г. Вологда |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А13-22546/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
В полном объёме постановление изготовлено 18 марта 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Вологодские инженерные системы и сети" Слемнева В.В. по доверенности от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодские инженерные системы и сети" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2020 года по делу N А13-22546/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вологодские инженерные системы и сети" (ОГРН 1033500076642, ИНН 3525131513; адрес: 160004, Вологодская область, город Вологда, улица Гончарная, дом 2а; далее - ООО "ВИСИС", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Административной комиссии в городе Вологде (адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Козленская, дом 6; далее - комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 06.11.2019 N 3584 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.1 Закона Вологодской области от 08.12.2010 N 2429-ОЗ "Об административных правонарушениях в Вологодской области" (далее - Закон N 2429-ОЗ).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2020 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что в его деянии отсутствует состав вмененного ему административного правонарушения. Считает, что при вынесении решения судом не приняты во внимание изменения, внесенные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 N 1572 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 1572), а также решением Вологодской городской думы от 21.03.2019 N 1760 "О внесении изменений в решение Вологодской городской думы от 02.04.2007 N 392 "О правилах благоустройства муниципального образования "Город Вологда" (далее - решение N 1760).
Комиссия в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Административный орган надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителя в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенного 16.09.2019 обследования территории по адресу: город Вологда, улица Сухонская, дом 15, составлен акт, в котором отражено, что 16.09.2019 в 10 час 29 мин территория контейнерной площадки в периметре до 5 метров не убрана от мусора (строительный, коммунальный).
Административная комиссия посчитала, что обществом нарушены положения пунктов 3.4, 3.5, 3.6.1 (ж), 3.6.4, 4.1 Правил благоустройства города Вологды, утвержденных решением Вологодской городской Думы от 02.04.2007 N 392 (далее - Правила N 392, Правила благоустройства), и в связи с этим 24.10.2019 в отношении общества составила протокол об административном правонарушении.
Кроме того, 14.10.2019 старшим инспектором Оленичевым С.А. проведено обследование территории по адресу: город Вологда, улица Полевая, дом 7, по результатам которого составлен акт с отражением того, что 14.10.2019 в 09 час 11 мин по указанному адресу также не осуществлена уборка мусора в 5-метровой зоне по периметру от указанной площадки (контейнерная площадка N 149), чем не соблюдены указанные выше положения Правил N 392.
По данному факту 31.10.2019 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении.
В связи с выявленными нарушениями комиссия вынесла постановление от 06.11.2019 N 3584 о назначении административного наказания, которым признала ООО "ВИСИС" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.1 Закона N 2429-ОЗ, и назначила ему наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, общество оспорило это постановление в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 этой же статьи определено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом, и дело рассмотрено административной комиссией в пределах полномочий, предоставленных статьями 8.3, 9.1 Закона N 2429-ОЗ, Законом Вологодской области от 30.06.2002 N 804-ОЗ "Об административных комиссиях в муниципальных образованиях Вологодской области", решением Вологодской городской Думы от 25.04.2006 N 67 (в редакции решения от 29.09.2011 N 761), постановлением администрации города Вологды от 08.02.2011 N 520.
Статьей 3.1 Закона N 2429-ОЗ в редакции, действующей до 25.01.2020, установлена ответственность за нарушение установленных муниципальными правовыми актами правил благоустройства территории поселения (городского округа), если это действие (бездействие) не образует состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Согласно пункту 1.3.12 Правил благоустройства под прилегающей территорией понимается территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены настоящими Правилами в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Под придомовой территорией понимается территория, границы которой определены на основании данных государственного кадастрового учета, на которой расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства (пункт 1.3.13 названных Правил).
Содержание территории - это комплекс мероприятий, связанных с уборкой территории, очисткой и восстановлением решеток ливневой канализации, поддержанием в чистоте и проведением своевременного ремонта фасадов зданий и сооружений, малых архитектурных форм, заборов и ограждений; содержанием строительных площадок, инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов, зеленых насаждений, объектов транспортной инфраструктуры и иных объектов, находящихся на земельном участке и являющихся объектами благоустройства, в соответствии с настоящими Правилами (пункт 1.3.14 Правил благоустройства).
Уборка территорий - вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места снега, отходов производства и потребления, мусора, в том числе металлического лома, других материалов, временных конструкций и сооружений (вместе с содержащимися в них предметами), установленных без получения разрешения в установленном действующим законодательством порядке либо срок разрешения (размещения) которых истек, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды (пункт 1.3.15 Правил благоустройства).
Пункт 3.1 Правил благоустройства содержит перечень работ по содержанию объектов благоустройства (их элементов), которые включают в себя в том числе ежедневный осмотр всех объектов благоустройства (их элементов) на соответствие требованиям, предъявляемым к ним законодательством и настоящими Правилами; ежедневную уборку территории в соответствии с настоящими Правилами; накопление (в том числе раздельное накопление) и транспортирование твердых коммунальных отходов (в период с 1 апреля по 31 октября - ежедневно, в период с 1 ноября по 31 марта - не реже чем 1 раз в трое суток), а также в период с 1 апреля по 31 октября - мойка мусоросборников один раз в 10 дней.
