г. Москва |
|
19 марта 2020 г. |
Дело N А40-249640/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.С. Суминой,
судей: |
Д.Е. Лепихина, М.В. Кочешковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э. Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 12 апелляционную жалобу ООО "ИНТРО-КОМ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2019 по делу N А40-249640/19, принятое судьей Гилаевым Д.А.
по заявлению ООО "ИНТРО-КОМ"
к ответчикам: 1) РОСИМУЩЕСТВО, 2) Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности
третье лицо: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ДОМ.РФ"
о признании недействительным,
при участии:
от заявителя: |
Бердникова Е.В. по дов. от 01.01.2020; |
от заинтересованных лиц: |
1) Казимирская Е.В. по дов. от 30.12.2019; 2) Моренкова В.Н. по дов от 07.08.2019; |
от третьего лица: |
Белов М.И. по дов. от 14.06.2019; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИНТРО-КОМ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Правительственной комиссии по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом о признании недействительным п. 9.1. протокола заседания Комиссии по развитию жилищного строительства и эффективности использования земельных участков, находящихся в Федеральной собственности N 6 от 29.10.2018, о признании недействительными пп.2.п.17 протокола заседания Комиссии по развитию жилищного строительства и эффективности использования земельных участков, находящихся в Федеральной собственности N 2 от 14.05.2019 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.12.2019 в удовлетворении требований ООО "ИНТРО-КОМ" отказано полностью, суд пришел к выводу, что оспариваемые решения соответствуют действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
С таким решением суда не согласилось ООО "ИНТРО-КОМ" и обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой.
В отзыве на апелляционную жалобу Росимущество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представители Правительственной комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, АО "ДОМ.РФ" просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Апелляционный суд, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что оспариваемое решение подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 29.10.2018 Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности (далее - Правительственная комиссия) было принято решение, оформленное протоколом заседания Правительственной комиссией N 6 (далее - Решение Правительственной комиссии) с учетом уточнений, принятых протоколом Правительственной комиссии от 14.05.2019 N 2 (пп. 2 п. 17), о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере (далее - АО "ДОМ.РФ") юридических и иных действий, в том числе заключение сделок, в качестве агента Российской Федерации в отношении земельных участков ориентировочной площадью 11008 кв.м. (далее - Земельный участок N 1) и 13 585 кв.м. (далее - Земельный участок N 2), которые могут быть образованы из находящегося в федеральной собственности земельного участка из земель населенных пунктов, местоположение: Москва, наб. Лихоборская, вл. 13 (кадастровый номер: 77:09:0001015:3978), площадью 24 664 +/- 55 кв.м. (далее - Земельный участок N 3) в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Вышеуказанным Решением Правительственной комиссии даны следующие поручения:
1. АО "ДОМ.РФ" осуществить образование Земельного участка N 1 и Земельного участка N 2 из Земельного участка N 3 в соответствии со схемой расположения земельных участков;
2. Росимуществу в сроки, предусмотренные ФЗ N 161, в установленном порядке принять решения:
* об изъятии объектов недвижимого имущества, расположенных на Земельном участке N 1 и Земельном участке N 2 (далее - Объекты), закрепленных на праве хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр";
* об утверждении схемы расположения Земельного участка N 1 и Земельного участка N 2;
* о передаче АО "ДОМ.РФ" находящихся в федеральной собственности и образованные в соответствии с п. 2 Решения Правительственной комиссии Земельного участка N 1 и Земельного участка N 2 с расположенными на них Объектами по передаточному акту для совершения АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных ФЗ N 161;
* об обеспечении возможности внесения АО "ДОМ.РФ" в качестве агента Российской Федерации в реестр федерального имущества сведений об обременениях права собственности Российской Федерации на находящиеся в федеральной собственности и образованные в соответствии с п. 2 Решения Правительственной комиссии Земельный участок N 1 и Земельный участок N 2.
