г. Москва |
|
17 марта 2020 г. |
Дело N А40-77304/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.С. Суминой,
судей: Д.Е. Лепихина, М.В. Кочешковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 12 апелляционную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2019 по делу N А40-77304/19, принятое судьей Ласкиной С.О.,
по исковому заявлению Центральной акцизной таможни
к ООО "СМГ Импорт"
о взыскании,
при участии: от истца: Пигорева Ю.В. по дов. от 17.12.2019; от ответчика: Черновалов П.В. по дов. от 31.12.2019; Никоноров С.С. (ген.дир. реш N 3 от 21.12.2018);
УСТАНОВИЛ:
Центральная акцизная таможня обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "СМГ Импорт" о взыскании суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере 8 073 000,00 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 04.12.2019 заявление таможенного органа оставлено без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, таможенный орган обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, взыскать с общества неуплаченный утилизационный сбор.
В судебном заседании апелляционного суда представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "СМГ ИМПОРТ" поддержал решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу таможенного органа просит оставить без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29 октября 2018 ООО "СМГ Импорт" (далее - также Общество, Ответчик, декларант) на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни (далее - СЗАТП(с), таможенный пост) была подана декларация на товары (далее - ДТ) N 10009194/291018/0011156, по которой были предъявлены к таможенному декларированию товары: товар N 1- машина льдозаливочная (льдозаливочный комбайн) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой, марки "OLIMPIA MILLENNIUM Е", новая 2018 г.в, серийный номер-RME1809269, товар N 2-машина льдозаливочная (льдозаливочный комбайн) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой, марки "OLIMPIA MILLENNIUM ", 2006 г.в, серийный номер- RM060218606.
07 декабря 2018 ООО "СМГ Импорт" на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни, была подана декларация на товары 10009194/071218/0012621, по которым, были предъявлены к таможенному декларированию товары: машины льдозаливочные (льдозаливочные комбайны) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой, марки "OLIMPIA MILLENNIUM Е", новая 2018 г.в, серийные номера- RME1811298, RMH1811304.
19 декабря 2018 ООО "СМГ Импорт" на Северо-Западный акцизный таможенный пост (специализированный) Центральной акцизной таможни, была подана декларация на товары (далее - ДТ) 10009194/191218/0013111, по которой были предъявлены к таможенному декларированию товары: товар N 1- машина льдозаливочная (льдозаливочный комбайн) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой, марки "OLIMPIA MILLENNIUM ", новая 2018 г.в, серийный номер- RM181234960, товар N 2-машина льдозаливочная (льдозаливочный комбайн) для заливки и уборки льда с фронтальной выгрузкой, марки "OLIMPIA MILLENNIUM ", 2012 г.в, серийный номер-RM12016631044.
В графе 33 указанных" ДТ декларантом был заявлен классификационный код 8479 10 0000 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - также ТНВЭД ЕАЭС).
Вышеуказанный товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
С учетом требования ст. 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления), во исполнение п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторый акты Правительства Российской Федерации" таможенный орган письмами от 15.08.2018 N 45-15-09/5285, от 11.09.2019 N 45-15-09/5931, N 45-15-09/6264 информировал плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных Обществом самоходных машин. Расчет подлежащего уплате Обществом утилизационного сбора произведен таможенным органом в соответствии с Перечнем видом и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора и составляет 8 073 000,00 руб.
Утилизационный сбор за ввезенные в Российскую Федерацию самоходную технику Обществом не уплачен.
Указанные обстоятельства послужили основанием к обращению таможенного органа с иском в суд.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
По смыслу приведенной нормы объектом утилизационного сбора признается каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 названной статьи. Исключения, касающиеся транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза (допуска), при этом не предусмотрены.
Согласно пункту 2 статьи 24.1 указанного закона виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (пункт 4 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации; с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила N 81) и перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень N 81).
31 мая 2019 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 639 утверждены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 639), в том числе, в примечание <4> Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Примечание <4> Перечня), в соответствии с которым размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал на непредставление таможенным органом надлежащих доказательств в подтверждение того, что спорный товар подлежит классификации в товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, а отнесение машин для подготовки льда к надлежащему классификационному коду исключает обязанность по уплате утилизационного сбора.
Апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 ТК ЕАЭС Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности) является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 утверждены Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД) и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза, которым установлены Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД).
Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности). Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с ОПИ ТН ВЭД.
Для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (правило 1 ОПИ ТН ВЭД). Классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное (правило 6 ОПИ ТН ВЭД).
В пояснениях к товарной позиции 8479 перечислено оборудование, которое относится к товарной подсубпозиции 8479100000.
(А) Оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, например:
Машины для распределения строительного раствора или бетона (исключая бетономешалки или растворосмесители, товарная позиция 8474 или 8705).
Дорожно-строительные машины, которые оказывают вибрационное воздействие на бетон с целью его уплотнения, а также придают нужный боковой наклон поверхности, а иногда производят также и укладку бетона.
