город Омск |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А46-17053/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-965/2020) Администрации Омского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2019 по делу N А46-17053/2019 (судья Чернышев В.И.),
принятое по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Омскэнерго" (ИНН 2460069527, ОГРН 1052460054327)
к Администрации Омского муниципального района Омской области (ИНН 5528003601, ОГРН 1025501867962)
о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на использование, выраженное в письме от 20.08.2019 N ИСХ-19/ОМС-8533; об обязании выдать разрешение на использование земель, указанных в письме от 27.06.2019 N 1.5/16-19/8197-исх,
при участии в судебном заседании представителей:
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" в лице филиала "Омскэнерго" - Чернева Даниэлла Эдуардовна (по доверенности от 24.12.2018 N 55/38/55/203 сроком действия по 16..06.2020);
установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (далее - ПАО "МРСК Сибири", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Омского муниципального района Омской области (далее - администрация, заинтересованное лицо, орган местного самоуправления), в котором просило:
- признать незаконным, не соответствующим Земельному кодексу Российской Федерации, постановлению Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-П отказ Администрации Омского муниципального района Омской области в выдаче разрешения на использование земельного участка, выраженный в письме от 20.08.2019 N ИСХ-19/ОМС-8533;
- обязать администрацию выдать разрешение на использование земельного участка, указанного в письме ПАО "МРСК Сибири" от 27.06.2019 N 1.5/16-19/8197-исх.
Решением от 18.12.2019 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-17053/2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая требования апелляционной жалобы, ее податель указывает, что предоставленная в администрацию одновременно с заявлением справка о том, что объект электросетевого хозяйства числится на балансе общества, не является правоустанавливающим (правоудостоверяющим) документом, в связи с чем ПАО "МРСК Сибири" не смогло подтвердить, что подлежащий реконструкции объект принадлежит заявителю, а администрация не имела возможности запросить дополнительные документы о принадлежности предполагаемого к реконструкции объекта в связи с отсутствием зарегистрированных на него прав.
Общество в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве не согласилось с доводами и требованиями апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Администрация, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителя в судебное заседание не направила, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО "МРСК Сибири"" с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на апелляционную жалобу, заслушав пояснения представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, в адрес филиала ПАО "МРСК Сибири" поступило заявление о принятии технического решения по выносу части ВЛ-0,4 кВ ф.4 от ТП Пф-6-9 в п. Иртышском Омского района Омской области. Поскольку техническая возможность реконструкции объекта электросетевого хозяйства ВЛ-0,4 кВ ф.4 от ТП Пф-6-9 имеется, обществом разработаны технические условия на переустройство участка.
Во исполнение данных технических условий ПАО "МРСК Сибири" обратилось в администрацию с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Данное обращение получено Администрацией Омского муниципального района 27.06.2019.
Ответа на указанное обращение не поступило, в связи с чем в адрес администрации было направлено повторное обращение от 01.08.2018 N 1.5/01 -05/9438-исх.
В ответ получено решение администрации об отказе в выдаче разрешения на использование земель от 20.08.2019 N ИСХ-19/ОМС-8533, в котором сообщалось, что правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на указанный объект, для реконструкции которого испрашивается разрешение, обществом не представлены.
На основании указанного, руководствуясь пунктом 8 Порядка и условий размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 24.06.2015 N 170-п (далее - Постановление N 170-п), администрация отказала обществу в выдаче разрешения на использование земельных участков.
Полагая, что указанный отказ администрации является незаконным и нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, ПАО "МРСК Сибири" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
18.12.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
Порядок технологического присоединения, в том числе объектов, принадлежащих сетевым организациям, урегулирован Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Пунктом 6 Правил N 861 предусмотрено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами N 861.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения) регулируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 39 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением N 170-п утвержден Порядок и условия размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. Данный порядок регулирует вопросы, связанные с размещением объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Омской области.
Как указано выше, ПАО "МРСК Сибири" отказано в выдаче разрешения на использование земельных участков, в основание отказа положен пункт 8 Постановления N 170-п с указанием на то, что правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на указанный объект, для реконструкции которого испрашивается разрешение, обществом не представлены.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 определен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов (далее - Перечень N 1300).
Согласно пункту 5 Перечня N 1300 к таким объектам относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 31.05.2017 N 150-п получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции кабельных, воздушных и кабельно-воздушных линий электропередачи, в том числе кабельных линий электропередачи, исполненных в блочной канализации, трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования напряжением до 20 кВ включительно, солнечных батарей, линий наружного освещения, архитектурной подсветки.