Во исполнение вышеуказанного Решения Правительственной комиссии Росимущество издало распоряжение от 28.06.2019 N 390-р "О совершении АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации" (далее - Распоряжение Росимущества), в котором было указано:
1. изъять находящиеся в федеральной собственности Объекты из хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр";
2. утвердить схему расположения Земельного участка N 1 и Земельного участка N 2 на кадастровом плане территории, подлежащих образованию из находящегося в федеральной собственности Земельного участка N 3;
3. передать АО "ДОМ.РФ" находящиеся в федеральной собственности земельные участки, указанные в пункте 2 настоящего распоряжения, а также земельный участок с кадастровым номером 77:09:0001015:3969, площадью - 225 кв. м., местоположение - г. Москва, наб. Лихоборская, вл.13, стр. 9, 24 и расположенные на них Объекты по передаточному акту для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации. 4. АО "ДОМ.РФ" в установленном порядке:
* обеспечить государственную регистрацию прекращения права хозяйственного ведения ФГУП "ФТ-Центр" на Объекты;
* обеспечить государственную регистрацию обременения права собственности Российской Федерации в части совершения АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок, в качестве агента Российской Федерации на земельные участки, указанные в пунктах 2 и 3 Распоряжения Росимущества, и расположенные на них Объекты;
- обеспечить в установленном порядке внесение изменений в реестр федерального имущества.
ООО "Интро-Ком" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным п. 9.1. протокола от 29.10.2018N 6ипп. 2 п. 17 протокола от 14.05.2019 N 2.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Полномочия Правительственной комиссии на принятие оспариваемого Решения установлены ст. 12 ФЗ N 161, положением о Правительственной комиссии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2008 N 632, и Основаниями и условиями принятия Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденными Правительственной комиссией (протокол от 26.02.2015 N 1) (далее - Основания и условия).
ФЗ N 161 регулирует отношения, возникающие между единым институтом развития в жилищной сфере - АО "ДОМ.РФ", органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, а также устанавливает особенности осуществления единым институтом развития в жилищной сфере деятельности, предусмотренной ФЗ N 161.
В силу положений ст. 11 ФЗ N 161 подготовка предложений для вынесения на Правительственную комиссию об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для жилищного строительства, создания промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов и иного развития территорий осуществляется АО "ДОМ.РФ" на основании перечней находящихся в федеральной собственности земельных участков (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества) и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 161 и п. 4 положения о Правительственной комиссии после получения предложений единого института развития, указанных в ч. 7 и 7.1 ст. 11 и ч. 6 ст. 14 ФЗ N 161, межведомственный коллегиальный орган рассматривает их и принимает решение о целесообразности/нецелесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных ФЗ N 161.
При этом решение о целесообразности принимается при отсутствии 11 оснований, предусмотренных Основаниями и условиями.
Так, в отношении земельных участков и Объекта Правительственная комиссия приняла решение о целесообразности совершения единым институтом развития юридических и иных действий, в том числе сделок в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных ФЗ N 161.
Довод Заявителя о том, что при принятии решения было основание, предусмотренное подп. "а" п. 5 Оснований и условий, опровергается материалами дела.
Так согласно подп. "а" п. 5 Оснований и условий решение о нецелесообразности должно быть принято, если на дату предложения сохраняет силу решение федерального органа исполнительной власти, принятое в отношении земельного участка, а именно о предоставлении земельного участка юридическим лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением предприятий, учреждений, организаций, указанных в подп. 1 п. 2 Оснований и условий.
Распоряжение Росимущества о передаче Объекта в аренду от 13.03.2018 N РБ-03/7509 (согласование собственником сделки) не является решением, предусмотренным подп. "а" п. 5 Оснований и условий.
Так, во-первых, распоряжение касается передачи в аренду Объекта, а не земельного участка, во-вторых, устанавливает отношения Росимущества и предприятия по вопросу согласования собственником сделки, а не о предоставлении Росимуществом Заявителю объекта недвижимости.
