г. Саратов |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А57-4366/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луевой Л.Ю.,
судей Антоновой О.И., Волковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болаткалиевой С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2019 года по делу N А57-4366/2019,
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (ОГРН 1027728000871; ИНН 7728262893)
к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (ОГРН 1026403049815; ИНН 6453010110),
третьи лица - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295 ИНН 7708503727), акционерное общество "Волжский трубный завод" (ОГРН 1023401997101 ИНН 3435900186), акционерное общество "Выксунский Металлургический Завод" (ОГРН 1025201632610 ИНН 5247004695),
публичное акционерное общество "Северский трубный завод" (ОГРН 1026601606118 ИНН 6626002291),
о взыскании денежных средств по договору транспортной экспедиции,
при участии в судебном заседании:
- от общества с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" представитель Карташов Алексей Владимирович, действующий по доверенности от 29.04.2019, выданной сроком до 28.04.2022.
- от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" представитель Нефедова Татьяна Александровна, действующая по доверенности от 16.12.2019, выданной сроком до 31.12.2020.
- от акционерного общества "Выксунский Металлургический Завод" представитель по доверенности Карпова Надежда Анатольевна, действующая по доверенности от 16.112017 года, выданной сроком на три года,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Газпромтранс" (далее - ООО "Газпромтранс") к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Саратов" (далее - ООО "Газпром трансгаз Саратов") с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о взыскании штрафа за нарушение сроков оборота вагонов в размере 63 425 рублей, расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 419 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727), АО "Волжский трубный завод" (ИНН 3435900186), АО "Выксунский Металлургический Завод" (ИНН 5247004695), ПАО "Северский трубный завод" (ИНН 6626002291).
Решением Арбитражного суда Саратовской области в удовлетворении исковых требований полностью отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Саратовской области отменить как незаконное и необоснованное.
Заявитель жалобы указывает, что выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела и условиям заключенного договора.
Ответчик и третье лицо АО "Волжский трубный завод" представили письменные отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец, в свою очередь, представил возражения на отзыв ответчика, в котором просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, указанным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ООО "Газпромтранс" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представители ООО "Газпром трансгаз Саратов" и АО "Выксунский Металлургический Завод" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле явку представителей не обеспечили, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 АПК РФ посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в феврале, июне-августе, октябре, ноябре 2018 г. в соответствии с условиями Договора транспортной экспедиции (во внутрироссийском сообщении) N 786/1700251 от 28.08.2017 г. (в редакции дополнительных соглашений, далее - Договор) ООО "Газпромтранс" оказывал ООО "Газпром трансгаз Саратов" услуги, связанные с организацией перевозки грузов (труб стальных сварных большого диаметра, труб бесшовных) железнодорожным транспортом во внутрироссийском сообщении.
В соответствии с пунктом 1.1. заключенного договора экспедитор оказывает клиенту транспортно-экспедиционные услуги, связанные с организацией перевозки грузов (материально-технических ресурсов, труб большого диаметра, тру б малого диаметра) железнодорожным транспортом в собственном и привлеченном подвижном составе (далее - вагоны) во внутрироссийском сообщении.
Согласно пункту 2.1.12 договора Клиент, либо указанный Клиентом грузоотправитель и/или иное лицо (в совокупности) обязуется осуществлять погрузку груза (срок оборота вагонов у грузоотправителя), учтенных в стоимости услуг Экспедитора, в течение:
- 3 (трех) суток при прибытии порожнего вагона под погрузку труб большого диаметра;
- 2 (двух) суток при прибытии порожнего вагона под погрузку (за исключением погрузки труб большого диаметра);
Течение срока оборота вагона у Клиента либо указанного Клиентом грузоотправителя и/или иного лица (в совокупности) исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) прибытия порожних вагонов на станцию назначения (далее - дата прибытия), до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления порожних вагонов со станции отправления (далее - дата отправления).
Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
Из пункта 2.1.13 Договора следует, что Клиент, либо указанный Клиентом грузополучатель и/или иное лицо (в совокупности) обязуется осуществлять выгрузку груза (срок оборота вагонов у грузополучателя), учтенных в стоимости услуг Экспедитора, в течение:
- 3 (трех) суток при прибытии груженого вагона под выгрузку труб большого диаметра;
- 2 (двух) суток при прибытии груженого вагона под выгрузку (за исключением труб большого диаметра).
