г. Самара |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А65-29800/2019 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Засыпкиной Т.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства, без вызова сторон, дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г.Казани Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2019 по делу N А65-29800/2019 (судья Минапов А.Р.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению закрытого акционерного общества "Белвест Ритейл Поволжье-Север", Республика Беларусь, г. Витебск,
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г.Казани Республики Татарстан (ОГРН 1021603270435, ИНН 1658036833), г. Казань,
о признании недействительным решения от 06.09.2019 N 013S19190018793,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Белвест Ритейл Поволжье-Север" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе г.Казани Республики Татарстан (далее - Управление ПФР, Пенсионный фонд, ГУ - УПФ РФ в Московском районе г.Казани) о признании недействительным решения от 06.09.2019 N 013S19190018793 о привлечении заявителя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 11.10.2019 настоящее дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2019, принятым в порядке упрощенного производства, заявление удовлетворено.
ГУ - УПФ РФ в Московском районе г.Казани обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт. считая, что судом неправильно применены нормы материального права.
В апелляционной жалобе указывает, что Управление ПФР правильно квалифицировало допущенное заявителем нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете, поскольку представление страхователем сведений на сотрудников, в отношении которых сведения не были представлены в срок, в том числе путем представления отчета по форме "дополняющая", не является исправлением ошибок в ранее представленных сведениях. В данном случае имеет место быть первичное представление сведений о работающем застрахованном лице, направленное в органы ПФР за пределами установленного законом срока.
Финансовые санкции не применяются лишь в том случае, когда корректируются именно ранее представленные сведения на конкретное застрахованное лицо.
По мнению подателя жалобы, представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее- Закон N 27-ФЗ).
Целью предоставления отчетности по форме СЗВ-М является ежемесячное уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (ч. 4 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), что необходимо для последующей корректировки сумм пенсии.
Предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета с нарушением установленного срока может повлечь необоснованную выплату пенсий работающим пенсионерам с учетом индексации.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрено удержание с пенсионеров излишне выплаченных сумм пенсий.
Таким образом, несвоевременным представлением отчета заявитель создал условия для возникновения переплаты (недоплаты) денежных сумм, то есть реальную угрозу причинения вреда в виде материального ущерба в отношении выплат работающим пенсионерам.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, ЗАО "Белвест Ритейл Поволжье-Север" является страхователем согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), ст. 1 Закона N 27-ФЗ.
Обществом в адрес Управления ПФР представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за июнь 2019 года тип формы "Исходная" - 12.07.2019, тип формы "Дополняющая" - 23.07.2019.
По результатам проведенной проверки представленной отчетности ГУ - УПФ РФ в Московском районе г.Казани выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем заявителем составлен акт от 01.08.2019 N 013S18190016531.
По результатам рассмотрения материалов проверки ГУ - УПФ РФ в Московском районе г.Казани вынесено решение от 06.09.2019 N 013S19190018793 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 38 000 руб.
Заявитель, не согласившись с вышеуказанным решением Управления ПФР, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Пунктом 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность работодателей представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в органы Пенсионного фонда РФ.
На основании п. 1 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ сведения, предусмотренные п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ, представляются в Пенсионный фонд в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом. Такие сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83-п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждены формы "Сведения о застрахованных лицах", согласно которому в п. 3 страхователем обязательно должен указываться тип представляемой формы:
-"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
-"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона N 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от предоставления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Между тем ст. 15 Закона N 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В рассматриваемом случае форма СЗВ-М "дополняющая" за июнь 2019 года на 76 застрахованных лиц представлена Обществом в Пенсионный фонд 23.07.2019 после самостоятельного выявления ошибки и до составления Пенсионным фондом акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (01.08.2019).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии вины Общества в нарушении требований Закона N 27-ФЗ, ст. 15 которого позволяет страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах (без указания сроков, в течение которых может быть реализовано данное право).
Заявитель 12.07.2019 представил в адрес Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) тип исходная за июнь 2019 года.