Участие коммерческой организации - владельца федерального недвижимого имущества при принятии Решения Правительственной комиссии законом не предусмотрено.
В соответствии с п. 16 Положения о Правительственной комиссии в обязательном порядке при принятии Решения Правительственной комиссией приглашаются представители:
- федерального органа исполнительной власти, имеющего подведомственные ему федеральное государственное унитарное предприятие или федеральное государственное учреждение, которому предоставлен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, или за которым закреплен объект недвижимого имущества, расположенный на таком земельном участке и находящийся в федеральной собственности, - если на заседании Комиссии рассматривается вопрос об использовании либо эффективности использования такого участка или такого объекта недвижимого имущества;
- федерального органа исполнительной власти, имеющего подведомственные ему федеральную службу или федеральное агентство, в ведении которых находится федеральное государственное унитарное предприятие или федеральное государственное учреждение, которому предоставлен земельный участок, находящийся в федеральной собственности, или за которым закреплен объект недвижимого имущества, расположенный на таком земельном участке и находящийся в федеральной собственности, - если на заседании Комиссии рассматривается вопрос об использовании либо эффективности использования такого участка или такого объекта недвижимого имущества;
- органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления муниципального образования, в собственность которых предлагается передача неэффективно используемых земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных в пользование федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, государственным академиям наук (в том числе с расположенными на таких земельных участках и находящимися в федеральной собственности объектами недвижимого имущества).
Следовательно, при принятии Решения Правительственной комиссии коммерческие организации как пользователи объектов или земельных участков не принимают участие.
Норма п. 16 Положения о Правительственной комиссии устанавливает закрытый перечень лиц, которые могут принимать участие при принятии решений Правительственной комиссией, что не позволяет расширительно толковать указанную норму.
Указанная в заявлении ООО "Интро-Ком" судебная практика не может быть учтена судом ввиду того, что устанавливает иные, отличные от настоящего дела обстоятельства.
Решение Правительственной комиссии принято на основании документов, предусмотренных законом.
Полномочия Правительственной комиссии на принятие оспариваемого Решения установлены ст. 12 ФЗ N 161, положением о Правительственной комиссии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.08.2008 N 632, и Основаниями и условиями принятия Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, решений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденными Правительственной комиссией (протокол от 26.02.2015 N 1) (далее - Основания и условия).
Для достижения целей, установленных ст. 3 ФЗ N 161, и решения соответствующих задач АО "ДОМ.РФ" направляет в Правительственную комиссию предложения, указанные в ч. 7 и 7.1 ст. 11, ч. 6 ст. 14 ФЗ N ФЗ N 161.
Подготовка предложений об использовании земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, установленных ФЗ N 161, осуществляется АО "ДОМ.РФ" на основании перечней находящихся в федеральной собственности земельных участков (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества) и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, направляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в единый институт развития (далее - перечни земельных участков), и иных сведений о находящихся в федеральной собственности земельных участках, иных объектах недвижимого имущества, земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (ч. 1 ст. 11 ФЗ N 161).
АО "ДОМ.РФ" направил в Правительственную комиссию предложения об использовании земельных участков и Объектов.
Решения Правительственной комиссии принимаются по результатам рассмотрения предложений АО "ДОМ.РФ" в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности или отнесенных к федеральной собственности федеральными законами (п. 2 Оснований и условий).
При этом разделом II Оснований и условий предусмотрен закрытый перечень оснований принятия решения о нецелесообразности передачи земельных участков, в том числе земельных участков с расположенными на них объектами недвижимого имущества для формирования имущества АО "ДОМ.РФ" и о нецелесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению указанными земельными участками.
Решения Правительственной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии с учетом представленного письменного мнения отсутствующих членов комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председательствующего на заседании Комиссии (п. 15 Положения о Правительственной комиссии).
Так, Правительственная комиссия после получения предложений АО "ДОМ.РФ" приняла решение о целесообразности совершения АО "ДОМ.РФ" юридических и иных действий, в том числе сделок в качестве агента Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 12.2 ФЗ N 161 в отношении земельных участков и Объектов.