Согласно пункту 3.4 Правил N 392 лицо, ответственное за содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, обязано ежедневно очищать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от твердых коммунальных отходов, размещенных за пределами контейнеров и бункеров, до их вывоза региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; в зимний период очищать контейнерную площадку от снега, льда по мере необходимости.
Уборку мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, площадок для складирования отдельных групп коммунальных отходов и мест погрузки твердых коммунальных отходов от мусора, просыпавшегося при погрузке твердых коммунальных отходов в мусоровозы и при погрузке крупногабаритных отходов, обеспечивает региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Уборку мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, площадок для складирования отдельных групп коммунальных отходов осуществляет региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае несоблюдения им графика вывоза отходов более чем на 3 часа.
В силу подпункта "ж" пункта 3.6.1 Правил благоустройства внешняя часть границ прилегающей территории определяется на расстоянии 15 метров по периметру от границ здания, строения, сооружения, земельного участка, за исключением площадок для установки мусоросборников - 5 метров по периметру.
Из пункта 4.1 Правил N 392 следует, что складирование мусора и твердых коммунальных отходов осуществляется в мусоросборники в специальных местах (на специальных площадках). Уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов включает в себя действия по подбору оброненных (просыпавшихся) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещение их в мусоровоз. Транспортирование отходов должно производиться способами, исключающими возможность их потери при перевозке.
Как верно отметил суд, в рассматриваемом случае общество является лицом, ответственным за надлежащее содержание прилегающих территорий к контейнерным площадкам по адресам: город Вологда, улица Полевая, дом 17, и город Вологда, улица Сухонская, дом 15. Характер выявленных нарушений и зафиксированные административным органом обстоятельства его совершения свидетельствуют о непринятии управляющей организацией своевременных мер по уборке мусора на прилегающих территориях к контейнерным площадкам по указанным адресам и о нарушении поименованных выше положений Правил благоустройства.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 2.1 указанного Кодекса установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что общество было лишено возможности, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, своевременно устранить выявленные нарушения, и им приняты для этого все возможные меры, в материалы дела не представлено.
В связи с этим апелляционная инстанция поддерживает вывод комиссии и суда первой инстанции о совершении ООО "ВИСИС" административного правонарушения, предусмотренного статьей 3.1 Закона N 2429-ОЗ.
Общество последовательно ссылается на то, что несвоевременный вывоз отходов допущен региональным оператором (ООО "АкваЛайн"). Отмечает, что в силу внесенных изменений в постановление Правительства N 1572, а также решения N 1760 именно региональный оператор несет ответственность за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов. Полагает, что такая позиция подтверждена и решением Вологодского областного суда от 05.06.2019 по делу N 3а-321/2019.
Вместе с тем, данные доводы не могут быть приняты.
Согласно подпункту "д" (2) пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), с учетом внесенных постановлением Правительства N 1572 изменений определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с абзацем вторым упомянутого подпункта Правил N 491 в этих Правилах понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" используется в значении, предусмотренном Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156), в силу пункта 2 которых уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов представляет собой действия по подбору оброненных (просыпавшихся и других) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз.
Также общество сослалось на пункт 148(12) Правил предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и с изменениями, внесенными постановлением Правительства N 1572, в силу которого региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Вместе с тем общество не учитывает, что согласно пункту 2 Правил N 354, понятие "уборка мест погрузки твердых коммунальных отходов" в этих Правилах также употребляется в значении, предусмотренном Правилами N 1156.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае речь не идет о просыпавшихся или оброненных отходах. Мусор выявлен в пределах пяти метров по периметру вокруг контейнерных площадок по указанным выше адресам.
Помимо того, ООО "АкваЛайн" в письме от 10.04.2019 сообщило, что вывоз твердых коммунальных отходов производится ежедневно.
Поскольку общество осуществляет управление названными выше многоквартирными жилыми домами, то его довод о том, что обязанность по уборке территории контейнерной площадки лежит на региональном операторе, не может быть принят, так как ответственность за организацию, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов возложена на организации, осуществляющие управление общим имуществом соответствующих многоквартирных домов (подпункт "д" (2) пункта 11 Правил N 491, пункт 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
Обозначенное обществом решение Вологодского областного суда от 05.06.2019 N 3а-321/2019, вынесенное по итогам рассмотрения административного искового заявления ООО "АкваЛайн" об оспаривании частично решения N 1760, также не опровергает приведенные выше выводы о совершении обществом вмененного ему административного правонарушения, выразившегося в нарушении установленных муниципальным правовым актом правил благоустройства территории поселения.
Процедура привлечения к административной ответственности и установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности комиссией соблюдены, наказание назначено в минимальном размере санкции статьи 3.1 Закона N 2429-ОЗ.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным и отмена постановления комиссии от 06.11.2019 N 3584.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и, по существу, сводятся к переоценке обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств.
Данные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 января 2020 года по делу N А13-22546/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вологодские инженерные системы и сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-22546/2019
Истец: ООО "Вологодские инженерные системы и сети"
Ответчик: Административная комиссия в городе Вологде
Третье лицо: ООО "Вологодский инженерные системы"