемые ООО "Водоканал Кировского городского поселения", ООО "Водоканал Мгинского городского поселения" и ООО "Водоканал Отрадненского городского поселения" являются одними и теми же, что позволяет напрямую проводить стоимостную оценку средств по договорам аренды.
Доводы заявителя относительно проведения заявителем модернизации, реконструкции и капитального ремонта на объектах аренды, отклоняются, поскольку в представленных МУП "Водоканал Кировского района" инвентарных карточках по всем арендуемым у ООО "Водоканал "Невский" объектам основных средств не отражено изменений первоначальной стоимости объектов основных средств в графе (5) в связи с проведением модернизации реконструкции, достройки, дооборудования, в том числе отсутствуют указание видов операций в рамках осуществления данных мероприятий, документы и их реквизиту, подтверждающие факт осуществления операций по изменению первоначальной стоимости объектов основных средств, понесенные затраты, а лишь отражена сумма первоначальной стоимости арендуемых объектов на дату принятия к бухгалтерскому учету (19.12.2014), которая не соответствует (больше) размеру арендной платы за пользование имуществом, установленной в договорах аренды (и актуальными на момент принятия тарифных решений дополнительных соглашениях) между ООО "Водоканал Кировского городского поселения", ООО "Водоканал Мгинского городского поселения" и ООО "Водоканал Отрадненского городского поселения" (бывшими арендаторами) и ООО "Водоканал "Невский" (арендодателем).
Кроме того, заявителем не представлены в материалах тарифного дела в адрес органа регулирования инвентарные карточки учета объектов основных средств, выписка со счета, на котором арендодателем учитываются амортизационные отчисления и учетная политика организации - арендодателя.
При этом, согласно договору от 01.11.2018 N 2 ООО "Водоканал "Невский" сдает в аренду МУП "Водоканал Кировского района" насосную станцию II подъема, Кировский район, 25 квартал Мгинского лесничества, при этом согласно представленному ЛенРТК в антимонопольный орган свидетельству о государственной регистрации права, выданного 27.06.2011 данный объект основных средств принадлежит на праве собственности ООО "Водоканал птицефабрики "Синявинская".
ЛенРТК в антимонопольный орган представлены свидетельства о государственной регистрации права, выданного 27.06.2011 ООО "Водоканал птицефабрики "Синявинская" на объекты, отраженные в инвентарных карточках ООО "Водолканал "Невский", как у собственника данного имущества и заявляемого МУП "Водоканал Кировского района" по договору от 01.11.2018 N 3 (насосная станция I подъема, Отрадное, Ленинградское шоссе, дом 1в; главная канализационная насосная станция, Отрадное, улица Дружбы, дом 24).
Кроме того, МУП "Водоканал Кировского района" письмом от 25.12.2018 N 2342 в адрес органа регулирования направлено уведомление о расторжении договоров аренды имущества от 01.11.2018 N 1, N 2, N 3, N 4, заключенных между МУП "Водоканал Кировского района" и ООО "Водоканал "Невский" и действующих с 01.01.2019, в связи с чем, указанные договоры считаются расторгнутыми с 25.12.2018 в соответствии со ст. 451 Гражданского кодекса российской Федерации.
Таким образом, ввиду того, что заявителем в ЛенРТК при принятии тарифного решения не представлено необходимого и достаточного обоснования заявленных расходов на арендную плату в части оказываемых услуг водоотведения, а также ввиду наличия в материалах дела уведомления, свидетельствующего о фактическом расторжении договоров аренды имущества, расходы по которым заявлены регулируемой организацией, антимонопольным органом обоснованно отказано в удовлетворении требований МУП "Водоканал Кировского района" по статье "расходы на арендную плату".
Согласно п. 15 Основ ценообразования N 406, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), то такие расходы учитываются в соответствии с Методическими указаниями N 1746-э органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
В отношении статьи затрат "прочие прямые расходы".
В части расходов на охрану труда, материалы, инвентарь, хозяйственной принадлежности, ГСМ, топливо, техническое обслуживание зданий, основных средств, услуги связи, расходов по хозяйственным договорам на услуги сторонних организаций, прочих расходов регулируемой организацией в антимонопольный орган направлены расчеты расходов, выполненные заявителем на основании ожидаемых данных регулируемой организации за 2018.
При этом обосновывающих материалов (в том числе счетов-фактур, оборотносальдовых ведомостей, актов выполненных работ и услуг, договоров) в части подтверждения ожидаемых расходов за 2018 заявителем не представлено, в связи с чем требования по перечисленным затратам не могут быть признаны обоснованными.
