г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2024 г. |
Дело N А56-75071/2023 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Савина Е.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-39355/2023) общества с ограниченной ответственностью "Вагоноремонтная компания "Купино" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2023 (резолютивная часть от 11.10.2023) по делу N А56-75071/2023, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" к обществу с ограниченной ответственностью "Вагоноремонтная компания "Купино"
о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТрансРесурс" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Вагоноремонтная компания "Купино" (далее - ответчик, Компания) о взыскании 277 245,53 руб. убытков, а также 8545 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Определением от 11.08.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 11.10.2023, принятым путем подписания судьей резолютивной части, исковые требования удовлетворены.
Мотивированное решение изготовлено по ходатайству ответчика 26.10.2023.
Не согласившись с решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой.
В обоснование жалобы ссылается на неполное установление судом юридически значимых обстоятельств спора, а также на необоснованное отклонение ходатайства о переходе к рассмотрению по общим правилам искового производства и о привлечении к участию в деле третьего лица открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Полагает, что судом не дана надлежащая правовая оценка доводам ответчика о том, что спорная колесная пара N 119-2991-1986 согласно справке N 2735 является "нелегитимным двойником", забракована и расформирована 03.11.2020 по наличию недопустимого дефекта - износ шейки оси из-за поворота внутреннего кольца (технологическая неисправность), что подтверждается актом от 03.11.2020 N 4. Впоследствии 25.11.2020 ось N 119-2991-1986 отгружена в металлолом в адрес общества с ограниченной ответственностью "МенТранс", согласно акту приема-передачи от 25.11.2020 N 319.
Ответчик полагает, что стоимость колесной пары, предъявленная ко взысканию, является завышенной, истцом и судом не принят во внимание факт эксплуатации колесной пары с 2013 года.
В апелляционной жалобе ответчик просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2023 апелляционная жалоба принята к рассмотрению без вызова сторон в соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу.
Согласно позиции истца, изложенной в отзыве, спорная колесная пара N 119-2991-1986 не могла быть забракована и расформирована ответчиком 03.11.2020, поскольку 04.08.2020 произведен текущий ремонт указанной колесной пары, а в период с 04.08.2020 по 18.05.2022 колесная пара находилась на хранении в депо ВЧДр Ярославль (АО "ВРК-2"), а затем передана для проведения капитального ремонта. При этом акт приема-передачи от 25.11.2020 и акт о браковке от 03.11.2020 N 4 не могут быть признаны допустимыми доказательствами, достоверно свидетельствующими о правомерности браковки колесной пары, поскольку составлены в одностороннем порядке, без участия представителей ОАО "РЖД".
Истец отмечает, что для внесения сведений об исключении колесной пары N 119-2991-1986 из ГВЦ ОАО "РЖД" у ответчика отсутствовали основания, так как в соответствии с распоряжением от 03.09.2020 N 1893/р забраковать деталь возможно только на пункте технического обслуживания, пункте текущего отцепочного ремонта или вагоноремонтном предприятии.
Более того, на момент браковки колесной пары (03.11.2020) деталь находилась в депо ВЧДр Ярославль, в депо ответчика для осуществления проверки поступить не могла.
Отзыв представлен 15.12.2023 через систему "МойАрбитр", ответчик имел возможность ознакомиться с доводами отзыва в электронном виде, в этой связи, отзыв приобщается судом к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов и установлено судом, между Обществом (заказчиком) и обществом с ограниченной ответственностью "НВК" (подрядчиком) заключен договор на выполнение работ по ремонту деталей, узлов и колёсных пар грузовых вагонов в вагонных ремонтных депо от 01.07.2021 N 335-НВК-Д (далее - Договор), во исполнение которого подрядчик произвел капитальный ремонт колесной пары N 119-2991-1986, что подтверждается актом выполненных работ от 18.05.2022 N ВТЛ 70500 0320, а также актом приема-передачи от 18.05.2022 N ТР00-011585.
Согласно пункту 3.1.1 Договора, подрядчик выполняет работы в соответствии с Руководящим документом по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм) РД ВНИИЖТ 27.05.01-2С17, который утвержден советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (протокол от 19-20 октября 2017 года N 67), нормативными правовыми актами МПС России и другой нормативно-технической документацией с использованием материалов и запасных частей подрядчика и/или заказчика.
