г. Самара |
|
19 марта 2020 г. |
А65-30792/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В. и Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Агентство дорожной информации "Радар" - не явились,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агентство дорожной информации "Радар"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2019 года по делу N А65-30792/2019 (судья Кириллов А.Е.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агентство дорожной информации "Радар" (ОГРН 1025900512758, ИНН 5902815280), г. Пермь,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство дорожной информации "Радар" обратилось в Арбитражный суд РТ к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан с требованиями о признании Решения по делу N 016/06/36-1432/2019 о нарушении законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 05.09.2019 г. незаконным в части не выдачи предписания об устранении нарушения действующего законодательства; об обязании выдать предписание, отменить решение об отмене определения поставщика 26.08.2019 года, возобновить процедуру открытого конкурса в электронной форме от 18.07.2019 г. по извещению N 011300005119000458.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2019 года в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Агентство дорожной информации "Радар" просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении своих требований.
В материалы дела поступил отзыв (письменные пояснения) Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители подателя жалобы и ответчика участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие представителей иных лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, рассмотрев жалобу ООО "Агентство дорожной информации РАДАР" (вх. N 14112/ж), Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан вынесено Решение по делу N 016/06/36-1432/2019 о признании жалобы, на действия заказчика и уполномоченного органа - муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет нижнекамского муниципального района" при проведении закупки N 0111300005119000458 на предмет: "Выполнение научно-исследовательской работы "Построение эффективной системы работы городского пассажирского транспорта общего пользования города Нижнекамска, с учетом муниципальных маршрутов Нижнекамского района" для МКУ "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан" обоснованной, заказчик и уполномоченный орган - муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет нижнекамского муниципального района" признаны нарушившими требования части 1 статьи 36 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с принятием решения об отмене определения поставщика и проведение закупки повторно, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан принято решение не выдавать предписание об устранении нарушения действующего законодательства.
Не согласившись с принятым решение, заявитель обжаловал его в Арбитражный суд РТ в части отказа в выдаче предписания.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии сч.2 ст.9 КоАП РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
По смыслу статей 4, 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Следовательно, предъявление заявления (иска) должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица, при этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе, планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом о контрактной системе (часть 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 6 этого Закона контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Содержание принципа обеспечения конкуренции раскрыто в статье 8 Закона о контрактной системе, определяющей, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2).
Статьей 11 Закона о контрактной системе, определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на единых принципах и подходах, предусмотренных настоящим Федеральным законом и позволяющих обеспечивать государственные и муниципальные нужды посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок.
Статьей 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1).
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта (часть 4).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно статье 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 1).
В соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график (часть 1).
По истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 названной статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством (часть 2).
Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе (часть 3).
Основания подачи жалоб на действия заказчика и порядок рассмотрения таких жалобы определены статьями 105 и 106 Закона о контрактной системе, а также Административным регламентом N 727/14.
В частности, на основании частей 1 и 6 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, связанных с заключением контракта, допускается в порядке, установленном настоящей главой, не позднее даты заключения контракта.
Административным регламентом N 727/14 установлено, что после подачи жалобы на действия (бездействие) заказчика контрольный орган в течение двух рабочих дней после дня поступления жалобы размещает в единой информационной системе в сфере закупок информацию о поступлении жалобы и текст жалобы, а также сообщает заявителю и заказчику, оператору электронной площадки, уполномоченному органу, уполномоченному учреждению, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы.
При подаче жалобы на действия (бездействие) заказчика при проведении аукциона в электронной форме контрольный орган сообщает соответствующему оператору электронной площадки о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы (пункт 3.17).
Рассмотрение жалобы осуществляется на заседании Комиссии контрольного органа (пункт 3.22).
Рассмотрение жалобы Комиссией осуществляется в присутствии заявителя, заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, чьи действия (бездействие) обжалуются, заинтересованных лиц и иных лиц, выразивших желание присутствовать на заседании Комиссии. Комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение в течение пяти рабочих дней со дня поступления жалобы вне зависимости от явки сторон (пункт 3.27).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение.
При принятии решения учитываются обстоятельства дела, установленные Комиссией в результате рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки.
Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной (пункт 3.33).
Как следует из материалов дела, изменения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0311100013319000048 размещены на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 22.07.2019 г.
Дата и время срока окончания подачи заявок по открытому конкурсу в электронной форме N 0311100013319000048 - 09.08.2019 в 07:00.
Решение об отмене определения поставщика размещено на официальном сайте 26.08.2019 в 16:42, то есть по истечении срока окончания подачи заявок, что противоречит требованиям части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика и уполномоченного органа, причины отмены закупки были вызваны в связи с широкомасштабными техническими изменениями, требующими, соответственно, полного изменения документации и технического задания закупки.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования части 1 статьи 36 Закона о контрактной системе, но учитывая, что Заказчиком и уполномоченным органом было принято решение об отмене определения поставщика и проведении закупки повторно, УФАС по РТ решил предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
Согласно п. 3.35 Административного регламента 727/14 в случаях если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В данном случае, в действиях заказчика отменившего процедуру размещения заказа не прослеживается нарушение принципа обеспечения конкуренции, никто из участников не был поставлен в преимущественное положение по отношению к другим участникам закупки, никто не был необоснованно отклонен. Согласно протоколам рассмотрения и оценки первых и вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме все участники были допущены до участия в конкурсе, но в связи с необходимостью внесения соответствующих изменений в техническое задание, которых нельзя было избежать, заказчик принял решение отменить определение поставщика и провести закупку повторно с учетом всех изменений.
В связи с этим довод заявителя относительно того, что отсутствовала необходимость в проведении закупки повторно, поскольку не имелось объективных препятствий в подведении итогов проведенного открытого конкурса, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела, заявитель не указал норм права, нарушенных заинтересованным лицом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требование заявителя является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2019 года по делу N А65-30792/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-30792/2019
Истец: ООО "Агентство дорожной информации "Радар", г. Пермь
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан", г.Нижнекамск
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-63060/20
19.03.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2298/20
29.12.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30792/19
23.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-19734/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30792/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-30792/19