г. Москва |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А41-33826/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский": Федосенко О.А., по доверенности от 24.10.2019;
от ПАО "Мосэнерго": Ефимова А.А., по доверенности от 30.10.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский" на решение Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2019 года по делу N А41-33826/19 по исковому заявлению ПАО "Мосэнерго" к Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Мосэнерго" обратилось в Арбитражный суд к Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский" с требованиями:
1. Взыскать с Администрации муниципального образования "Городской округ Дзержинский" неосновательное обогащение в размере 231 371 788,79 руб., представляющее собой переплату по договорам аренды земельных участков от 18.03.2014 N 3/СТС, от 05.02.2002 N 7/СТС, от 13.03.2017 N 6/СТС, от 26.12.2014 N 18/СТС, от 24.12.2007 N 27/СТС, от 26.11.2012 N 50/СТС, от 26.11.2012 N 51/СТС за период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
2. Обязать Администрацию муниципального образования "Городской округ Дзержинский" внести изменения в договоры аренды земельных участков от 18.03.2014 N 3/СТС, от 13.03.2017 N 6/СТС, от 26.12.2014 N 18/СТС, от 24.12.2007 N 27/СТС, от 26.11.2012 N 50/СТС, от 26.11.2012 N 51/СТС, установив с 01.01.2019 порядок расчета арендной платы в соответствии с пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347 "Об утверждении ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов".
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2019 года по делу N А41-33826/19 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Администрация муниципального образования "Городской округ Дзержинский" обжаловала его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца против указанных доводов возражал.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между обществом и администрацией заключены следующие договоры аренды:
- N 3/СТС от 18.03.2014 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:64:0000000:17832, под основным производством ТЭЦ-22, годовой размер арендная плата составляет 2% от кадастровой стоимости участка;
- N 7/СТС от 05.02.2002 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010202:9999/0001 (в настоящее время - 50:64:0010202:303), под промышленный сток (т. 1, л.д. 64), арендная плата рассчитывалась по формуле Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S.
13.03.2017 данный договор расторгнут в соответствии с соглашение N 7/СТС от 05.02.2002;
- N 6/СТС от 13.03.2017 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010202:303, про промышленный сток N 2 ТЭЦ-22, арендная плата рассчитывалась по формуле Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S;
- N 18/СТС от 26.12.2014 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010202:112, под ж/д веткой ТЭЦ-22, годовой размер арендная плата составляет 2% от кадастровой стоимости участка;
- N 27/СТС от 24.12.2007 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010205:0021, под золовыми картами, годовой размер арендная плата составляет 2% от кадастровой стоимости участка;
- N 50/СТС от 26.11.2012 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010206:2, под размещение оголовка водозабора береговой насосной станции ТЭЦ-22 с приемной камерой, годовой размер арендная плата составляет 2% от кадастровой стоимости участка;
- N 51/СТС от 26.11.2012 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:64:0010206:3, под размещение трансформаторной подстанции ТЭЦ-22. Годовой размер арендная плата составляет 2% от кадастровой стоимости участка.
Арендная плата в установленном договоре размере вносилась обществом, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями.
Вместе с тем, общество полагает, что в договоре размер арендной платы установлен некорректно, поскольку, по мнению истца, арендная плата должна рассчитываться в порядке п. 4 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 614 ГК РФ, арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ применительно к спорному периоду) порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Закона Московской области от 07.06.1996 N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", если иное не установлено законодательством Российской Федерации, определение арендной платы (Апл) при аренде земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в соответствии со следующей формулой:
Апл = Аб x Кд x Пкд x Км x S, где:
Апл - арендная плата;
Аб - базовый размер арендной платы;
Кд - коэффициент, учитывающий вид разрешенного использования земельного участка;
Пкд - корректирующий коэффициент;
Км - коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории муниципального образования;
S - площадь арендуемого земельного участка.
В период с даты действия договора по 31.12.2018 г. истец производил оплату аренды по указанной формуле.
Вместе с тем, с 01.03.2015 вступила в действие новая редакция пункта 4 статьи 39.7 ЗК РФ, которой было установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 АПК РФ, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В пункте 1 статьи 39.7 ЗК РФ указано, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Такие принципы утверждены постановлением N 582.
Постановлением N 531, вступившим в законную силу с 12.08.2017, основные принципы определения арендной платы дополнены еще одним принципом N 7, предусматривающим, что арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.06.2012 N 347 утверждены Ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения тепловых станций, обслуживающих их сооружений и объектов, в соответствии с которым ставка арендной платы в отношении земельных участков расположенных в Московской области составляет 12,95 рубей1 за кв. м.
Верховный Суд Российской Федерации в решении от 12.09.2018 по делу N АКПИ18-667, оставленном без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 13.12.2018 по делу N АПЛ18-523, указал, что данные положения (принцип N 7) Основных принципов определения арендной платы предусматривают дополнительные гарантии при установлении размера арендной платы для лиц, имеющих в собственности объекты недвижимого имущества, расположенные на земельных участках, отнесенных законодательством к землям, ограниченным в обороте.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос 7 разъяснений по вопросам, возникающим в судебной практике), на который сослались суды, сформулирована правовая позиция о том, что Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденные постановлением N 582, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена; вместе с тем в силу пункта 1 статьи 39.7 ЗК РФ постановление N 582 в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Поскольку указанные принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, соответствующим компетентным органам надлежит устанавливать размер арендной платы на основании названных принципов, в том числе в пределах, указанных в принципе N 7 (действующем с 12.08.2017), в отношении ограниченных в обороте земельных участков, занятых зданиями и сооружениями, сформированных с учетом площади, необходимой для их эксплуатации.
В соответствии с пунктом 48 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019) размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с 01.03.2015 арендная плата подлежит исчислению, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 39.7 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, Приказом Минэкономразвития России от 18.06.2013 N 347.
Согласно представленному истцом расчету, переплата за взыскиваемый период составила 231 371 788,79 руб.
В связи с изложенным, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда (ч. 1 ст. 446 ГК РФ).
При этом в силу п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В силу пункта 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 в случае спора о заключенности договора суд должен оценивать обстоятельства и доказательства в их совокупности и взаимосвязи в пользу сохранения, а не аннулирования обязательства. При этом суду следует исходить из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной статьей 10 ГК РФ. При этом если одна сторона совершает действия по исполнению этих обязательств, а другая принимает их без каких-либо возражений, неопределенность в отношении договоренностей сторон отсутствует. В этом случае соответствующие условия спорного договора должны считаться согласованными, а сам договор - заключенным.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит предусмотренных законом оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и удовлетворения требований апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 21 ноября 2019 года по делу N А41-33826/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-33826/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "МОСЭНЕРГО"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Городской округ Дзержинский" Московской области