город Омск |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А46-15879/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-201/2020) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2401/2020) Шульева Павла Сергеевича на решение Арбитражного суда Омской области от 05.12.2019 по делу N А46-15879/2019 (судья Яркова С.В.), принятое по заявлению Администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области (ИНН 5512005650, ОГРН 1055531005782) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - СПК "Краснополянский-1", о признании незаконным уведомления от 03.06.2019 N КУВД-001/2019-6035739/1,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области - Нурбаев Даулет Маулитович по доверенности от 06.03.2020 сроком действия на два месяца;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - Терехова Евгения Вячеславовна по доверенности N 10 от 09.01.2020 сроком действия до 31.12.2020, диплом ГОУ ВПО "Омская академия МВД РФ" рег. N 6330 выдан 26.02.2007;
от СПК "Краснополянский-1" -Метлицкий Николай Герасимович по доверенности от 06.09.2019 сроком действия 3 года, диплом ВЮЗИ рег.N 4535 выдан 29.04.1975; Молчанов Иван Валерьевич по доверенности от 22.08.2018 сроком действия 3 года, диплом Омская академия МВД РФ рег.N 2112 выдан 08.07.2002;
от Шульева Павла Сергеевича - Шульев Павел Сергеевич; Смоленчук Михаил Александрович по доверенности N 55АА 2286536 от 27.02.2020 сроком действия пять лет, диплом ИрГУ рег.N 1036 выдан 01.06.1998;
установил:
Администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области (далее также - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Омской области) о признании незаконным уведомления от 03.06.2019 N КУВД-001/2019-6035739/1.
В качестве способа восстановления права Администрация просила обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:04:040801:30.
Определением суда первой инстанции в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен сельскохозяйственный производственный кооператив "Краснополянский-1" (СПК "Краснополянский-1", кооператив, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.12.2019 по делу N А46-15879/2019 требования заявителя удовлетворены. Суд признал недействительным уведомление Управления Росреестра по Омской области от 03.06.2019 N КУВД-001/2019-6035739/1 и обязал его устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации путем регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:04:040801:30.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершённого строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка; на спорном земельном участке с кадастровым номером 55:04:040801:30 расположено 5 объектов недвижимости, принадлежащие СПК "Краснополянский-1"; право собственности третьего лица на данные объекты не зарегистрировано, однако названные объекты возведены на земельном участке, предоставленном для этих целей, введены в эксплуатацию в установленном законом порядке, поставлены на кадастровый учёт, у них имеются технические паспорта.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра по Омской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель настаивает на том, что регистрирующим органом было правомерно отказано Администрации в государственной регистрации договора аренды, поскольку ни заявителем, ни ответами на запросы заинтересованного лица не подтверждено право собственности на здания, расположенные на передаваемом в аренду земельном участке; разрешения на ввод объектов в эксплуатацию заявителем регистрирующему органу не предоставлялась, правовая экспертиза по ним не проводилась.
С апелляционной жалобой на оспариваемое решение обратился также Шульев Павел Сергеевич (Шульев П.С.) как лицо, не привлеченное к участию в деле. Обосновывая свое право на подачу апелляционной жалобы, Шульев П.С. указывает на то, что участвовал в аукционе на право заключения договора аренды на спорный земельный участок; считает, что СПК "Краснополянский-1" никакого отношения к объектам недвижимости, расположенным на спорном земельном участке не имеет; разрешения на ввод объектов в эксплуатацию выданы третьему лицу безосновательно, что создает препятствия для реализации права на заключение договора аренды.
Администрация в возражениях на апелляционные жалобы указывает на то, что объекты, находящиеся на земельном участке, сдаваемом в аренду, поставлены на кадастровый учет, у них имеются технические паспорта, акты ввода в эксплуатацию, что свидетельствует о праве СПК "Краснополянский-1" пользоваться земельным участком для размещения объектов.
Представители СПК "Краснополянский-1" поддержали доводы возражений на апелляционные жалобы, указали на то, что являются собственниками спорных объектов недвижимости, которые были возведены совхозом "Краснополянский" и перешли к кооперативу в составе имущественных долей его членов. При этом ввод объектов в эксплуатацию в 2008 году осуществлялся ни в связи с первоначальным строительством данных объектов, а в связи с их реконструкцией.
