г. Красноярск |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А33-17588/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 марта 2020 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Петровской О.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии: от ответчика - Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края: Коленчук Ю.А., представителя по доверенности от 21.02.2020, диплом N 16/185 от 05.07.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Красноярская региональная энергетическая компания" (ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2019 года по делу N А33-17588/2018,
установил:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (далее - АО "КрасЭКо"; истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Красноярскому краю в лице Министерства промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края (далее - ответчик) о взыскании убытков за январь-июль 2017 года в сумме 5 495 918 рублей 26 копеек в связи с непредоставлением компенсации на оплату коммунальных услуг населению г. Енисейска.
Определением от 13.09.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: на стороне истца - общество с ограниченной ответственностью "Енисейская энергетическая компания" (далее - ООО "Енисейэнергоком"); на стороне ответчика - муниципальное казенное учреждение "Служба муниципального заказа города Енисейска" (далее - МКУ "Служба муниципального заказа") и муниципальное образование город Енисейск в лице Администрации города Енисейска Красноярского края (далее - Администрация г. Енисейска); судебное разбирательство отложено на 30.10.2018.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29.10.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе истец, ссылаясь на статьи 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Постановление Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 373-п "О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края", Закон Красноярского края от 01.12.2014 N7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", указывает, что АО "КрасЭКо", являясь единственной теплоснабжающей организацией, осуществляло поставку тепловой энергии в отопительный период с сентября 2016 года по май 2017 года, в связи с чем 30.05.2017 заключило с ООО "Енисейэнергоком" соглашение о получении субсидий на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг за период с 16.05.2017 по 31.05.2017.
Ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 апелляционная жалоба оставлена без движения, поскольку была подана с нарушением требований статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 20.01.2020.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.01.2020 апелляционная жалоба принята к производству, поскольку заявителем были устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, судебное заседание назначено на 12.03.2020.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своих представителей не обеспечили.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие истца и иных лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, основанием для обращения в суд послужило мнение истца о необоснованном отказе ему в качестве исполнителя коммунальных услуг в получении компенсации части платы граждан за предоставленные в период с января по июль 2017 года коммунальные услуги по тепловой энергии (теплоснабжению) по регулируемым ценам (тарифам). Данное обстоятельство привело к невозможности получения им разницы в тарифах на тепловую энергию, горячую воду, утвержденных Приказами РЭК Красноярского края от 20.12.2016 N 654-п, от 20.12.2016 N 656-п и подлежащих применению для расчетов с гражданами и, т.е. выпадающих доходов (межтарифной разницы).
При этом данная разница (выпадающие доходы) должна компенсироваться исполнителю коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги", Постановлением Правительства Красноярского края от 17.03.2015 N 95-п "Об утверждении Порядка расходования субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов Красноярского края на осуществление органами местного самоуправления Красноярского края отдельных государственных полномочий Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
По мнению истца, перечисленные обстоятельства послужили непосредственной причиной возникновения у него убытков в виде выпадающих доходов за период с января по июль 2017 года в сумме 5 495 918 рублей 26 копеек, исходя из применения в расчете 1/12 платы за коммунальную услугу "отопление", что привело к недополучению выпадающих доходов за период с 16.05.2017 по 31.07.2017.
Расчет убытков в сумме 5 495 918 рублей 26 копеек произведен истцом следующим образом: 5 495 918 рублей 26 копеек = 15 998 829 рублей 26 копеек (фактическая сумма на оплату коммунальных услуг, подлежащая перечислению истцу) - 10 502 911 рублей (фактически перечисленная истцу сумма субсидии).
Истцом фактически заявлены убытки за период с 16.05.2017 по 31.07.2017 (исходя из применения в расчете 1/12 платы за коммунальную услугу "отопление") в связи с заключением с ООО "Енисейэнергоком" соглашения от 30.05.2017 в рамках реализации соглашения об уступке прав и обязанностей по концессионному соглашению от 24.06.2014 N 1 в отношении 11-ти объектов теплоснабжения на территории г. Енисейска, в котором АО "КрасЭКо" и ООО "Енисейэнергоком" договорились, что получателем субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в период с 16.05.2017 по 31.07.2017 является АО "КрасЭКо".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Из материалов дела, пояснений истца от 13.02.2019 следует, что в обоснование исковых требований он ссылается на пункты 1, 5 соглашения от 30.05.2017 в рамках реализации соглашения об уступке прав и обязанностей по концессионному соглашению от 24.06.2013 N 1 в отношении объектов теплоснабжения на территории г. Енисейск, заключенного с ООО "Енисейэнергоком".