Из приведенных выше норм права следует, что испрашиваемые в письме ПАО "МРСК Сибири" земли могут быть использованы без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного Постановлением N 170-п, к заявлению прилагаются:
1) копии документов, удостоверяющих личность заявителя, а также документ, подтверждающий полномочия представителя (в случае, если заявление подается представителем);
2) схема размещения объектов, содержащая адресные ориентиры, площадь (протяженность) объектов;
3) схема границ предполагаемых к использованию земель на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории;
4) копия согласованного в установленном порядке проекта благоустройства территории, если для размещения объекта необходима подготовка такого проекта.
Согласно пункту 5 Порядка кроме документов, указанных в пунктах 3, 4 Порядка, представляются:
1) в случае, если предполагается размещение объектов на земельном участке - выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных правах на земельный участок;
2) в случае размещения объектов, предусмотренных пунктами 1 - 3, 5 - 12, 15 Перечня, - документы, подтверждающие отнесение объекта к видам объектов, установленным Перечнем.
Документы, указанные в настоящем пункте, представляются заявителем (представителем) по собственной инициативе. Если данные документы не представлены, они запрашиваются уполномоченным органом самостоятельно в соответствии с законодательством.
Основания отказа в выдаче разрешения на использование земель или земельных участков установлены пунктом 8 Постановления N 170-п, в котором отражено, что решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если:
1) заявление и прилагаемые к нему документы не соответствуют пунктам 3, 4 Порядка либо в представленных документах содержатся недостоверные сведения;
2) в заявлении указаны предполагаемые к размещению объекты, не предусмотренные Перечнем;
3) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или юридическому лицу;
4) земельный участок, на использование которого испрашивается разрешение, используется на основании разрешения, выданного в соответствии с Порядком, либо разрешения, выданного в порядке, установленном статьей 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации;
5) размещение объектов повлечет нарушение ограничения использования земельных участков в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, либо ведет к нарушению требований градостроительных, противопожарных, санитарных норм и иных требований законодательства;
6) размещение объектов не соответствует установленному виду разрешенного использования земельных участков либо повлечет за собой ограничение использования земельного участка (территории) общего пользования, а также ограничение доступа на территорию общего пользования третьих лиц.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, среди перечисленных в пункте 4 Постановления N 170-п документов, прикладываемых к заявлению, отсутствуют правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы на объекты, для размещения которых запрашивается данное разрешение.
Доводы администрации о том, что представленная с заявлением справка о нахождении объекта электросетевого хозяйства на балансе общества не подтверждает то, что подлежащий реконструкции объект принадлежит заявителю, а администрация не имела возможности запросить дополнительные документы о принадлежности предполагаемого к реконструкции объекта в связи с отсутствием зарегистрированных на него прав, судом апелляционной инстанции не принимаются, поскольку о фальсификации данного документа администрацией не заявлено.
Более того, суд апелляционной инстанции учитывает, что согласно названной справке линии ВЛ-0,4 кВ ф.4 от ТП Пф-6-9 числятся на балансе ПАО "МРСК Сибири" как движимое имущество, при этом соответствуют перечню видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ Администрации является незаконным, поскольку противоречит статьям 39.33, 39.36 ЗК РФ, пункту 8 Постановления N 170-п и нарушает права и законные интересы ПАО "МРСК Сибири" в сфере предпринимательской деятельности, не позволяет последнему осуществить реконструкцию части линии ВЛ-0,4 кВ ф.4 от ТП Пф-6-9.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При выборе способа устранения нарушенного права арбитражный суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения. Избранный способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения. Суд вправе самостоятельно определять способ восстановления нарушенного права заявителя.
В качестве способа восстановления нарушенного права ПАО "МРСК Сибири" суд возложил на администрацию обязанность выдать разрешение на использование земельного участка, указанного в письме ПАО "МРСК Сибири" от 27.06.2019 N 1.5/16-19/8197-исх.
Указанный способ восстановления нарушенного права сочтен судом первой инстанции достаточным и соразмерным нарушению. Апелляционный суд не усматривает оснований для несогласия с решением по делу в данной части.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Поскольку администрация от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 18.12.2019 по делу N А46-17053/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-17053/2019
Истец: ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ОМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА