г. Челябинск |
|
20 марта 2020 г. |
Дело N А76-12869/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2019 по делу N А76-12869/2019.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - Мелентьева М.А. (доверенность от 03.02.2020);
Управления развития и благоустройства городской среды города Челябинска - Жиганова Н.Н. (доверенность от 05.02.2020);
Администрации города Челябинска - Жиганова Н.Н. (доверенность от 11.02.2020).
Общество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Управлению благоустройства города Челябинска о признании незаконными действий, выразившихся в принудительном демонтаже 21.02.2019 информационной конструкции на объекте, расположенном по адресу: г.Челябинск, улица Ленина,52.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация г.Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2019 в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением 0бщество с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" (далее также - апеллянт, податель жалобы), просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов податель жалобы ссылается на незаконный демонтаж вывески. Апеллянт полагает, что на момент демонтажа вывески порядок демонтажа информационной конструкции не был разработан. В связи с чем, действия Управления благоустройства города Челябинска не законны.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
В адрес суда от Управления развития и благоустройства городской среды города Челябинска поступил отзыв на апелляционную жалобу заявителя. Судом на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 21.11.2018 в Управление благоустройства поступили материалы из Администрации Центрального района города Челябинска в порядке, определенном Правилам размещения и содержания информационных конструкций о выявленных несоответствиях указанным Правилам, приложен акт осмотра от 20.11.2018 N В 503 (л.д. 40-41).
По результатам осмотра выявлено нарушение подпункта 1 пункта 24 Правил размещения и содержания информационных конструкций, а именно - размещение Вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине), а также подпункта 3 пункта 18 Правил размещения и содержания информационных конструкций, а именно высота подложки, используемой для размещения настенной конструкции на фризе, равняется высоте фриза.
28.11.2018 Управление благоустройства направило в адрес общества "Элемент-Трейд" уведомление об устранении нарушения N 46-04-18/1756 (л.д. 42), уведомление фактически направлено 06.12.2018 заказным письмом, без уведомления (л.д. 43), отправлению был присвоен почтовый идентификатор, с помощью которого Управление благоустройства отследило весь путь движения корреспонденции вплоть до вручения (л.д.44-45).
Согласно информации об отслеживании почтовых отправлений, 19.12.2018 ООО "Элемент-Трейд" получило указанное выше уведомление. Повторный осмотр состоялся 18.12.2018, акт о невыполнении уведомления был составлен 05.02.2019, к Акту приложены фотоматериалы, было установлено, что нарушение не устранено.
Управление благоустройства направило в Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска акт N В503 от 05.02.2019 о невыполнении уведомления, с сопроводительным письмом от 08.02.2019 N 46-04-19/223, для организации мероприятий, направленных на демонтаж информационной конструкции. Письмо принято и зарегистрировано за N 3784 от 08.02.2019, демонтаж был осуществлен 21.02.2019.
Не согласившись с указанными действиями, заявитель обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов", Уставом города Челябинска принято Решение Челябинской городской Думы от 22.12.2015 N 16/32 "Об утверждении Правил благоустройства территории города Челябинска" (далее - Правила N 16/32).
Гостевой маршрут определен как территории, обладающие повышенной культурно-рекреационной и социальной значимостью, к которым предъявляются особые требования к эстетике городской среды.
В соответствии с пунктом 64.1 Правил N 16/32 установлено, что к гостевым маршрутам относятся улицы, автомобильные дороги, площади, а также иные элементы, предназначенные для осуществления транспортных и иных коммуникаций внутри города. При этом гостевые маршруты включают территорию улично-дорожной сети на глубину главных и боковых фасадов объектов, формирующих передний фронт застройки.
Перечень гостевых маршрутов утвержден Постановлением Администрации города Челябинска от 27.02.2017 N 75-п "Об утверждении перечня гостевых маршрутов города Челябинска", в соответствии с которым проспект Ленина в границах улиц Лесопарковой - Героев Танкограда, а также улица Цвиллинга, относятся к гостевому маршруту.
Решением Челябинской городской Думы от 19.12.2017 N 36/4 утверждены Правила размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска.
Названным решением установлено, что действие Правил распространяется на перечень гостевых маршрутов, установленный муниципальным правовым актом города Челябинска, а также определен, в том числе, гостевой маршрут города Челябинска: проспект Ленина в границах улиц Лесопарковая - Героев Танкограда, улица Цвиллинга.
При этом, п. 2 названного Решения Челябинской городской Думы установлено, что подлежат приведению в соответствие с требованиями Правил в срок до 1 июня 2018 года вывески, размещенные на фасадах и крышах зданий, строений, сооружений, расположенных на гостевых маршрутах города Челябинска, в том числе, проспект Ленина в границах улиц Лесопарковая - Героев Танкограда. С 1 июня 2018 года подлежат демонтажу в установленном порядке вывески, не соответствующие требованиям Правил и размещенные на фасадах и крышах зданий, строений, сооружений, расположенных на гостевых маршрутах, указанных в подпункте 2) настоящего пункта.