Течение срока оборота вагона у Клиента либо указанного Клиентом грузополучателя и/или иного лица (в совокупности) исчисляется с 00 ч. 00 мин. дня, следующего за днем (датой) прибытия груженых вагонов на станцию назначения в графе "Прибытие на станцию назначения"), до 24 ч. 00 мин. дня (даты) отправления порожних вагонов со станции отправления (далее - Дата отправления).
Простой вагонов свыше установленного срока исчисляется сторонами в сутках, при этом неполные сутки считаются за полные.
Согласно вышеуказанных пунктов Клиент определяет дату прибытия вагонов на основании данных, указанных в железнодорожной накладной (в календарном штемпеле, проставленном соответствующей станцией назначения в графе "Прибытие на станцию назначения"), а дату отправления вагонов по дате передачи груженых/порожних вагонов с путей необщего пользования Грузополучателем Перевозчику согласно дате, указанной в отметках в графе "Уборка" в памятке приемосдатчика (форма ГУ-45) и в ведомости подачи и уборки вагонов (форма ГУ-46) в пункте "Время уборки", и (или) в акте общей формы (форма ГУ-23).
Как заявил истец, в нарушение указанных условий договора вагоны N 64095706, N 52934742, N 62126016, N 60581543, N 56064363, N 53128344, N 54658802 (позиции N1-N7 расчета, приложенного к исковому заявлению) находились под погрузкой у ответчика на ст. Трубная (610101), ст. Полевской (781305), ст. Навашино (243607) больше оговоренного срока, а вагоны N 54934187, N 54931100, N 54933965 (позиции N 8-N 10 расчета, приложенного к исковому заявлению) находились под выгрузкой больше оговоренного срока.
В соответствии с пунктом 4.5 Договора в случае превышения срока, установленного пунктами 2.1.12, 2.1.13 настоящего Договора, Клиент уплачивает штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя/грузоотправителя в размере:
- 1770 (одна тысяча семьсот семьдесят) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в полувагонах / универсальных платформах / фитинговых платформах / крытых вагонах;
- 2950 (две тысячи девятьсот пятьдесят) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в специализированных платформах-трубовозах.
Дополнительным соглашением N 2 от 19.04.2018, вступившим в силу с даты подписания и в соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ распространяющимся на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.01.2018 по 31.12.2018 г., стороны установили стоимость услуг Экспедитора согласно пункту 1 по предоставлению подвижного состава для транспортировки груза (труб большого диаметра от 400 мм до 1720 мм включительно) в платформах-трубовозах и согласно пункту 2 по предоставлению подвижного состава для транспортировки груза (труб большого диаметра от 400 мм до 1720 мм включительно) в полувагонах.
В соответствии с пунктами 3 приложений N 1 и N 2 Дополнительного соглашения N 2, являющихся его неотъемлемой частью, в случае превышения времени, установленного пунктами 2.1.12 и 2.1.13 Договора Клиент уплачивает Экспедитору "Штраф за задержку вагонов под погрузкой" или "Штраф за задержку вагонов под выгрузкой" в размере 2950 рублей за каждый платформу-трубовоз в сутки, НДС не облагается, в размере 1770 рублей за каждый полувагон в сутки, НДС не облагается.
Согласно пункту 5 Дополнительного соглашения N 2 во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, стороны будут руководствоваться условиями Договора.
Исходя из условий Договора в редакции Дополнительного соглашения N 2, начислен штраф по позициям NN 1-2, NN 8-10 искового заявления.
Пунктом 4 Дополнительного соглашения N 4 от 01.07.2018 прекращен срок действия Дополнительного соглашения N 2 с 01.07.2018. Согласно пункту 6 дополнительного соглашения N 4 оно распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.07.2018, и действует по 30.09.2018 г.
Пункт 4.5 Договора изложен в следующей редакции.
