город Воронеж |
|
20 марта 2020 г. |
Дело N А14-15587/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Малиной Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Степиной В.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юго-Западный РЭК N 12", г. Воронеж (ОГРН 1113668054598, ИНН 3665086290, далее - ООО УК "Юго-Западный РЭК N 12", общество или заявитель):
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439, далее - ГЖИ Воронежской области или заинтересованное лицо): |
Чумак Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2020;
Кузьмич Н.О., представитель по доверенности от 10.01.2020; |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО УК "Юго-Западный РЭК N 12" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2019 по делу N А14-15587/2019 (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению ООО УК "Юго-Западный РЭК N12" к ГЖИ Воронежской области о признании недействительным предписания N 03-29/66 от 09.08.2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Юго-Западный РЭК N 12" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании недействительным предписания N 03-29/66 от 09.08.2019.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2019 по делу N А14-15587/2019 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЮгоЗападный РЭК N 12" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что им правомерно был осуществлен перерасчет за услуги по вывозу ТКО.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 16.03.2020.
В судебном заседании представитель ООО УК "Юго-Западный РЭК N 12" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ГЖИ Воронежской области возражал против доводов апелляционной жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным.
В судебном заседании был объявлен перерыв до 18.03.2020.
В продолженном судебном заседании представитель ГЖИ поддержал ранее высказанную правовую позицию.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании приказа от 08.08.2019 N 3215 ГЖИ Воронежской области была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения жилищного законодательства и лицензионных требований в отношении ООО УК "Юго-Западный РЭК N 12".
Судом не установлены нарушения требований к организации и проведению проверок, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые в любом случае свидетельствуют о незаконности результатов проверки. Проверка отвечает всем требованиям закона, и поэтому ее результаты признаются судом допустимыми доказательствами по делу.
По результатам проведения проверки ГЖИ Воронежской области составлен акт проверки от 09.08.2019 N 03-27/206, в котором установлено, что ООО УК "Юго-Западный РЭК N 12" в платежных документах за период с января по апрель 2019 по МКД N 68 по ул.Кривошеина г.Воронежа из состава платы за жилое помещение не исключена плата за "Вывоз ТКО" в полном размере (4,70 руб. за кв.м.), исключена лишь часть данной платы в размере 2,30 руб. за кв.м., что является нарушением части 2 статьи 162 ЖК РФ, части 8.1 статьи 23 Федерального закона N 458-ФЗ от 29.12.2014 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", в связи с чем было выдано предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства N 03-29/66 от 09.08.2019, на заявителя возложена обязанность в срок до 15.10.2019 произвести перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения по многоквартирному дому N 68 по ул. Кривошеина г.Воронежа за период: январь-апрель 2019 года путем уменьшения применяемого размера платы 21,07 руб. за 1 кв.м. на 2,40 руб. за 1 кв.м. и применения платы в размере 18,67 руб. за 1 кв.м.
Полагая, что указанное предписание не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что предписание ГЖИ Воронежской области соответствует требованиям законодательства, заявителем не представлено доказательств нарушения указанным решением прав и законных интересов управляющей компании.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Пунктом 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей 6 организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
На основании части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 настоящего Кодекса.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
При этом решение общего собрания собственников МКД в силу положений статей 44, 144 ЖК РФ является обязательным для исполнения и в порядке, установленном пунктом 1 статьи 143.1 ЖК РФ никем не оспорено в судебном порядке.
Частью 1 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путём составления одного документа, подписанного сторонами.
В соответствии с частью 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления МКД указывается перечень работ и (или) услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, а также порядок определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" введено понятие "твердых коммунальных отходов", а плата за них в составе платы именно за коммунальные услуги введена с 1 января 2016 года ч. 4 ст. 154 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с частью 20 статьи 12 Закона (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 486-ФЗ) обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно части 8.1 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ, при первоначальном включении в состав платы за коммунальные услуги, оказываемые потребителям коммунальных услуг в многоквартирном доме, платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации (захоронению) твердых коммунальных отходов исключается из платы за содержание жилого помещения начиная с месяца, в котором услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами начинает оказывать региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Для такого изменения размера платы за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 ЖК РФ).