Как следует из материалов дела, объект заявителя расположен на пересечении улиц Цвиллинга и проспекта Ленина и имеет адрес - г.Челябинск, пр.Ленина, д.52, что свидетельствует о том, что спорный объект расположен на территории улично-дорожной сети на главном фасаде со стороны ул.Цвиллинга, формирующей передний фронт застройки.
В силу п.п. 1 п. 3.Правил, информационная конструкция - объект благоустройства, выполняющий функцию информирования населения города и соответствующий требованиям, установленным Правилами.
При этом, владелец информационной конструкции - собственник информационной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на информационную конструкцию или правом владения и пользования информационной конструкцией на основании договора с собственником (п.п.2 п.3).
Подпункт 3 пункта 3 Правил устанавливает понятие фриза - горизонтальная полоса или лента без декоративной отделки (гладкий фриз), увенчивающая или обрамляющая ту или иную часть здания, строения, сооружения.
Согласно пункту 4 Правил, в городе Челябинске осуществляется размещение, в том числе, такой информационной конструкции, как вывески информационные конструкции, размещаемые на фасадах, крышах зданий, строений, сооружений, включая витрины, на фасадах, крышах нестационарных торговых объектов, на внешних поверхностях отдельно стоящих конструкций в месте нахождения или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя, содержащие: - сведения о профиле деятельности организации, индивидуального предпринимателя и (или) виде реализуемых ими товаров, оказываемых услуг и (или) их наименование (фирменное наименование, коммерческое обозначение, изображение товарного знака, знака обслуживания) в целях информирования неопределенного круга лиц о фактическом местоположении (месте осуществления деятельности) данной организации, индивидуального предпринимателя; - сведения, размещаемые в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
При этом, в силу пункта 7 Правил, размещение информационных конструкций на гостевых маршрутах города Челябинска, в отношении которых разработаны и утверждены соответствующие Концепции, с нарушением установленных указанными Концепциями требований к размещению вывесок не допускается.
Подпункт 1 пункта 24 Правил определяет, что при размещении Вывесок запрещается в случае размещения вывесок на фасадах, крышах зданий, строений, сооружений размещение Вывесок на архитектурных деталях фасадов объектов (в том числе на колоннах, пилястрах, орнаментах, лепнине).
Кроме того, подпункт 3 пункта 18 Правил устанавливает, что настенные конструкции, размещаемые на фасадах зданий, строений, сооружений, должны соответствовать следующим требованиям: при наличии на фасаде объекта фриза настенная конструкция размещается исключительно на фризе в соответствии со следующими требованиями:
- конструкции настенных Вывесок, допускаемых к размещению на фризе, представляют собой объемные символы (без использования подложки либо с использованием подложки), а также световые короба (в случаях, установленных в пятом абзаце подпункта 3) пункта 18 Правил);
- при использовании в настенной конструкции, размещаемой на фризе, подложки, указанная подложка размещается на фризе на длину, соответствующую физическим размерам занимаемых соответствующими организациями, индивидуальными предпринимателями помещений. Высота подложки, используемой для размещения настенной конструкции на фризе, равняется высоте фриза. Общая высота информационного поля (текстовой части), а также декоративно-художественных элементов настенной конструкции, размещаемой на фризе в виде объемных символов, допускается не более 70 процентов высоты фриза (с учетом высоты выносных элементов строчных и прописных букв за пределами размера основного шрифта, а также высоты декоративно-художественных элементов), а их длина - не более 70 процентов длины фриза. Допускается размещение текста Вывески в две строки при условии, что общая высота такой Вывески не превышает 70 процентов высоты фриза (с учетом высоты выносных элементов строчных и прописных букв за пределами размера основного шрифта). Объемные символы, используемые в настенной конструкции на фризе, размещаются на единой горизонтальной оси. В случае размещения на одном фризе нескольких настенных конструкций для них допускается организация единой подложки для размещения объемных символов, при этом цвет подложки должен сочетаться с цветовой гаммой фасада;
- запрещается размещение на одном фризе Вывесок в разном конструктивном исполнении (без использования подложки, с использованием подложки и в виде светового короба);
- размещение настенной конструкции (настенных конструкций) в виде светового короба (световых коробов) на фризе допускается только при условии организации данного светового короба (световых коробов) на всю высоту соответствующего фриза;
- при наличии козырька на фасаде объекта настенная конструкция размещается на фризе козырька строго в габаритах указанного фриза;
- запрещается размещение настенной конструкции непосредственно на конструкции козырька, за исключением случая, предусмотренного абзацем восьмым подпункта 3 пункта 18 Правил.