Определением от 27.02.2020 рассмотрение дела было отложено. Суд апелляционной инстанции предложил СПК "Краснополянский-1" представить в канцелярию Восьмого арбитражного апелляционного суда и в адрес лиц, участвующих в деле доказательства того когда, кем и в связи чем были возведены спорные объекты капитального строительства, какое они отношение имеют к земельному участку с кадастровым номером 55:04:040101:30 и каким образом данные объекты были переданы СПК "Краснополянский-1".
В судебном заседании представитель кооператива заявил ходатайство о приобщении к материалам дела архивной копии постановления Главы Горьковского района Омской области от 31.12.1992 N 284-П "О регистрации акционерного общества закрытого типа "Краснополянское" на 49 л., заключения о полной балансовой стоимости восстановительной стоимости основных фондов, подлежащих переоценке совхоза "Краснополянскии" от 23.12.1997, архивной копии Постановления Главы районного самоуправления Горьковского района Омской области от 08.02.2000 N 43-а "О регистрации реорганизации АОЗТ" Краснополянское в СПК "Краснополянскии" с Уставом и Приложением к нему на 17 л., копии заявлений пайщиков СПК "Краснополянскии" о выводе их из членов СПК с выплатой паевого взноса с заявлением об их принятии в СПК "Краснополянскии 1" с идентичным паевым взносом на 104 л., ответа от 03.03.2020 из МИ ФНС N 12 по Омской области в виде копии изменений к уставу от 06.05.2006 в отношении СПК "Краснополянский - 1" с Приложением N 1, 2 к Уставу на 58 л., ответ из муниципального архива от 05.03.2020 со списком лиц, наделенных земельным и имущественным паем при реорганизации совхоза "Краснополянскии" в АОЗТ "Краснополянское" на 54 л.
Ходатайство судом апелляционной инстанции удовлетворено, дополнительные доказательства приобщены к материалам дела.
В заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо и Шульев П.С. поддержали доводы своих апелляционных жалоб, заявитель и третье лицо - доводы возражений.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционные жалобы и возражения на них, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Решением Горьковского районного суда Омской области от 23.01.2017 за Администрацией Краснополянского сельского поселения признано право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:04:040801:30.
Администрацией на официальном сайте torgi.gov/ru было размещено извещение N 150618/057038/02 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:04:040801:30, находящегося в муниципальной собственности.
Согласно протоколу N 2 заседания комиссии по организации торгов от 22-23.01.2018 победителем признано ООО "Колос", предложившее наибольший размер стоимости права аренды. В конкурсе также участвовал Шульев П.С., предложивший следующую за ООО "Колос" цену.
ООО "Колос" от заключения договора аренды уклонилось.
06.07.2018 по результатам проверки Прокуратурой Горьковского района в адрес Главы Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области было выдано представление, в котором указано на необоснованность проведения аукционов N 150618/057038/01 и N 150618/057038/02 на право аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:04:040101:314 и 55:04:040801:30 ввиду нахождения на данных земельных участках гаражей, зданий и сооружений зернотока, право собственности на которые не установлено.
Ввиду наличия данного представления, Администрацией договор аренды по итогам аукциона не был подписан ни с кем из участников.
Считая отказ в подписании с ним договора аренды необоснованным, Шульев П.С. обратился в Горьковский районный суд Омской области с иском к Администрации о понуждении к заключению договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:04:040801:30.
Решением Горьковского районного суда Омской области от 15.08.2018 по делу N 2-390/2018 в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Апелляционным определением от 24.10.2018 решение Горьковского районного суда Омской области от 15.08.2018 по делу N 2-390/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции указал на отсутствие у Шульева С.П. права требовать заключения договора аренды, поскольку на земельном участке имеются объекты недвижимости, исключив из решения суда первой инстанции выводы о принадлежности данных объектов СПК "Краснополянский - 1".
