город Омск |
|
23 марта 2020 г. |
Дело N А70-15070/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 марта 2020 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-1393/2020) Государственной жилищной инспекции по Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.12.2019 по делу N А70-15070/2019 (судья Безиков О.А.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Системы городского обслуживания" (ОГРН 1057200851806, ИНН 7202140780)
к Государственной жилищной инспекции по Тюменской области,
третьи лица - Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени, Котлярова Лариса Фёдоровна и Рябков Василий Юрьевич,
об оспаривании приказа от 04.06.2019 N 03-16-0944/2019,
судебное разбирательство проведено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Системы городского обслуживания" (далее - заявитель, общество, ООО "СГО") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Тюменской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, ГЖИ Тюменской области) о признании недействительным приказа от 04.06.2019 N 03-16-0944/2019 об отказе во внесении изменений в реестр лицензий Тюменской области.
Определениями от 19.09.2019, от 24.10.2019 Арбитражного суда Тюменской области к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент городского хозяйства Администрации города Тюмени (далее - департамент), Котлярова Лариса Фёдоровна, Рябков Василий Юрьевич.
Решением от 26.12.2019 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-15070/2019 заявленные требования удовлетворены. Признан недействительным приказ ГЖИ Тюменской области от 04.06.2019 N 03-16-0944/2019. На инспекцию возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в реестр лицензий Тюменской области, включив в него сведения о многоквартирном жилом доме N 113 по ул. Локомотивная города Тюмени, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "СГО".
Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что в отсутствие помещений общего пользования здание не может являться многоквартирным домом, в том числе при условии указания в ЕГРН в графе назначение здания "многоквартирный дом".
Если жилой дом состоит из двух и более квартир, имеет помещения общего пользования (лестничные площадки, лестницы, коридоры, технические этажи и подвалы, чердаки, лифты и т.д.) и территорию общего пользования (земельный участок), таковой является многоквартирным домом. В настоящем случае дом N 113 по ул. Локомотивная города Тюмени не имеет помещений общего пользования, следовательно, не отвечает признакам многоквартирного дома. Ввиду того, что в реестр лицензий Тюменской области включаются только многоквартирные дома, инспекция полагает вывод суда первой инстанции о незаконности приказа об отказе во включении данного дома в реестр лицензий Тюменской области необоснованным.
В письменном отзыве на жалобу заявитель просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.
Рассмотрев апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Департаментом городского хозяйства Администрации города Тюмени объявлено о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домом. Извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении многоквартирного дома N 113 по ул. Локомотивная города Тюмени размещено на сайте www.torgi.gov.ru регистрационный номер от 26.03.2019 N МД-13/19. В состав конкурса в качестве лота N 16 включен многоквартирный дом N 113 по ул. Локомотивная города Тюмени.
В соответствии с протоколом N 3 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами от 06.05.2019 единственным допущенным участником торгов по лоту N 16 признано ООО "СГО" (ИНН 720214078; лицензия на осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 26.04.2018 N 072000303).
24.05.2019 ООО "СГО" подано заявление в ГЖИ Тюменской области о включении сведений о многоквартирном доме N 113 по ул. Локомотивная города Тюмени в реестр лицензий Тюменской области. К заявлению приложены следующие документы:
- копии протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса от 06.05.2019 N 3;
- копии договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации от 20.05.2019 N 58/19.
Приказом от 04.06.2019 N 03-16-0944/2019 заявителю отказано во внесении изменений в реестр лицензий Тюменской области сведений о доме N 113 по ул. Локомотивная города Тюмени в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "СГО", в связи с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 Порядка внесения изменений в реестр изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, установленного приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр, а именно:
- в заявлении не указан адрес многоквартирного дома, поскольку указанный дом согласно техническому паспорту является жилым;
- к заявлению не приложена копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым управляющая организация определена победителем конкурса, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса, в случае если конкурс признан несостоявшимся, в связи с тем, что только один претендент признан участником конкурса (в случае проведения указанного конкурса), поскольку указанный дом является жилым, что подтверждается техническим паспортом;
- к заявлению не приложена копия договора управления многоквартирным домом, подписанного управляющей организацией, определенной победителем открытого конкурса по отбору управляющей организации, поскольку указанный дом является жилым, что подтверждается техническим паспортом.