Общество приобрело колесную пару N 119-2991-1986 у акционерного общества "Евросиб СПб" 12.05.2022, что подтверждается передаточным актом от 12.05.2022. Подрядчик (ООО "НВК") 18.05.2022 выполнил капитальный ремонт колесной пары N119-2991-1986.
Вместе с тем, в соответствии со справкой N 2735 из ГВЦ АС УКВ РФ главного вычислительного центра - ОАО "РЖД", колёсная пара N 119-2991-1986 исключена Компанией из оборота 28.05.2021 по причине непригодности оси к дальнейшей эксплуатации на ВРП (607). При этом каких-либо документов, подтверждающих правомерность браковки (исключения) деталей из ГВЦ АС УКВ РФ, Компанией не представлено.
В связи с тем, что колёсная пара N 119-2991-1986 исключена Компанией из оборота (забракована и переведена в лом черных металлов) с занесением данной информации в ГВЦ ОАО "РЖД", Общество лишилось возможности использовать данную деталь по прямому назначению (реализация покупателям, установка на вагон для эксплуатации), что повлекло для Общества убытки в размере стоимости детали. Наличие забракованной детали в составе вагона исключает выпуск данного вагона из ремонта для целей его последующей эксплуатации.
Размер убытков, согласно заключению специалиста от 12.12.2022 N 8304 (стр. 41), составил 277 245,53 руб.
Общество направило в адрес Компании претензию с требованием о возмещении 277 245,53 руб. убытков, оставление которой без удовлетворения послужило поводом для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Решением суда исковые требования признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исследовав повторно по правилам главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документы, представленные в материалах дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы, исходя из следующего.
Ввиду отсутствия между сторонами договорных правоотношений, исковые требования следует квалифицировать, как иск из причинения вреда.
Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно положениям статьи 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). По общему правилу лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.
Из приведенных разъяснений следует, что по иску о взыскании убытков на истца возлагается обязанность доказать то, что убытки возникли вследствие противоправных действий (бездействия) ответчика (причинно-следственную связь между убытками и действиями ответчика), факт наличия убытков и их размер.
При этом противоправность действий (бездействия), вследствие которых причинены убытки, презюмируется.
Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.07.2011 N 1809/11, возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, обязано доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками.
Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.
Факт браковки колесной пары N 119-2991-1986 Компанией по причине признания детали "нелегитимным двойником", то есть деталь, идентификационный номер которой в комплектации грузовых вагонов рабочего парка по автоматизированной базе данных парка вагонов числится более чем под одним вагоном и не является легитимным двойником, согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 03.09.2020 N 1893/р, подтверждается справкой от 06.09.2022 N 2735.
Из содержания указанной справки следует, что колесная пара N 119-2991-1986 исключена Компанией из системы ГВЦ ОАО "РЖД" на вагоноремонтном предприятии Компании 28.05.2021, признана непригодной к последующей эксплуатации и ремонту.
Согласно пункту 17 распоряжения ОАО "РЖД" от 03.09.2020 N 1893/р, выпуск грузового вагона из ремонта после проверки детали не допускается, в частности, в случае признания идентификационного номера детали нелегитимным двойником.
Иными словами, наличие в системе ГВЦ ОАО "РЖД" сведений о признании колесной пары N 119-2991-1986 "нелегитимным двойником", а также о непригодности детали по указанному основанию препятствует использованию названной колесной пары по прямому назначению в составе грузового вагона.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возлагается обязанность по доказыванию правомерности действий по браковке колесной пары N 119-2991-1986.
Между тем, подобных доказательств, в том числе актов-рекламаций, ответчиком в материалы настоящего дела не представлено. Акт от 03.11.2020 N 4 составлен ответчиком в одностороннем порядке, из его содержания суду не представляется возможным установить, являлась ли браковка колесной пары правомерной, а также основания осуществления браковки.
Размер убытков в виде стоимости спорной колесной пары определен истцом на основании досудебного заключения НП "СРО судебных экспертов" от 12.12.2022 N 8304, которое ответчиком документально не оспорено.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерными выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований.
Применительно к доводам ответчика о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права апелляционный суд полагает необходимым отметить, что ответчик не обосновал, каким образом настоящий спор затрагивает права и обязанности ОАО "РЖД", повторно указанное ходатайство в апелляционном суде ответчиком не заявлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 269-272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.10.2023 по делу N А56-75071/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-75071/2023
Истец: ООО "ТРАНСРЕСУРС"
Ответчик: ООО "Вагоноремонтная компания "Купино"