Согласно данному соглашению АО "КрасЭко" выставляет квитанции за отопление в жилом помещении населению г. Енисейск в период до 01.08.2017. Стороны также договорились о том, что АО "КрасЭко" получает субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг за период с 16.05.2017 по 31.07.2017, а ООО "Енисейэнергоком" - за период с 01.08.2017.
При этом Приказы РЭК Красноярского края от 20.12.2016 N 654-п, от 20.12.2016 N 656-п, которыми АО "КрасЭко" утверждены тарифы на тепловую энергию, горячую воду, в том числе в г. Енисейске, признаны утратившими силу только после издания Приказа РЭК Красноярского края от 19.12.2017 N 498-п.
В подтверждение оказания коммунальных услуг в период с 16.05.2017 по июль 2017 года АО "КрасЭко" ссылается на первичные платежные документы по каждому жилому помещению, выписки из лицевого счета в подтверждение оплат потребителями, а также на вступившие в законную силу судебные акты мировых судей, представленные в материалы дела на компакт-диске 14.02.2019 и направленные ответчику письмом N 013/10723 от 08.11.2018.
В обоснование наличия у него убытков за период с 16.05.2017 по 31.07.2017 АО "КрасЭко также ссылается на Постановление Правительства Красноярского края N 373-п от 26.07.2016 "О предоставлении коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края" (далее - Постановление N 373-п), которым, установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению в г. Енисейске осуществляется равномерно в течение календарного года.
В связи с этим заявленная сумма убытков за период с 16.05.2017 по 31.07.2017, по существу, является разницей между тарифом на тепловую энергию, утвержденным истцу, и тарифом для населения, учитывая, что расчет за тепловую энергию в части коммунальной услуги "отопление" производится населением равномерно в течение календарного года; ее корректировка производится в I-ом квартале календарного года, следующего за годом, в котором происходит изменение способа оплаты.
Вместе с тем, истец не учитывает, что согласно Постановлению N 373-п город Енисейск не входит в перечень муниципальных образований Красноярского края, на территории которых оплата потребителями коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода; гражданам ежемесячно в течение всего календарного года (12 месяцев) в платежных документах предъявляется плата за коммунальную услугу "отопление" и производится снижение платы граждан за коммунальные услуги.
В силу статей 4-7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) поставка тепловой энергии потребителям относится к регулируемому виду деятельности, где правоотношения складываются между органами государственной власти и частными субъектами гражданского оборота.
В соответствии с частями 13, 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель для других потребителей не допускается.
Наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов теплоснабжающих организаций.
Согласно статьям 2, 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию относится к государственной функции, предполагающей ее осуществление в соответствии с основами ценообразования, правилами государственного регулирования административно-властное воздействие на участников гражданского оборота. При этом полномочия по установлению тарифов в области теплоснабжения возлагаются на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с имеющимися у них полномочиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (далее - Закон края N 7-2835) предусмотрены отдельные меры по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края (далее - предельные индексы), утверждаемых Губернатором Красноярского края, в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона края N 7-2835, если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами на текущий год в порядке, определенном законодательством плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги в форме субсидии исполнителям коммунальных услуг (далее - субсидия).
Исходя из изложенных норм, субсидия предоставляется по итогам снижения платы граждан за коммунальные услуги. При этом плата граждан за коммунальные услуги указывается в платежном документе для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, предоставление коммунальных услуг.
На основании статьи 2 Закона края N 7-2835 размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее - компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса. Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливается Правительством края.
В силу статьи 4 Закона края N 7-2835 финансовое обеспечение компенсации части платы граждан за коммунальные услуги является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Частью 1 статьи 1 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничений платы граждан за коммунальные услуги" (далее - Закон края N 7-2839) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края наделены отдельными государственными полномочиями по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с Законом края N 7-2835.
