г. Хабаровск |
|
23 марта 2020 г. |
А04-8820/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 марта 2020 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сушиной Я.Н.
от министерства экономического развития и внешних связей Амурской области: представитель не явился;
от общества с ограниченной ответственностью "Золото Амура": представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Золото Амура"
на решение от 20.01.2020
по делу N А04-8820/2019
Арбитражного суда Амурской области
по заявлению министерства экономического развития и внешних связей Амурской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Золото Амура"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
министерство экономического развития и внешних связей Амурской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Амурской области о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Золото Амура" (ОГРН 1032800054143, ИНН 2801089491) за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Амурской области от 20.01.2020 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ в виде штрафа 3 000 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 20.01.2020 по делу N А04-8820/2019 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27. 07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Обществом в электронном виде в апелляционный суд поступило ходатайство о приобщении к делу дополнительных документов (приказ общества от 26.03.2019 N 2019/001 о запрете продажи алкогольной продукции, приказ от 05.11.2019 N 1 о привлечении к дисциплинарной ответственности заведующей магазина, приказ от 01.01.2013 N 2013/01 о назначении заведующей магазина, трудовой договор от 01.01.2013 N 2013/01, должностная инструкция заведующего магазина от 01.01.2017), которое не удовлетворено в силу ч. 2 ст. 268 АПК РФ. Не подтверждено обществом уважительных причин непредставления документов в суд первой инстанции. Документы возвращены обществу почтовым отправлением.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия.
Правоотношения, возникающие в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.
Пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением: производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции.
Законом прямо предусмотрен запрет на оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии и сопроводительных документов (пункт 1 стать 10.2, абзацы 7 и 8 пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 18 и пункта 2 статьи 16 Закона N 171-ФЗ хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подпадает под понятие оборот алкогольной продукции и лицензируется как самостоятельный вид деятельности.
Согласно части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, пунктов 1.1, 2.12, 2.13, 3.3.1 Положения о министерстве экономического развития и внешних связей Амурской области, утверждённого постановлением губернатора Амурской области от 05.10.2018 N 236 министерство является исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, должностные лица которого вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.17 КоАП РФ.
На основании обращений граждан от 09.10.2019, 23.10.2019 заместителем министерства вынесено задание на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическим лицом в отношении ООО "Золото Амура" по месту осуществления деятельности (г. Благовещенск, ул. 50 лет Октября 204).
Приказом министерства от 25.10.2019 N 511-Л с целью осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и лицензионных требований в указанной сфере назначено проведение контрольной закупки в магазине "Аида", расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. 50 лет Октября, 204. Решение о проведении контрольной закупки было согласовано с прокуратурой 29.10.2019.
В ходе проведенной 31.10.2019 в 22 часа 04 мин. контрольной закупки в магазине "Аида", расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. 50 лет Октября 204, продана алкогольная продукция - "Российское шампанское полусладкое белое "Фанагория" (Код АП 0123148000003943604), 0,75 л., 13,00 %, производитель ОАО "АПФ "Фанагория" (ИНН/КПП 2352002170/235201001), дата розлива 03.08.2018, ФСМ Вина игристые (шампанские) до 0,75 л. 100 594132217 по цене 400 руб., без выдачи кассового чека с присутствии двух понятых. Оплата произведена в безналичной форме по банковской карте.
Результат закупки зафиксирован соответствующим актом от 31.10.2019, подписанным продавцом магазина, с приложением фото.
В соответствии со сведениями из государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенном на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (fsrar.ru), действие лицензии ООО "Золото Амура" от 27.03.2012 N 28РПА0000035 прекращено 27.03.2019 по истечении срока действия лицензии.
Извещением от 13.11.2019 полученным обществом 18.11.2019 ответчик уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ.
16.11.2019 ведущим консультантом отдела лицензирования и контроля министерства составлен протокол об административном правонарушении, действия общества квалифицированы по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ, который направлен ответчику 28.11.2019.
На основании абзаца 4 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, административный орган обратился в арбитражный суд о привлечении общества к ответственности, который правомерно удовлетворил заявленное требование.
Часть 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии. Совершение указанного деяния влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Материалами дела подтверждается состав правонарушения общества, осуществление оборота алкогольной продукции без соответствующей лицензии.
Общество, осуществляя предпринимательскую деятельность самостоятельно на свой риск, действуя с должной степенью внимательности и осмотрительности, полагающейся в подобной ситуации, обязан ответственно относиться к процессу реализации товара в соответствии с действующим законодательством. Необходимых действий обществом предпринято не было, что свидетельствует о безразличном отношении к требованиям публичного порядка.
Исключительных обстоятельств по настоящему делу для признания правонарушения малозначительным, для применения статьи 3.4, 4.1.1, 4.1 КоАП РФ апелляционный суд не усматривает.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу. Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
Нарушений порядка и срока привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено. Административное наказание назначено правонарушителю с учетом правил, установленных КоАП РФ по низшему пределу предусмотренной санкции.
Довод жалобы о том, что алкогольная продукция была реализована продавцом по собственной инициативе и отсутствует вина общества, признается несостоятельным. Факт продажи алкогольной продукции работником общества не освобождает юридическое лицо от административной ответственности, поскольку операции по реализации товара производятся продавцом как работником общества, от имени общества в помещении магазина, принадлежащем обществу. Не обеспечение надлежащего контроля за своими работниками по соблюдению требования законодательства о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, свидетельствует о наличии вины общества во вменяемом административном правонарушении.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 20.01.2020 по делу N А04-8820/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8820/2019
Истец: Министерство экономического развития и внешних связей Амурской области
Ответчик: ООО "Золото Амура"
Третье лицо: Шестой арбитражный апелляционный суд А04-8820/19-1т