город Воронеж |
|
20 марта 2020 г. |
Дело N А36-4878/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 марта 2020 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Кобызевой Галины Анатольевны: Шепелявцев С.В. - представитель по доверенности N 48АА142336 от 15.03.2019, выдана сроком на три года, паспорт гражданина РФ;
от Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области: Болозина Т.Г. - представитель по доверенности N 17 от 10.01.2020, паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Орбита": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кобызевой Галины Анатольевны на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.11.2019 по делу N А36-4878/2019 по заявлению Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (ОГРН 1064823060576, ИНН 4826036368) к индивидуальному предпринимателю Кобызевой Галине Анатольевне (ОГРНИП 314482734400250, ИНН 481000767191) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Общество с ограниченной ответственностью "Орбита" (ОГРН 1164827058505, ИНН 4825117014),
УСТАНОВИЛ:
Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Кобызевой Галины Анатольевны (далее - ИП Кобызева Г.А., предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением Арбитражного суда Липецкой области от 18.06.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью "Орбита" (далее - третье лицо, ООО "Орбита").
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 11.11.2019 по делу N А36-4878/2019 заявленные требования удовлетворены, ИП Кобызева Г.А. привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Предметы административного правонарушения, изъятые у индивидуального предпринимателя Кобызевой Галины Анатольевны на основании протокола об изъятии вещей и документов от 12.11.2018 г. и находящиеся на хранении в Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области по адресу: г.Липецк, пл. Плеханова, д. 1, направлены для уничтожения.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Кобызева Г.А. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Мотивируя требования апелляционной жалобы, ИП Кобызева Г.А. ссылается на отсутствие надлежащих доказательств, подтверждающих событие административного правонарушения. По мнению индивидуального предпринимателя, осмотр помещений и изъятие алкогольной продукции 12.11.2018, осуществлены неуполномоченным лицом, протокол об административном правонарушении составлен лицом, не имевшим соответствующих полномочий, что является существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ и они носят не устранимый характер. Указанные доводы основаны на том, что приказ Управления потребительского рынка и ценообразования Липецкой области N 131 от 07.11.2018, утвердивший перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, не был опубликован в предписанном действующим законодательством порядке, а следовательно, на момент проведения осмотра помещений магазина, а также на момент составления протокола об административном правонарушении, он не вступил в силу (п. 2 ст.22 Закона Липецкой области от 27.03.1997 N 64-03) и не подлежал применению в качестве нормативного правового акта. Кроме того, деятельность по продаже спиртных напитков и вина в спорном магазине осуществляется ООО "Орбита", что подтверждается совокупностью доказательств, приобщенных к материалам дела. Указанным доказательствам в нарушение положений ст. 71 АПК РФ судом первой инстанции не дана надлежащая оценка. ИП Кобызева Г.А. отрицает принадлежность ей алкогольной продукции и спорных ценников и полагает, что административным органом не представлено никаких доказательств в подтверждение факта ведения розничной продажи алкогольной продукцией именно ИП.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области ссылается на отсутствие существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении. Приказом N 131 от 07.11.2018 утвержден перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в названный перечень внесена должность ведущего консультанта отдела лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции, которую на момент составления протокола занимала Пикуль С.В., а также главного консультанта отдела административной практики и контроля. В связи с чем указанные должностные лица управления в силу положений ст. 27.8, ст. 27.10, ст. 28.3 КоАП были уполномочены на совершение процессуальных действий. Факт принадлежности алкогольной продукции ООО "Орбита" не исключает совершения ИП административного правонарушения поскольку обнаруженная алкогольная продукция, находилась в магазине, в котором торговую деятельность осуществляла ИП Кобызева Г.А., предназначалась для реализации в розницу неограниченному кругу лиц.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "Орбита" не явился.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения третьего лица, участвующего в деле, о времени и месте судебного разбирательства апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей ИП Кобызевой Г.А. Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12.11.2018 на основании приказа Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 12.11.2018 N 471 должностными лицами управления проводилось информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка алкогольной продукции в порядке пункта 4 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28.12.2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В ходе информационно-аналитического наблюдения был выявлен факт предложения Кобызевой Г.А. к продаже алкогольной продукции в магазине по адресу: Липецкая область, Краснинский район, с.Верхнедрезгалово, ул.Центральная, д. 4.
