город Ростов-на-Дону |
|
19 марта 2020 г. |
дело N А32-45865/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 марта 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.
судей И.Н. Глазуновой, Н.В. Нарышкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Варавиной Е.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2019 по делу N А32-45865/2017 по иску муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" к обществу с ограниченной ответственностью "Альп-тон" о взыскании задолженности, пени,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" (далее - истец, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Альп-тон" (далее - общество, ответчик) о взыскании задолженности за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с 01.04.2017 по 31.05.2017 в размере 187 983 рублей 92 копеек, пеней за период с 26.06.2017 по 22.09.2018 в размере 57 966 рублей 66 копеек, пеней начиная с 23.09.2018 по день фактической оплаты задолженности исходя из размера, установленного пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-Федерального закона "О теплоснабжении", а также расходов по оплате государственной пошлины (уточненные требования).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2019 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование жалобы истец приводит следующие доводы:
* судом сделан неверный вывод об отсутствии обязанности ответчика оплачивать ресурс, ответчиком представлен контррасчёт задолженности, тем самым ответчик признал задолженность;
* вывод суда о том, что объём ресурса не подтвержден является ошибочным, поскольку расчет произведен на основании ведомостей начисления тепловой энергии, актами приема -передачи тепловой энергии, счетами-фактурами с учётом корректировок по предоставленным справкам БТИ;
* нормативы вводятся после 01.06.2017, после заявленного истцом периода взыскания, до введения нормативов расчёт правомерно произведен на основании разъяснений РЭК КК по расчётам за ГВС в 2014 году.
В апелляционной жалобе предприятие просило отменить судебный акт первой инстанции и удовлетворить требования в полном объеме.
Предприятие указывает, что расчет задолженности по горячей воде в целях содержания общего имущества соответствует формулам, нормативам и тарифам в спорный период. Управляющая компания обязана вносить плату за объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в ресурсоснабжающую организацию с момента приобретения коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме, т.е. с 01.01.2017 ответчик обязан вносить соответствующую плату ресурсоснабжающей организации.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность принятого решения суда, а также на то, что истцом не применено в расчете задолженности расчетное количество тепловой энергии, необходимое на нагрев 1 м3 холодной воды; истец не правомерно применяет коэффициент 1,5 в расчете по нормативным МКД; не работают термодатчики; приборы учета не приняты к коммерческому учету и не введены в эксплуатацию.
12.11.2019 от истца поступило заявление об отказе от исковых требований в части основного долга в размере 68262,20 руб. и пени в размере 17239,65 руб.
Истец просил взыскать в пользу предприятия с учетом частичной оплаты задолженность за потребленную горячую воду в целях содержания общего имущества многоквартирного дома за период с 01.04.2017 по 31.05.2017 задолженность в размере 119721 рублей 72 копеек, пени за период с 27.06.2017 по 22.09.2018 в размере 40727 рублей 01 копеек, пени, начиная с 23.09.2018 по день фактической оплаты задолженности в размере 119721 рублей 72 копеек, исходя из размера, установленного пунктом 9.3 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-Федерального закона "О теплоснабжении", а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 5813 рублей.
Право истца отказаться от иска полностью или в части при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции предусмотрено частью 2 статьи 49 АПК РФ.
Согласно части 5 статьи 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Отказ от иска заявлен лицом, уполномоченным на совершение таких действий.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 АНК РФ принятие арбитражным судом отказа истца от иска является основанием прекращения производства по делу. В силу пункта 3 статьи 269 АНК РФ одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт.
В силу изложенного, решение суда в части взыскания задолженности в размере 68262,20 руб. и пени в размере 17239,65 руб. подлежит отмене, а производство по делу в этой части прекращению.
В судебное заседание стороны явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционная коллегия пришла к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что предприятие осуществляет поставку горячей воды в многоквартирные дома (далее -МКД), расположенные в г. Сочи Краснодарского края, по следующим адресам: ул. Альпийская, 7, 13, 17, 19, ул. Войкова, 33, ул. Донская, 62, ул. Дивноморская, 15, ул. Кубанская, 8, 12, 22, ул. Нагорная, 14, ул. Тоннельная, 1, 4, 10, 29, ул. Труда, 21/1, ул. Чебрикова, 40.
Согласно сведениям официального интернет ресурса "Реформа ЖКХ" и сайта Государственной жилищной инспекции Краснодарского края ответчик является управляющей компанией в отношении указанных МКД.
Расчет задолженности произведен по предоставленным ответчиком справкам БТИ с актуальными площадями мет общего пользования (МОП), без учета площадей чердаков и подвалов.