Полагая, что приказ инспекции от 04.06.2019 N 03-16-0944/2019 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
26.12.2019 Арбитражный суд Тюменской области принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Выбор способа управления многоквартирным домом регламентируется статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
На основании части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ на орган местного самоуправления возложена обязанность по проведению открытого конкурса по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом.
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила N 75).
Как указано выше, Департаментом городского хозяйства Администрации г. Тюмени объявлено о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домом. Извещение о проведении открытого конкурса размещено на сайте www.torgi.gov.ru. В состав конкурса в качестве одного из лотов включен многоквартирный дом N 113 по ул. Локомотивная города Тюмени. Следовательно, Департаментом городского хозяйства Администрации г. Тюмени указанный выше дом расценен как многоквартирный, заявлен в рамках открытого конкурса, по результатам которого победителем признано ООО "СГО".
В соответствии с частями 1, 2 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: 1) реестр лицензий субъекта Российской Федерации; 2) сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий).
Сведения, содержащиеся в названных реестрах, являются открытыми, общедоступными и подлежат размещению в системе, за исключением сведений, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации. Перечень сведений, содержащихся в указанных реестрах, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации определены Порядком внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденным поименованным выше приказом Минстроя N 938/пр (далее - Порядок).
Пунктом 2 Порядка определено, что изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Пунктом 3 Порядка установлен перечень документов, прилагающихся к заявлению о внесении изменений в реестр.
Согласно пункту 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
По итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 Порядка (пункт 6 Порядка). При этом пунктом 7 Порядка предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов, в соответствии с пунктом 9 Порядка, являются: а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка; б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Исследовав представленные ООО "СГО" документы, инспекция пришла к выводу о том, что дом N 113 по ул. Локомотивная города Тюмени не является многоквартирным, в связи с чем приняла решение об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления. В апелляционной жалобе ГЖИ Тюменской области настаивает на законности приказа от 04.06.2019 N 03-16-0944/2019 по изложенным в нем мотивам.
Поддерживая выводы суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, коллегия апелляционного суда руководствуется следующим.
В силу части 2 статьи 195 ЖК РФ в реестр лицензий субъекта Российской Федерации подлежат включению сведения о многоквартирных домах.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
В силу статьи 289 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, устанавливается, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Пунктом 5 указанного Положения определено, что жилым помещением (изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания) признается квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении, а также жилой дом или комната.
Из приведенных нормативных актов следует, что под многоквартирным домом понимается дом, который имеет не менее двух квартир, отвечающих требованиям части 3 статьи 16 ЖК РФ, а также принадлежащее собственникам этих квартир на праве общей долевой собственности общее имущество, в состав которого согласно части 1 статьи 36 названного Кодекса входят:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Следовательно, для целей отнесения жилого здания к многоквартирному жилому дому необходимо не только наличие в нем более двух квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме, но и наличие в доме общего имущества, которое предполагает множественность субъектов права собственности на один и тот же объект.
Из представленной в материалы документов выписки из ЕГРН следует, что спорный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 72:23:0427002:926, относится к землям населенных пунктов, в его отношении предусмотрен вид использования под многоквартирный дом (л. д. 50-52).
Согласно акту о состоянии общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, являющего объектом конкурса, многоквартирный дом N 113 по ул. Локомотивная города Тюмени, 1958 года постройки имеет 4 квартиры общей площадью 133,2 кв.м (л. д. 32-33).
Согласно конкурсной документации многоквартирный дом N 113 по ул. Локомотивная города Тюмени имеет общее имущество: фундамент, крышу, чердачное помещение, внутридомовые инженерные сети электроснабжения и отопления. Также имеется общее для дома сооружение, предназначенное для использования всеми собственниками помещений дома.
Признавая спорный дом многоквартирным, апелляционная коллегия исходит из наличия в доме общего имущества, а именно - единой крыши и единого цельного фасада, общего фундамента. Спорное здание располагается на одном земельном участке, что, в свою очередь, влечет вывод о возможности управлении общим имуществом собственниками посредством управляющей организации.
При изложенных обстоятельствах приказ ГЖИ Тюменской области от 04.06.2019 N 03-16-0944/2019 обоснованно признан судом первой инстанции недействительным. Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ не распределяются, в силу освобождения подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.12.2019 по делу N А70-15070/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-15070/2019
Истец: ООО "Системы Городского Обслуживания"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЖИЛИЩНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТЮМЕНИ, Котлярова Л.Ф., Рябков В.Ю.