Определением ведущего консультанта отдела административной практики и контроля Управления С.В.Пикуль от 12.11.2018 в отношении Кобызевой Г.А. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В тот же день произведен осмотр помещения магазина по адресу: Липецкая область, Краснинский район, с.Верхнедрезгалово, ул.Центральная, д. 4, в ходе которого, как следует из протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2018, в указанном помещении обнаружена следующая алкогольная продукция: напиток винный плодовый сладкий "Вилла Бланка Виолето" объемом 0,75 литра, содержание спирта 7,5%, дата розлива 08.06.2018 г. - 3 бут., ФСМ 105075448391, 105075448395, 10507548392; напиток винный плодовый сладкий "Вилла Бланка Москато" объемом 0,75 литра, содержание спирта 7,5%, дата розлива 12.03.2018 г. - 1 бут., ФСМ 105041099513; вино столовое полусладкое белое "Коварство и любовь" объемом 0,7 литра, содержание спирта 10,5-12%, дата розлива 08.03.2018 г. - 2 бут., ФСМ 104028069969, 104028069959; вино столовое полусладкое красное "Мускат лазурный" объемом 0,7 литра, содержание спирта 10-12%, дата розлива 02.08.2018 г. - 4 бут., ФСМ 104048098387, 104048098266, 104048098269, 104048098270; вино столовое полусладкое красное "Бархатный нектар" объемом 0,75 литра, содержание спирта 10%, дата розлива 24.04.2018 г. - 2 бут., ФСМ 104046950361, 1040469502312; вино столовое полусладкое белое "Жемчужный нектар" объемом 0,75 литра, содержание спирта 10%, дата розлива 06.09.2018 г. - 2 бут., ФСМ 104293159733, 104293159671; вино столовое сухое красное "Монастырская трапеза" объемом 0,7 литра, содержание спирта 10-12%, дата розлива 19.06.2018 г. - 3 бут., ФСМ 104210945236, 104210945237, 104210945230; вино столовое полусладкое красное "Монастырская трапеза" объемом 0,7 литра, содержание спирта 10-12%, дата розлива 19.09.2018 г. - 3 бут., ФСМ 104272067735, 104272067366, 104272067344; вино столовое сухое белое "Монастырская трапеза" объемом 0,7 литра, содержание спирта 10-12%, дата розлива 18.06.2018 г. - 2 бут., ФСМ 104211345842, 104211345844; вино столовое полусладкое белое "Монастырская трапеза" объемом 0,7 литра, содержание спирта 10-12%, дата розлива 04.09.2018 г. - 3 бут., ФСМ 104242601607, 104242601586, 104242601598; вино столовое полусладкое белое "Мускат жемчужный" объемом 0,7 литра, содержание спирта 10-12%, дата розлива 02.08.2018 г. - 3 бут., ФСМ 104048094204, 104048094206, 104048094205; напиток крепкий алкогольный бренди "Моя лезгинка" объемом 0,5 литра, содержание спирта 40% - 1 бут., ФСМ 10125360863; вино столовое полусладкое белое "Мускат дамский" объемом 0,7 литра, содержание спирта 10-12%, дата розлива 01.08.2018 г. - 3 бут., ФСМ 104046891423, 104046891420, 104046891426; водка "Царь" объемом 0,5 литра, содержание спирта 40%, дата розлива 12.09.2018 г. - 3 бут., ФСМ 106604367516, 106604367515, 106604367519; водка мягкая "Поболтаем с тещей" объемом 0,5 литра, содержание спирта 40%, дата розлива 18.09.2018 г. - 3 бут., ФСМ 107000526379, 10000526383, 107000526384; водка "Перепелка деревенская" объемом 0,5 литра, содержание спирта 40%, дата розлива 06.08.2018 г. - 1 бут., ФСМ 106444947564; вино фруктовое столовое полусладкое "Вишня коньячная" объемом 0,5 литра, содержание спирта 14%, дата розлива 