За период с апреля по май 2017 года по указанным выше домам ответчиком осуществлено потребление горячей воды при использовании и содержании общего имущества указанных многоквартирных домов на общую сумму, с учетом частичного отказа от исковых требований, в размере 119721,72 руб., что подтверждается актами приема-передачи, счетами-фактурами за указанный период.
В адрес ответчика выставлялись счета на оплату потребленной горячей воды.
Ответчик оплату за поставленную горячую воду не произвел, в связи с чем, за ним образовалась задолженность (с учетом частичной оплаты) в размере 119721,72 руб.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что предприятие не доказало объем тепловой энергии на горячее водоснабжение в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Согласно п. 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее -Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 ЖК РФ установлено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21, 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124, приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
* на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
* на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Таким образом, при наличии в многоквартирном доме управляющей организации, соответствующие расходы возлагаются на данную организацию даже при наличии прямых договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающей организацией.
Кроме того, согласно п. 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) настоящих Правил.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 Правил N 124 исходит из положений ч. 12 ст. 161 ЖК РФ, в соответствии с которой управляющие организации товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124, исходящими из части 1 ст. 157 ЖК РФ, договор ресурсоснабжения с ресурсоснабжающей организацией. Аналогичный вывод содержится в пункте 4 информационного письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04 и в письме Минстроя от 16.08.2016 N 26361-02/04.
Из вышеизложенного следует, как обязанность ответчика заключить соответствующий договор ресурсоснабжения в целях предоставления гражданам коммунального ресурса на содержание общего имущества, так и прямая обязанность приобретать у ресурсоснабжающих организаций и оплачивать коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается осуществление управления спорными многоквартирными домами организацией ответчика, что последним не оспаривается.
Как следует из материалов дела, письмом от 21.03.2017 N 02-2252/17 предприятие направило в адрес общества для подписания проект договора теплоснабжения (на поставку тепловой энергии и теплоносителя на горячее водоснабжение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома) от 21.03.2017 N 2408, оставленный ответчиком без ответа.
Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 9 п. 2 информационного письма от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в тех случаях, когда потребитель пользуется услугами (энергоснабжение, услуги связи и т.п.), оказываемыми обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, арбитражные суды должны иметь в виду следующее.
Фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с п. 3 ст. 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
Согласно пункта 3 статьи 438 ГК РФ, совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, "действий" по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.
Пункт 11 Правил N 124, что в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях признается заключенным, с даты направления указанной заявки.
Обязанность заключить договор ресурсоснабжения с РСО в случаях, установленных в пункте 21 (1) Правил N 124, следует из положений части 12 статьи 161 ЖК РФ.
Если управляющая организация не заключила договор на поставку тепловой энергии и теплоносителя на ОДН с гарантирующим поставщиком, для возложения на нее обязанности по оплате полученного на ОДН ресурса необходимо установить, приступила ли она фактически к управлению общим имуществом МКД и не являются ли возникшие между управляющей организацией и РСО отношения согласно части 1 статьи 162 ЖК РФ фактически сложившимися договорными отношениями по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Гарантирующий поставщик (как РСО) вправе получать плату за фактически переданный в МКД объем горячей воды.
Из вышеуказанного следует, что между истцом и ответчиком фактически сложились отношения по поставке горячей воды при использовании и содержании общего имущества многоквартирного дома, обязанность по оплате потребленного ресурса возложена на ответчика в силу прямого указания закона.
Наличие прямых договоров между собственниками помещений и истцом не освобождает ответчика от исполнения возложенных на него законом обязательств по оплате горячей воды, потребленной на общедомовые нужды.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На управляющую организацию возлагается обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению собственникам помещений в многоквартирном доме, избравшим способ управления домом управляющей компанией, коммунальной услуги по теплоснабжению помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома.
Факт и объем поставленного истцом за период с апреля по май 2017 г. коммунального ресурса и факт ненадлежащего исполнения обязательства ответчиком по своевременной оплате потребленного ресурса на момент рассмотрения спора, подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Довод ответчика о том, что истцом неверно произведен расчет объема поставленной горячей воды, отклоняется апелляционным судом.
Из статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что обязанность по обеспечению учета потребления энергии лежит на абоненте.
Ответчиком не представлены доказательства исполнения указанной обязанности, а сведения о количестве потребленной спорными домами горячей воды являются недостоверными. Оспаривая представленные истцом сведения об объемах горячей воды, ответчик, являясь субъектом обязанности по учету, не представил суду доказательства иных объемов.
Поскольку ответчиком не представлены иные данные об объемах потребления горячей воды в спорный период, постольку основания для вывода о недостоверности сведений, содержащихся в представленных истцом доказательствах, у апелляционного суда отсутствуют.
