г. Тула |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А62-6129/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2020 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мордасова Е.В., судей Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Твой Дом" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.12.2019 по делу N А62-6129/2019 (судья Еремеева В. И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Твой Дом" (Смоленская область, г. Ярцево, ОГРН 1116727000940, ИНН 6727023724) к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353; ИНН 6730067200) о признании незаконным и отмене предписания N 0316/81/2019 от 16.04.2019;
лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью ""Управляющая компания Твой Дом" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - управление) о признании незаконным и отмене предписания N 0316/81/2019 от 16.04.2019.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 12.12.2019 в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Свою позицию апеллянт обосновывает тем, что суд не принял во внимание, что общая сумма начислений за коммунальные ресурсы по холодной и горячей воде соответствует действующим нормативам и тарифам; полагает, что объединение в квитанции в одной строке платы за холодную воду и компонента на холодную воду, выделенного из тарифа на горячую воду, не противоречит действующему законодательству.
Управление в возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу инспекции - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, доводы жалобы и отзывов на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением Сафоненкова П.В., проживающего по адресу: Смоленская область, г. Ярцево, ул. 30 лет Победы, д. 11, кв. 19 (т. 1 л. 44 - 45), и в соответствии с приказом управления от 09.10.2018 N 29/ИП (т. 1 л. 52, оборот) в период с 12.10.2018 по 08.11.2018 проведена внеплановая документарная проверка деятельности общества, управляющего с 01.10.2017 домом, расположенным по вышеуказанному адресу на основании лицензии N 19 от 06.04.2015 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - МКД), по вопросу соблюдения требований жилищного законодательства в части расчета платы за электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение, потребляемые при содержании общедомового имущества многоквартирного дома 11 по ул. 30 лет Победы г. Ярцево Смоленской области.
В результате проведенной проверки управление установило, что согласно Протоколу N 1 внеочередного собрания собственников помещений МКД N 11 по ул. 30 лет Победы г. Ярцево Смоленской области от 16.09.2017 (т. 1 л. 49 - 51) собственниками помещений принято решение об оплате за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании и содержании общего имущества в МКД, по общедомовому прибору учета.
На основании постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 19.05.2018 N 43 для расчета с 01.10.2017 размера платы за холодную воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества МКД, управляющей организацией должен применяться норматив 0,028 куб.м. на 1 кв.м., однако, расчет производился исходя из норматива 0,056 куб.м. на 1 кв.м.
С 01.10.2017 для расчета размера платы за горячую воду, потребляемую при использовании и содержании общего имущества МКД, управляющей организацией применялся норматив 0,028 куб.м. на 1 кв.м., согласно постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 19.05.2018 N 43.
В соответствии с Приложением N 21 от 26.12.2017 к договору водоснабжения N 2-У от 18.05.2015, заключенному между МУП "Горводоканал" и обществом (т. 1 л. 76 - 79, оборот), по холодной и горячей воде, потребляемых в целях содержания общего имущества дома N 11 по ул. 30 лет Победы г. Ярцево, Смоленской области, МУП "Горводоканал" определяет к оплате норматив 0,056 куб.м. на 1 кв.м., то есть 0,028 куб.м. на 1 кв.м. (ХВС) и 0,028 куб.м. на 1 кв.м. (ГВС).
С учетом изложенного управлением был сделан вывод, что применяемый обществом с 01.10.2017 для определения размера платы за холодную воду, потребляемую при содержании и использовании общего имущества МКД N 11 по ул. 30 лет Победы г. Ярцево, Смоленской области норматив 0,056 куб.м. на 1 кв.м., является неверным, в связи с чем обществу было выдано предписание N 1342/81/2018 от 08.11.2018, согласно которому обществу необходимо было в срок до 19.03.2019:
1. Представить подробную информацию о том, каким образом был произведен перерасчет размера платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества дома, за октябрь 2017 года, рассчитанный исходя из норматива потребления, согласно показаний общедомового прибора учета электроэнергии дома N 11 по ул. 30 лет Октября г. Ярцево Смоленской области (когда сняты начисления, в каком периоде отражен перерасчет).
2. Представить подробную информацию о том, каким образом в платежном документе за февраль 2018 года произведен перерасчет размера платы за электроэнергию, потребляемую в целях содержания общего имущества дома (период, за который произведен перерасчет, объем электроэнергии, потребляемой в целях содержания общего имущества дома N 11 по ул. 30 лет Октября г. Ярцево Смоленской области, согласно которой выполнен перерасчет).
3. Произвести корректировку (перерасчет) собственникам помещений МКД N 11 по ул. 30 лет Октября в г. Ярцево Смоленской области ранее начисленной платы за холодную воду, используемую в целях содержания общего имущества МКД, исходя из норматива потребления указанной услуги, утвержденного постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 19.05.2018 N 43, за период с 01.10.2017 по дату исполнения предписания.