В случае превышения срока, установленного пунктами 2.1.12, 2.1.13 настоящего Договора, Клиент уплачивает штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя/грузоотправителя в размере:
- 2065 (две тысячи шестьдесят пять) рублей за каждый вагон в сутки, при перевозке в полувагонах;
- 1770 (одна тысяча семьсот семьдесят) рублей за каждый вагон в сутки, при перевозке в универсальных платформах/фитинговых платформах/крытых вагонах;
- 2950 (две тысячи девятьсот пятьдесят) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в специализированных платформах-трубовозах.
В случае несогласия Клиента с размером выставленных штрафов Клиент предоставляет Экспедитору надлежащим образом заверенную копию транспортной железнодорожной накладной с оттиском печати Клиента, по которой прибыл вагон с грузом, а также надлежащим образом заверенные уполномоченным лицом копии памяток приемосдатчика, подтверждающих время передачи порожнего вагона перевозчику. Клиент определяет дату прибытия вагонов на основании данных, указанных в железнодорожной накладной (в календарном штемпеле, проставленном соответствующей станцией назначения в графе "Прибытие на станцию назначения"), а дату отправления вагонов по дате передачи груженых вагонов с путей необщего пользования грузоотправителем Перевозчику согласно дате, указанной в графе "Уборка" в памятке приемосдатчика "Форма ГУ-45) и в ведомости подачи и уборки вагонов (Форма ГУ-46) в пункте "Время уборки" и(или) в акте общей формы "Форма ГУ-23).
Дополнительным соглашением N 5 от 21.12.2018 пункт 4.5 Договора изложен в следующей редакции.
В случае превышения срока, установленного пунктами 2.1.12, 2.1.13 настоящего Договора, Клиент уплачивает штраф за нарушение срока оборота вагонов у грузополучателя/грузоотправителя в размере:
- 2360 (две тысячи триста шестьдесят) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в полувагонах;
- 1888 (одна тысяча восемьсот восемьдесят восемь) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в универсальных платформах / фитинговых платформах / крытых вагонах;
- 2950 (две тысячи девятьсот пятьдесят) рублей за каждый вагон в сутки при перевозке в специализированных платформах-трубовозах.
В случае несогласия Клиента с размером выставленных штрафов Клиент предоставляет Экспедитору надлежащим образом заверенную копию транспортной железнодорожной накладной с оттиском печати Клиента, по которой прибыл вагон с грузом, а также надлежащим образом заверенные уполномоченным лицом копию квитанции о приеме груза (порожнего вагона) к перевозке.
А согласно пункту 5 Дополнительного соглашения N 5 вступает в силу с даты подписания и в соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ распространяет свое действие на взаимоотношения сторон, возникшие с 01.10.2018 г., и действует по 31.12.2018 г.
Общий срок задержки вагонов под выгрузкой в соответствии с прилагаемым к исковому заявлению расчетом штрафа за задержку вагонов под погрузкой/выгрузкой составил 29 суток, в связи с чем, сумма начисленного штрафа составила 60 475 (шестьдесят тысяч четыреста семьдесят пять) рублей.
Астраханским филиалом, Сургутским филиалом и непосредственно ООО "Газпромтранс" в адрес ответчика направлены претензионные требования.
Так, 04.05.2018 г. направлено требование N 1/09-03-032018/30648 о взыскании штрафа за задержку вагонов под выгрузкой в размере 8 850 рублей.
Письмом от 29.05.2018 N 41-03/1183 ООО "Газпром трансгаз Саратов" представил памятки приемосдатчика, копии ведомостей подачи и уборки вагонов с отказом в удовлетворении претензии.
Письмом от 06.07.2018 N 1/09-03-032018/30648 истцом сообщено о рассмотрении письма и непринятии к учету ООО "Газпромтранс" представленных документов, заявлено о рассмотрении претензии и оплате суммы штрафа в размере 8 850 рублей по представленным реквизитам.
В письме ООО "Газпром трансгаз Саратов" от 27.07.2018 N 41-03/1760 сообщено о необходимости отзыва претензии в связи с отсутствием вины. Штраф не оплачен.
03.10.2018 г. ООО "Газпромтранс" направил требование N 14/09-03-072018/32349 о взыскании штрафа за задержку вагонов под погрузкой в размере 42 775 рублей.
Письмом от 23.01.2019 N 2814/30 ООО "Газпром трансгаз Саратов" сообщил о необоснованности претензии и отказе в ее удовлетворении, штраф не оплачен.
В связи с изложенным, полагая свое право нарушенным, ООО "Газпромтранс" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с положениями статьи 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Согласно статье 404 ГК РФ, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению. Правила пункта 1 данной статьи соответственно применяются и в случаях, когда должник в силу закона или договора несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства независимо от своей вины.
Статьями 309, 310 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно материалам дела, в июне-августе 2018 со станции Трубная Приволжской железной дороги по транспортным железнодорожным накладным ЭЦ358042; ЭЦ18053; ЭЫ097383; ЭЫ279599; ЭЫ546625 в адрес ООО "Газпром трансгаз Саратов" в вагонах N N 64095706, 52934742, 62126016, 60581543, 56064363 был отправлен груз - трубы стальные сварные большого диаметра.
Из приложенного расчета штрафа следует, что порожний вагон N 64095706 прибыл под погрузку 03.06.2018, порожний вагон N 52934742 прибыл под погрузку 08.06.2018, при этом данные даты документально истцом не подтверждены, как и не представлены в материалы дела какие-либо доказательства.
Для организации погрузочных работ на путях в силу статьи 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" необходимо получить соответствующее согласование ОАО "РЖД" путем подачи заявки (по форме ГУ-12), которую должны оформлять грузоотправители (в рассматриваемом деле это ПАО "Северский трубный завод", АО "Волжский трубный завод", АО "Выксунский металлургический завод"), так как согласно условиям договора транспортной экспедиции (во внутрироссийском сообщении) N 786/1700251 от 28.08.2018 Клиент, либо указанный Клиентом грузоотправитель обязаны осуществлять погрузку груза.
В соответствии с пунктом 2.1.1 заключенного между сторонами договора клиент предоставляет ООО "Газпромтранс" поручение, в котором указывается грузоотправитель.
В поручении экспедитору N 9 на июнь 2018 грузоотправителем указано АО "Волжский трубный завод".
Так, на указанные вагоны АО "Волжский трубный завод" в системе АС ЭТРАН 01.06.2018 сделал заявку N 0029874329, в соответствии с которой подача порожнего вагона N 64095706 под погрузку была согласована ОАО "РЖД" на 06.06.2018. Согласно отметке в транспортной железнодорожной накладной (ЭЦ358042), по которой вагон был отправлен, оформление приема груза к перевозке осуществлено 07.06.2018 в 11 часов 42 минуты. То есть с момента подачи порожнего вагона под погрузку и передачи его перевозчику прошли одни сутки.
Подача порожнего вагона N 52934742 под погрузку была согласована ОАО "РЖД" на 12.06.2018. Согласно отметке в транспортной железнодорожной накладной (ЭЦ618053), по которой вагон был отправлен, оформление приема груза к перевозке осуществлено 12.06.2018 в 17 часов 15 минут. То есть с момента подачи порожнего вагона под погрузку и передачи его перевозчику прошло менее одних суток.
В соответствии с пунктом 2.1.12 договора Клиент, либо указанный Клиентом грузоотправитель обязуется осуществлять погрузку груза в течение трех суток при прибытии порожнего вагона под погрузку труб большого диаметра.
Согласно акту N 0306118/1 от 20.06.2018 к договору транспортной экспедиции (во внутрироссийском сообщении) N 786/1700251 от 28.08.2018 ООО "Газпромтранс" оказало, а ООО "Газпром трансгаз Саратов" приняло транспортно-экспедиционные услуги, оказанные с 07.06.2018 по 11.06.2018 по доставке груза в вагоне N 64095706, а с 12.06.2018 по 18.06.2018 - в вагоне N 52934742.
Кроме того, договором на привлечение подвижного состава N 1700616 от 01.09.2017 (пункты 2.1.2, 2.1.3.) АО "Спецэнерготранс" обязуется согласовать с ООО "Газпромтранс" заявку по форме приложения N 1 к договору на подачу на согласованные станции под погрузку вагоны.
Согласно представленным в материалы делам заявкам вагоны должны подаваться согласно ГУ-12 на вагоны, согласованные даты их подачи под погрузку, железнодорожные накладные, в которых указана дата приема груза к перевозке. Из совокупности данных документов следует, что срок оборота вагонов обществом нарушен не был.
Далее из приложенного расчета штрафа следует, что порожний вагон N 62126016 прибыл под погрузку 27.07.2018, порожний вагон N 60581543 прибыл под погрузку 29.07.2018, порожний вагон N 56064363 прибыл под погрузку 03.08.2018.
В поручении экспедитору N 31 на август 2018 г. грузоотправителем указано АО "Волжский трубный завод".
На указанные выше вагоны АО "Волжский трубный завод" в системе АС ЭТРАН 11.07.2018 сделал заявку N 0030046150, в соответствии с которой подача порожнего вагона N 62126016 под погрузку была согласована ОАО "РЖД" на 02.08.2018. Согласно отметке в транспортной железнодорожной накладной (ЭЫ097383), по которой вагон был отправлен, оформление приема груза к перевозке осуществлено 04.08.2018 в 17 часов 52 минуты. То есть с момента подачи порожнего вагона под погрузку и передачи его перевозчику прошло двое суток.
Подача порожнего вагона N 60581543 под погрузку была согласована ОАО "РЖД" на 07.08.2018. Согласно отметке в транспортной железнодорожной накладной (ЭЫ279599), по которой вагон был отправлен, оформление приема груза к перевозке осуществлено 08.08.2018 в 16 часов 13 минут. То есть с момента подачи порожнего вагона под погрузку и передачи его перевозчику прошли одни сутки.
Подача порожнего вагона N 56064363 под погрузку была согласована ОАО "РЖД" на 12.08.2018. Согласно отметке в транспортной железнодорожной накладной (ЭЫ546625), по которой вагон был отправлен, оформление приема груза к перевозке осуществлено 13.08.2018 в 16 часов 10 минут. То есть с момента подачи порожнего вагона под погрузку и передачи его перевозчику прошло менее одних суток.
Согласно актам N 010718/24 от 20.08.2018, N 010718/26 от 31.08.2018 к договору транспортной экспедиции (во внутрироссийском сообщении) N 786/1700251 от 28.08.2018 ООО "Газпромтранс" оказало, а ООО "Газпром трансгаз Саратов" приняло транспортно-экспедиционные услуги, оказанные с 04.08.2018 по 12.08.2018 по доставке груза в вагоне N 62126016; с 13.08.2018 по 24.08.2018 - по доставке груза в вагоне N 56064363; с 08.08.2018 по 15.08.2018 - по доставке груза в вагоне N 60581543.
Согласно представленным в материалы дела актам оказанных услуг N 0818/000044 от 20.06.2018 и N 0818/000110 от 31.08.2018 АО "Спецэнерготранс" оказало, а ООО "Газпромтранс" приняло услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава с 04.08.2018 по 12.08.2018 по доставке порожнего вагона N 62126016 под погрузку на станцию Трубная Приволжской железной дороги, порожний вагон N 56064363 с 13.08.2018 по 24.08.2018 и порожний вагон N 60581543 с 08.08.2018 по 15.08.2018 на ту же станцию под погрузку.
В октябре 2018 со станции Полевской Свердловской железной дороги по транспортной железнодорожной накладной ЭЯ202362 в адрес ООО "Газпром трансгаз Саратов" в вагоне N 53128344 был отправлен груз - трубы бесшовные.
В поручении экспедитору N 36 на октябрь 2018 грузоотправителем указано ПАО "Северский трубный завод".
Из приложенного расчета штрафа следует, что порожний вагон N 53128344 прибыл под погрузку 03.10.2018. На указанный вагон ПАО "Северский трубный завод" в системе АС ЭТРАН сделал заявку N 0030409240, в соответствии с которой подача порожнего вагона N 53128344 под погрузку была согласована ОАО "РЖД" на 08.10.2018. Согласно отметке в транспортной железнодорожной накладной (ЭЯ202362), по которой вагон был отправлен, оформление приема груза к перевозке осуществлено 09.10.2018 в 09 часов 36 минут. То есть с момента подачи порожнего вагона под погрузку и передачи его перевозчику прошло менее одних суток.
Согласно акту N 01091/5 от 31.10.2018 к договору транспортной экспедиции (во внутрироссийском сообщении) N 786/1700251 от 28.08.2018 ООО "Газпромтранс" оказало, а ООО "Газпром трансгаз Саратов" приняло транспортно-экспедиционные услуги с 09.10.2018 по 29.10.2018 по доставке груза в вагоне N 53128344.
Из представленного в материалы дела акта оказанных услуг N 1018/000165 от 31.10.2018 следует, что АО "Спецэнерготранс" оказало, а ООО "Газпромтранс" приняло услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава с 09.10.2018 по 29.10.2018 по доставке порожнего вагона N 53128344 под погрузку на станцию Полевской Свердловской железной дороги.
В ноябре 2018 со станции Навашино Горьковской железной дороги по транспортной железнодорожной накладной ЭБ125628 в адрес ООО "Газпром трансгаз Саратов" в вагоне N 54658802 был отправлен груз - трубы стальные сварные большого диаметра.
В поручении экспедитору N 37 на октябрь 2018 грузоотправителем указано АО "Выксунский металлургический завод".
АО "Выксунский металлургический завод" в системе АС ЭТРАН сделал заявку N 0030507675 на подачу вагона под погрузку.
Согласно акту N 011018/1 от 30.11.2018 к договору транспортной экспедиции (во внутрироссийском сообщении) N 786/1700251 от 28.08.2018 ООО "Газпромтранс" оказало, а ООО "Газпром трансгаз Саратов" приняло транспортно-экспедиционные услуги с 19.11.2018 по 27.11.2018 по доставке груза в вагоне N 54658802.
Согласно представленному в материалы дела акту оказанных услуг N 1118/000169 от 30.11.2018 АО "Спецэнерготранс" оказало, а ООО "Газпромтранс" приняло услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава с 19.11.2018 по 27.11.2018 по доставке порожнего вагона N 53128344 под погрузку на станцию Полевской Свердловской железной дороги.
Подача порожнего вагона N 54658802 под погрузку была согласована ОАО "РЖД" на 17.11.2018. Согласно отметке в транспортной железнодорожной накладной (ЭБ125628), по которой вагон был отправлен, оформление приема груза к перевозке осуществлено 19.11.2018 в 05 часов 14 минут. То есть с момента подачи порожнего вагона под погрузку и передачи его перевозчику прошло двое суток.
В обоснование своих требований истец ссылается на информацию о датах прибытия и убытия вагонов со станции погрузки, подтвержденных данными Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД". При этом в материалы дела ответчиком представлены письма, в которых он предлагал истцу на постоянной основе предоставлять Клиенту данные о вагонах, подаваемых под погрузку, их количестве и датах прибытия. Отсутствие данной информации не позволяет идентифицировать вагоны, поданные на станцию для нужд ответчика, и исключить загрузку продукции в вагоны, поданные не в связи с его запросом. Доказательств надлежащего информирования ответчика о предоставлении конкретных вагонов не представлено.
В адрес заводов (третьи лица) ежедневно поступают порожние вагоны в большом количестве от разных грузоотправителей, которые они обязаны принять, при этом заявки на согласование погрузки груза по форме ГУ-12 оформляются третьими лицами обезличенные (то есть без указания конкретного номера вагона) и задолго до их прибытия.
ООО "Газпромтранс" не уведомляет грузоотправителей о дате прибытия того или иного вагона, который необходимо загрузить и отправить в адрес ответчика. Из представленных в материалы дела железнодорожных накладных, по которым прибыли спорные порожние вагоны следует, что грузоотправителем выступал АО "ФГК" или ООО "Спецэнерготранс" они же выступали и плательщиками. В указанных документах отсутствует информация о том, что данные вагоны предоставлены именно ООО "Газпромтранс", следовательно, идентифицировать вагоны под погрузку и отправку в адрес ответчика в данной ситуации не представлялось возможным.
В соответствии с пунктом 10 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 07.12.2016 N 374 при подаче вагонов ранее срока, указанного в уведомлении о времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку, вагоны, контейнеры считаются поданными с момента, указанного в уведомлении.
Грузоотправители АО "Волжский трубный завод", АО "Выксунский Металлургический Завод", привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, подтвердили, что истцом производилась подача обезличенных вагонов, без указания информации, по чьим заявкам они предоставляются.