13.10.2018 г. - 4 бут., ФСМ 101534885476, 101534885458, 101534885470, 101534885464; вино фруктовое столовое полусладкое "Рябина коньячная" объемом 0,5 литра, содержание спирта 14%, дата розлива 11.10.2018 г. - 3 бут., ФСМ 101532583497, 101532583510, 101532583498; вино фруктовое столовое полусладкое "Клюква коньячная" объемом 0,5 литра, содержание спирта 14%, дата розлива 11.10.2018 г. - 4 бут., ФСМ 101532665529, 101532665538, 101532665526, 101532665539; вино фруктовое столовое полусладкое "Рябина коньячная" объемом 0,5 литра, содержание спирта 14%, дата розлива отсутствует - 2 бут., ФСМ 101532583527, 101532583528; вино столовое полусладкое красное "Каберне" объемом 0,7 литра, содержание спирта 10-12%, дата розлива 05.07.2018 г. - 3 бут., ФСМ 104189700617, 104189700564, 104189700616; водка "Пять озер особая" объемом 0,5 литра, содержание спирта 40%, дата розлива 18.05.2018 г. - 3 бут., ФСМ 106408006098, 106408006105, 106408006117; водка "Поболтаем с другом классическая" объемом 0,5 литра, содержание спирта 40%, дата розлива 14.09.2018 г. - 1 бут., ФСМ 107000505224; водка "Голубой топаз" объемом 0,5 литра, содержание спирта 38%, дата розлива 09.07.2018 г. - 6 бут., ФСМ 107377382222, 107377382221, 107377382180, 107377382185, 107377382201, 107377382189, 107377382168, 107377382197, 107377382167, 107377382200, 107377382169, 107377382186, 107377382178, 107377382166, 107377382198, 107377382170; вино столовое полусладкое красное "Изабелла" объемом 1 литр, содержание спирта 12%, дата розлива 24.09.2018 г. - 7 бут., ФСМ 104401849007, 104401849013, 104401902460, 104401902443, 104401849014, 104401902455,104401902461; вино фруктовое (плодовое) столовое полусладкое "Интерлайн" объемом 0,7 литра, содержание спирта 12-14%, дата розлива 26.09.2018 г. - 8 бут., ФСМ 101343593977, 101343593987, 101343593980, 101343594072, 101343593982, 101343593996, 101343593989, 101343593984; водка "Получка" объемом 0,25 литра, содержание спирта 38%, дата розлива 14.08.2018 г. - 19 бут., ФСМ 07029952375, 07029952355, 07079952368, 07029952356, 07029952366, 07029952367, 07029952373, 07029952357, 07029952353, 07029952360,07029952372, 07029952364, 07029952374, 07029952358, 07029952370, 07029952371, 07029952376, 07029952362, 07029952354.
Указанная продукция размещена на верхней полке стеллажа торгового зала с ценниками и указанием наименования алкогольной продукции. Указанные обстоятельства подтверждена фототаблицей, приложенной к протоколу осмотра.
На основании протокола об изъятии вещей и документов от 12.11.2018 вышеуказанная алкогольная продукция в количестве 102 бутылки изъята. Также изъяты ценники на алкогольную продукцию.
Копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования 12.11.2018, протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 12.11.2018, протокола об изъятии вещей и документов от 12.11.2018 вручены ИП Кобызевой Г.А., что подтверждается подписью предпринимателя в указанных протоколах.
12.11.2018 ИП Кобызевой Г.А. были даны объяснения, в которых предприниматель пояснила, что вся винно-водочная продукция, находящаяся в магазине, принадлежит ООО "Орбита", что подтверждается кассовыми чеками, а также товарно-транспортными накладными на поставленную продукцию. Ценники были ошибочно оформлены продавцом.
19.03.2019 главным консультантом отдела административной практики и контроля Управления Болозиной Т.Г. в отношении ИП Кобызевой Г.А. составлен протокол об административном правонарушении N 18/2003, предусмотренном частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
В порядке, предусмотренном статьей 23.1 КоАП РФ, статьей 202 АПК РФ, административный орган обратился в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о привлечении Кобызевой Г.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из доказанности материалами дела наличия в действиях ИП Кобызевой Г.А. состава административного правонарушения по ч. 2 ст. 14.17.1 КоАП РФ. Оценив представленные материалы административного дела, суд пришел к выводу, что в рассматриваемом случае в магазине, расположенном по адресу: Липецкая область, Краснинский район, с.Верхнедрезгалово, ул.Центральная, д. 4, предпринимателем была совершена публичная оферта путем предложения алкогольной продукции к продаже потребителю в розницу. Применительно к объективной стороне административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ фактическое приобретение товара покупателем (переход товара в его владение) не является квалифицирующим признаком розничной продажи. Судом первой инстанции отклонены доводы представителя Кобызевой Г.А. о том, что 12.11.2018 г. предпринимательскую деятельность в магазине, расположенном по адресу: Липецкая область, Краснинский район, с.Верхнедрезгалово, ул.Центральная, д. 4, осуществляло ООО "Орбита". Суд пришел к выводу, что товары в спорном магазине реализуются от имени Кобызевой Г.А., а представленные суду документы о том, что ООО "Орбита" арендовало часть помещения спорного магазина расположенного по адресу: Липецкая область, Краснинский район, с.Верхнедрезгалово, ул.Центральная, д. 4, имеет лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции и зарегистрировало контрольно-кассовую технику по указанному адресу, не опровергают наличие события административного правонарушения совершенного ИП.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда области, исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).
В соответствии с подпунктом 1 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом достаточно данных, указывающих на наличие признаков административного правонарушения.
В соответствии с подпунктом 64 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Согласно абзацу 6 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон об обороте алкогольной продукции) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции относится осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При этом согласно пункту 1.2 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции включает в себя, в том числе, лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции и розничной продажей алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (за исключением лицензионного контроля за производством, поставками, хранением и розничной продажей произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями винодельческой продукции).
В силу части 2 статьи 23 Федерального закона N 171-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований.
Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области ( ст. 1.1 Положения об управлении потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, утвержденного распоряжения Администрации Липецкой области от 9.07.2010 N 239-р)
В силу п.2.23 данного Положения Управление осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также лицензионный контроль за деятельностью по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
В связи с чем, к полномочиям Управления законодательно отнесено осуществление регионального государственного контроля (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2, 3 и 6.2 статьи 28.3 КоАП РФ, устанавливается соответствии с соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
На основе анализа вышеуказанных правовых норм следует, что право должностного лица административного органа на составление протокола об административном правонарушении определяется исходя из компетенции соответствующего органа и утвержденного им перечня должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Приказом Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 07.11.2018 N 131 утвержден перечень должностных лиц Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. К числу таких лиц отнесены: ведущие консультанты отдела лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции, а также главные консультанты отдела административной практики и контроля.
Осуществление регионального государственного контроля (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции относится к компетенции указанного Управления.
Судебной коллегией установлено, что указанный приказ не был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации, на котором в силу положений Указа Президента РФ N 198 от 02.04.2014, ст.22.2 Закона Липецкой области N 64-ОЗ публикуются нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Однако вышеназванное обстоятельство не имеет правового значения, с учетом того, что право должностного лица административного органа на составление протокола об административном правонарушении определяется исходя из компетенции соответствующего органа и утвержденного им перечня должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Судебной коллегией установлено, что Управлением в пределах своей компетенции утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях (в том числе по ч.2 ст. 14.17 1 КоАП РФ), отнесенным к компетенции Управления. Указанный приказ является внутренним документом управления и соответствует положениям абз.2 ч.4 ст. 28.3 КоАП РФ.
В материалы дела представлен приказ Управления потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области от 14.08.2018 N 158-л, согласно которому Пикуль С.В. назначена в порядке перевода на должность ведущего консультанта отдела лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции.
Судебной коллегией отклонятся доводы ИП Кобызевой Г.А. о том, что поскольку указанный Приказ от 07.11. 2018 N 131 не был опубликован, он не вступил в силу и не подлежал применению, как ошибочные и основанные на неверном толковании норм права.
В силу положений п.1 ст. 27.8 осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, протокол осмотра от 12.11 2018 составлен должностным лицом (ведущим консультантом отдела лицензирования и декларирования розничной продажи алкогольной продукции С.В. Пикуль), уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса.
Согласно п.1. ст. 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
Из содержания протокола об изъятии вещей и документов от 12.11 2018 усматривается, что он составлен уполномоченным должностным лицом с применением видеофиксации.
