г. Москва |
|
18 марта 2020 г. |
Дело N А40-196299/19 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пирожкова Д.В.,
рассмотрев апелляционные жалобы ООО "НВ-Трейд Партнер" и ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 ноября 2019 года, рассмотренному в порядке упрощенного производства по делу N А40-196299/19, принятое по исковому заявлению ООО "НВ-Трейд Партнер" к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании пени в размере 472 393,44 руб.,
без вызова сторон.
УСТАНОВИЛ:
ООО "НВ-Трейд Партнер" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ОАО "РЖД" о взыскании пени за нарушение срока доставки вагонов в размере 472 293,44 рубля.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 ноября 2019 года по делу N А40-196299/19 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, истец и ответчик обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят: истец- решение отменить, иск удовлетворить; ответчик-решение изменить в части взыскания 52506 руб. 55 коп., в указанной части в иске отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба на решение арбитражного суда города Москвы принятое по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции без вызова сторон.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующими файлами размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в адрес грузополучателя ООО "НВ-Трейд Партнер" (далее - Истец) по Северо-Кавказской железной дороге - филиала ОАО "РЖД" с просрочкой в доставке прибывали груженые вагоны в период с декабря 2018 по апрель 2019 года.
Просрочка доставки подтверждается транспортными железнодорожными накладными, составленными согласно Приказу МПС РФ от 18.06.2003 N 39 "Об утверждении Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом". Груз включал в себя вагоны железнодорожные порожние, перевозимые на своих осях, пересылаемые в ремонт или из ремонта.
Вагоны Истца, указанные в представленных железнодорожных накладных, доставлены с нарушением сроков, предусмотренных абз. 2 п. 2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 27.
Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами, а при отсутствии таких сроков, в разумный срок.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона РФ N 18-ФЗ от 10 января 2003 года "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), перевозчик обязан доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов". Расчетная дата истечения срока доставки грузов определяется на основании "Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" утвержденных Приказом Минтранса России N 245 от 07.08.2015 г. (далее - Правила).
Согласно расчету истца, по состоянию на момент рассмотрения настоящего иска размер неустойки за просрочку доставки грузов составляет 472 393,44 руб.
В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что за несоблюдение сроков доставки грузов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за доставку каждого вагона за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются полными), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 Устава), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных ч.1 ст. 29 Устава обстоятельств.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес ответчика была направлена претензия N 380/19 от 29.05.2019, которую ответчик оставил без удовлетворения, что и послужило основанием для обращения в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 71 АПК РФ, правомерно счел, что доводы ответчика, изложенные в отзыве на иск, подлежат отклонению, поскольку они опровергаются материалами дела, за исключением суммы 63 215,01 руб. за просрочку доставки по транспортным железнодорожным накладным N N ЭГ260942, ЭГ263440, ЭГ260888, ЭГ013723, ЭГ010684, ЭГ006880, ЭГ006728, ЭГ006616, ЭГ034182, ЭГ021091, ЭВ625096, ЭД405589, ЭД375473, ЭД405484 по договору на увеличение сроков доставки N 394/ТЦФТО от 22 мая 2012 г.
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пунктом 15 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 7 августа 2015 г. N 245 (далее - Правила N245), перевозчик обязан доставить груз по назначению и в установленное время. Перевозчик и грузоотправители, отправители порожних вагонов могут заключать договоры, предусматривающие иные, чем определены настоящими Правилами, сроки доставки грузов, порожних вагонов, о чем делается в графе "Особые заявления и отметки отправителя". Договорный срок доставки в пути следования увеличивается перевозчиком в соответствии с Правилами N245. Следовательно, увеличение сроков доставки груза возможно по соглашению сторон.
Между перевозчиком и грузоотправителем ОАО "Новоросцемент" заключен договор на увеличение сроков доставки N 394/ТЦФТО от 22 мая 2012 г. В п. 1.1. указано, что стороны согласовали увеличение установленного Правилами N 245 срока доставки грузов и/или порожних собственных (арендованных) вагонов, отправляемы со станции Новороссийск, Тоннельная назначением на станции РЖД на 10 суток.
Согласно железнодорожным накладным N N ЭГ260942, ЭГ263440, ЭГ260888, ЭГ013723, ЭГ010684, ЭГ006880, ЭГ006728, ЭГ006616, ЭГ034182, ЭГ021091, ЭВ625096, ЭД405589, ЭД375473, ЭД405484 груз принят к перевозке на ст.Тоннельная в графе "Отметки отправителя" имеется отметка о договоре N 394/ТЦФТО от 22.05.2012 г., следовательно срок доставки увеличивается на 10 суток, таким образом, по всем указанным накладным просрочка отсутствует, а пени предъявлено неправомерно.
Между тем, суд апелляционной инстанции полагает данный вывод необоснованным, поскольку заключенные договоры на увеличение срока доставки ответчиком и грузоотправителями не являются основанием для возникновения обязательств на стороне истца, не порождают правовых последствий для истца и не могут ограничивать его права на взыскание с ответчика пени за нарушение сроков. При этом, в данном случае спорные выгоны не принадлежали перевозчику и грузоотправителю.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы ответчика со ссылкой на договоры об увеличении сроков доставки подлежат отклонению.
Порядок исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом определяется правилами, разработанными в соответствии со ст. 33 Устава железнодорожного транспорта.
Согласно п. 2 названных Правил N 245 исчисление срока доставки груза начинается с 00.00 часов дня, следующего за днем документального оформления приема груза для перевозки, указанного в оригинале накладной и в дорожной ведомости в графе "Календарные штемпеля", в корешке дорожной ведомости и в квитанции о приеме груза в графе "Календарный штемпель" перевозчика на станции отправления".
Нормативные сроки доставки грузов, в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов.
Согласно статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Ответчиком заявлено ходатайство о применении ст. 333 ГК РФ.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Кодекс предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом. Снижение неустойки судом возможно только в одном случае - в случае явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения права.
Степень соразмерности заявленной истцом неустойки последствиям нарушения обязательства является оценочной категорией, в силу чего только суд вправе дать оценку указанному критерию, исходя из своего внутреннего убеждения и обстоятельств конкретного дела, как того требует статья 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, в каждом конкретном случае суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств спора и взаимоотношений сторон.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции с учетом того, что доводы ответчика о применении договора об увеличении сроков доставки являются необоснованными, считает, что сниженная судом первой инстанции в соответствии со ст. 333 ГК РФ сумма неустойки в размере 145 000 руб. является соразмерной последствиям нарушения обязательств.
В этой связи, доводы апелляционных жалоб истца и ответчика рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены.
Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено, оснований для изменения или отмены решения Арбитражного суда г. Москвы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 ноября 2019 года по делу N А40-186835/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-196299/2019
Истец: ООО "НВ-ТРЕЙД ПАРТНЕР"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"