Однако в данную товарную позицию не включаются планировщики товарной позиции 8429.
(3) Машины, как самоходные, так и несамоходные, для разбрасывания гравия на дорогу или аналогичные поверхности, а также самоходные машины для распределения и уплотнения битумосодержащих материалов дорожных покрытий. Не включаются в данную товарную позицию разбрасыватели гравия, смонтированные на шасси моторного транспортного средства (товарная позиция 8705).
(4) Машины и механические устройства для разглаживания свежих бетонных, битумных или других аналогичных мягких поверхностей, для нанесения на них бороздок или клеток и т.д.
Нагревательные приборы для битума и т.д. в данную товарную позицию не включаются (товарная позиция 8419).
(5) Небольшие механические аппараты, управляемые рядом идущим оператором, для обслуживания дорог (например, подметальные машины или аппараты для нанесения линий белой краской).
Механические вращающиеся щетки, которые могут быть смонтированы вместе с бункером для приема мусора и системой смачивания на колесном шасси, приводимом в движение трактором товарной позиции 8701, также относятся к данной товарной позиции как взаимозаменяемое оборудование даже в том случае, если они представлены вместе с трактором.
(6) Разбрасыватели соли и песка для очистки от снега, предназначенные для установки на грузовом автомобиле, состоящие из резервуара для хранения песка и соли, оборудованного дробильно-перемешивающим органом, системы для дробления/размалывания кусков соли и гидравлической системы рассеивания с разбрасывающим диском. Управление различными функциями машины осуществляется из кабины автомобиля с помощью дистанционного управления.
Согласно тексту товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в нее включается "оборудование для общественных работ, строительства или других аналогичных работ".
Ни под одно из этих наименований предназначение ввезенного Обществом товара не подпадает.
Как следует из материалов дела, ледовый комбайн используется для заливки и восстановления (повышения качества) льда на катках и спортивных ледовых площадках.
Заливка и восстановление льда не является строительными работами, комбайн не является оборудованием для строительства, также как и оборудованием для общественных работ.
Понятие других работ, аналогичных общественным и строительным работам, законодательно не установлено, в связи с чем данное понятие не может применяться в целях отнесения ввезенного Обществом ледового комбайна к оборудованию для "других аналогичных работ".
Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности в актах законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании и иных правовых актах Российской Федерации в сфере таможенного регулирования толкуются в пользу декларанта и иных заинтересованных лиц (пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Учитывая, что в пояснениях к товарной подсубпозиции 8479 10 000 0 товар "Ледовый комбайн" не поименован, и принимая во внимание, что данный товар не является оборудованием для общественных работ, строительства или других аналогичных работ, он не подлежит отнесению к указанной подсубпозиции.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2018 N 639 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", в том числе, в Примечание <4> Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее Примечание <4> Перечня).
Согласно новой редакции Примечания <4> Перечня:
"Размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 172 500 руб.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС)".
В соответствии с новой редакцией Примечания <4> Перечня таможенные органы относят к самоходным машинам и прицепам, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, любые товары и транспортные средства, подпадающие под один из кодов ТН ВЭД ЕАЭС, указанных в Перечне, независимо от того, соответствует наименование и описание ввозимых на территорию ЕАЭС товаров и транспортных средств наименованию и описанию товаров и транспортных средств, указанных в Перечне, либо не соответствует.
Учитывая данную трактовку таможенными органами Примечания <4> Перечня, в связи с изменением кода ТН ВЭД ЕАЭС, ввезенный Обществом товар "Ледовый комбайн", будет подпадать под уплату утилизационного сбора, так как, по мнению таможенного органа, он будет относится к разделу X Перечня:
"Машины для содержания дорог, за исключением машин для содержания дорог, созданных на базе шасси колесных транспортных средств (классифицируемые по кодам 8705, 8479 10 000 0) <6>".
Между тем, из системного толкования положений преамбулы, статей 21 и 24.1 Федерального закона об отходах производства и потребления следует, что взимание утилизационного сбора выступает частью экономического регулирования в области обращения с отходами: уплата утилизационного сбора носит обязательный публично-правовой характер и связана с осуществление государством мероприятий по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, ее восстановлению от последствий использования транспортных средств и самоходных машин.
Расширительное истолкование понятий "общественные работы, строительные работы и иные аналогичные работы", "Машины для содержания дорог" в отношении самоходных машин - ледовых комбайнов в контексте исчисления утилизационного сбора ни законом, ни подзаконными актами не установлены.
В связи с вышеизложенным коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что таможенный орган в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представил надлежащие доказательства, обосновывающие правомерность взыскания с Общества утилизационного сбора в заявленной сумме.
При этом суд принимает во внимание выводы судов, изложенные в судебных актах по делуN А40-295060/18, А40-152173/19, А40-155244/19.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.12.2019 по делу N А40-77304/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77304/2019
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "СМГ ИМПОРТ"
Хронология рассмотрения дела:
23.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7403/20
17.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3656/20
04.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-77304/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-77304/19