В свою очередь, СПК "Краснополянский - 1" 13.03.2018 обратился в Администрацию с заявлением о реализации преимущественного права аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:04:040101:314 и 55:04:040801:30, на что последним не было принято какого-либо решения.
Считая данное бездействие незаконным, СПК "Краснополянский - 1" обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
Решением от 06.12.2018 по делу N А46-14441/2018 Арбитражный суд Омской области признал незаконным бездействие Администрации, выразившееся в уклонении от заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:04:040101:314 и бездействие Администрации, выразившееся в непредставлении ответа на заявление от 13.03.2018 по земельному участку с кадастровым номером 55:04:040801:30.
Судебный акт по делу N А46-14441/2018 Арбитражного суда Омской области никем из лиц, участвующих в деле, не обжаловался.
Во исполнение решения суда по делу N А46-14441/2018 был заключен и зарегистрирован в Управлении Росреестра по Омской области 13.03.2019 договор аренды земельного участка с кадастровыми номерами 55:04:040101:314.
20.05.2019 Администрация также обратилась в Управление Росреестра по Омской области с заявлением о государственной регистрации договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:04:040801:30.
Представленный на государственную регистрацию договор аренды земельного участка от 20.05.2019 заключен между Администрацией Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области (Арендодатель) и СПК "Краснополянский-1" (Арендатор) в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:04:040801:30, общей площадью 17 198 кв. м., расположенного по адресу: Омская область, Горьковский район, с. Красная Поляна, для размещения гаражей.
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости указанный земельный участок находится в собственности Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области. В границах земельного участка расположены объекты капитального строительств с кадастровыми номерами 55:04:040101:562, 55:04:040101:575, 55:04:040101:593, 55:04:040101:603, 55:04:040101:602, 55:040101:617, права на которые не зарегистрированы.
В целях выяснения принадлежности объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 55:04:040101:30, Управлением был сделан запрос в бюджетное учреждение Омской области "Омский центр кадастровой оценки и технической документации". Из полученных в ответ на запрос справок следует, что сведения, подтверждающие возникновение права собственности на объекты капитального строительства отсутствуют.
Уведомлением от 03.06.2019 N КУВД-001/2019-6035739/1 государственная регистрация договора была приостановлена ввиду того, что отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимости, расположенные на спорном земельном участке. Кроме того, в уведомлении указано на наличие запрета на совершение регистрационных действий.
В уведомлении о приостановлении государственной регистрации от 18.07.2019 N КУВД-001/2019-6035739/2 было указано на то, что Горьковский районный суд направил определение об отмене обеспечительных мер, в связи с чем, в этой части приостановление снято. Управлением Росреестра по Омской области повторно предложено представить документы, подтверждающие право собственности на объекты капитального строительства, расположенные на арендуемом земельном участке.
Уведомлением от 04.09.2019 N КУВД-001/2019-6035739/3 в осуществлении государственной регистрации было отказано, в связи с не устранением указанных препятствий для регистрации и истечением установленного срока для их устранения.
Полагая, что уведомление от 03.06.2019 N КУВД-001/2019-6035739/1, которым Управлением Росреестра по Омской области была первично приостановлена государственная регистрация договора аренды является недействительным, Администрация обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
05.12.2019 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано регистрирующим органом и лицом, не участвующим в деле, в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит доводы апелляционной жалобы обоснованными, в связи с чем, отменяет решение в части удовлетворения заявленных требований и принимает новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме, исходя из следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются указанным законом.
В соответствии части 1 статьи 14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона о регистрации).
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
Согласно пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Закона о регистрации).
Как следует из материалов дела, заявителю государственная регистрация договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:04:040801:30, общей площадью 17 198 кв. м., расположенного по адресу: Омская область, Горьковский район, с. Красная Поляна, для размещения гаражей была приостановлена ввиду наличия ареста на земельный участок и отсутствия документов, подтверждающих собственность на объекты недвижимости, расположенные на участке.