Из системного анализа приведенных нормативных положений следует, что основным (первоочередным) способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников (всех ее составных частей) на законодательном уровне определено только волеизъявление собственником помещений в многоквартирном доме путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение подобной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов таких лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного, по своему собственному усмотрению, изменения платы.
При этом действующее законодательство не предусматривает возможность самовольного увеличения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в том числе на уровень инфляции или индекс потребительских цен, без решения общего собрания собственников помещений в таком доме.
Согласно пункту 4.2 Договора управления, утвержденного в 2012 году общим собранием собственников помещений МКД 68 по ул.Кривошеина, размер платы за содержание и ремонт жилья за один квадратный метр площади составил 9,42 руб., вывоз и утилизацию мусора 3,09 руб., лифтовое оборудование 2,9 руб. Размер платы подлежит индексации с учётом уровня инфляции не чаще одного раза в год с момента утверждения договора общим собранием. Индексация осуществляется управляющей компанией исходя из изменения индекса потребительских цен за предшествующий год, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что на период с 01.01.2018 с учетом предусмотренной договором инфляции норматив стоимости услуги по вывозу ТКО составлял 4,70 (т.1 л.д. 114).
В связи с изменениями в законодательстве с 01.01.2019 из строки "Содержание и ремонт жилого помещения" обществом исключена услуга "обращение с ТКО" в размере 2,30 рублей с 1м2 общей жилой площади. Данная сумма сложилась исходя из фактических затрат подрядных организаций по вывозу ТКО, понесенных управляющей компанией за 2018.
В то же время работы по удалению мусора из мусороприемных камер, уборка придомовой территории, в том числе очистка урн, уборка мусора на контейнерных площадках, обслуживание контейнеров были самостоятельно включены обществом в состав затрат на содержание общего имущества МКД.
Указанный тариф был утвержден общим собранием 28.09.2012 в размере 9,42 руб. за 1 кв.м., без индексации (приложение N 2 к Договору об управлении МКД) и впоследствии общим собранием собственников помещений изменениям не подвергался.
Согласно представленным суду апелляционной инстанции пояснениям от 13.03.2020 N 86, дополнительному соглашению от 01.01.2019 и актам от 31.01.2019, 28.02.2019, 31.03.2019, 30.04.2019 стоимость работ по обслуживанию контейнерных площадок определяется исходя из тарифа 2,40 (приобщены к материалам дела на основании протокольного определения от 16.03.2020).
Судом апелляционной инстанции учитывается, что, исходя из расчета платы, утвержденного общим собранием перечня работ и услуг, утвержденный общим собранием для определения стоимости вывоза ТКО норматив 4,70 не предполагал выделения в его структуре отдельно тарифа 2,30 - за фактический вывоз ТКО и 2,40 - за обслуживание площадок. Весь тариф 4,70 применялся исключительно к вывозу ТКО, следовательно, с учетом изменений в жилищном законодательстве, с 01.01.2019 при определении платы за содержание имущества данный норматив подлежал исключению в полном объеме.
Самовольное изменение перечня работ по содержанию общего имущества МКД и нормативов определения их стоимости, путем включения в него стоимости работ по содержанию контейнерных площадок по нормативу 2,40 в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений МКД свидетельствует о нарушении ООО УК "Юго-Западный РЭК N 12" требований законодательства.
На основании изложенного апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предписания ГЖИ Воронежской области от 09.08.2019 N 03-29/66 соответствует закону. При таких обстоятельствах требования заявителя не подлежали удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 06.11.2019 по делу N А14-15587/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО УК "Юго-Западный РЭК N12" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью УК "Юго-Западный РЭК N 12" (ИНН 3665086290 ОГРН 1113668054598) излишне уплаченную по платежному поручению от 27.11.2019 N 571 государственную пошлину в размере 1 500 рублей из доходов федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно статье 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-15587/2019
Истец: ООО УК "Юго-Западный РЭК N12"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области
Третье лицо: ГЖИ ВО