На основании изложенного, довод апелляционной жалобы о том, что осмотр помещений и изъятие алкогольной продукции 12.11.2018 осуществлены неуполномоченным должностным лицом отклоняется как необоснованный.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее по тексту Закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом указанной продукции понимаются закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
Как следует из содержания пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, пунктов 1, 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями (юридическими лицами) при наличии соответствующих лицензий.
В силу пункта 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензия на розничную продажу алкогольной продукции предусматривает право на осуществление закупки (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также хранение закупленной алкогольной продукции и ее peaлизацию по договору розничной купли-продажи.
В абзаце 14 пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ установлен запрет на поставку, розничная продажа алкогольной продукции и (или) произведенной в домашних условиях продукции, содержащей этиловый спирт, физическими лицами, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Как разъяснено в пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", в силу положений Закона N 171-ФЗ, в том числе пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 11, пункта 1 статьи 16, индивидуальные предприниматели вправе осуществлять только розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также спиртосодержащей непищевой продукции.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования индивидуальные предприниматели не вправе осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 постановления Пленума от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судам необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (пункт 2 статьи 494 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Невыполнение указанных норм права образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, согласно которой незаконная розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателем), либо сельскохозяйственным товаропроизводителем (индивидуальным предпринимателем, крестьянским (фермерским) хозяйством), признаваемым таковым в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальным предпринимателем, либо розничной продажи произведенного сельскохозяйственным товаропроизводителем вина, игристого вина (шампанского), если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами Закона об ограничении потребления алкогольной продукции, а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими правила продажи алкогольной продукции.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, образуют действия, в том числе по осуществлению оборота спиртосодержащей продукции без наличия соответствующей лицензии.
Субъектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, является индивидуальный предприниматель или сельскохозяйственный товаропроизводитель (индивидуальный предприниматель, крестьянское (фермерское) хозяйство), признаваемый таковым в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (за исключением розничной продажи пива и пивных напитков, сидра и прочей указанной выше алкогольной продукции).
При этом, согласно пункту 2 статьи 437 Гражданского кодекса РФ содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426).
В силу пункта 2 статьи 494 Гражданского кодекса РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление 6 сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.
С учетом разъяснений, данных в пункте 19 постановления Пленума от 24.10.2006 N 18, нахождение на момент проведения осмотра алкогольной продукции с ценниками на витрине в торговом зале помещения магазина, свидетельствует о предложении данного товара к розничной продаже.
Факт розничной продажи предпринимателем алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, подтверждается имеющимися в деле доказательствами, в том числе: протоколом осмотра от 12.11.2018 г.; фототаблицей к нему и видеозаписью; протоколом изъятия от 12.11.2018 г.; изъятыми ценниками с указанием наименования товара, его цены и предложения к продаже от имени Кобызевой Г.А.; протоколом N 18/2003 от 19.03.2019 г. об административном правонарушении, которые соответствуют требованиям статьи 26.2 КоАП РФ и отвечают критериям относимости, допустимости и достаточности для подтверждения факта правонарушения.
Доводы предпринимателя о том, что 12.11.2018 предпринимательскую деятельность в магазине, расположенном по адресу: Липецкая область, Краснинский район, с. Верхнедрезгалово, ул. Центральная, д. 4, осуществляло ООО "Орбита", судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку на видеозаписи и фотоматериалах, являющихся приложением к протоколу осмотра от 12.11.2018 видно, что при входе в магазин имеется информационная табличка с текстом следующего содержания: "Режим работы 8-20, без перерыва и выходных, ИП Кобызева Г.А., ИНН 481000767191, ОГРН 314482734400250, юр.адрес: Липецкая область, Краснинский район, с.Красное, Матросова, д.11". Сведения о фамилии и инициалах предпринимателя, адресе, ИНН и ОГРН, размещенные на информационной табличке при входе в магазин совпадают со сведениями о Кобызевой Г.А., внесенными в ЕГРИП.
Сведения о том, что в данном помещении предпринимательскую деятельность осуществляет ООО "Орбита", отсутствуют как при входе в магазин, так и внутри помещения. На витринах выставлена алкогольная продукция, сопровождаемая предложением к продаже от имени Кобызевой Г.А.
Оснований считать, что алкогольная продукция в спорном магазине реализуются от имени ООО "Орбита" не имеется.