С учетом изложенного, оценив представленные в дело доказательства в их совокупности, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что срок оборота вагонов под погрузкой должен исчисляться исключительно с документально согласованной ОАО "РЖД" даты назначения погрузки (в том числе в системе АС ЭТРАН), а не с даты, когда вагоны ООО "Газпромтранс" прибыли на станцию назначения, в связи с чем срок оборота вагонов под погрузкой ответчиком соблюдался; осуществление погрузки в даты фактического прибытия порожних вагонов не представлялось возможным, так как это противоречит нормам действующего законодательства; кроме того, самостоятельно грузоотправитель не может идентифицировать порожние вагоны как вагоны, в которые необходимо осуществлять погрузку груза.
Судом первой инстанции также установлено, что 23.02.2018 на станцию Александров Гай Приволжской железной дороги прибыл груз для филиала ООО "Газпром трансгаз Саратов" "Александровогайское ЛПУМГ" в вагонах N N 54931100, 54933965, 54934187 с трубами стальными сварными большого диаметра (400-1420) по транспортным железнодорожным накладным NN ЭС052693,ЭС053098, ЭС053217.
Данные вагоны были поданы под выгрузку в 14 часов 45 минут, о чем свидетельствует памятка приемосдатчика N 7 на подачу вагонов и ведомость подачи и уборки вагонов N 000006 от 23.02.2018, время окончания грузовой операции 24.02.2018 в 08 часов 00 минут, о чем свидетельствует памятка приемосдатчика N 8 на уборку вагонов и ведомость подачи и уборки вагонов N 000009 от 27.02.2018.
Из искового заявления следует, что в нарушение срока, установленного пунктом 2.1.13. договора транспортной экспедиции (во внутрироссийском сообщении) N 786/1700251 от 28.08.2018 (3 суток) вагоны находились под выгрузкой у грузополучателя (общества) больше оговоренного срока, однако грузовая операция по всем вагонам была осуществлена в течение 15 часов.
Согласно акту ОАО "РЖД" общей формы N 9 от 24.02.2018 причиной задержки доставки порожних вагонов явилось отсутствие/ожидание локомотива перевозчик, то есть вина ответчика полностью отсутствует. По окончании задержки доставки порожних вагонов был составлен акт общей формы N 12 от 27.02.2018 в 15 часов 30 минут. Указанные акты были подписаны представителем ОАО "РЖД".
Пунктом 2.1.13 договора транспортной экспедиции (во внутрироссийском сообщении) N 786/1700251 от 28.08.2018 определены сроки оборота вагонов, в том числе их отправление. Так, дата отправления определяется по дате передачи порожних вагонов с путей необщего пользования.
В рассматриваемом случае все грузовые операции (включая подачу и уборку) вагонов N N 54931100, 54933965, 54934187 проводились на путях общего пользования.
Ввиду того, что договором транспортной экспедиции не определен срок оборота вагонов на путях общего пользования, суд первой инстанции правомерно руководствовался общими нормами и правилами по обороту вагонов и оформлению соответствующих документов, свидетельствующих о возврате порожних вагонов перевозчику.
Суд также указал, что в рассматриваемом случае необходимо отличать дату уборки вагона от даты завершения грузовой операции и передачи вагонов перевозчику, так как согласно пункту 2.1.13 договора транспортной экспедиции в случае несогласия Клиента с претензионными требованиями Экспедитора, Клиент представляет документы, подтверждающие время передачи порожнего вагона перевозчику (железнодорожные накладные; ведомости подачи и уборки вагонов; памятки приемосдатчика и т.д.). Документами, подтверждающими факт неотправки порожних вагонов (по причине, не зависящей от грузополучателя), являются ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, подтверждающие время передачи порожнего вагона, а не время его уборки с путей.
Вагоны были приняты перевозчиком, в подтверждение чего представлены памятка приемосдатчика N 8 и ведомость подачи и уборки вагонов N 000009 от 27.02.2018.
Установив изложенные обстоятельства, учитывая, что ООО "Газпром трансгаз Саратов" представил надлежащим образом оформленные документы на возврат порожних вагонов, подтверждающие совершение грузовой операции в течение 15 часов, а также дальнейшее их принятие перевозчиком, пришел к выводу о неправомерности ссылки ООО "Газпромтранс" на факт нахождения вагонов под выгрузкой у грузополучателя больше оговоренного договором срока.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на требованиях материального закона и установленных по делу обстоятельствах.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Отношения сторон регулируются главой 41 ГК РФ и Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности".