Согласно Решению Правительственной комиссии голосовали (с учетом представленных письменных мнений) "за" - 9 голосов, "против" - 0 голосов, "воздержался" - 0 голосов (п. 9.1. протокола от 29.10.2018 N 6) и "за" - 13 голосов, "против" - 0 голосов, "воздержался" - 0 голосов (п. 17 протокола от 14.05.2019 N 2).
Таким образом, на основании предложений АО "ДОМ.РФ", в отсутствие оснований для принятия решения о нецелесообразности совершения действий с земельными участками и Объектом, Решение Правительственной комиссии было принято единогласно, что соответствует п. 15 Положения о Правительственной комиссии.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о том, что доводы Заявителя относительно того, что документы, представленные АО "ДОМ.РФ", содержат неактуальные и искаженные сведения, не обоснованы и не соответствует вышеизложенному порядку принятия решения Правительственной комиссией.
Решение Правительственной комиссии не нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Собственник вправе по своему усмотрению распоряжаться своим имуществом.
На момент принятия Решения Правительственной комиссией земельные участки и Объекты принадлежали Российской Федерации.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ только собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Однако Заявитель, обосновывая нарушение своих прав, указывает на факт его отсутствия при принятии Решения Правительственной комиссии в отношении Объектов.
Как было указано в п. 1.2. настоящих возражений, законом не предусмотрено участие коммерческих организаций как пользователей объектов или земельных участков при принятии Решения Правительственной комиссии.
АО "ДОМ.РФ" как агент Российской Федерации осуществляет права и исполняет обязанности арендодателя по договору аренды (ст. 12 ФЗ N 161), а также осуществляет досрочное расторжение договоров аренды (ст. 15 ФЗ N 161).
По договорам аренды земельных участков АО "ДОМ.РФ", иных объектов недвижимого имущества АО "ДОМ.РФ", другого имущества АО "ДОМ.РФ" или договорам безвозмездного пользования земельными участками АО "ДОМ.РФ" либо договорам безвозмездного пользования объектами недвижимого имущества АО "ДОМ.РФ", другим имуществом АО "ДОМ.РФ", заключенным с организациями. указанными в ч. 4 ст. 15 ФЗ N 161, до даты принятия Правительственной комиссией решения, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 161, АО "ДОМ.РФ" осуществляет права и исполняет обязанности по таким договорам, а также в соответствии со ст. 15 ФЗ N 161 осуществляет досрочное расторжение данных договоров (ч. 4 ст. 12.2. ФЗ N 161).
В случае, если до даты принятия Правительственной комиссией решения, указанного в п. 2 ч. 1 ст. 12 ФЗ N 161, находящийся в федеральной собственности земельный участок передан по договору аренды или договору безвозмездного пользования организации либо находящийся в федеральной собственности и закрепленный за организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления объект недвижимого имущества, другое имущество переданы по договору аренды или договору безвозмездного пользования, эти договоры подлежат досрочному расторжению или прекращению независимо от оснований, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, по соглашению сторон или по решению суда при обращении в суд (ч. 4 ст. 15 ФЗ N 161).
Следовательно, законом прямо предусмотрены действия, которые может совершить АО "ДОМ.РФ" в отношении переданных ему как агенту Российской Федерации (ч. 2.1 ст. 3 ФЗ N 161) земельных участков и объектов недвижимости.
Суд первой инстанции правомерно указал, что Заявитель не предоставил доказательства того, каким образом его права и законные интересы были нарушены принятым Решением Правительственной комиссии.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем тех, которые суд изложил в настоящем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.12.2019 по делу N А40-249640/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-249640/2019
Истец: ООО "ИНТРО-КОМ"
Ответчик: Правительственная комиссия по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в федеральной собственности, ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10294/20
19.03.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4071/20
16.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249640/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249640/19
24.09.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-249640/19