Из вторичного определения о приостановлении регистрации от 18.07.2019 следует и представленного в суд апелляционной инстанции определения Горьковского суда следует, что арест с земельного участка с кадастровым номером 55:04:040801:30 снят определением Горьковского районного суда от 26.03.2019, о чем представлена информация по запросу Управления Росреестра по Омской области. При этом, данное определение самостоятельно заявителем на государственную регистрацию представлено не было, в связи с чем, в уведомлении от 03.06.2019 обоснованно указанно на наличие данное основания.
Кроме того, регистрирующим органом по данным ЕГРН выявлено, что земельный участок находится в собственности Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области. В границах земельного участка расположены объекты капитального строительств с кадастровыми номерами 55:04:040101:562, 55:04:040101:575, 55:04:040101:593, 55:04:040101:603, 55:04:040101:602, 55:040101:617, права на которые не зарегистрированы.
Как верно указал суд первой инстанции, в силу части 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации по общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 названной статьи.
Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путём проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
Порядок образования земельного участка и подготовки аукциона определён пунктом 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.
В частности, подпунктом 8 пункта 8 указанной статьи предусмотрено, что находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок, не может быть предметом аукциона, если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершённого строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешённым использованием.
Таким образом, не имеется законных оснований для проведения аукциона в силу наличия на земельном участке зданий, строений, сооружений й.
Согласно подпункту 9 пункту 2 названной выше статьи 39.6 может быть заключен договор аренды без торгов земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В свою очередь пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено настоящей статьей или других федеральным законом.
ЕГРН содержит сведений о наличии на земельном участке с кадастровым номером 55:04:040801:30 следующих объектов недвижимости:
- здание, расположенное по адресу Омская область, Горьковский район, с. Красная поляна, ул.Моложежная, д.22 А, общей площадью 9 кв.м., кадастровый номер 55:04:040101:562;
- здание, расположенное по адресу Омская область, Горьковский район, с. Красная поляна, ул.Молодежная, д.22 Д, общей площадью 386,5 кв.м., кадастровый номер 55:04:040101:575;
- здание, расположенное по адресу Омская область, Горьковский район, с. Красная поляна, ул.Молодежная, д.22 Г, общей площадью 354,5 кв.м., кадастровый номер 55:04:040101:593;
- здание, расположенное по адресу Омская область, Горьковский район, с. Красная поляна, ул.Молодежная, д.22 Б, общей площадью 994,3 кв.м., кадастровый номер 55:04:040101:601;
- здание, расположенное по адресу Омская область, Горьковский район, с. Красная поляна, ул.Молодежная, д.22 В, общей площадью 1014,9 кв.м., кадастровый номер 55:04:040101:602;
- здание, расположенное по адресу Омская область, Горьковский район, с. Красная поляна, ул.Молодежная, д.22 А, общей площадью 261,8 кв.м., кадастровый номер 55:04:040101:617.
Поскольку данные объекты расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 55:04:040101:30, передаваемом по договору аренды без проведения торгов, ответы на запрос Управления Росреестра по Омской области не содержат сведений о правах, заявителем на государственную регистрацию также не представлены документы, подтверждающие право собственности, государственная регистрация, вопреки утверждению суда первой инстанции, была обоснованно приостановлена заинтересованным лицом уведомлением от 03.06.2019.
Согласно статье 130 Гражданского кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения представляют собой недвижимые объекты, созданные в результате строительной деятельности, право собственности на которые и другие вещные права, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства.
В силу статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом, как верно указывает Управление Росреестра по Омской области, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации с момента такой регистрации.
В соответствии со статьей 40 Закона о регистрации государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание, сооружение, на объект незавершенного строительства в случае, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположены такие здание, сооружение, объект незавершенного строительства, осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и (или) государственной регистрацией права заявителя на такой земельный участок, за исключением случая, предусмотренного частью 10 настоящей статьи.
Пунктом 10 данной статьи предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства осуществляются на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
До 01.01.2017 на территории Российской Федерации действовал Федеральный закон Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступивший в силу с 31.01.1998.
Согласно пункту 6 статьи 33 "Переходные положения" данного закона, настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.