Согласно заявлению МУП "Водоканал Кировского района", на сегодняшний день договоры водопользования не заключены регулируемой организацией до сих пор, в связи с чем, антимонопольным органом указано на то, что признание данных расходов в тарифе 2019 экономически необоснованно.
В отношении статьи затрат "оплата объемов сточных вод".
Довод заявителя в части того, что в договоре с АО "ЛОКС" указаны плановые объемы сточных вод, необоснован, поскольку в 2018 - 2019 заявителем не перезаключен данный договор, отсутствуют дополнительные соглашения к нему, вносящие изменения. Кроме того, заявитель ссылается на предоставление фактических данных за неполный 2018, при этом Основами ценообразования N 406 фактическими данными признаются данные за год, подтвержденные бухгалтерской и статистической отчетностью, в связи с чем, данные за 2018 могут быть оценены и учтены органом регулирования только при тарифном регулировании 2020. При этом в тарифе АО "ЛОКС" на 2019 учтен объем сточных вод в размере 1.721,76 тыс. куб.м.
Данный объем заявлен самим АО "ЛОКС" на 2019 в ЛенРТК, что подтверждается соответствующем экспертным заключением.
Таким образом, учет в составе необходимой валовой выручки МУП "Водоканал Кировского района" иных объемов повлекло бы к расхождению баланса водоотведения.
На основании изложенного, с учетом того, что сторонами, заключившими договор по транспортировке сточных вод от 05.12.2017 N б/н не вносились изменения в данный договор в части объемов сточных вод, переданных на транспортировку, а также учитывая тот факт, что АО "ЛОКС" на 2019 заявлен объем реализации услуг в размере 1.721,76 тыс.куб.м., а также учитывая тот факт, что представленные регулируемой данные за неполный 2018 не могут быть приняты в качестве достаточных для подтверждения экономической обоснованности заявленных регулируемой организацией требований, действия Комитета по учету объемов сточных вод, переданных на транспортировку в размере 1.721,45 тыс.куб.м. (с учетом исключения собственных объемов сточных вод АО "ЛОКС" 0,31 тыс.куб.м.) правомерно признаны антимонопольным органом не противоречащими требованиям действующего законодательства.
В отношении статьи затрат "цеховые расходы".
В части расходов на охрану труда, материалы, страхование гражданской ответственности, технический осмотр, обучение, повышение квалификации, услуги связи, прочих расходов, заявителем оспариваются расходы, заявленные регулируемой организацией на 2019 на основании ожидаемых данных МУП "Водоканал Кировского района" за 2018. При этом обосновывающих материалов в части подтверждения ожидаемых расходов за 2018 не представлено, в том числе: отсутствуют счета-фактуры, оборотно-сальдовые ведомости, акты выполненных работ и услуг, договоры), в связи с чем требования МУП "Водоканал Кировского района" по перечисленным затратам не могут быть признаны экономически обоснованными.
В отношении статьи затрат "общехозяйственные расходы".
В соответствии с п. 17 Правил регулирования тарифов N 406 к заявлению об установлении тарифов прилагаются, в том числе копии договоров (с приложениями) о поставке материалов, сырья, топлива и других энергоресурсов, выполнении работ сторонними организациями, в том числе ремонтных работ подрядными организациями, об аренде имущества (оборудования, земельных участков) на очередной период регулирования.
Между тем, в части расходов на охрану труда, содержание здания управления, консультационные, информационные, аудиторские, юридические услуги, типографические, почтово-телеграфные, канцелярские расходы, связь, подписку, производственную литературу, рекламу, материалы, инвентарь, хозяйственные принадлежности, обслуживание техники, повышение квалификации, услуги сторонних организаций, командировочные расходы регулируемой организацией направлены суммы расходов, заявленные регулируемой организацией на 2019 на основании ожидаемых данных регулируемой организации за 2018. При этом обосновывающих материалов в части подтверждения ожидаемых расходов за 2018 не представлено, в том числе отсутствуют счета-фактуры, оборотносальдовые ведомости, акты выполненных работ и услуг, договоры).
В части обоснования расходов на аренду офиса заявителем представлен договор N 01/2018 от 01.01.2018 (действующий до 08.02.2018) и дополнительное соглашение к нему об изменении размера арендной платы с МКУ Управление хозяйственного обеспечения и транспорта Кировского муниципального района Ленинградской области.
Заявитель ссылался на п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации согласно которого, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Таким образом, на момент принятия Комитетом тарифного решения регулируемой организацией не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих продление указанного договора аренды.