В соответствии с пунктом 40 Правил, выявление информационных конструкций, не соответствующих требованиям настоящих Правил, осуществляют Администрации внутригородских районов города Челябинска (далее - Администрации внутригородских районов). Факт выявления информационных конструкций, не соответствующих требованиям настоящих Правил, оформляется актом.
Таким образом, судом первой инстанции, верно, установлены все обстоятельства имеющие значение для дела. Довод подателя жалобы о том, что на момент демонтажа вывески порядок демонтажа информационной конструкции не был разработан. В связи с чем, действия Управления благоустройства города Челябинска являются, не законны, судом апелляционной инстанции отклонен ввиду следующего.
Заявитель, верно, указывает на то, что пункты 41-44, содержащие порядок демонтажа в соответствии с пунктом 6 решения Челябинской городской Думы от 19.12.2017 N 36/4 "Об утверждении Правил размещения и содержания информационных конструкций на территории города Челябинска" изложены в новой редакции от 17.06.2019.
Не смотря на это, предыдущая редакция, утвержденная п. 45 в ред. Решения Челябинской городской Думы от 25.12.2018 N 48/6, также предусматривает порядок демонтажа информационной конструкции: " 41. Управление благоустройства выносит владельцу информационной конструкции, не соответствующей Правилам, уведомление с предложениями о приведении ее в соответствие с требованиями Правил либо проведении демонтажа. В уведомлении Управления благоустройства также указываются последствия его невыполнения - демонтаж информационной конструкции в принудительном порядке. 42. Демонтаж информационной конструкции представляет собой разборку конструкции на составляющие элементы. 43. Приведение информационных конструкций в соответствие с требованиями настоящих Правил на основании уведомления Управления благоустройства осуществляется владельцем указанной информационной конструкции и за счет его собственных средств. Демонтаж информационной конструкции в добровольном порядке в соответствии с уведомлением Управления благоустройства осуществляется владельцем данной конструкции с последующим восстановлением внешних поверхностей объекта, на котором она была размещена, в том виде, который был до установки конструкции, и с использованием аналогичных материалов и технологий. 44. При отсутствии сведений о владельце информационных конструкций либо в случае его отсутствия по месту нахождения информационных конструкций в течение одного месяца со дня обнаружения конструкции, не соответствующей требованиям настоящих Правил, а также если конструкция не была демонтирована владельцем в добровольном порядке в установленный уведомлением срок, Управление благоустройства направляет акт о невыполнении уведомления с приложением фотоматериалов, указанием адресных или иных ориентиров конструкции в Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - Комитет). Акт о невыполнении уведомления в течение трех рабочих дней передается Комитетом в уполномоченное муниципальное учреждение, созданное на основании правового акта Администрации города Челябинска (далее - муниципальное учреждение), для организации мероприятий, направленных на демонтаж данной информационной конструкции в порядке, установленном нормативным правовым актом города Челябинска. Демонтаж, перемещение, хранение, выдача владельцу демонтированных информационных конструкций осуществляются муниципальным учреждением в порядке, установленном нормативным правовым актом города Челябинска".
Как указывалось ранее, и верно установлено судом первой инстанции, 28.11.2018 Управление благоустройства направило в адрес общества "Элемент-Трейд" уведомление об устранении нарушения N 46-04-18/1756 (л.д. 42), уведомление фактически направлено 06.12.2018 заказным письмом, без уведомления (л.д. 43).
Согласно информации об отслеживании почтовых отправлений, 19.12.2018 ООО "Элемент-Трейд" получило указанное выше уведомление. Повторный осмотр состоялся 18.12.2018, акт о невыполнении уведомления был составлен 05.02.2019, к Акту приложены фотоматериалы, было установлено, что нарушение не устранено.
Управление благоустройства направило в Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями города Челябинска акт N В503 от
05.02.2019 о невыполнении уведомления, с сопроводительным письмом от 08.02.2019 N 46-04-19/223, для организации мероприятий, направленных на демонтаж информационной конструкции. Письмо принято и зарегистрировано за N 3784 от 08.02.2019, демонтаж был осуществлен 21.02.2019.
В решении от 11.12.2019 суд первой инстанции в обоснование принятого решения ссылается на пункты 41-44, содержащие порядок демонтажа в редакции от 17.06.2019, не смотря на это применение судом первой инстанции не верной редакции не повлияло на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Исходя из вышесказанного, суд апелляционной инстанции не находит обстоятельств, противоречащих действующему законодательству.
Таким образом, судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства и опровергаются материалами дела, а потому оснований для ее удовлетворения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.12.2019 по делу N А76-12869/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элемент-Трейд" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
Е.В. Бояршинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-12869/2019
Истец: ООО "ЭЛЕМЕНТ-ТРЕЙД"
Ответчик: Управление благоустройства Администрации города Челябинска
Третье лицо: Администрация города Челябинска, Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, ООО "Элемент-Трейд"
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3938/20
20.03.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-269/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Челябинской области N А76-12869/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Челябинской области N А76-12869/19