Таким образом, в качестве документов, подтверждающих право собственности заявителя на шесть объектов, расположенных на земельном участке, могли быть представлены либо сведения о государственной регистрации права на данные объекты, осуществленное после 31.01.1998 года, либо доказательства разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию после 31.01.1998 и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости, либо документы, свидетельствующие о праве на регистрацию без ввода в эксплуатацию, либо доказательства возникновения права собственности на данные объекты по законодательству, действующему ранее 31.01.1998.
Как подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ни в момент первоначального обращения в регистрирующий орган, ни после принятия оспариваемого уведомления от 03.06.2019, заявителем в Управление Росреестра по Омской области ни один из названных документов представлен не был.
В суд первой инстанции заявителем в подтверждение права собственности СПК "Краснополянский -1" были представлены следующие документы:
- кадастровый паспорт от 10.02.2009 на здание гаража общей площадью 1014,9 кв.м., 1980 года постройки, литера Б, первая страница технического паспорта от 11.01.2009 и разрешение Администрации Омского района на ввод в эксплуатацию N 55-04-101 от 22.09.2008 здания вновь построенной (восстановлен в 1991 года) конторы гаража литера Б общей площадью 1143,3 кв.м.;
- кадастровый паспорт от 10.02.2009 на здание конторы, гаража общей площадью 261,8 кв.м., 1978 года постройки, литера Ж, первая страница технического паспорта от 11.01.2009 и разрешение Администрации Омского района на ввод в эксплуатацию N 55-04-105 от 22.09.2008 здания вновь построенного (восстановлен в 1991 года) гаража литера Ж общей площадью 307,3 кв.м.;
- кадастровый паспорт от 10.02.2009 на здание гаража общей площадью 46,7 кв.м., 1982 года постройки, литера Л, первая страница технического паспорта от 11.01.2009 и разрешение Администрации Омского района на ввод в эксплуатацию N 55-04-28 от 22.09.2008 здания вновь построенного (восстановлен в 1982 году) гаража литера Л общей площадью 47 кв.м.;
- кадастровый паспорт от 10.02.2009 на здание гаража общей площадью 994,3 кв.м., 1979 года постройки, литера А, А1, первая страница технического паспорта от 11.01.2009 и разрешение Администрации Омского района на ввод в эксплуатацию N 55-04-27 от 22.09.2008 здания вновь построенного (восстановлен в 1979 года) гаража литера А, А1 общей площадью 994 кв.м.;
- кадастровый паспорт от 12.02.2009 на здание котельной общей площадью 354,5 кв.м., 1989 года постройки, литера Е, первая страница технического паспорта от 11.01.2009 и разрешение Администрации Омского района на ввод в эксплуатацию N 55-04-104 от 22.09.2008 здания вновь построенной (восстановлен в 1991 года) котельной литера Е общей площадью 429,1 кв.м.
Следовательно, из шести указанных в уведомлении объектов документы представлены только по пяти; кадастровые паспорта и акты ввода в эксплуатацию содержат разночтения в площадях объекта; ссылка в актах ввода в эксплуатацию на то, что объект восстановлен и указание даты, отличной от кадастрового паспорта, не позволяют однозначно определить впервые объект вводится в эксплуатацию или после реконструкции; документов, подтверждающих возведение данных объектов на земельном участке, принадлежащем кооперативу на каком-либо праве не представлено.
В суде апелляционной инстанции СПК "Краснополянский-1" дополнительно представил архивную копию постановления Главы Горьковского района Омской области от 31.12.1992 N 284-П "О регистрации акционерного общества закрытого типа "Краснополянское" на 49 л., заключение о полной балансовой стоимости восстановительной стоимости основных фондов, подлежащих переоценке совхоза "Краснополянскии" от 23.12.1997, архивную копию Постановления Главы районного самоуправления Горьковского района Омской области от 08.02.2000 N 43-а "О регистрации реорганизации АОЗТ" Краснополянское в СПК "Краснополянскии" с Уставом и Приложением к нему на 17 л., копию заявлений пайщиков СПК "Краснополянскии" о выводе их из членов СПК с выплатой паевого взноса с заявлением об их принятии в СПК "Краснополянскии 1" с идентичным паевым взносом на 104 л., ответа от 03.03.2020 из МИ ФНС N 12 по Омской области в виде копии изменений к уставу от 06.05.2006 в отношении СПК "Краснополянский - 1" с Приложением N 1, 2 к Уставу на 58 л., ответ из муниципального архива от 05.03.2020 со списком лиц, наделенных земельным и имущественным паем при реорганизации совхоза "Краснополянскии" в АОЗТ "Краснополянское" на 54 л.