Подпунктом "г" части 1 статьи 3 Закона края N 7-2839 предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных настоящим Законом государственных полномочий в рамках своей компетенции имеют право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления государственных полномочий.
Подпунктом 2 пункта 2, пунктом 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п утверждены Условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее - Условия предоставления компенсации), в разделе 2 которых определены условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению"), Постановлением Правительства Красноярского края от 30.04.2015 N 217-п "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых и нежилых помещениях в многоквартирных домах и жилых домов на территориях отдельных муниципальных образований Красноярского края", Постановлением Правительства Красноярского края от 21.06.2016 N 305-п "О расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению для собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов на территории Красноярского края" плата за тепловую энергию собирается равномерно в течение всего календарного года по 1/12 в каждом месяце, с учетом установленного коэффициента периодичности платежа.
Обязательность применения предельного индекса роста цен на коммунальные услуги компаниями, осуществляющими оказание коммунальных услуг, регламентируется также Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации" (далее по тексту - Постановление N 400), которым установлены основы формирования индексов и определен порядок расчета, утверждения и применения индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.11.2014 N 2222-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов", которым устанавливается средний индекс по субъекту РФ, а также нормативными актами субъекта Российской Федерации, в частности, - Указом Губернатора Красноярского края от 26.12.2014 N 296-уг "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 1 января 2015 по 2016 год", Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги".
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более, чем на установленную величину предельного индекса (абз. 2 п. 10 Постановления N 400).
В пункте 63 Постановления N 400 предусмотрено, что факт превышения установленного предельного индекса определяется в отношении фактического размера платы гражданина за коммунальные услуги, отраженного в платежном документе, на основании которого вносится плата за коммунальные услуги, предоставленные собственникам или пользователям соответствующего жилого помещения (далее - платежный документ).
Способ оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края определяется в Постановлении Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 373-п "О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края" (далее - Постановление N 373-п).
Исходя из Постановления N 373-п, город Енисейск не входит в перечень муниципальных образований Красноярского края, на территории которых оплата потребителями коммунальной услуги по отоплению осуществляется в течение отопительного периода.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 N 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В соответствии с положениями статьей 6, 85, 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации применительно к рассматриваемому спору возникают перед ресурсоснабжающей организацией как получателем бюджетных средств не в результате самого факта издания нормативного акта, а в связи с отражением в нем конкретной обязанности публично-правового образования по предоставлению истцу в установленном размере денежных средств из соответствующего бюджета, запланированных в нем согласно методике, утвержденной финансовым органом.
Исходя из изложенных норм, ресурсоснабжающая организация, для которой нормативным актом регулирующего органа установлены все условия получения бюджетных ассигнований, но при этом публично-правовое образование не исполняет надлежащим образом принятые расходные обязательства, такая организация, обладающая в силу части 1 статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации статусом участника бюджетного процесса, вправе применить к ответчику меру гражданско-правовой защиты, направленную на восполнение экономических потерь, образовавшихся в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением публично-правовым образованием принятых бюджетных обязательств.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Из материалов дела (концессионное соглашение от 24.06.2013 N 1, соглашение о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг от 24.05.2017 N 25, соглашение от 26.04.2017 об уступке прав и обязанностей по концессионному соглашению от 24.06.2013 N 1, акт приема-передачи от 15.05.2017 к соглашению от 26.04.2017, заявка на возврат от 25.01.2018 N 1, отзыв МКУ "Служба муниципального заказа", Приказы РЭК Красноярского края от 20.12.2016 N 654-п, N 656-п от 20.12.2016, N 498-п от 19.12.2017, переписка АО "КрасЭко" и МКУ "Служба муниципального заказа", Постановление Администрации города Енисейска от 29.05.2017 N 138-П) следует, что на основании соглашения от 24.05.2017 N 25 МКУ "Служба муниципального заказа" обязалось предоставить АО "КрасЭко" (исполнителю коммунальных услуг) субсидию на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг в 2017 году в размере 27 278 454 рубля, а исполнитель коммунальных услуг - принять указанную субсидию.
