г. Санкт-Петербург |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А56-120571/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Фуркало О.В.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3871/2020) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2020 по делу N А56-120571/2019, рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью"Вистинская топливная компания"
к Санкт-Петербургской таможне
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вистинская топливная компания" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Санкт-Петербургской таможни (далее - заинтересованное лицо, таможня, таможенный орган) от 18.10.2019 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-3910/2019, о привлечении к административной ответственности по части 6.2 статьи 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением от 13.01.2020 в виде резолютивной части Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области заявление удовлетворил.
30.01.2020 судом изготовлено мотивированное решение.
В апелляционной жалобе Таможня просит решение суда от 30.01.2020 отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, полагая, что совершенное Обществом административное правонарушение, предусмотренное частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, влияет на осуществление государством своих функций по валютному контролю и несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 18.03.2015 между Обществом (поставщик) и ООО "BUNKER HOLDINGS LTD" (Кипр) (покупатель) заключен контракт N BHLTD-Vistino 01 (далее - Контракт) о купле-продаже топлива, предназначенного для нормальной эксплуатации судов (бункеровка).
Контракт принят на расчетное обслуживание в АО "ГПБ" Северо-западный филиал, 20.03.2015 оформлен уникальный номер контракта (далее - УНК) N 15030003/0364/0013/9/1.
С 02.02.2018 переведен на расчетное обслуживание в Северо-западный банк ПАО Сбербанк.
23.01.2019 контракт снят с учета в уполномоченном банке на основании пункта 6.1.5 Инструкции N 181-И.
В ходе проверки соблюдения Обществом актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования Таможней установлено, что Общество в установленный срок не представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, содержащую сведения о вывозе товаров из Российской Федерации по ДТ: 10006021/240118/0001172, 10006021/240118/0001192, 10006021/240118/0001218, 10006021/240118/0001228, 10006026/250118/0000206, 10006021/260118/0001299, 10006021/290118/0001412, 10006021/290118/0001430, 10006021/290118/0001434, 10006021/290118/0001441, 10006021/300118/0001457, 10006021/300118/0001461, 10006021/300118/0001479, 10006021/300118/0001491, 10006026/300118/0000284, 10006021/310118/0001510, 10006021/310118/0001525, 10006021/310118/0001540.
По факту выявленного нарушения Таможней в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 03.09.2019 N 10216000-1843/2019.
18.10.2019 Таможней вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10210000-3910/2019, Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для применения к рассматриваемым правоотношениям положений статьи 2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное Обществом правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым правоотношениям и не повлекло за собой нарушения прав и интересов граждан и государства.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу суд апелляционной инстанции считает доводы апелляционной жалобы необоснованными.
В соответствии с частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на десять, но не более чем на тридцать дней.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации. Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает также порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.
Порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением установлен Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 04.06.2012 N 138-И (далее - Инструкция N 138-И).
Согласно пункту 9.2.2 Инструкции N 138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, представляются резидентом в банк в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы.
С 1 марта 2018 года вступила в силу Инструкция Центрального банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления" (далее - Инструкция N 181-И).
Пунктом 1.3 Инструкции N 181-И установлено, что справки о подтверждающих документах являются формами учета и отчётности по валютным операциям резидента.
В соответствий с пунктом 8.8 Инструкции N 181-И при ввозе товара на территорию Российской Федерации на условиях предоставления резидентом нерезиденту коммерческого кредита в виде предоплаты (авансового платежа) и при наличии требования о таможенном декларировании товаров в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза путем подачи декларации на товары резидент должен представить в уполномоченный банк в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары, справку о подтверждающих документах. Требование п.8.8 Инструкции N 181-И идентично обязанности представления справки о подтверждающих документах, которая была установлена п. 9.8 Инструкции N138-И.
Справка о подтверждающих документах представлена Обществом в уполномоченный банк 04.04.2018, в то время как в соответствии с пунктом 8.8 главы 8 Инструкции N 181-И справку необходимо было представить не позднее 21.02.2018.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований валютного законодательства в силу чрезвычайных событий, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии вины Общества во вмененном административном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6.2 статьи 15.25 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно счел, что совершенное Обществом правонарушение является малозначительным, в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ N 10), если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления Пленума ВАС РФ N 10 разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В связи с чем административные органы и суды обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Судом первой инстанции установлено, что ранее Общество за нарушение валютного законодательства к административной ответственности не привлекалось, правонарушение совершенное Обществом серьезных последствий не повлекло, задекларированное топливо правильно и своевременно оформлено и вывезено, денежные средства своевременно и в полном объеме перечислены, налоги уплачены. Кроме того, допущенное нарушение самостоятельно устранено Обществом до составления протокола об административном правонарушении
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным в рассматриваемом случае применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
Довод Таможни о том, что указанные судом обстоятельства не относятся к критериям малозначительности административного правонарушения, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку законодателем предоставлено право суду самостоятельно в каждом конкретном случае определять признаки малозначительности правонарушения, исходя из общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях.
Доказательств наступления каких-либо неблагоприятных последствий в результате совершения административного правонарушения Таможней не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в них отсутствуют ссылки на обстоятельства, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции и могли бы повлиять в той или иной степени на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2020 по делу N А56-120571/2019 не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.01.2020 по делу N А56-120571/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
О.В. Фуркало |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-120571/2019
Истец: ООО "ВИСТИНСКАЯ ТОПЛИВНАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