Довод ответчика о том, что истец не подтвердил документально объемы ГВС в целях СОИ, является необоснованным.
Расчет задолженности произведен истцом по представленным ответчиком справкам БТИ в декабре 2017 года.
Согласно пункту 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации техническая документация хранится в управляющей организации.
В силу пункта 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирные дома и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общего имущества.
Таким образом, именно ответчик, являясь управляющей организацией, обязан иметь техническую документацию на каждый дом и поддерживать ее в актуальном состоянии, то есть учитывать динамику изменения.
Техническая документация, опровергающая расчет истца, ответчиком не представлена.
Истцом в приложении к исковому заявлению представлены документы, подтверждающие фактическое потребление горячей воды: ведомости ОДПУ (том 3 л.д. 113-114, том 5 л.д. 127-129), ведомости ИПУ (том 3 л.д. 105-121), акты контролеров, справки БТИ с актуальными площадями МОП (представленные ответчиком в МУП "СТЭ", том 2 л.д. 42-56), детализированный расчет задолженности по каждому МКД, договор поставки горячей воды N 2408 от 21.03.2017, акты допуска ОДПУ в спорный период (том 3 л.д. 33-43).
В актах допуска ОДПУ указывается заводской номер ОДПУ и номер пломбы, а также датчики температуры и давления, как составных частей единого узла учета с номерами пломб.
Ведомость ОДПУ представляет собой дистанционный отчет о показаниях общедомового прибора учета (ОДПУ), подтверждает документально ввод указанного прибора учета в эксплуатацию и его поверку (отметка в разделе 6 паспорта). В пунктах 2.4-2.5 паспорта теплосчетчика отражена возможность учета и архивации сведений ОДПУ.
Оспаривая представленные истцом сведения об объемах горячей воды, ответчик не представил суду доказательств иных объемов потребления горячей воды.
Поскольку ответчик не представил иные данные об объемах потребления горячей воды в спорный период, постольку основания для вывода о недостоверности сведений истца у апелляционного суда отсутствуют.
Собственниками МКД с расчетом по ОДПУ производится оплата за установку ОДПУ, что является доказательством принятия к коммерческому учету установленных ОДПУ.
Довод ответчика о том, что расчет истца не соответствует нормативам, тарифам, формулам, является необоснованным.
Как установлено апелляционным судом, истец производит расчет задолженности на основании пункта 21(1) Правил N 124, пункта 27 Приложения N 2 Правил 354, формулы 24; в МКД с установленными ОДПУ - по показаниям ОДПУ с применением норматива на подогрев холодной воды; в МКД без ОДПУ - по нормативу. Представлений истцом расчет произведен с учетом позиции Верховного Суда РФ, выраженной в Определениях от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562 и в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N5 (2017).
Расчет расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды в отсутствие норматива на подогрев воды (при отсутствии ОДПУ, или при отсутствии в таком ОДПУ термодатчика), определяется исходя из количества тепловой энергии, необходимого для производства горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества (согласно приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 г. N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности коммунального комплекса") на основании экспертного заключения РЭК КК - Департамент Цен и Тарифов Краснодарского Края N 109-Т от 15.11.2011 (том 4 л.д. 155).
В соответствии п.5 ст.9 ФЗ N 190 от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно Приказа РЭК ДЦиТ от 15.12.2016 N 80/2016-т "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 30.11.2015 N 58/2015-т "Об установлении тарифов на тепловую энергию, горячую воду": компонент на холодную воду ООО "Сочиводоканал" (тепловой носитель): с 01.01.2017 по 30.06.2017 - 28,58 руб./м3 без НДС.; компонент на тепловую энергию нагрева: с 01.01.2017 по 30.06.2017- 2688,33 руб./Гкал без НДС (том 4 л.д. 150).
Норматив потребления горячего водоснабжения в жилых помещениях с 01.07.2016 на основании Приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31.08.2012 г. N 2/2012 - нп (в ред. от 19.05.2014 N 2/2014-нп; от 01.07.2016 N 1/2016-нп.) составляет - 2,65 м3 на 1 человека.
С 01.07.2016 на основании Приказа Региональной Энергетической Комиссии -Департамента Цен и Тарифов Краснодарского Края от 01.07.2016 N 1/2016-нп утвержден норматив потребления горячего водоснабжения на общедомовые нужды, в размере 0,03 куб.м. на 1 кв.м. общей площади помещений, входящих в состав общего имущества дома (том 4 л.д. 148).