При этом 26.04.2017 между ООО "Енисейэнергоком" (концессинер-2) и АО "КрасЭко" (концессинер-1) заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по концессионному соглашению от 24.06.2013 N 1, по которому концессинер-1 обязуется передать концессинеру-2 в полном объеме все права и обязанности по концессионному соглашению от 24.06.2013 N 1 в отношении объектов теплоснабжения на территории города Енисейска, находящихся в муниципальной собственности города Енисейска Красноярского края, в целях их реконструкции, модернизации и эксплуатации (производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии), заключенному между концессинером-1 и МКУ "Служба муниципального заказа", а концессинер-2 обязуется принять переданные права и обязанности.
Согласно пункту 3 данного соглашения переход имеющихся у концессинера-1 к концессинеру-2 прав и обязанностей по концессионному соглашению, а также передача документов, удостоверяющих передаваемые права и обязанности концессионера и соответствующих объектов концессионного соглашения, осуществляется с 16.05.2017 по акту приема-передачи.
Пунктами 2, 3 дополнительного соглашения от 26.04.2017 предусмотрено, что цена уступаемых прав и обязанностей составляет 15 000 000 рублей, которую концессинер-2 обязуется не позднее трех рабочих дней с момента подписания соглашения перечислить на расчетный счет концессинера-1, указанный в соглашении об уступке прав и обязанностей по концессионному соглашению от 24.06.2013 N 1.
По акту приема-передачи от 15.05.2017 АО "КрасЭко" передало, а ООО "Енисейэнергоком" приняло объекты концессионного соглашения от 24.06.2013 N 1.
Постановлением Администрации города Енисейска от 29.05.2017 N 138-П ООО "Енисейэнергоком" присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории города Енисейска.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.10.2019 по делу N А33-33600/2018 удовлетворены исковые требования ООО "Енисейэнергоком" к Министерству промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о взыскании 10 113 617 рублей убытков за период с 01.08.2017 по 31.12.2017 вследствие разницы в тарифах на тепловую энергию, подлежащих применению для расчетов с гражданами, и утвержденных регулирующим органом.
Как следует из искового заявления АО "КрасЭко" обратилось с иском о взыскании убытков (5 495 918 рублей 26 копеек) в виде разницы между фактически полученной компенсацией (10 502 911 рублей) и суммой компенсации, которую, по мнению истца, он должен был получить из бюджета (15 998 829 рублей 26 копеек).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений статей 16, 1069 названного Кодекса убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
С учетом заявленного предмета и приведенных норм права истец обязан был доказать наличие у него права на получение субсидии в размере 15 998 829 рублей 26 копеек, а у ответчика наличие обязанности перечислить ему субсидию в указанном размере.
Повторно исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что истцом не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что АО "КрасЭко" с 16.05.2017 фактически утратило статус исполнителя коммунальных услуг в связи с передачей объектов теплоснабжения на основании акта приема-передачи от 15.05.2017 ООО "Енисейэнергоком" и с этого же момента утратило право на получение субсидии за период с 16.05.2017 по 31.07.2017.
При этом суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылки истца на соглашение, заключенное истцом с ООО "Енисейэнергоком", указав на то, что правоотношения по предоставлению субсидий исполнителям коммунальных услуг являются публично-правовыми и регулируются, в том числе нормами бюджетного законодательства, не предусматривающего возможность произвольного перераспределения объема выделяемых из бюджета субсидий на компенсацию части платы граждан на коммунальные услуги между юридическими лицами (хозяйствующими субъектами) по их усмотрению (соглашению).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу, что у истца отсутствует право на получение субсидии на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги за заявленный период, а у ответчика - обязанность перечислить ему субсидии в сумме 5 495 918 рублей 26 копеек за период с 16.05.2017 по 31.07.2017.
Оценивая доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции установил, что они дублирую доводы, приведенные в суде первой инстанции, в жалобе отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения суда первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба, по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 октября 2020 года по делу N А33-17588/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-17588/2018
Истец: АО "КРАСНОЯРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ЭНЕРГЕТИКИ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: администрации г. Енисейска Красноярского края, МКУ Служба муниципального заказа г. Енисейска, ООО Енисейская энергетическая компания