г. Москва |
|
20 марта 2020 г. |
Дело N А40-107791/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 марта 2020 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Проценко А.И.,
судей Панкратовой Н.И., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Росимущества в г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.10.2019 по делу N А40-107791/19 по иску Территориальное управление Росимущества в г. Москве (ОГРН 1097746349535) к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423) 3-и лица: ФБУЗ "ЦГЭ по г. Москве", Управление Росреестра по г. Москве (115191, г. Москва, ул. Большая Тульская, д. 15) о признании права собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика: Атаманов Р.С. по доверенности от 06.11.2019 диплом ВСГ 2746494 р/н 1600 от 17.07.2009;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Росимущества в г. Москве обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту городского имущества г. Москвы о признании права собственности Российской Федерации на нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0005005:5533 площадью 2382,8 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Б. Филёвская, д. 33; признании отсутствующим зарегистрированное право собственности города Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0002004:5854 площадью 284,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Б. Филёвская, д. 33.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что выводы суда не соответствуют материалам дела, поскольку спорные помещения относятся к федеральной собственности.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не представил.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные судом о времени и месте слушания дела, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет о принятии апелляционной жалобы к производству и назначению к слушанию, в судебное заседание не явились, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм ст. 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей истца и ответчика, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 18 октября 2019 года на основании следующего.
Истец в обоснование исковых требований указал в иску, что постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 полномочия собственника по управлению и распоряжению федеральным имуществом делегированы Федеральному агентству по управлению государственным имуществом.
Согласно п. 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного данным Постановлением Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом. Росимущество осуществляет функции в сфере управления имуществом Российской Федерации и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
В силу п. 4.3 Положения "О Территориальном управлении федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве", утвержденного Приказом Росимущеетва от 05.03.2009 N 67, Территориальное управление осуществляет контроль за управлением, распоряжением и использованием имуществом осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Пунктом 5 раздела 2 приложения 1 Постановления от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической и ветеринарной службы отнесены к объектам, относящимся исключительно к федеральной собственности.
Согласно Постановления Совета Министров РСФСР от 01.07.1991 N 375 "О государственной санитарно-эпидемиологической службе" исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов были обязаны обеспечить до 01.07.1992 передачу в установленном порядке Государственному комитету РСФСР санитарно-эпидемиологического надзора санитарно- эпидемиологических учреждений по состоянию на 01.07.1992.
На основании решения Исполнительного комитета Киевского районного Совета Народных депутатов г. Москвы от 24.07.1991 г. N 26-2214 "О передаче здания по адресу: Б. Филёвская ул., д. 33на баланс РайСЭС" здание, по данному адресу передано с баланса Райздравотдела на баланс районной санэпидстанции по акту приема-передачи от 29.07.1991.
Распоряжением префектуры Западного административного округа от 05.07.2002 N 1585-рп Центру государственного санитарного эпидемиологического надзора Западного административного округа на праве постоянного бессрочного пользования передан земельный участок с кадастровым номером 77:07:0005005:13, площадью 3621 кв.м, расположенный по адресу: г Москва, ул. Большая Филевская улица, вл. 33, стр. 1.
В Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права постоянного бессрочного пользования от 24.06.2004 N 77-01/05-8/2004-1239.
Земельный участок с кадастровым номером 77:07:0005005:13, площадью 3621 кв.м, расположенный по адресу: г Москва, ул. Большая Филевская улица, вл. 33, стр. 1 является собственность Российской Федерации о чем в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись о регистрации права федеральной собственности от 29.09.2010 N 77-77-14/015/2010-113.
На основание постановления Правительства Москвы от 18.02.1992, во исполнение контракта от 17.12.1993 N 8-2/92 на использование недвижимого имущества на праве хозяйственного ведения, Центру государственного санитарного - эпидемиологического надзора Западного административного округа выдано свидетельство от 15.07.1992 N 8-00002/92 о государственной регистрации права хозяйственного ведения на нежилое здание площадью 2012 кв.м, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Б. Филевская, д. 33.
Решением Комитета государственного строительного надзора города Москвы от 05.05.2008 N RU 77208000-002114 разрешено строительство/реконструкция административного здания площадью 2760,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Б. Филевская, д. 33.
Во исполнение договора о сотрудничестве от 26.03.2004, заключенного между Государственным учреждением "Центр государственного санитарного- эпидемиологического надзора Западного административного округа" и ООО "Медэкснертиза" осуществлена реконструкция здания с устройством мансардного этажа. В ходе реконструкции было введено дополнительных площадей 666,9 кв.м. Атом о выполнении договора о сотрудничестве от 02.10.2008 вновь возведенные площади распределены между сторонами:
Обществу - 55%, что составляет 366,8 кв.м и соответствует помещению с кадастровым номером 77:07:0002004:5783; Филиалу федерального учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в ЗАО г. Москвы" - 45%, что составляет 300,1 кв.м.
Из построенных дополнительных площадей ООО "Медэкспертиза" в свою собственность зарегистрировала помещения общей площадью 366,8 кв.м. (свидетельство о регистрации права собственности N 77-77-12/025/2010-791 26.01.2011). Которые в последующем отчуждены ООО "Медэкспертиза" на основании договора купли продажи недвижимого имущества от 03.08.2011 в собственность фирме ООО "Причал" (запись о регистрации права собственности от 14.10.2011 N 77-77-07/047/2011-507).
Остальные площади в соответствии с договором о сотрудничестве от 26.03.2004 между Филиалом ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в ЗАО г. Москвы и ООО "Медэкспертиза" распределились на филиал, но были зарегистрированы в собственность Москвы общей площадью 284,5 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0002004:5854 (запись о регистрации права собственности N 77-77-12/024/2010-354 от 21.01.2011).
