г. Москва |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А41-57731/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ГЖИ МО: Добромыслова Т.С. по доверенности от 14.08.2019, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный": Матвеева М.Н. по доверенности от 01.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Дирижабль" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилКомСервис-Долгопрудный"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 12 декабря 2019 года по делу N А41-57731/19
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилКомСервис-Долгопрудный"
к Главному правлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области"
при участии в деле третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Дирижабль"
об оспаривании решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилКомСервис-Долгопрудный" (далее - ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 1 л. д. 69-70) к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГЖИ МО, административный орган), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение ГЖИ МО от 08.05.2019 N Р001-7586609196-23169240 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления;
- обязать ГЖИ МО устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный путем включения в реестр лицензий Московской области ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный" многоквартирного дома по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, пр-т Пацаева, д. 15.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "Дирижабль".
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2019 года по делу N А41-57731/19 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 223-225).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ООО "Дирижабль", извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель ГЖИ МО возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный" осуществляет управление многоквартирными домами на основании лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 27.04.2015 N 050000316.
В период с 25.03.2019 по 30.03.2019 проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, пр-т Пацаева, д. 15, в форме очно-заочного голосования.
31 марта 2019 года с жителем спорного МКД заключен договор управления (т. 1 л. д. 11-16).
Решением собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, пр-т Пацаева, д. 15, оформленного протоколом от 31.03.2019, принято решение о расторжении договора управления с управляющей организацией ООО "Дирижабль", о выборе в качестве управляющей компании ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный", а также утвержден договор управления многоквартирным домом, расположенным по вышеуказанному адресу (т. 1 л. д. 8-9).
Общество обратилось в ГЖИ МО с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области с просьбой включить сведения об управлении обществом МКД.
По результатам рассмотрения заявления, ГЖИ МО принято решение от 08.05.2019 N Р001-7586609196-23169240 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления, в связи с несоответствием документов подпунктам "а", "в" пункта 3 и подпунктов "б", "е" пункта 5 Порядка, утвержденного Приказом N 938/пр (т. 1 л. д. 21-23).
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ, деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с требованиями статьи 195 ЖК РФ, сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации и сводном федеральном реестре лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно- коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:
1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома;
2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, за исключением коммунальных услуг, предоставляемых в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 настоящего Кодекса;
4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Порядок внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Приказ N 938/пр).
Пунктами 2 и 3 Порядка определены требования к заявлению и прилагаемым документам, необходимым для внесения изменений в реестр лицензий по заявлению управляющей организации.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор".
При этом подлинники протокола общего собрания собственников помещений должны быть в порядке, установленном законом, направлены в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет (часть 1.1 статьи 46 ЖК РФ).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагается в том числе копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 9 Порядка, основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Решение об отказе во внесении изменений в реестр должно содержать мотивированное обоснование принятия такого решения.
Иные основания для отказа в удовлетворении заявления управляющей организации во внесении многоквартирных домов в реестр лицензий жилищное законодательство не содержит.
Как следует из материалов дела, в период с 25.03.2019 по 30.03.2019 проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, пр-т Пацаева, д. 15, в форме очно-заочного голосования.
31 марта 2019 года с жителем спорного МКД заключен договор управления.
Решением собрания собственников многоквартирного жилого дома по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, пр-т Пацаева, д. 15, оформленного протоколом от 31.03.2019, принято решение о расторжении договора управления с управляющей организацией ООО "Дирижабль", о выборе в качестве управляющей компании ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный", а также утвержден договор управления многоквартирным домом, расположенным по вышеуказанному адресу.
Общество обратилось в ГЖИ МО с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий Московской области с просьбой включить сведения об управлении обществом МКД.
По результатам рассмотрения заявления, ГЖИ МО принято решение от 08.05.2019 N Р001-7586609196-23169240 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Московской области и возврате заявления, в связи с несоответствием документов подпунктам "а", "в" пункта 3 и подпунктов "б", "е" пункта 5 Порядка, утвержденного Приказом N 938/пр (т. 1 л. д. 21-23).
В обоснование указанного решения гжи мо ссылается на тот факт, что обществом не представлено приложение к протоколу общего собрания, а именно: документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания - проект договора управления, а также на нарушение обществом подпункта "в" пункта 3 Приказа N 938/пр, а именно: не указание в договоре управления многоквартирным домом сведений об определении состава общего имущества.
Требования к оформлению протокола общего собрания собственников утверждены приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр.
Подпункт "в" пункта 3 Порядка предусматривает включение в пакет документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий, копии договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем.
Часть 1 статьи 162 ЖК РФ устанавливает, что договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
Как следует из материалов дела, к заявлению ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный" был представлен договор управления многоквартирным домом от 31.03.2019, заключенный с собственником жилого помещения N 37 в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская обл., г. Долгопрудный, пр-т Пацаева, д. 15, в полном объеме, в пунктах 2.2-2.5 которого содержится состав общего имущества в многоквартирном доме.
При этом согласно приложения N 1 к договору в состав общего имущества многоквартирного дома входят: межквартирные лестничные площадки, вестибюли, крыльцо, тамбур, подъезды, лестницы, балконы, предназначенные для использования несколькими собственниками помещений, лифтовые холлы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, служебные помещения, кладовые, подсобные помещения, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на придомовом земельном участке, иные помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, придомовая территория.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное основание для отказа во внесении изменений в реестр лицензий Московской области не может быть признано законным и обоснованным.
Вместе с тем, в силу подпункта "е" пункта 5 Порядка, в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения, в частности, условий отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 45 ЖК РФ предусмотрено, что собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Постановлением Правительства Московской области от 02.07.2013 N 485/27 утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области", согласно пункту 11 которого основными задачами Госжилинспекции Московской является, в том числе, осуществление жилищного надзора за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг.
В соответствии с решением от 08.05.2019 N Р001-7586609196-23169240, при проведении проверки документов установлено наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а именно: 09.04.2019 в ГЖИ МО поступили обращения от собственников квартир NN 52, 51, 102, 106, 107, 108, 101, 99, 88, 91, 92, 93, 80, 79, 67, 69, 70, 71, 59, 53, 47, 50, 54, 57, 32, 37, 31, 27, 18, 29, 12, 11, 16, 17, 13, 4, 5, 48, 82, 83, 81, 46, 44, 6, 103, 95, 100, 74, 75, 66, 55, 40, 45, 33, 21, 1, 2, 3, 60, 87, 104, 23, 72, 97, 73, 34, 20, 76, 62 с информацией о том, что собственники данных помещений участия в голосовании не принимали, однако бюллетени решений большинства вышеуказанных собственников имеются в материалах собрания.
Таким образом, административным органом было установлено наличие нарушений требований действующего законодательства.
Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, собственниками МКД N 15 подано заявление в Долгопрудненский городской суд Московской области об обжаловании решения общего собрания собственников.
Решением Долгопрудненского городского суда Московской области от 13 февраля 2020 года по делу N 2-124/2020 признано недействительным общее собрание собственников по выбору в качестве управляющей компании ООО "УК "ЖилКомСервис-Долгопрудный".
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 декабря 2019 года по делу N А41-57731/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57731/2019
Истец: ООО "Дирижабль", ООО "УК "ЖИЛКОСЕРВИС -ДОЛГОПРУДНЫЙ " ДИРИЖАБЛЬ, ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ "ЖИЛКОМСЕРВИС-ДОЛГОПРУДНЫЙ"
Ответчик: Госжилинспекция МО
Третье лицо: ООО "Дирижабль", ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11282/20
23.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1525/20
12.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-57731/19
19.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-57731/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-57731/19