Письмо Администрации МО "Кировск" "исх. N 24-971/19-01 от 18.03.2019 не могло быть учтено Комитетом, поскольку тарифное решение принято 20.12.2018.
В отношении расходов на оплату труда административно-управленческого персонала.
Штатное расписание, утвержденное на предприятии, не поименовано в п. 52 Основ ценообразования N 406 в качестве материала, на основании которого определяются расходы на оплате труда, что не позволяет принимать его во внимание при рассмотрении разногласий относительно расходов на оплату труда.
В отношении экономически обоснованных расходов, неучтенных органом регулирования в прошлых периодах регулирования в части оказываемых услуг водоотведения, следует принять во внимание, что антимонопольным органом в 2018 не выдано предписаний в адрес Комитета о пересмотре тарифов регулируемых организаций, являющихся потребителями услуг АО "ЛОКС", ООО "Водоканал Кировского городского поселения" и ООО "Водоканал Отрадненского городского поселения", в связи с чем у органа регулирования отсутствовали основания для пересмотра (увеличения) тарифов для МУП "Водоканал Кировского района".
Вместе с тем, согласно п. 15 Основ ценообразования N 406, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее, чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Таким образом, экономически обоснованные расходы МУП "Водоканал Кировского района" за 2018 будут учтены органом регулирования в соответствии с п. 15 Основ ценообразования N 406 в случае надлежащего подтверждения данных расходов бухгалтерской и статистической отчетностью в последующих периодах регулирования.
Доводы заявителя относительно несогласия в части установленных единых тарифов на водоотведение по муниципальным образованиям без применения дифференциации, отклоняются, поскольку Комитетом в соответствии со ст. 32 Федерального закона N 416-ФЗ, п. п. 6, 11 Основ ценообразования N 406, п. п. 104, 106 и 107 Методических указаний N 1746-э принято решение об установлении единых тарифов без дифференциации по муниципальным образованиям.
Органом регулирования проведен анализ целесообразности установления тарифов для каждой из систем водоотведения (по муниципальным образованиям), по итогу которого выявлено, что регулируемая организация является гарантирующей организацией в каждом из муниципальных образований, в этой связи уровень тарифов в случае применения дифференциации будет значительно отличаться. На момент принятия тарифного решения орган регулирования не обладал информацией в отношении раздельного учета доходов и расходов по системам водоснабжения и водоотведения на уровне первичного учета.
Пунктом 11 Основ ценообразования N 406 установлено, что тарифы в сфере водоотведения могут дифференцироваться по указанным параметрам, при этом прямая обязанность дифференциации отсутствует.
В отношении доводов заявителя о том, что Комитетом и антимонопольным органом не запрашивались дополнительные документы, следует отметить, что МУП "Водоканал Кировского района" как регулируемая организация должно было на момент принятия Комитетом решения об установлении тарифов предоставить необходимые документы, которые бы подтверждали обоснованность включения требуемого уровня расходов. Предоставление определенного комплекта документов является обязанностью регулируемой организации.
Таким образом, доводы МУП "Водоканал Кировского района" о возможности включения определенных расходов строится исключительно на выводах правоприменительной практики о том, что в отсутствие в тарифной заявке обосновывающих документов орган регулирования может рассчитать такие затраты по результатам анализа дополнительно запрошенных документов.
Однако регулируемая организация не учитывает тот факт, что указанная практика предусматривает право, а не обязанность Комитета запрашивать дополнительные документы. МУП "Водоканал Кировского района", являясь коммерческой организацией и профессиональным участником рынка, должно быть заинтересовано в проявлении собственной инициативы по представлению обосновывающих материалов для установления на очередной год уровня тарифа, выгодного для осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения.
В этой связи законодательством на него возложена обязанность предоставления соответствующего комплекта документов, содержащего необходимые и достаточные сведения для установления нужного тарифа.
Доводы заявителя о том, что в результате целенаправленного не включения в тарифы предприятия экономически обоснованных и подтвержденных расходов, предприятие недополучает необходимую выручку и вынуждено нести непосильные убытки, отклоняются, поскольку не подтверждены заявителем документально.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.11.2019 по делу N А40-166829/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-166829/2019
Истец: МУП "ВОДОКАНАЛ КИРОВСКОГО РАЙОНА"
Ответчик: ФАС России
Третье лицо: Зайцев Сергей Викторович, КОМИТЕТ ПО ТАРИФАМ И ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "ВОДОКАНАЛ "НЕВСКИЙ"