Однако, во-первых, данные документы не являлись предметом правовой экспертизы в регистрирующем органе; во-вторых, не содержат документов о вводе объектов в эксплуатацию ранее 1998 года; в-третьих, сведения об образовании СПК "Краснополянский-1", в том числе, за счет земельных долей противоречат документу о праве муниципальной собственности на земельный участок, иных документов о праве СПК "Краснополянский" или СПК "Краснополянский-1" на земельный участок с кадастровым номером 55:04:040101:30 данный пакет документов также не содержит; наконец, представленные документы не устраняют разночтения в площадях объектов.
Все указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что Управлением Росреестра по Омской области обоснованно принято уведомление от 03.06.2019 о приостановлении государственной регистрации договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:04:040101:30.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что даже приняв решение от 05.12.2019 по делу N А46-15879/2019, которым удовлетворил требования заявителя, Арбитражный суд Омской области не мог выбрать такой способ восстановления права как обязать осуществить регистрацию договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:04:040801:30, поскольку уведомление Управления Росреестра по Омской области от 03.06.2019 N КУВД-001/2019-6035739/1 не является документом, которым отказано в осуществлении государственной регистрации. Подобный документ заявителем не оспаривался и предметом рассмотрения по данному делу не был.
В части второй апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что у лица, ее подавшего, такое право отсутствует, в связи с чем, производство по данной апелляционной жалобе подлежит прекращению.
Шульев П.С., ссылаясь на свое право на обжалование судебного акта, указывал на то, что являлся участником аукциона на право аренды земельного участка с кадастровым номером 55:04:040801:30 и являлся по результатам аукциона вторым после ООО "Колос", которое уклонилось от заключения договора аренды.
Однако, Горьковского районного суда Омской области от 15.08.2018 по делу N 2-390/2018 в удовлетворении заявленных Шульевым П.С. требований об обязании заключить договор аренды было отказано.
Апелляционным определением от 24.10.2018 решение Горьковского районного суда Омской области от 15.08.2018 по делу N 2-390/2018 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции указал на отсутствие у Шульева С.П. права требовать заключения договора аренды, поскольку на земельном участке имеются объекты недвижимости, исключив из решения суда первой инстанции выводы о принадлежности данных объектов СПК "Краснополянский - 1".
Таким образом, права Шульева П.С. в рамках настоящего спора, которым разрешается вопрос о законности приостановления государственной регистрации договора аренды с СПК "Краснополянский - 1" не нарушаются.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для прекращения производства по апелляционной жалобе Шульева С.П.
Учитывая изложенное, апелляционный суд считает, что оснований для отмены или изменения оспариваемого уведомления Управления Росреестра по Омской области от 03.06.2019 не имелось, в связи с чем, апелляционная жалоба заинтересованного лица подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции - отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По результатам рассмотрения дела в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за обращение в суд с апелляционной жалобой Шульевым П.С. подлежит возврату, в остальной части государственная пошлина не подлежит распределению, поскольку заявитель и заинтересованное лицо были освобождены от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области удовлетворить, решение Арбитражного суда Омской области от 05.12.2019 по делу N А46-15879/2019 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований Администрации Краснополянского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о признании незаконным уведомления Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области от 03.06.2019 N КУВД-001/2019-6035739/1 отказать.
Прекратить производство по апелляционной жалобе Шульева Павла Сергеевича.
Возвратить Шульеву Павлу Сергеевичу из федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, уплаченной по чеку-ордеру от 26.02.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-15879/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОПОЛЯНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ГОРЬКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ "КРАСНОПОЛЯНСКИЙ - 1", СПК "Краснополянский-1", Шульев Павел Сергеевич
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2020 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2480/20
23.03.2020 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-201/20
05.12.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-15879/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-15879/19