В соответствии с требованиями п.40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом, в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за услугу горячего водоснабжения, предоставленную потребителю в жилом помещении, и плату за горячее водоснабжение, потребляемую в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с новой редакцией п.44 N 354, распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на СОИ за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на СОИ, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
При определении приходящегося на жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной (горячей) воды, предоставленной на СОИ за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам.
В силу п.21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее по тексту -Правила N 124) при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии.
Жилищное законодательство Российской Федерации предусматривает производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Оспаривая представленные истцом сведения об объемах горячей воды, ответчик не представил суду доказательств иных объемов потребления горячей воды.
Поскольку ответчик не представил иные данные об объемах потребления горячей воды в спорный период, постольку основания для вывода о недостоверности сведений, указанных в расчете истца, у апелляционного суда отсутствуют.
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества дома и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2.3 статьи 161 Кодекса).
Довод ответчика о том, что истец неправомерно применяет коэффициент 1,5, основан на неверном толковании норм права.
Согласно п. 122(ж) Правил 124 стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Истец подтвердил правомерность применения повышающего коэффициента актами о технической возможности установки ОДПУ (том 3 л. д. 33-43).
Довод ответчика о том, что ОДПУ в спорный период не работоспособны, является необоснованным.
Истец документально подтвердил работоспособность ОДПУ актами периодической проверки готовности к эксплуатации УУТЭ у потребителя и ведомостями ОДПУ.
МУП "СТЭ" во исполнение требований Закона N 261 -ФЗ установило в МКД общедомовые приборы учета, направило в управляющую компанию все техническую документацию.
Принудительная установка общедомового прибора учета предусмотрена п. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении. Так, п. 5 ст.13 обязывает собственников помещений в МКД обеспечить оснащение домов приборами (в том числе общедомовыми) учета используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012. Если этого не будет сделано, РСО обязаны установить такие счетчики не позднее 01.07.2013 за счет средств собственников помещений. После 01.07.2013 все счетчики должны работать. Если РСО выявят нарушения их эксплуатации и в течение двух месяцев собственники не устранят данные нарушения, РСО обязаны приступить к эксплуатации приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих счетчиков.
После установки ОДПУ включается в состав общего имущества многоквартирного дома и за его рабочее состояние отвечает управляющая домом организация или ТСЖ (ст. 36 ЖК РФ, п.п. 5-7 ПП РФ N 491, п. 18 ПП РФ N 290).
Специальной процедуры принятия прибора учета в состав общего имущества многоквартирного жилого дома действующим законодательством не предусмотрено, поэтому в силу названных норм права, вопреки доводам ответчика, общедомовой прибор учета с момента установки включается в общее имущество многоквартирного дома.
МУП "СТЭ" в порядке, предусмотренном п. 12 ст. 13 Закона N 261, произвело оснащение приборами учета тепловой энергии многоквартирных жилых домов, понеся расходы.
В рамках дел N А32-52653/2017, N А32-54360/2017, N А32-34672/2019 истцом взыскана полата с ответчика за установку ОДПУ в МКД, находящихся в управлении ответчика.
Истцом представлены в материалы дела акты допуска в эксплуатацию узлов учета ГВС у потребителя, действующие в спорный период по адресам: г. Сочи, ул. Альпийская, 7, от 05.12.2016 N 1-420 с 05.12.2016 по 15.11.2017; ул. Альпийская, 13, от 05.12.2016 N 1-411 с 05.12.2016 по 15.11.2017; ул. Альпийская, 17. от 05.12.2016 N 1-412 с 05.12.2016 по 15.11.2017; ул. Донская, 62, от 15.11.2016 N 1-572 с 15.11.2016 по 15.11.2017; ул. Тоннельная, 1, от 06.12.2016 N 1 -823 с 06.12.2016 по 15.11.17; ул. Тоннельная, 4, от 06.12.2016 N 1 -833 с 06.12.2016 по 15.11.17; ул. Тоннельная, 10, от 06.12.2016 N 1-824 с 06.12.2016 по 15.11.17; ул. Тоннельная, 29 (с 1 по 78 кв.), от 16.12.2016 N 1-832 с 16.12.2016 по 15.11.17; ул. Дивноморская, 15, от 01.02.2017 N 1-247 с 01.02.2017 по 15.11.2017.
Довод ответчика о том, что в приборах учета не работает термодатчик, является необоснованным, поскольку при отсутствии ОДПУ или при отсутствии в таком ОДПУ термодатчика, расход тепловой энергии на подогрев холодной воды определяется исходя из количества тепловой энергии, необходимого для производства горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества (согласно приказа Минрегиона РФ от 15.02.2011 г. N 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности коммунального комплекса"). Расчет расхода тепловой энергии применяемый МУП "СТЭ" произведен на основании экспертного заключения РЭК КК N 109-Т и в соответствии с Письмом РЭК N 57-543/14-06 от 22.01.2014 г.
