г. Хабаровск |
|
19 марта 2020 г. |
А73-16623/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.,
судей Козловой Т.Д., Воронцова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Егожа А.К.,
в судебное заседание явились:
от Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края: Трубникова Иванна Вячеславовна, представитель по доверенности от 15.01.2020, представлен диплом;
от Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края: Вербинская Татьяна Петровна, представитель по доверенности от 31.01.2020;
от Министерства финансов Хабаровского края: Яровых Марина Юрьевна, представитель по доверенности от 30.10.2018;
от акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания": Лысенко Екатерина Александровна, представитель по доверенности от 06.02.2020, представлен диплом, Сидоренко Юлия Александровна, представитель по доверенности от 06.02.2020, представлен диплом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
на решение от 15.01.2020
по делу N А73-16623/2019
Арбитражного суда Хабаровского края,
по иску акционерного общества "Дальневосточная генерирующая компания" (ОГРН 1051401746769, ИНН 1434031363, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, д. 49)
к муниципальному образованию "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Финансового управления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1022700528179, ИНН 2703003023, адрес: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Кирова, 41), Администрации г. Комсомольска-на-Амуре (ОГРН 1032700030373, ИНН 2703000150, адрес: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Аллея Труда, 13), Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (ОГРН 1082703000159, ИНН 2703044140, адрес: 681000, г. Комсомольск-на-Амуре, пр. Мира, 22), Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (ОГРН 1032700316560, ИНН 2721104828, адрес: 680000, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 71), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (ОГРН 1032700295550, ИНН 2700000176, адрес: 680002, г. Хабаровск, ул. Фрунзе, 72)
о взыскании 123 628,05 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Дальневосточная генерирующая компания" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к муниципальному образованию "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Финансового управления Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края о взыскании убытков в размере 123 628,05 руб.
Представители Министерства ЖКХ Хабаровского края, Министерства финансов Хабаровского края возражали, указав, что муниципальному образованию перечислены денежные средства в достаточном количестве для погашения возникшей задолженности.
Истец уточнил надлежащего ответчика - просил произвести взыскание с муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на- Амуре" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края за счет казны муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре".
Решением суда от 15 января 2020 г. исковые требования удовлетворены, с муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края за счет казны муниципального образования городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" взысканы убытки в размере 123 628,05 руб.
В апелляционной жалобе представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края просит решение суда отменить, в иске отказать. В апелляционной жалобе управление не считает себя надлежащим ответчиком по делу и не имеет задолженности за июнь 2019 г. по компенсации расходов граждан на оплату коммунальных услуг в связи с перерасчетом начислений с учетом разъяснений Министерства ЖКХ Хабаровского края. По расчетам ответчика, произведенным после принятого судебного акта, переплата составляет 10 501 190,95 руб.
Просит приобщить к материалам дела акт проверки от 20.11.2019, перечень жилых помещений, представление от 03.12.2019, ответ на представление от 25.12.2019, котррасчет, расчеты начислений за период июнь 2019 г. в электронном виде на магнитном носителе (диске), которые в суд первой инстанции не представлялись ввиду большого объема обрабатываемой информации. В ответе на представление указано, что управлением ЖКХ подготовлен проект нормативного правового акта о внесении изменений в п. 2.5 постановления администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 13.06.2018 N 1321-па "Об утверждении порядка предоставления организациям субсидий за счет средств краевого бюджета на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги", который проходит стадию согласования.
Министерство финансов Хабаровского края в письменном отзыве считает Управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края надлежащим ответчиком по делу, однако поддерживает апелляционную жалобу управления, указывая на перечисление субвенций городу Комсомольску-на-Амуре в полном объеме. Министерством ЖКХ в период с 20 по 21.11.2019 (после обращения истца в суд) проведено контрольное мероприятие, по результатам которого установлено нарушение им расчета компенсации и отсутствие задолженности. Представлены документы по проверке за ноябрь - декабрь 2019 г.
АО "ДГК" в письменном отзыве просит оставить судебный акт от 15 января 2020 г. без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возражает против приобщения дополнительно представленных документов в отсутствии доказательств невозможности их представить по независящим от заявителя причинам. Довод ответчика об отсутствии задолженности считает несостоятельным ввиду того, что в материалах дела находится расчет иска, содержащий сведения о размере компенсации и частичных оплатах. В нарушение статей 65, 70 АПК РФ заявитель сведений об ином размере компенсации, представленной АО "ДГК" гражданам в спорный период, в материалы дела в суде первой инстанции не представил. Доказательства, представленные истцом, ответчик не оспорил.
Рассмотрев ходатайство о приобщении дополнительных документов, с уд апелляционной инстанции признал его не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Между тем, заявитель не доказал наличие уважительных причин невозможности представления дополнительных документов суду первой инстанции. Обстоятельств, препятствующих представить дополнительные доказательства при рассмотрении дела в суде первой инстанции, применительно к вышеуказанным разъяснениям, судом апелляционной инстанции не установлено, при том, что решение вынесено 15 января 2020 г., а проверка проведена контролирующим органом 21 ноября 2019 г.
В судебном заседании апелляционной инстанции участвующие в деле лица настаивали каждый на своей позиции относительно обжалуемого судебного акта.
При повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по имеющимся в материалах дела доказательствам арбитражный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 8), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Законом Хабаровского края N 356 от 23.04.2014 г. "О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги" (далее - Закон N 356) установлено, что компенсация части расходов граждан на оплату коммунальных услуг предоставляется в случае, если рост вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в соответствующем месяце года долгосрочного периода относительно вносимой гражданами платы за коммунальные услуги за декабрь предыдущего календарного года превысил установленный Губернатором Хабаровского края предельный (максимальный) индекс изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, при соблюдении условий, установленных Правительством края.
Статьей 1 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 N 357 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги" (далее - Закон N 357) предусмотрено, что органы местного самоуправления городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" наделены государственными полномочиями по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
В соответствии со статьей 3 Закона N 357, обязанность по предоставлению компенсации части расходов гражданина на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, возлагается на органы местного самоуправления.
Согласно статье 3 Закона Хабаровского края от 23.04.2014 N 356 "О компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги" финансовое обеспечение расходов на предоставление компенсации осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом о краевом бюджете. Таким образом, денежные средства по выплате компенсации выделяются из бюджета Хабаровского края.
Механизм предоставления компенсации организациям, предоставляющим гражданам коммунальные услуги, установлен Порядком предоставления организациям субсидий за счет средств краевого бюджета на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги перечисления указанных компенсаций, утвержденным Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 13 июня 2018 г. N 1321-па (далее - Постановление N 1321-па).
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления N 1321-па уполномоченным органом по осуществлению государственных полномочий Хабаровского края по предоставлению компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги, управление жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
В соответствии с п. 1.2 Постановления N 1321-па целью предоставления субсидии является возмещение организациям недополученных доходов при предоставлении коммунальных услуг населению, возникающих в связи с ограничением роста размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги до предельного (максимального) индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного Губернатором Хабаровского края (далее - предельный индекс).
Согласно пункту 1.3 Постановления N 1321-па главным распорядителем - как получателем бюджетных средств - является Управление жилищно- коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
Согласно пункту 2.5 постановления N 1321-па расчет размера компенсации для получателей субсидии осуществляется муниципальным унитарным предприятием "Единый расчетно-кассовый центр города Комсомольска-на-Амуре" (далее - МУП "ЕРКЦ") ежемесячно в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным, на основании заключенного соглашения с управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.
МУП "ЕРКЦ" производит расчет компенсации с учетом платы за услуги холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, обращение с твердыми коммунальными отходами по каждому лицевому счету на основании информации, предоставляемой поставщиками данных услуг.
Как следует из материалов дела, между Управлением жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и АО "ДГК" заключено соглашение от 11.03.2019 о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг, возникающих в связи с ростом платы за данные услуги.
Соглашение заключено для предоставления из муниципального бюджета в 2019 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов получателя, связанных с оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 4.1 соглашения перечисление средств субсидии ресурсоснабжающей организации осуществляется в порядке, предусмотренном Постановления N 1321-па.
АО "ДГК" оказаны услуги по водоснабжению жителям муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" Хабаровского края.
В квитанциях граждан отражена рассчитанная администрацией г. Комсомольска-на-Амуре сумма по компенсации на оплату услуги горячего водоснабжения за июнь 2019 года на территории города Комсомольска-на- Амуре.
Задолженность по субсидии за июнь 2019 г. по расчетам истца составила 123 638,05 руб. (10 058 964,56х97222-9 935 336,51).
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 15, 16, 1064, 1069 ГК РФ, разъяснениями в пункте 17 Постановления Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правомерно удовлетворил иск в заявленном истцом размере, признав управление ЖКХ надлежащим ответчиком по делу.
На основании статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами статьи 15 Кодекса.
В пункте 2 статьи 15 Кодекса определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы.
Возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применение возможно лишь при доказанности совокупности условий: факта нарушения обязательства контрагентом, наличия и размера убытков, причинной связи между допущенным правонарушением и возникшими убытками.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности. Лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле документы, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности материалами дела противоправного поведения ответчика, выразившегося в ненадлежащем исполнении договорных обязательств, повлекшего за собой возникновение у истца убытков, и наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и понесенными истцом имущественными потерями.
Оснований для освобождения ответчика от ответственности по статье 401 ГК РФ материалы дела не содержат.
В суде первой инстанции представитель администрации муниципального образования в письменном отзыве указывал на исполнение обязательств по соглашению в пределах годовых бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств (п. 2.2 соглашения).
Министерство ЖКХ Хабаровского края указывало, что непосредственно не осуществляет расчеты с организациями, что муниципальному образованию утверждены бюджетные ассигнования на 2019 г. на основании данных, представленных органами местного самоуправления, ссылалось на плановое увеличение размера субвенций.
Министерство финансов Хабаровского края разъяснило порядок расчетов по субвенциям.
Указанными лицами расчет истца размера убытков в суде первой инстанции не оспаривался.
Управление ЖКХ возражало против того, что является надлежащим ответчиком по делу, не указывало на недостоверность расчета истца, контррасчет не представляло, не ссылалось на проведение проверочных мероприятий в период судебного разбирательства и не заявляло ходатайство об отложении или назначении судебной экспертизы для определения размера убытков.
Установленные Министерством ЖКХ Хабаровского края нарушения со стороны Управления ЖКХ не являются основанием для изменения или омены решения суда первой инстанции.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15.01.2020 оставить по делу N А73-16623/2019 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
Т.Д. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-16623/2019
Истец: АО "ДГК"
Ответчик: "УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ", Администрация г. Комсомольска-на-Амуре, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ, Финансовое управление администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края