г. Пермь |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А60-61394/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 марта 2020 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Гуляковой Г.Н., Трефиловой Е.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 января 2020 года
по делу N А60-61394/2019,
принятое судьей Страшковой В.А.
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (ИНН 6660010006, ОГРН 1046603571508)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
о взыскании пени в сумме 2 553 107 руб. 03 коп.,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, учреждение) пени по страховым взносам в сумме 2 553 107 руб. 03 коп., из них на обязательное пенсионное страхование в сумме 2 078 285,45 руб., на обязательное медицинское страхование в сумме 474 821,58 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13 января 2020 года заявленные требования удовлетворены полностью.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает, что по требованиям, по которым установлены следующие сроки уплаты: 15.08.2018, 17.09.2018, 15.10.2018, 15.11.2018, 17.12.2018, 15.01.2019, 15.03.2019, 15.04.2019, ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга могла своевременно в течение двух месяцев после истечения срока уплаты, направить в территориальный орган Федерального казначейства поручения на списание и перечисление сумм страховых взносов, но не воспользовалась своим правом. ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга пропустила шестимесячный срок для обращения в суд с иском о взыскания пени (сроки обращения в суд истекли 15.10.2019 - по взысканию недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и 15.07.2019 - по взысканию недоимок, пеней и штрафов по страховым взносам на обязательное медицинское страхование). То есть, по мнению учреждения, налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки, как в бесспорном, так и в судебном порядке.
Налоговый орган в письменном отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, учреждение стоит на учете в ИФНС по Кировскому району г. Екатеринбурга по месту нахождения филиала, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) является плательщиком страховых взносов.
Согласно пункту 3 статьи 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование (ОМС), взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 431 НК РФ в течение расчетного периода (календарного года) по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (пункт 3 статьи 431).
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на ОПС, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на ОМС (пункт 6 статьи 431).
Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пункт 7 статьи 431).
На основании представленных учреждением по месту нахождения филиала расчетов по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года, за 2018 год и за 1 квартал 2019 года налоговый орган установил, что плательщик уплачивал страховые взносы за указанные периоды с нарушением установленных сроков.
На основании статьи 70 НК РФ учреждению выставлено требование от 13.05.2019 N 7831 об уплате не позднее 31.05.2019 недоимки по страховым взносам в сумме 13 109 530,06 руб., а также пени по ним в сумме 2 708 226,97 руб., в том числе пени по взносам на ОПС - 2 221 618,14 руб., на ОМС - 482 707,95 руб.
Судом также установлено и ответчиком не оспаривается, что вышеуказанное требование исполнено последним только в части погашения недоимки по страховым взносам. Пени учреждением уплачены не были.
Из пояснений налогового органа следует, что уменьшение пени (перерасчет) по требованию N 7831 от 13.05.2019 связано с отражением в КРСБ организации по страховым взносам на ОПС платежей N 158696 от 15.03.2019 на сумму 9 260 969 руб. 16 коп., N188458 от 18.03.2019 на сумму 367 716 руб. 19 коп.; по страховым взносам на ОМС платежей N 188439 от 18.03.2019 на сумму 106 руб. 41 коп., N 188456 от 18.03.2019 на сумму 85 243 руб. 29 коп., от 18.03.2019 на сумму 47 802 руб. 03 коп., N158613 от 15.03.2019 на сумму 4386 руб. 41 коп., N 158675 от 15.03.2019 на сумму 748 050 руб. 35 коп. Платежи учтены в связи с некорректным заполнением платежных поручений. После отражения платежей в КРСБ произошел перезачет начисленных/уплаченных сумм, что привело к уменьшению сумм пени. В результате текущая задолженность по пени, включенной в требование от 13.05.2019 N 7831, составила 2 553 107 руб. 03 коп.
Налоговый орган обратился 23.10.2019 в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями, ссылаясь на то, что у ответчика имеются неисполненные обязательства перед бюджетом в размере 2 553 107 руб. 03 коп.
Суд первой инстанции исходил из того, что факт наличия задолженности по пени подтверждается материалами дела, требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит выводы суда обоснованными, а доводы учреждения о пропуске инспекцией срока на взыскание пени несостоятельными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 70).
Согласно пункту 1 статьи 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства (драгоценные металлы) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 46 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не установлено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 5 статьи 75 НК РФ установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов и консолидированную группу налогоплательщиков (пункт 7 статьи 75).
В соответствии с пунктом 51 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Таким образом, заявитель апелляционной жалобы ошибочно полагает, что срок на выставление требования об уплате пени должен исчисляться уже со следующего для после истечения срока на уплату страховых взносов (по взносам за декабрь 2018 г. уже с 15.01.2019, а по взносам за март 2019 г. - с 15.04.2019). В первый день после истечения срока на уплату взносов сумма пени может быть определена только за один день просрочки, а Кодекс не обязывает инспекцию выставлять требования об уплате пени за каждый день просрочки. Напротив, как следует из приведенного выше толкования ВАС РФ, требование на уплату пени может быть выставлено уже после погашения плательщиком суммы недоимки (после уплаты самого налога или страхового взноса полностью или в части).
Судом первой инстанции установлено, выпиской из КРСБ (л.д.33-43) подтверждается и ответчиком не оспаривается, что взыскиваемые пени начислялись инспекцией после погашения им соответствующей части недоимки по страховым взносам за 9 месяцев 2018 года, за 2018 год и за 1 квартал 2019 года. Таким образом, оснований считать срок на выставление требования об уплате пени пропущенным не имеется.
Поскольку срок исполнения требования N 7831 от 13.05.2019 установлен до 31.05.2019, налоговый орган мог обратиться в суд с заявлением о взыскании налогов и пени не позднее 30.11.2019. Налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 23.10.2019, то есть с соблюдением срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
Довод ответчика о том, что инспекция имела возможность взыскать пени в принудительном порядке, значения не имеет, поскольку в случае пропуска двухмесячного срока на вынесение решения по ст.46 Кодекса налоговый орган в любом случае не лишен возможности взыскать пени в судебном порядке (при соблюдении шестимесячного срока).
Кроме того, как установлено судами, при выставлении требования N 7831 от 13.05.2019 общая сумма задолженности ответчика превышала 15 млн. руб.
Между тем в силу пункта 2 статьи 45 НК РФ с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма превышает пять миллионов рублей, взыскание производится только в судебном порядке. Ответчик является организацией, у которой счета открыты в органах Федерального казначейства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Следовательно, до погашения ответчиком недоимки по страховым взносам в 13 млн. руб. налоговый орган не мог взыскивать задолженность по требованию N 7831 от 13.05.2019 во внесудебном порядке.
Таким образом, решение суда о взыскании с ответчика пени является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции. В удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 января 2020 года по делу N А60-61394/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-61394/2019
Истец: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО КИРОВСКОМУ РАЙОНУ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