Согласно разъяснениям Региональной энергетической комиссии - Департамента цен и тарифов в Краснодарском крае, в полномочия которого входит установление нормативов потребления на территории Краснодарского края, при начислении платы за услуги ГВС, необходимо руководствоваться письмом РЭК - Департамента от 22.01.2014 N 57-543/14-06 "О расчетах за горячее водоснабжение", в соответствии с которым с 01.01.2014 в случае отсутствия соответствующего общедомового прибора учета (теплосчетчика), при определении платы за горячую воду следует использовать величину количества тепла, необходимого для приготовления одного кубического метра горячей воды, полученную расчетным путем по формулам, приведенным в Методических указаниях по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 N 47.
Иного порядка расчета платы за коммунальный ресурс горячего водоснабжения законом не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии п.5 ст.9 ФЗ N 190 от 27.07.2010 г. "О теплоснабжении" тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Так количество тепловой энергии, необходимое для нагрева 1 м3, в многоквартирных домах, где отсутствует ОДПУ, термодатчик, составляет 0,06550 / 0,06060 в зависимости от общедомового оборудования, входящего в состав МКД (том 4 л.д. 155).
Данный показатель рассчитан на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации при формировании тарифа на горячую воду на 2012 год.
Довод ответчика о том, что истцом оказаны услуги ненадлежащим образом, не обоснован и документально не подтвержден.
Согласно п. 105 Правил N 354 при обнаружении факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (далее - аварийно-диспетчерская служба).
Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой коммунальной услуги. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации (п. 106 Правил N 354).
Правила N 354 предусматривают возможность, как устного обращения, так и письменного.
В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время (п. 108 Правил N 354).
Согласно п. 109 Правил по окончании проверки составляется акт проверки. Если в ходе проверки будет установлен факт нарушения качества коммунальной услуги, то в акте проверки указываются дата и время проведения проверки, выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги, использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений, выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
Ответчик в спорный период не обращался в аварийно-диспетчерские службы обслуживающие спорные МКД. Документально довод ответчиком о некачественном оказании услуг не подтвержден. Соответственно, у апелляционного суда не имеется оснований сомневаться в качестве оказанных услуг.
Ссылка ответчика на дело N А32-18463/2017 несостоятельна, поскольку в указанном деле рассмотрен спор о взыскании задолженности за горячую воду, потребленную сверх норматива потребления горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Поскольку ответчиком доказательств оплаты задолженности за потребленную горячую воду в спорный период в размере 119721,72 руб. не представлено, то требования истца о взыскании с ответчика задолженности за горячую воду, потребленную при использовании и содержании общего имущества многоквартирных домов, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Истцом также заявлено требование о взыскании пени за период с 26.06.2017 по 22.09.2018 в размере 40727,01 руб.
Довод ответчика о том, что истцом неправильно рассчитаны пени, является не обоснованным.
В силу ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
На основании ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате потребленных коммунальных ресурсов, ответчику начислена неустойка в соответствии с п. 9.3 ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190 "О теплоснабжении", в редакции ФЗ от 03.11.2015 г. N 307 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов".
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016, при добровольной уплате неустойки ее размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату фактического платежа.
В связи с тем, что на момент вынесения судом решения размер ключевой ставки (ставки рефинансирования) ЦБ составил 7,25%, истцом произведен перерасчет пени с учетом действующей ставки рефинансирования.
На основании изложенного, апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
ходатайство муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" о частичном отказе от иска удовлетворить, отказ принять.
Производство по делу в части взыскания задолженности в размере 68262,20 руб. и пени размере 17239,65 руб. прекратить.
Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.07.2019 по делу N А32-45865/2017 отменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Альп-Тон" в пользу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" задолженность в размере 119721,72 руб., пени в размере 40727,01 руб.; а также пени в соответствии с п. 9.3. ст. 15 ФЗ от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", начисленные на сумму задолженности в размере 119721,72 руб., начиная с 23.09.2018 по день фактической оплаты долга, и расходы по оплате государственной пошлины в размере 5813 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Альп-Тон" в пользу муниципального унитарного предприятия города Сочи "Сочитеплоэнерго" в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы 3000 руб.
Вернуть муниципальному унитарному предприятию города Сочи "Сочитеплоэнерго" излишне уплаченную государственную пошлину по платежному поручению N 13681 от 12.10.2017 в размере 3715 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-45865/2017
Истец: МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго"
Ответчик: ООО "Альп-Тон"