Представленные в материалы дела документы о том, что ООО "Орбита" арендовало часть помещения спорного магазина расположенного по адресу: Липецкая область, Краснинский район, с.Верхнедрезгалово, ул.Центральная, д. 4, получило лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции и зарегистрировало контрольно-кассовую технику по указанному адресу, соответственно от своего имени осуществляло розничную продажу алкогольной продукции, не опровергают вывод суда области.
Алкогольная продукция, выставленная на стеллажах, предлагалась к продаже на возмездной основе неограниченному кругу лиц от имени ИП Кобызевой Г.А., что явствовало из обстановки, данный факт обоснованно был расценен судом области как публичная оферта в рамках договора розничной купли-продажи алкогольной продукции.
Кроме того, факт осуществления ИП Кобызевой Г.А. предпринимательской деятельности, в том числе и по адресу: Липецкая область, Краснинский район, с.Верхнедрезгалово, ул.Центральная, д. 4, подтверждается фактом регистрации контрольно-кассовой техники по спорному адресу, подачей налоговой декларации за 4 квартал 2018 года, подачей сведений индивидуального персонифицированного учета в отношении 2 работников за 2018 г.
Довод ИП Кобызевой Г.А. о том, что административным органом не доказано, что ценники о продаже алкогольной продукцией изготовлены непосредственно ИП Кобызевой Г.А., не имеет правового значения при установлении факта реализации товара от имени ИП Кобызевой Г.А., что следует также из ценников.
Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств суд первой инстанции правомерно счел доказанным событие вмененного ИП Кобызевой Г.А. административного правонарушения.
Делая вывод о виновности предпринимателя в совершении рассматриваемого административного правонарушения, апелляционная коллегия исходит из того, что вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, предприниматель должен был в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из данного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
Доказательства, исключающие возможность предпринимателю соблюсти правила, за нарушение которых частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, находящихся вне его контроля, материалы дела не содержат.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ.
Апелляционный суд проверил соблюдение административным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении ответчика к административной ответственности.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.
Судом не установлено обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное предпринимателем деяние как малозначительное, поскольку оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции находится под особым государственным контролем, обеспечивающим защиту жизни и здоровья граждан, а совершенное предпринимателем административное правонарушение посягает на безопасность жизни, здоровья граждан, грубо нарушает установленный государством порядок при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции, в связи с чем данное административное правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и, соответственно, не может быть признано малозначительным.
Вместе с тем, согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ, в соответствии с санкцией данной нормы, влечет наложение административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции.
При назначении административного наказания арбитражный суд, руководствуясь частью 3 статьи 4.1, частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ, учел отсутствие иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность предпринимателя, и счел возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа в пределах минимального размера - 100 000 руб.
При этом, апелляционная коллегия считает, что назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей достигнуты предупредительные цели административного производства, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Санкция части 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ предусматривает конфискацию алкогольной продукции.
Из положений части 3 статьи 3.3 КоАП РФ следует, что, если санкция статьи КоАП РФ предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.
Применительно к категории дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такое основание (исключение) предусмотрено частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ, а также Законом N 171-ФЗ, согласно которому в указанных в пункте 1 статьи 25 названного закона случаях этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные), основное технологическое оборудование, автомобильный транспорт признаются находящимися в незаконном обороте, поэтому подлежат изъятию.
Поскольку предприниматель реализовывал алкогольную продукцию, то на основании абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ такая продукция находится в незаконном обороте и в силу указанной нормы и части 3 статьи 3.7 КоАП РФ подлежит изъятию, а не конфискации.
Вместе с тем, судом установлено, что алкогольная продукция, была изъята административным органом в ходе осмотра, проведенного 12.11.2018, в связи с чем повторное ее изъятие судом не требуется.
Таким образом, судом области правомерно указано на необходимость направить на уничтожение алкогольную продукцию, изъятую сотрудниками полиции в ходе осмотра по протоколу об изъятии вещей и документов от 12.11.2018.
В связи с вышеизложенным, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.11.2019 по делу N А36-4878/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кобызевой Галины Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-4878/2019
Истец: Управление потребительского рынка и ценовой политики Липецкой области
Ответчик: Кобызева Галина Анатольевна