г. Киров |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А82-11536/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ившиной Г.Г.,
судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Д.М.,
без участия представителей,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДРИМ Вижн"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.11.2019
по делу N А82-11536/2019,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ДРИМ Вижн" (ОГРН 1117746236464, ИНН 7735576675)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области
(ОГРН 1027600691469, ИНН 7604016214)
третьи лица: муниципальное казенное учреждение "Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля", общество с ограниченной ответственностью "ВЕРДАНА"
о признании незаконным и отмене предписания о демонтаже рекламной конструкции,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДРИМ Вижн" (далее - заявитель, ООО "ДРИМ Вижн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее - ответчик, Департамент) о демонтаже рекламной конструкции от 03.06.2019 N 4.0021/19.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение "Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля" (далее - МКУ "Агентство по рекламе, наружной информации и оформлению города Ярославля"), общество с ограниченной ответственностью "ВЕРДАНА" (далее - ООО "ВЕРДАНА").
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 29.11.2019 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ДРИМ Вижн" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что решение суда не соответствует нормам права и обстоятельствам дела. ООО "ДРИМ Вижн" поясняет, что не является владельцем рекламной конструкции, демонтировать которую предписано Обществу оспариваемым предписанием, владельцем рекламной конструкции является ООО "ВЕРДАНА", следовательно, предписание от 03.06.2019 N 4.0021/19 выдано ненадлежащему лицу. Более подробно доводы заявителя со ссылками на положения действующего законодательства и конкретные обстоятельства дела приведены в апелляционной жалобе.
Департамент и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 11.02.2020 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.02.2020 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Стороны и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.08.2016 между Комитетом по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии г. Ярославля и ООО "ДРИМ Вижн" заключен договор N 0120/16-Р на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на городском рекламном месте N 4.0048 (л.д. 74-80).
02.08.2016 Комитет по рекламе, наружной информации и оформлению города мэрии города Ярославля выдал Обществу разрешение N 084/16 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу г. Ярославль, Московский просп., 14 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города (городское рекламное место N 4.0048). В разрешении указан тип рекламной конструкции: отдельно стоящая щитовая установка большого формата/динамическая реклама/электронный экран с площадью информационного поля до 36 кв.м. включительно, размер информационного поля: 2 (3,0 х 6,0) м, размеры конструкции: 7,5 х 6,0 м. Владелец рекламной конструкции ООО "ДРИМ Вижн". Срок действия разрешения с 02.08.2016 по 31.07.2021 (л.д. 61).
Приложениями к разрешению N 084/16 и договору N 0120/16-Р являлись схема размещения и фотофиксация рекламной конструкции.
07.05.2019 Департамент в рамках рассмотрения запроса Управления федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18.04.2019 N 2827/06-04 произвел замеры места установки рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Московский просп., 14 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города, составил акт выполнения замеров места установки рекламной конструкции, в котором отражено, что последняя фактически расположена по адресу: г. Ярославль, Московский просп., 29 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города. В ходе проведения замеров велась фотосъемка (л.д. 56).
15.05.2019 Департамент составил акт N 4.0021/19 осмотра рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Московский просп., 29 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города, с приложением фотографии рекламной конструкции. В строке "наименование маркировки с указанием наименования, номера телефона и адреса владельца, номера разрешения на установку рекламной конструкции" указано - "ДРИМ" 42 7777 (л.д. 63).
03.06.2019 Департамент выдал Обществу предписание N 4.0021/19 о демонтаже рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Московский просп., 29 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города (л.д. 39).
Полагая, что выданное Департаментом предписание не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением (л.д. 4-5).
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции исходя из нижеследующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе, Закон N 38-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Часть 5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ определяет, что установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
Частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ предусмотрено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 названной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
В соответствии с частью 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно части 21.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, если в установленный срок владелец рекламной конструкции не выполнил указанную в части 21 настоящей статьи обязанность по демонтажу рекламной конструкции или владелец рекламной конструкции неизвестен, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа выдает предписание о демонтаже рекламной конструкции собственнику или иному законному владельцу недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, за исключением случая присоединения рекламной конструкции к объекту муниципального имущества или к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме при отсутствии согласия таких собственников на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Законом Ярославской области от 28.12.2017 N 69-з "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере рекламы" (далее - Закон N 69-з) полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области в сфере рекламы, в том числе в части выдачи предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешений, перераспределены в пользу органов исполнительной власти Ярославской области, и возложены на Департамент (статья 3).
В соответствии с Положением о Департаменте, утвержденным постановлением администрации Ярославской области от 02.04.2007 N 116, участие в реализации на территории Ярославской области полномочий в сфере рекламы, перераспределенных в соответствии с Законом N 69-з, отнесено к компетенции Департамента.
Порядок организации демонтажа рекламных конструкций на территориях муниципальных районов и городских округов Ярославской области, хранения и в необходимых случаях уничтожения указанных рекламных конструкций с правом требовать возмещения понесенных в связи с этим необходимых расходов утвержден приказом Департамента от 15.10.2018 N 15-н (далее - Порядок).
Пунктом 1.2 Порядка предусмотрено, что функции по выявлению рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории Ярославской области с нарушением требований законодательства о рекламе, подготовке и выдаче предписаний о демонтаже и организации демонтажа указанных рекламных конструкций осуществляет Департамент с привлечением сотрудников функционально подчиненного ему государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов" в соответствии с установленной компетенцией.
Согласно пункту 2.1 Порядка выявление незаконно установленных рекламных конструкций на территории Ярославской области осуществляется в ходе осмотра рекламных конструкций Департаментом и государственным бюджетным учреждением Ярославской области "Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов" в соответствии с планом-графиком выявления незаконно установленных рекламных конструкций на территории Ярославской области, а также при поступлении информации о незаконно установленных рекламных конструкциях от органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, юридических лиц и граждан в письменной или электронной форме.
В течение 20 рабочих дней со дня составления акта осмотра рекламной конструкции уполномоченные лица осуществляют подготовку предписания о демонтаже рекламной конструкции по форме согласно приложению 2 к Порядку в двух экземплярах, один из которых хранится в государственном бюджетном учреждении Ярославской области "Центр кадастровой оценки, рекламы и торгов", второй - у владельца рекламной конструкции. Предписание о демонтаже рекламной конструкции вручается владельцу рекламной конструкции, в случае невозможности вручения направляется по почте заказным письмом с уведомлением в течение трех дней с даты подписания. В случае если владелец рекламной конструкции неизвестен, предписание о демонтаже рекламной конструкции размещается в газете "Документ-Регион" и на портале органов государственной власти Ярославской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение десяти дней с момента подписания (пункт 3.1 Порядка).
В силу пункта 3.2 Порядка владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи (публикации) предписания о демонтаже рекламной конструкции, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи (публикации) предписания о демонтаже рекламной конструкции.
Решение о выдаче предписания о демонтаже рекламной конструкции, демонтаж рекламной конструкции могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в течение трех месяцев со дня получения соответствующего предписания или со дня демонтажа рекламной конструкции (часть 22 статьи 19 Закона о рекламе).
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ООО "ДРИМ Вижн" получено разрешение от 02.08.2016 N 084/16 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Ярославль, Московский просп., 14 м от пересечения с ул. Наумова (городское рекламное место N 4.0048). Срок действия указанного разрешения установлен до 31.07.2021.
Вместе с тем из представленного Департаментом акта осмотра рекламной конструкции от 07.05.2019 следует, что рекламная конструкция фактически расположена г. Ярославль, Московский просп., 29 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города. Также из акта осмотра рекламной конструкции от 15.10.2019, составленного сторонами, следует, что рекламная конструкция фактически расположена г. Ярославль, Московский просп., 29 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города (л.д. 89).
При этом материалы рассматриваемого дела не содержат доказательства получения разрешения на установку рекламной конструкции на месте ее фактического расположения. Такие документы заявителем не представлены.
Таким образом, фактическое месторасположение рекламной конструкции зафиксировано ответчиком в акте выполнения замеров места установки рекламной конструкции от 07.05.2019, в актах осмотра от 15.05.2019, от 15.10.2019. Факт отклонения установки рекламной конструкции от места, указанного в выданном Обществу разрешении, и факт принадлежности на момент выдачи оспариваемого предписания рекламной конструкции ООО "ДРИМ Вижн" подтверждены совокупностью собранных по делу доказательств.
Общество в апелляционной жалобе настаивает, что не является владельцем рекламной конструкции, на которую выдано предписание от 03.06.2019 N 4.0021/19; указывает, что право собственности на рекламную конструкцию принадлежит ООО "ВЕРДАНА". Данные доводы заявителя апелляционным судом рассмотрены и отклоняются исходя из следующего.
В рамках осуществления полномочий Департаментом осуществлен выезд на место установки рекламной конструкции по адресу: г. Ярославль, Московский просп., 14 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города, с целью ее обследования, в ходе которого рекламная конструкция по вышеуказанному месту не обнаружена.
Вместе с тем ответчиком обнаружена рекламная конструкция по адресу: г. Ярославль, Московский просп., 29 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города.
На фотографиях, сделанных Департаментом 07.05.2019 (оборот л.д. 56) и 15.05.2019 (оборот л.д. 63), видна информационная табличка с наименованием "ДРИМ" и номером телефона "42-7777". Номер телефона, указанный на информационной табличке, совпадает с номером телефона ООО "ДРИМ Вижн", указанным в заявлении, поступившем в Арбитражный суд Ярославской области 19.06.2019 (л.д. 4). Надлежащих доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, заявителем не представлено.
При этом указание на информационной табличке на фотографии той же самой рекламной конструкции, выполненной 15.10.2019, ООО "ВЕРДАНА" и его контактных данных, не свидетельствует о незаконности оспариваемого предписания Департамента на момент его выдачи.
Ссылка заявителя в апелляционной жалобе, что по адресу: г. Ярославль, Московский просп., 14 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города размещались две рекламные конструкции, при этом принадлежащая ООО "ДРИМ Вижн" рекламная конструкция располагалась именно на городском рекламном месте 4.0048 в соответствии с разрешением N 084/16 от 02.08.2016 и была демонтирована на реконструкцию, а рекламная конструкция, расположенная по адресу: г. Ярославль, Московский просп., 29 м от пересечения с ул. Наумова, справа при движении из центра города, в отношении которой выдано оспариваемое предписание, установлена без разрешения органа местного самоуправления и принадлежит ООО "ВЕРДАНА", опровергается вышеперечисленными имеющимися в деле доказательствами. На фотографиях рекламной конструкции, являющихся приложением к актам от 07.05.2019 и от 15.05.2019, на рекламной конструкции видна информационная табличка с наименованием "ДРИМ" и номером телефона "42-7777". Доказательств принадлежности осматриваемой конструкции ООО "ВЕРДАНА" не имеется. В то же время в деле не имеется доказательств размещения рекламной конструкции на городском рекламном месте 4.0048 в соответствии с разрешением N 084/16 от 02.08.2016, либо доказательств демонтажа данной конструкции для целей реконструкции, о чем Общество указывает в жалобе. Данные аргументы документально не подтверждены.
Проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии у Департамента в данном случае оснований для выдачи предписания о демонтаже рекламной конструкции от 03.06.2019 N 4.0021/19.
Оснований для иных выводов апелляционный суд из материалов настоящего дела не усматривает.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, не свидетельствуют о нарушении им норм материального и процессуального права, не основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем отклоняются.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.11.2019 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1500 рублей относятся на ее заявителя. На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная по платежному поручению от 07.02.2020 N 102 государственная пошлина в сумме 1500 рублей подлежит возврату из федерального бюджета ее плательщику.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 29.11.2019 по делу N А82-11536/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ДРИМ Вижн" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ДРИМ Вижн" (ОГРН 1117746236464, ИНН 7735576675) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 07.02.2020 N 102.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ярославской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Г.Г. Ившина |
Судьи |
С.С. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А82-11536/2019
Истец: ООО "ДРИМ Вижн"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области
Третье лицо: МКУ " Агентство по рекламе , наружной информации и оформлению города Ярославля", ООО " Вердана "
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2020 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-74/20
29.11.2019 Решение Арбитражного суда Ярославской области N А82-11536/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-11536/19
20.06.2019 Определение Арбитражного суда Ярославской области N А82-11536/19