Мотивируя заявленные исковые требования, истец указал, что нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0005005:5533 в силу Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 является федеральной собственностью, ему присвоен реестровый номер федерального имущества РНФИ от 03.03.2015 N В13770036561, также данное помещение реконструировано за счет средств федерального бюджета.
В состав нежилых помещений с кадастровым номером 77:07:0005005:5533 площадью 2382,8 кв.м. входят и нежилые помещения с кадастровым номером 77:07:0002004:5854 общей площадью 284,5 кв.м., на которые зарегистрировано право собственности Москвы.
При этом Российской Федерации не принимала решения об отчуждения данного имущества в пользу города Москвы.
Письмом N И22-06/28310 от 28.12.2015 Территориальное управление обратилось в Департамент городского имущества города Москвы о том, что данный объект является объектом санитарно-эпидемиологической службы и относится исключительно к федеральной собственности в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 и необходимости передачи в федеральную собственность помещение, на которое зарегистрировано право города Москвы.
Письмом от 18.02.2016 N ДГИ-1-3737/16-1 Департамент отказал Территориальному управлению в передачи указанных помещений.
Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве от 19.06.2018 N 77/012/202/2018 6265 сообщило Территориальному управлению о приостановлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации на данный объект недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившим в силу с января 1998 года, права на имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. При этом государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 01.07.1991 N 375 "О государственной санитарно-эпидемиологической службе РСФСР", приказа Санитарно-эпидемиологической службы города Москвы от 24.09.1991 N 46-лс предписано реорганизовать 33 районные СЭС в 10 Центров Госсанэпиднадзора административных округов Москвы и до 2005 года в данном объекте размещался Центр Госсанэпиднадзора в Западном административном округе г. Москвы.
В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 N 23-р, приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.01.2005 N 5 осуществлена реорганизация Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве и Центров Госсанэпиднадзора в административных округах г. Москвы в форме слияния и создания Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" с филиалами в административных округах города Москвы, являющегося правопреемником Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве с его филиалами.
В этой связи был подписан передаточный акт N 1 от 30.03.2005 между ЦГСЭН в ЗАО г. Москвы и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве".
При этом, как следует из инвентарной карты учета объекта от 31.03.2005 N 1, объект принят к бухгалтерскому учету Учреждения с 1970 года.
С момента сдачи в эксплуатацию и по настоящее время объект находится в ведении и распоряжении санитарно-эпидемиологических учреждений.
С учетом изложенного, по мнению истца, наличие зарегистрированного права собственности города Москвы на нежилые помещения с кадастровым номером 77:07:0002004:5854 являющиеся частью нежилого помещения с кадастровым номером 77:07:0005005:5533 существенно нарушает имущественные права Российской Федерации, в связи с чем, истец обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом в нарушение положений ст. 65 АПК РФ, не были представлены в материалы дела доказательства, возникновения права собственности РФ на спорное имущество, кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцом избран неверный способ защиты нарушенного права.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно, проверив правильность выводов суда первой инстанции и обоснованность доводов апелляционной жалобы, полагает, что она не подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда отмене, по следующим основаниям.
Согласно п. 11 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно п. 52 указанного постановления, в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права, либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно п. 53 ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение. Ответчиками по иску, направленному на оспаривание прав или обременения, вытекающих из зарегистрированной сделки, являются ее стороны.
Согласно п. 59 постановления, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Иск о признании права, заявленный лицом, права и сделки которого в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.
Согласно п. 36 постановления N 10/22 Право собственности на движимое имущество доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
ТУ Росимущества в городе Москве заявляет требования о признании права собственности на помещения площадью 2 382,8 кв.м.
Вместе с тем, сам заявитель жалобы ссылается на то обстоятельство, что здание по адресу: г. Москва, ул. Б. Филёвская, д. 33, было реконструировано в соответствии с разрешением на строительство от 05.05.2008 N RU77208000-002114.
В результате проведённой реконструкции, площадь помещений в здании увеличилась на 666,9 кв.м. Указанные площади подлежали распределению между ООО "Медэкспертиза" и ГУ "Центр государственного санитарного-эпидемиологического надзора Западного административного округа".
При этом, заявителем жалобы не представлены доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что образовавшиеся в результате реконструкции помещения площадью 300,1 кв.м, и помещения Департамента являются одним и тем же объектом.
В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 N 4372/10, п.1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в ЕГРП органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п.п. 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п.52 Постановления N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим.
Согласно правовой позиции, сформулированной Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 24.01.2012 N 12576/11, иск о признании зарегистрированного права отсутствующим по смыслу п. 52 постановления Пленума от 29.04.2010 N 10/22 является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков (о признании права либо об истребовании имущества из чужого незаконного владения).
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии со ст. 12 ГГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии со ст. 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.
С учетом того, что право собственности помещения площадью 284,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Б.Филевская, д. 33 зарегистрировано в установленном законе порядке, а также указанное помещение имеет все признаки недвижимого имущества, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что исковые требования в части признания отсутствующим зарегистрированное право собственности города Москвы на нежилое помещение с кадастровым номером 77:07:0002004:5854 площадью 284,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Москва, ул. Б. Филёвская, д. 33 подлежат отклонению, в связи с тем, что заявителем жалобы избран не надлежащий способ защиты.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и не могут являться основанием к отмене судебного акта.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены, либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 18.10.2019 по делу N А40-107791/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-107791/2019
Истец: Территориальное управление Росимущества в г.Москве
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемилогии в городе Москве"