г. Вологда |
|
20 марта 2020 г. |
Дело N А52-1992/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 марта 2020 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Тарасовой О.А. и Фирсова А.Д. при ведении протокола секретарем судебного заседания Осиповым Н.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Псковские тепловые сети" на решение Арбитражного суда Псковской области от 25 декабря 2019 года по делу N А52-1992/2019,
установил:
муниципальное предприятие г. Пскова "Псковские тепловые сети" (ОГРН 1026000975087, ИНН 6027044260; адрес: 180017, Псковская область, город Псков, улица Спортивная, дом 3а; далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Восьмой район" (ОГРН 1076027011455, ИНН 6027109479; адрес: 180019, Псковская область, город Псков, улица Звездная, дом 12; далее - Компания) о взыскании 2 581 575 руб. 38 коп. долга за потребленную тепловую энергию и горячую воду.
Решением суда от 25 декабря 2019 года с Общества в пользу Предприятия взыскано 1 209 167 руб. 15 коп. долга. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. В доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 5 045 руб. с Компании и в сумме 6 069 руб. с Предприятия.
Предприятие с решением суда не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в части и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы выражает несогласие со ссылкой суда при принятии судебного акта на пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, поскольку с 01.01.2017 плата за коммунальный ресурс на содержание общего имущества относится к категории жилищных услуг, входит в состав платы за содержание жилого помещения и не регулируется нормативно-правовыми актами жилищного законодательства, которые регулируют плату за коммунальные услуги. Считает, что объем коммунального ресурса, используемый в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, при наличии общедомового прибора учета должен определяться по показаниям такого прибора.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Компания в отзыве на апелляционную жалобу ее доводы отклонила, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, Предприятием (теплоснабжающая организация) и Компанией (абонент) заключен договор от 27.12.2011 N 2023/395-11 теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения (далее - договор), по условиям которого истец обязался поставлять ответчику через присоединенную тепловую сеть коммунальные ресурсы в объекты теплоснабжения для предоставления коммунальных услуг отопления и (или) горячего водоснабжения потребителям коммунальных услуг в объектах теплоснабжения, а ответчик - принимать и своевременно оплачивать потребляемые коммунальные ресурсы.
В соответствии с пунктом 6.1 договора для расчетов по договору стороны ежемесячно определяют расчетный объем коммунальных ресурсов путем оформления двухстороннего акта отпуска коммунальных ресурсов.
В пунктах 6.2, 6.3 договора стороны предусмотрели порядок определения расчетного объема коммунальных ресурсов в зависимости от установки на объектах теплоснабжения общедомовых приборов учета, отдельно предусмотрен порядок для определения объема при наличии в доме индивидуального теплового пункта.
Согласно пунктам 9.7, 9.9.1 договора объем коммунального ресурса, потребленный на общедомовые нужды, оплачивается управляющей организацией на основании акта отпуска коммунальных ресурсов путем перечисления денежных средств на банковский счет теплоснабжающей организации.
Предприятием в январе, марте, мае и с июля по декабрь 2017 года произведена поставка коммунального ресурса (горячей воды) для целей содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся под управлением ответчика.
Поскольку оплата данного ресурса Компанией в полном объеме не произведена, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции требования истца признал обоснованными в части и удовлетворил иск в сумме 1 209 167 руб. 15 коп.
Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с данным решением.
Как видно из дела, разногласия сторон сводятся к порядку определения объема горячей воды, поставленной на содержание общего имущества в дома, в которых установлены общедомовые приборы учета, фиксирующие количество поставляемого коммунального ресурса (поданную воду (компонент на холодную воду в м3) и тепловую энергию (компонент на тепловую энергию в Гкал)).
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку поставка ресурса в данном случае осуществлялась в отношении жилых домов, то к правоотношениям сторон также подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК), Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а также Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Компания согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил N 354 и статьям 155 и 161 ЖК РФ во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг. В силу своего статуса Компания обязана приобретать ресурс у поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги горячего водоснабжения на общедомовые нужды.
В соответствии с новой редакцией части 2 статьи 154 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2017, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с этим Компания на основании пункта 21.1 Правил N 124 обязана приобретать у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Объем коммунального ресурса по договору, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле, представляющей собой разность между объемом коммунального ресурса, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) и объемом коммунального ресурса, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг (подпункт "а" пункта 21 (1) Правил N 124).
Судом первой инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что эксплуатируемые в обслуживаемых ответчиком домах общедомовые приборы учета фиксируют показания израсходованной воды, а также затраченной тепловой энергии на подогрев воды. Именно данными показаниями руководствуется истец при расчетах с ответчиком. Истцом в расчетах применена формула, предусмотренная подпунктом "г" пункта 21 Правил N 124. Предприятию, осуществлявшему поставку в дома горячей воды, утвержден двухкомпонентный тариф.
Между тем разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 27 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме для i-го жилого или нежилого помещения определяется по формуле 24, которая содержит величину - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении.
Указанная величина рассчитывается как произведение объема горячей воды, потребленной за расчетный период на общедомовые нужды, приходящегося на i-е жилое или нежилое помещение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Изложенный порядок, как обоснованно указал суд первой инстанции, не противоречит части 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающей определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величина Q одн i служит для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Такой подход к разрешению спорного вопроса приведен Верховным Судом Российской Федерации в определении от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, а также в пункте в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Суд пришел к верному выводу, что методика расчета истцом объема поставленного ресурса не соответствует указанным выше требованиям.
Ссылка апеллянта на то, что с 01.01.2017 плата за коммунальный ресурс на содержание общего имущества относится к категории жилищных услуг, входит в состав платы за содержание жилого помещения и не регулируется нормативно-правовыми актами жилищного законодательства, которые регулируют плату за коммунальные услуги, является ошибочной, основана на неправильном толковании норм права.
Согласно абзацу четвертому пункта 2 Правил N 124 "коммунальные услуги" - это осуществление деятельности по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Абзац пятый указанного пункта Правил N 124 относит к коммунальным ресурсам в том числе горячую воду, потребляемую при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, поставляя горячую воду для содержания общего имущества в многоквартирном доме, Компания тем самым оказывает потребителям коммунальную услугу, расчет за которую должен производится в соответствии с требованиями Правил N 354.
Ответчик предъявил суду свой расчет объема и стоимости поставленного ресурса, произведя его согласно указанным выше нормам и сформировавшейся по данному вопросу судебной практики.
Истец по формуле расчета, используемым в нем исходным данным, арифметической его части возражений не заявил, указал, что применительно к правовой позиции ответчика, данный расчет составлен правильно.
При таких обстоятельствах суд правомерно принял за основу расчет ответчика и удовлетворил требования истца в размере 1 209 167 руб. 15 коп., определенном Компанией.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Так как нормы права применены судом первой инстанции правильно, их нарушения не допущено, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Согласно статье 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции подлежат отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 25 декабря 2019 года по делу N А52-1992/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального предприятия г. Пскова "Псковские тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Рогатенко |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-1992/2019
Истец: Муниципальное предприятие г. Пскова "Псковские тепловые сети"
Ответчик: ООО "Управляющая организация "Восьмой район"