Указанный отчет был принят Пенсионным фондом 14.07.2019 в 16:10:29 с результатом: положительный протокол входного контроля, что подтверждается ответчиком в отзыве на заявление.
Между тем в исходной форме за июнь 2019 содержалась программная ошибка, а именно, количество застрахованных лиц было указано ноль, хотя данный отчет был принят Пенсионным фондом с положительным протоколом входного контроля. В связи с обнаружением содержащейся программной ошибки в этот же день 12.07.2019 заявителем был направлен по телекоммуникационным каналам связи исправленный файл, в котором верно указано количество застрахованных лиц - 76 человек.
Однако верный файл на 76 человек Пенсионным фондом был отклонен. О непринятии исправленного файла ответчиком заявителю стало известно по истечении установленного срока, поскольку отправляемый файл находился в статусе обработки.
После того как заявитель смог увидеть результат обработки направленного файла, в связи с тем, что документ не был принят ответчиком, заявитель 23.07.2019 направил в адрес Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М дополняющая) за июнь 2019 года.
Из представленных документов усматривается, что заявитель самостоятельно выявил ошибку в неверно представленных сведениях за июнь 2019 года и предпринял меры к ее устранению путем направления "дополняющей" формы в Пенсионный фонд РФ, который, в свою очередь, только при получении такой дополняющей формы (а не исходной) провел проверку представленных сведений и выявил нарушение Закона N 27-ФЗ.
Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.
Таким образом, оснований для назначения ЗАО "Белвест Ритейл Поволжье-Север" финансовой санкции, предусмотренной ст. 17 Закона N 27-ФЗ, за представление сведений по форме СЗВ-М "дополняющей" за июнь 2019 года у Пенсионного фонда не имелось.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.11.2017 N ЛЧ-08-26/20004 изложено, что с 01.01.2017 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлен порядок применения финансовых санкций за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета, а также Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, определены порядок осуществления территориальным органом ПФР контроля за своевременностью, полнотой и достоверностью представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета и особенности применения финансовых санкций в случае самостоятельного выявления страхователем ошибок (несоответствий) в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица.
В соответствии с п. 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, при решении вопроса о привлечении к ответственности следует учитывать, какие действия совершил страхователь в целях исправления обнаруженных ошибок.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах дела суд апелляционной инстанции считает, что первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие ошибки, впоследствии самостоятельно исправленные, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы заявителем в соответствии с действующим законодательством.
Пенсионным фондом уведомление о представлении соответствующих исправлений заявителю направлено не было, в материалы дела данные доказательства не представлены.
При этом с учетом положений ч. 2 ст. 9, ч.ч. 3, 4 ст. 65 АПК РФ доказательства должны быть раскрыты заблаговременно до начала судебного разбирательства, учитывая при этом, что они несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими соответствующих процессуальных действий.
Поскольку в данном случае форма СЗВ-М "дополняющая" за июнь 2019 года на 76 застрахованных лиц представлена Обществом (23.07.2019) до составления Пенсионным фондом РФ акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (01.08.2019), то суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии вины ЗАО "Белвест Ритейл Поволжье-Север" в совершении нарушения требований Закона N 27-ФЗ, так как оно самостоятельно выявило ошибку в неверно представленных сведениях за отчетный период - июнь 2019 года и предприняло меры к ее устранению путем направления "дополняющей" формы в Пенсионный фонд, который, в свою очередь, только при получении "дополняющей" формы сведений (а не исходной) провел проверку представленных сведений и выявил указанное выше нарушение Закона N 27-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имеется совокупность названных условий.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования и признал незаконным решение Управления ПФР.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 229, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.12.2019 по делу N А65-29800/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Т.С. Засыпкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-29800/2019
Истец: ЗАО "Белвест Ритейл Поволжье-Север", Республика Беларусь, г.Витебск
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе г.Казани Республики Татарстан, г.Казань
Третье лицо: ЗАО "Белвест Ритейл Поволжье-Север", Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара