г. Москва |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А41-82575/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Боровиковой С.В., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Русаковым В.О.,
в судебном заседании участвуют:
от Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области: Шмельков Д.Ю., по доверенности от 03.03.2020;
от Администрации городского округа Домодедово Московской области: Шмельков Д.Ю., по доверенности от 26.02.2020;
от ОНТ "Ветеран": Писанкова Л.М., председатель правления (выписка из ЕГРЮЛ);
от Министерства имущественных отношений МО: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2019 года по делу N А41-82575/19 по исковому заявлению Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области к ОНТ "Ветеран" третьи лица: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация городского округа Домодедово Московской области, о признании,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области к ОНТ "Ветеран" с требованиями:
- Признать недействительным дополнительное соглашение N 1 от 30.10.2017 к договору на аренду земельного участка N 797-КИЗ/14 от 12.12.2014, заключенному между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Домодедово и ОНТ "Ветеран" и применении последствий его недействительности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Московской области и Администрация городского округа Домодедово Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2019 года по делу N А41-82575/19 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке.
Стороны и Администрация направили в судебное заседание своих представителей, представитель истца и Администрации поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика против указанных доводов возражал.
Министерство своего представителя в судебное заседание не направило.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Рассмотрев дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, постановлением Главы Домодедовского района Московской области от 16.02.1998 N 336 утвержден выбор земельного участка огородному товариществу "Ветеран" площадью 3,6 га (огороды) из земель администрации пос. Востряково под размещение огородов вблизи дер. Скрипино по фактическому пользованию.
Постановлением N 3605 Администрацией принято решение о продлении срока действия договора на 15 лет Во исполнение указанного постановления 12.12.2014 между Комитетом и Обществом заключен договор аренды N 797-КИЗ/14. Предмет договора - земельный участок площадью 24 727 кв.м., с кадастровым номером 50:28:0000000:48487, расположенный по адресу: Московская область, г. Домодедово, мкр. Авиационный, владение ОНТ "Ветеран". Срок аренды установлен с 16.02.1998 до 15.02.2018 (п. 2.1. договора), то есть с учетом постановления Главы Домодедовского района Московской области от 16.02.1998 N 336. Дополнительным соглашением N1 от 30.10.2017 внесены изменения в срок действия договора на "с 15.08.2014 по 14.08.2029".
Истец указал на то, что ОНТ "Ветеран" не является правопреемником ОТ "Ветеран", которому выделен участок под огородничество. При таких обстоятельствах, истец пришел к выводу, что правовых оснований для заключения соглашения N 1 от 30.10.2017 не имелось.
Исходя из изложенного, истец обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п. 1 ст. 167 ГК РФ).
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Истец считает, что основанием для признания оспариваемой сделки недействительной является нарушение порядка ее заключения.
Порядок заключения договора аренды земельного участка установлен Земельным кодексом Российской Федерации.
Поскольку договор заключен в 2014 году, применяются нормы земельного законодательства, действовавшего на тот момент.
В силу ч. 2 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, федеральным законом о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в действовавшей на момент заключения оспариваемого договора редакции при зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков.
В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам (ч. 2 ст. 12 закона N 66-ФЗ).
Заказчиками схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений выступают органы местного самоуправления (ч. 3 ст. 12 закона N 66-ФЗ).
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 13 закона N 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно.
Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках.
Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (ч. 4 ст. 13 закона N 66- ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 закона N 66-ФЗ орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки (ч. 2).
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (ч. 3).
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством.
После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность.
При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (ч. 4 ст. 14 закона N 66-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что первоначальный договор аренды N 797-КИЗ/14 от 12.12.2014 заключен во исполнение постановления Администрации городского округа Домодедово Московской области N3605 от 15.08.2014 "О продлении срок аренды земельного участка ОНТ "Ветеран" на 15 лет.
В апелляционной жалобе истец указывает, что подписывая спорное дополнительное соглашение N 1 от 30.10.2017, стороны фактически заключили новый договор аренды.
Между тем, заключая дополнительное соглашение N 1 от 30.10.2017, стороны, вопреки доводам апелляционной жалобы, не заключили новый договор аренды, а привели его условие о сроке действия в соответствие с постановлением Администрации городского округа Домодедово Московской области N 3605 от 15.08.2014.
На указанное также обратили суды при рассмотрении N А41-26842/19 по иску Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области к Огородническому некоммерческому товариществу "Ветеран" о признании недействительными договора на аренду земельного участка N 797-КИЗ/14 от 12.12.2014, указав, что дополнительным соглашением N 1 от 30.10.2017 в связи с допущенной технической ошибкой в договоре аренды пункт 2.1 изложен в следующей редакции: "Срок аренды участка устанавливается с 15.08.2014 по 14.08.2029.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Московской области от 21 июня 2019 года по делу NА41-26842/19 в удовлетворении требований Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Домодедово Московской области отказано.
Таким образом, обращением в суд с настоящими требованиями, с учетом того, что дополнительное соглашение N 1 от 30.10.2017 заключено для исключения технической ошибки, направлено на преодоление вступившего в законную судебного акта по делу N А41-26842/19, что в силу положений статьи 16 АПК РФ недопустимо.
Договор аренды от 12.12.2014 (в редакции оспариваемого дополнительного соглашения от 30.10.2017) действует, земельный участок передан арендодателем арендатору по акту приема-передачи.
Согласно пояснениям ответчика, участок им используется по целевому назначению и вносит арендные платежи за него.
В силу п. 2 ст. 431.1 ГК РФ сторона, которая приняла от контрагента исполнение по договору, связанному с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и при этом полностью или частично не исполнила свое обязательство, не вправе требовать признания договора недействительным, за исключением случаев признания договора недействительным по основаниям, предусмотренным статьями 173, 178 и 179 ГК РФ, а также если предоставленное другой стороной исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями этой стороны.
Принимая во внимание совокупность изложенных обстоятельств, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 06 декабря 2019 года по делу N А41-82575/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-82575/2019
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОМОДЕДОВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОНТ "ВЕТЕРАН"
Третье лицо: Администрация городского округа Домодедово Московской области, Министерство имущественных отношений МО
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10228/20
23.03.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1956/20
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-82575/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-82575/19
27.09.2019 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-82575/19