4. Размер корректировки отразить в платежных документах в месяце, в котором будет исполнено предписание (представить копию платежного документа).
5. В последующем при расчете размера платы за холодную воду, потребляемую в целях содержания общего имущества МКД N 11 по ул. 30 лет Октября г. Ярцево Смоленской области применять норматив потребления указанной услуги, утвержденный постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 19.05.2018 N 43.
В соответствии с приказом управления от 20.03.2019 N 0660/ИП (т. 1 л. 11, оборот) в отношении общества в период с 25.03.2019 по 16.04.2019 была проведена проверка исполнения предписания N 1342/81/2018 от 08.11.2018.
Обществом представлено письмо от 16.04.2019 N 20180416/1, в котором оно подтвердило, что п. 1 и 2 вышеуказанного предписания исполнены, а по п. 3 - 5 даны пояснения, что в структуру платы за горячее водоснабжение входит стоимость холодной воды и ее подогрев, в соответствии с методикой расчетов, производимых ресурсоснабжающими организациями ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" и МУП "Горводоканал", в связи с чем общество производит расчет размера платы за горячую воду за вычетом стоимости самой воды (компонент на холодную воду) и производит расчет размера платы по холодной воде с добавлением платы за воду, исключенную из платы за горячую воду.
Таким образом, по мнению управления, п. 3 - 5 предписания N 1342/81/2018 от 08.11.2018 обществом исполнены не были, в связи с чем последнему выдано новое предписание от 16.04.2019 N 0316/81/2019 (т. 1 л. 16 - 20).
Не согласившись с вынесенным предписанием, полагая, что общая сумма начислений за коммунальные ресурсы по холодной и горячей воде соответствует действующим нормативам и тарифам, общество обратилось в суд, с настоящим заявлением.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 АПК РФ). В свою очередь, заявитель должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений ч. 3, 4.2, п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 N 493, оспариваемое предписание вынесено управлением в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Предписание - это обязательный для исполнения документ установленной формы, составленный и направленный (врученный) от имени уполномоченного по контролю органа конкретному лицу и содержащий требования об обязательном выполнении всех пунктов выданного предписания лицом, допустившим нарушения законодательства, в установленный в нем срок и сообщения об этом контролирующему органу, арбитражный суд при рассмотрении дела о его оспаривании должен установить, обеспечено ли при вынесении предписания контролирующим органом соблюдение норм действующего законодательства, а также законных интересов нарушителя или иных лиц, не превышая разумно необходимые меры воздействия на них.
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
В целях защиты прав потребителей постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов (далее - Правила N 354), которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность и являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
К обязанностям управляющей организации, возникающим из договора управления МКД, относится оказание коммунальных услуг (п. 6, 9 Правил N 354).
Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению МКД, за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в МКД.
В соответствии с ч. 9.2 ст. 156 ЖК РФ установлено, что размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
С 01.06.2017 нормативы потребления как горячей, так и холодной воды в целях содержания общего имущества в МКД утверждены постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 19.05.2017 N 43 и составляют 0,028 куб.м. на 1 кв.м. общей площади.
Однако общество, производя расчет размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества МКД, исходило из норматива 0,056 куб.м. на 1 кв.м., из которых 0,028 куб.м. - непосредственно услуги ХВС и 0,028 куб.м. - компонент на холодное водоснабжение в составе услуги ГВС, что вопреки доводам апеллянта, не соответствует постановлению Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 19.05.2018 N 43.
Оспаривая предписание управления, общество указывает, что суд не принял во внимание, что общая сумма начислений за коммунальные ресурсы по холодной и горячей воде соответствует действующим нормативам и тарифам.
В этой связи апелляционная коллегия отмечает, что в предписании управления от 16.04.2019 N 0316/81/2019 указано лишь на необходимость произвести корректировку ранее начисленной платы, исходя из вышеуказанного постановления Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 19.05.2018 N 43. Выводы об арифметических неточностях в произведенных начислениях в предписании управления отсутствуют.
Довод апеллянта о том, что аналогичной методикой расчетов пользуются ресурсоснабжающие организации - ООО "Смоленскрегионтеплоэнерго" и МУП "Горводоканал" - не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, так как в данном случае оспаривается предписание управления, выданное обществу, в связи с необходимостью устранения нарушений требований законодательства при начислении платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание не только соответствует действующему законодательству, но и, в первую очередь, не нарушает права и законные интересы общества, так как лишь правомерно возлагает на него обязанность по устранению допущенных нарушений требований действующего законодательства.
При этом апелляционная коллегия отмечает, что формулировки предписания доступны для понимания конкретных действий, которые следует совершить обществу в целях устранения нарушений законодательства, срок исполнения предписания является разумным, а само предписание исполнимым.
Доводы апеллянта сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, апелляционной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 12.12.2019 по делу N А62-6129/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-6129/2019
Истец: ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ТВОЙ ДОМ"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"