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
По смыслу главы 41 ГК РФ ("Транспортная экспедиция"), а также статей 4 и 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" стороны по договору транспортной экспедиции обязаны надлежащим образом исполнять взятые на себя обязательства в соответствии с условиями заключенного договора.
Согласно пункту 1 статьи 6 названного Федерального закона за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии со статьей 330 ГК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства законом или договором может быть предусмотрено взимание с должника неустойки (штрафа, пени).
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с требованиями статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
При этом каждое лицо, участвующее в деле, согласно статье 65 АПК РФ должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно положениям, содержащимся в частях 1 - 3 статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
При разрешении настоящего спора суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности, поскольку не установил факта нарушения им условий заключенного договора транспортной экспедиции.
В своей жалобе истец указывает, что суд при принятии решения не применил статьи 309, 310, 801 ГК РФ, а также пункты 2.1.12, 2.1.13, 4.5 договора транспортной экспедиции (во внутрироссийском сообщении) N 786/1700251 от 28.08.2018.
Между тем данная позиция является необоснованной, поскольку суд первой инстанции оценил спорные правоотношения с учетом условий заключенного договора и требований закона.
Судебная коллегия считает, что в материалах дела имеется достаточно доказательств, свидетельствующих о добросовестном исполнении обязательств ответчиком.
Так, согласно имеющимся в материалах дела железнодорожных накладных, заявок на подачу вагонов под погрузку по форме ГУ-12, ведомостей подачи и уборки вагонов, памяток приемосдатчика, уведомлений о завершении грузовых операций и передаче вагонов перевозчику, грузовые операции по погрузке и разгрузке груза были осуществлены в пределах установленных пунктами 2.1.12, 2.1.13 Договора сроков.
Позицию заявителя апелляционной жалобы о том, что суд при принятии решения неправомерно применил нормы Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), судебная коллегия находит несостоятельной.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) данный закон регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее - железнодорожный транспорт) и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность.
Действие настоящего Устава распространяется также на перевозки грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, а также на строящихся железнодорожных линиях, примыкающих к железнодорожным путям общего пользования.
Довод апеллянта о том, что простой подтверждается данными Главного вычислительного центра - филиала ОАО "РЖД" не может быть принят во внимание, так как указанные данные фиксируют лишь дату прибытия вагонов на станцию, но не подтверждают, что вагоны были поданы под погрузку по заявкам ответчика в согласованные с ним сроки.
Кроме того, не предоставлены заявки в отношении спорных вагонов, а также доказательства того, что истец уведомлял ответчика о том, что вагоны ему поданы, о времени подачи и количестве вагонов, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истцом не предоставлены достоверные доказательства прибытия вагонов на станцию в период согласованных с ответчиком сроков.
На основании ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований либо возражений.
В силу ст. ст. 64, 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Исследовав и оценив представленные доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, считает исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению, в связи с недоказанностью факта нарушения сроков оборота вагонов ответчиком.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истца при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции и не опровергают выводов, сделанных в обжалуемом решении, основаны на субъективной оценке представленных доказательств и ином толковании условий договора.
Представленные в материалы дела доказательства судом первой инстанции исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
Расходы по государственной пошлине распределены судом в соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ и правомерно отнесены на истца.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21 декабря 2019 года по делу N А57-4366/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л. Ю. Луева |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-4366/2019
Истец: ООО "Газпромтранс"
Ответчик: ООО "Газпром трансгаз Саратов"
Третье лицо: АО "Волжский трубный завод", АО "Выксунский Металлугаргический Завод", АО "Выксунский Металлургический Завод", ОАО "РЖД", ПАО "Северский трубный завод"
Хронология рассмотрения дела:
27.05.2021 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2705/2021
20.01.2021 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9367/20
19.03.2020 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1003/20
21.12.2019 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-4366/19
11.11.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-4366/19
18.10.2019 Определение Арбитражного суда Саратовской области N А57-4366/19