г. Москва |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А41-92294/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей: Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Искендеровой Я.Г.,
при участии в заседании:
от Министерства потребительского рынка и услуг Московской области (ИНН: 5012034388; ОГРН: 1067746507344) - представитель не явился, извещен.
от Общества с ограниченной ответственностью "ОЛДИ" (ИНН: 5031098884; ОГРН: 1115031008718) - Якорев А.Б. представитель по доверенности от 15.01.2020,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ОЛДИ" на решение Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2019 года по делу N А41-92294/19, по заявлению Министерства потребительского рынка и услуг Московской области к Общества с ограниченной ответственностью "ОЛДИ" о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Министерство потребительского рынка и услуг Московской области (далее - Министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "ОЛДИ" (далее - ООО "ОЛДИ", заинтересованное лицо) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2019 года по делу N А41-92294/19 заявление Министерства потребительского рынка и услуг Московской области удовлетворено.
ООО "ОЛДИ" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 руб. (л.д. 111-112).
Не согласившись с данным судебным актом, Общество с ограниченной ответственностью "ОЛДИ" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель ООО "ОЛДИ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Министерства потребительского рынка и услуг Московской области возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 28.08.2018 Министерством ООО "ОЛДИ" была выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 28.08.2018 N 50РПО0002681 сроком действия с 31.10.2018 по 30.10.2019, по адресу: Московская область, г. Черноголовка, ул. Полевая, д.41А.
На основании приказа от 20.09.2019 N 2734-К, 07.10.2019 Министерством, проведена плановая выездная проверка деятельности общества на предмет соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции по адресу: Московская область, г. Черноголовка, ул. Полевая, д.41А.
В ходе проверки обществу указано на наличие следующих нарушений требований в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: Разделы "Б" справок, прилагаемых к товарно-транспортным накладным от 11.01.2019 N С770000292312, от 22.03.2019 N С770000313832, от 03.10.2019 N С770000367731 и разделы "Б" справки, прилагаемой к таможенной декларации N 10009193/180518/0003830/1 не заверены подписью уполномоченного должностного лица и печатью организации ООО "ОЛДИ", фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного лица ООО "ОЛДИ" не указаны.
В связи с выявленными нарушениями части 3 статьи 10.2, пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", пунктов 5,7 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий), утв. Постановлением Правительства от 31.12.2005 N864, п. 6 Правил заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N872, в отношении общества составлен Протокол об административном правонарушении от 10.10.2019 N79, предусмотренном частью 1 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Поскольку дела об административных правонарушениях предусмотренных ч. 1 ст. 14.17 КоАП РФ, рассматривают судьи арбитражных судов, в соответствии с ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административный орган направил рассматриваемое заявление в арбитражный суд.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводами суда первой инстанции, в связи с чем полагает, что оснований для отмены принятого по делу решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота данной продукции.
Объективная сторона правонарушения состоит в ведении деятельности по производству и (или) обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований и условий.
Правоотношения в сфере оборота и производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Исходя из пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, в пункте 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ приводятся правила, согласно которым государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
При этом, в пункте 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ определено понятие оборота алкогольной продукции, как закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции.
В силу анализа норм статьи 16, пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, а также с фальсифицированными документами, удостоверяющими легальность производства и (или) оборота такой продукции, в том числе изготовленными путем их дублирования.
Из пункта 1 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Унифицированная форма товарно-транспортной накладной (ТТН) N 1-Т утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 и состоит из двух разделов - товарного, характеризующего взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя, и транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя и перевозчика.
Требованиями пункта 3 статьи 10.2 Закона N 171-ФЗ установлено, что форма справки, прилагаемой к таможенной декларации, форма справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной, и порядок заполнения таких справок устанавливаются Правительством Российской Федерации в Правилах заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий), утвержденных Постановлением от 31.12.2005 N 864.
Особенности заполнения справок изложены в пункте 2 названных правил.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что заполнение справок, прилагаемых к таможенной декларации не обязательно, отклоняются судом апелляционной инстанции.
В пункте 5 вышеуказанных правил указывается, что при каждой последующей реализации (передаче, внутреннем перемещении между обособленными подразделениями организации) продукции продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела.
При получении алкогольной продукции организация-покупатель (получатель) заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью. Покупатель (получатель) при получении соответствующих товаров от производителя заверяет относящиеся к нему данные, указанные в правой части раздела "Б" справки своей подписью.
Согласно пункту 7 вышеуказанных правил раздел "Б" справки заполняется с соблюдением требований к заполнению аналогичных позиций раздела "А", при этом: в левой части раздела "Б" продавцом указываются реквизиты и данные продавца; в правой части раздела "Б" продавцом указываются реквизиты и данные покупателя (получателя).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 872 "О справке, прилагаемой к таможенной декларации" также установлены форма справки, прилагаемой к таможенной декларации и правила ее заполнения.
Таким образом, принимая во внимание особый характер алкогольной и спиртосодержащей продукции и предъявление действующим законодательством повышенных требований к обороту алкогольной продукции, в том числе необходимость лицензирования деятельности по обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учитывая, что общество обладает соответствующей лицензией (соответственно является профессиональным участником на рынке алкогольной продукции), Субъективную сторону правонарушения вменяемого обществу правонарушения составляет вина, наличие которой определяется действиями субъекта (общества) при осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных имеющимся у него специальным разрешением (лицензией).
Осуществляя деятельность по обороту алкогольной продукции, общество с целью недопущения незаконного оборота обязано было проверить не только формальное наличие сопроводительных документов, но и отражение необходимой информации в разделе "Б" справки к товарно-транспортным накладным на данный особый вид продукции в полном объеме.
Учитывая изложенное, наличие в действиях ООО "ОЛДИ" события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.17 КоАП РФ, заявителем доказаны и подтверждены материалами дела, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии вины ООО "ОЛДИ" в совершении административного правонарушения.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 ноября 2019 года по делу N А41-92294/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.А. Немчинова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-92294/2019
Истец: Министерство потребительского рынка и услуг Московской области
Ответчик: ООО "ОлДи"
Третье лицо: ООО "ОлДи"